Посредничество
посредники отказываются вмешиваться в сложные, затяжные конфликты или
дожидаются момента, когда «созреют» условия для их урегулирования.
Сложности посреднической деятельности предъявляют крайне высокие
требования к третьей стороне. Несмотря на то, что в каждом конкретном
конфликте формируются свои критерии, на основе которых осуществляется выбор
посредника, обычно исходят из тех соображений, что посредник должен:
• быть компетентным лицом (обладать соответствующими знаниями и
умениями);
• быть лицом, незаинтересованным в решении вопроса в пользу какой-либо
одной стороны, независимым от участников конфликта, нейтральным и
объективным;
• обладать влиянием, престижем и авторитетом.
Компетентность посредника включает в себя две составляющие: 1) знание
посредником проблемы, лежащей в основе конфликта, и ее контекста; 2)
знание и умение реализовать посреднические функции. При отсутствии
необходимых знаний и умений посредник может только обострить конфликт.
Нередко при выборе посредника обращают внимание на то, чтобы он был
хорошо знаком с проблемой. Однако в ряде случаев более важным может
оказаться вторая составляющая компетенции посредничества — владение
посреднической технологией. Сингапурский дипломат Т. Кох, много лет,
проработавший в США, приводит такой эпизод из своей практики. В 1976 г.
переговоры на 3-ей Конференции по морскому праву зашли в тупик. Позиции
индустриально развитых и развивающихся стран казались несовместимыми. Г.
Киссинджер, который в то время был государственным секретарем США, оказался
незнакомым с проблемой в подробностях. Проведя утро в американской
делегации; а днем встретившись с другими делегациями, к вечеру он смог
представить совершенно новую схему решения проблемы, учитывающую интересы
различных стран, и убедить участников в ее целесообразности[13].
Под требованиями незаинтересованности, нейтральности, объективности
посредника подразумевается то, что он не должен поддерживать ни одну из
сторон, участвующих в конфликте. При наличии даже подозрений в проявлении
посредником симпатий к кому-либо из участников конфликта другой может
отказаться от его услуг, что порой негативно сказывается не только на
процессе урегулирования, но и на репутации посредника.
Сложно быть нейтральным и, соответственно, осуществлять посредничество,
если до этого посредник занимал определенную позицию по вопросу спора. В
подобном случае он не рассматривается конфликтующими сторонами как лицо
беспристрастное. Например, в 1964 г. в Каире ОАЕ приняла решение о том, что
границы африканских государств признаются такими, как они установлены. Это
создало проблему для получения согласия на посредничество ОАЕ тех страны,
которые имели территориальные споры (например, Сомали, Mapoкко)[14].
Говоря о «нейтральности» посредника, следует подчеркнуть, что это понятие
все же является относительным. У посредника всегда есть свои интересы.
Посредник заинтересован уже хотя бы в том, чтобы конфликт был разрешен
мирными средствами. Посредник является заинтересованным лицом также и по
той причине, что в урегулировании конфликта зависят его моральное
удовлетворение, престиж и авторитет. Бывает, что третья сторона прямо
заявляет о своих интересах. Так, в конце 1995 г. президент США Б. Клинтон
прямо заявил, что успешное завершение трехсторонних переговоров между
сербами, хорватами и мусульманами по Боснии, которые были организованы
американской стороной на военно-воздушной базе США в Дейтоне, значат для
американцев очень многое[15].
Наличие собственных интересов у посредника является причиной того, что он
порой иначе, чем участники, воспринимает проблему и отношения сторон в
конфликте. В результате этого феномена может возникнуть непонимание между
посредником и конфликтующими сторонами.
Важно иметь в виду, что сам факт наличия у посредника собственных
интересов, возможность их развития и появления новых в ходе урегулирования
конфликта оказывается весьма существенным фактором, который может приводить
к различным последствиям для дальнейшего урегулирования.
В связи с тем, что понятие «нейтральность» посредника довольно сложно
поддается определению, некоторые авторы подчеркивают: речь должна идти не
столько о нейтральности, сколько о приемлемости посредника для участников
конфликта. Например, в конфликте между Индией и Пакистаном, разгоревшемся в
60-х годах по поводу Кашмира, потенциальными посредниками были
Великобритания, США и ООН. Казалось бы, Великобритания — наилучший
посредник, поскольку и Индия, и Пакистан были членами Содружества. Но Индия
считала, что Великобритания отдает предпочтение Пакистану. Соединенные
Штаты Америки, как сверхдержава, имели тесные контакты с обоими
государствами, однако представители США отказали этим государствам в
предоставлении экономической помощи и даже отменили приглашения официальным
лицам той и другой страны посетить США. Все это вызвало обиды и раздражение
у конфликтующих сторон. ООН в качестве посредника тоже была отклонена, так
как Пакистан полагал, что она находится под слишком большим влиянием США;
Индия же боялась, что эта организация будет жёстко навязывать свое решение.
В такой ситуации с инициативой посредничества выступил СССР,
заинтересованный в стабильности в регионе. Он, продолжая поддерживать
дружественные отношения с Индией, смог установить хорошие контакты и с
Пакистаном. В результате Советский Союз получил согласие обеих стран на
осуществление посреднических услуг[16].
Посреднику необходимо быть влиятельным, обладать престижем и авторитетом.
Дж. Рубин называет такие источники его влияния, как наличие экспертных
знаний; право быть посредником (согласие обеих сторон на посредничество);
возможность получения информации от обеих сторон, в то время как каждый
посредник владеет только собственной информацией; хорошие отношения с
участниками конфликта; возможность «поощрять» и «наказывать» участников.
Требование к посреднику обладать влиянием, престижем и авторитетом и
определяет то, насколько он в состоянии воздействовать на конфликтующие
стороны. Экспертные знания позволяют посреднику быть компетентным, а,
следовательно, побуждают стороны прислушиваться к нему. Если участники
конфликта согласились на посредничество кого-либо, то тем самым они дали
ему право быть посредником и на этом основании выполняют его просьбы и
указания. Обладание информацией от обеих сторон ставит посредника как бы
«над» участниками конфликта, благодаря чему он также усиливает свое
влияние. Наконец, xopoшие отношения посредника с конфликтующими сторонами
формируют высокий уровень доверия к нему. В свою очередь наличие доверия
порождает возможность посредника воздействовать на участников.
Влияние посредника может быть симметричным, т.е. примерно равным по
отношению к конфликтующим сторонам. В других случаях влияние посредника
оказывается асимметричным, т.е. более сильным в отношении одной стороны и
менее — в отношении другой.
Во второй половине XX столетия асимметричное влияние при оказании
посреднических функций стало довольно типичным явлением. Оно повлекло за
собой частое подключение к конфликту одновременно двух, а иногда и большего
числа посредников с разными возможностями влияния на каждого из участников.
Например, боснийский конфликт в первой половине 1990-х гг., где Россия
имела относительно большую возможность влиять на сербов, а США — на
мусульман и хорватов.
Говоря о влиянии, следует иметь в виду, что не только посредник влияет на
участников конфликта, но и они в свою очередь могут оказать влияние на
него. Здесь очень важно, чтобы посредник не оказался бы под влиянием одного
из участников конфликта и тем самым не потерял бы доверие другого.
К названным требованиям, предъявляемым к посреднику, следует еще добавить
такие характеристики, как его терпение, настойчивость в поиске решений,
высокий интеллектуальный уровень. Очень важны здесь и прежние отношения
посредника с конфликтующими сторонами: чем они были лучше ранее, тем более
влиятельным будет посредник.
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ.
§1. Условия эффективности посредничества.
Снижение уровня противостояния сторон, а также их переход от попыток
разрешить противоречия в одностороннем порядке к поиску совместного пути
могут служить объективными показателями успешности посреднической
деятельности. Однако здесь есть два момента.
Во-первых, большинство исследователей и практиков исходят из того, что
результат посредничества определяется не только, и даже не столько тем,
удалось снизить напряженность и подписать, например, соглашение между
конфликтующими сторонами или нет. Его итог значительно шире и включает в
себя, прежде всего изменение отношений между конфликтующими сторонами.
Для того чтобы посреднические усилия были успешными, посредник должен
воздействовать на всю систему конфликта: на отношения между лидерами,
политическими элитами, массами. Более того, посредничество, особенно в
международных конфликтах, нередко оказывает влияние на комплекс отношений в
регионе и в мире в целом. Это означает, что успешно осуществленное
посредничество не только способствует разрешению конкретного конфликта, но
и улучшает общую атмосферу. При таком понимании соглашение — лишь возможное
внешнее проявление изменения этих отношений. Вынужденное соглашение,
которое не затронуло отношений сторон, оказывается временным и потому
малоэффективным.
Во-вторых, если ограничиться только объективными показателями
эффективности деятельности посредника (снижение напряженности, подписание
соглашений и даже изменение отношений), то остается неясной роль самого
посредника в урегулировании конфликта. Не исключено, что участники
самостоятельно нашли решение, а действия посредника в лучшем случае
оказались бесполезными. Поэтому важно учитывать не только то, как
изменились конфликтные отношения, но и то, что конкретно и как сделал
посредник. Иными словами, кроме объективных критериев следует
ориентироваться еще и на субъективные показатели. Последние отражают
степень удовлетворенности сторон посредничеством. Дж. Рубин конкретизировал
субъективные показатели, определив их как-то, в какой мере участники
считают посредничество справедливым, необходимым и результативным.
Справедливое (честное) посредничество означает, что при осуществлении своих
функций посредник одинаково относился к обеим сторонам и не пытался
«подыгрывать» ни одной из них. О необходимом посредничестве можно говорить
тогда, когда ясно, что без усилий посредника было сложно или даже
невозможной обойтись. Оно действительно было нужным участникам.
Результативность посредничества подразумевает, что достигнутые
договоренности имеют реалистичный и стабильный характер. Ни одним из
участников конфликта они не рассматриваются как временный маневр перед
следующим витком развития конфликта.
Проблема с субъективными показателями заключается в том, что участники
конфликта не всегда могут давать адекватную оценку посреднической
деятельности. Причины здесь различны. Одна из возможных — обращение к
посреднику не было продиктовано действительно желанием найти мирный выход
конфликтной ситуации, а лишь явилось предлогом для демонстрации
«невозможности» разрешить конфликт с помощью мирных средств. Другая причина
неудовлетворенности может заключаться в том, что конфликтующие стороны
ожидали от посредника большего (возможно, что и необоснованно), чем реально
удалось получить с его помощью.
Посредник призван решать множество задач. Значит, успех, эффективность
его деятельности определяются еще и тем, насколько были реализованы
поставленные задачи. Иногда функции посредника ограничиваются только
формированием основ для возможного поиска совместного решения или,
например, предоставлением своей территории для встречи сторон. Но даже в
этих случаях, если посредник справился с поставленным кругом задач, можно
говорить об успехе его деятельности, несмотря на то, что конфликтующие
стороны (или одна из них) могут считать ее недостаточной.
Следовательно, в целом же использование не только объективных, но и
субъективных критериев, в том числе внешних по отношению к конфликту
сторон, несомненно, дает возможность лучше оценивать деятельность
посредника, но все равно не решает проблемы полностью. Дело в том, что
бывают конфликты, которые сами по себе легче поддаются урегулированию, а,
следовательно, и вероятность успешного посредничества и по объективным, и
по субъективным показателям в них выше.
Сложности при оценке эффективности посреднических усилий по объективным и
субъективным показателям возникают обычно в конфликтных ситуациях, которые
либо трудно поддаются урегулированию, либо являются достаточно
неопределенными с точки зрения возможности нахождения в них мирного
решения. В таких ситуациях посредник часто бессилен или значительно
ограничен в своих действиях.
При каких условиях все же легче осуществлять посредническую деятельность?
Прежде всего следует выяснить, между какими сторонами произошел конфликт.
Если мы имеем дело с конфликтом, в котором стороны разделяют одни и те же
политические и культурные ценности и участники определены достаточно
однозначно, то такой конфликт легче поддается урегулированию с помощью
посредничества. Если же возникает конфликт, в котором одна из сторон
одновременно сталкивается с серьезными внутренними проблемами, то его
крайне трудно урегулировать с помощью посредничества. Примерами таких
трудноурегулируемых конфликтов могут служить конфликты на Кипре, в бывшей
Югославии и бывшем СССР.
Важным моментом, по мнению ряда исследователей, является соотношение сил
сторон. Легче осуществляется посредничество в том случае, если силы сторон
примерно равны. Здесь больше вероятности» что стороны действительно будут
стремиться к миру и ни одна из них не попытается навязать его на своих
условиях. Некоторые специалисты по посредничеству вообще предлагают
отложить вмешательство в урегулирование, если силы сторон неравны, исходя
из того, что в этом случае достичь взаимоприемлемого решения трудно. Более
сильный участник будет стремиться закрепить свои позиции и вряд ли пойдет
на уступки, а более слабый — едва ли согласится с асимметричным решением.
Он может рассматривать его лишь как временное, на период прекращения огня
(соглашение о перемирии).
Успех посредничества зависит и от того, какие интересы сторон затрагивает
конфликт, — являются ли эти интересы главными, жизненно важными или нет.
Крайне трудно поддаются посредничеству конфликты, которые близки к ситуации
с нулевой суммой. Таковы конфликты, связанные с проблемами безопасности и
территориальными претензиями, идеологические (ценностные) конфликты, к
числу которых можно отнести, например, конфликт на Корейском полуострове,
конфликты по проблемам национального самоопределения, многие конфликты на
территории бывшего СССР и т.д.
Посредничество более эффективно, если оно проходит на нейтральной
территории, а не на территории конфликтующих сторон. В этом случае важную
роль играет чисто психологический фактор.
Наконец, в различных конфликтных ситуациях предпочтительны разные
посредники. Например» Л. Крисберг подчеркивает, что неофициальные
посредники действуют более успешно по сравнению с официальными, если хотя
бы один из участников конфликта не представляет государство. Неофициальному
посреднику легче понять такого участника конфликта, правда, отрицательным
моментом здесь является то, что посредничество требует больше времени.
В целом же необходимо иметь в виду, что перечисленные условия
эффективности посреднической деятельности следует рассматривать как некие
предварительные ориентиры. Конфликты крайне разнообразны и сложны, поэтому
существует множество исключений из общих правил.
§2. Моменты, благоприятные для посредничества.
Один из наиболее широко обсуждаемых вопросов касается времени, когда
третья сторона должна вмешиваться в конфликт, чтобы ее деятельность была
успешной: только ли после обращения к ней конфликтующих сторон или ей
следует предлагать посреднические услуги самостоятельно, не дожидаясь
просьбы? Иными словами, какое — испрашиваемое или предлагаемое —
посредничество обычно более эффективно?
Вообще, как показал американский исследователь Р. Баттеруорс,
проанализировавший международные конфликты с 1945 по 1974 гг., на практике
вмешательство третьей стороны обычно происходит тогда, когда конфликт уже
разгорелся, особенно когда он достиг вооруженной стадии развития (см. табл.
1)[17] и становится очевидной опасность расширения конфликта.
Таблица 1.
Частота вмешательства третьей стороны на различных фазах развития
конфликта (по Р. Баттеруорсу)
|Фаза развития конфликта |Частота |
| |вмешательства |
|До проявления враждебности |64 |
|Проявление враждебности, но без вооружённых столкновений |38 |
|Вооружённые столкновения |117 |
|После прекращения вооружённых столкновений |26 |
|После окончания конфликта |10 |
Среди исследователей нет единого мнения по вопросу о том, в какой момент
развития конфликта все же лучше вступить третьей стороне. Одни авторы
полагают, что не следует торопиться с вмешательством, поскольку считают
самостоятельное подключение третьей стороны к урегулированию конфликта
малоэффективным. А если оно еще и основано на методах принуждения, то может
вести к расширению конфликта.
Проблема же состоит в том, что участники конфликта ищут помощи третьей
стороны, как правило, лишь в случае сложного и длительного конфликта. Часто
к ней обращаются только после того, как в силу вступят факторы, связанные с
проявлением насилия. В результате позднего вмешательства в конфликт многие
возможности его урегулирования оказываются упущенными. Поэтому другие
авторы полагают, что чем раньше третья сторона подключится к
урегулированию, тем быстрее и легче можно будет найти взаимоприемлемое
решение. Именно посредничество на ранних стадиях позволяет участникам
конфликта избежать тупиковых ситуаций, а также проявления насильственных
действий.
Обе точки зрения имеют под собой определенные основания. В зависимости от
характера конфликта в одних случаях целесообразно раннее, самостоятельное
вмешательство третьей стороны, в других — подключение к конфликту на более
поздних стадиях его развития. Конкретные рекомендации здесь дать сложно, но
все-таки чаще официальное посредничество оказывается более эффективным в
тех случаях, когда оно чуть запаздывает и стороны имеют возможность прийти
к выводу, что самим им с конфликтом не справиться. Этот вывод следует из
результатов, полученных швейцарским исследователем Д. Фрайем, рассмотревшим
64 международных конфликта в период с 1964 по 1974 гг., которые
урегулировались с помощью посреднических усилий третьей стороны.
Вмешательство на официальном уровне было более успешным, если оно
происходило на достаточно поздних стадиях развития конфликта и если при
этом интенсивность конфликта была слишком высока. В то же время нельзя не
учитывать тот факт, что ожидание благоприятного момента для вмешательства в
конфликт связано с большим риском. Участники могут оказаться в
эскалационных ловушках, и им будет крайне сложно выйти из конфликта, «не
потеряв лицо», даже, несмотря на помощь посредника.
В целом же, определяя момент вмешательства третьей стороны, следует иметь
в виду, что, с одной стороны, подключившись конфликту раньше, посредник
имеет возможность предупредить его дальнейшую эскалацию и расширение, а с
другой стороны, при более позднем вмешательстве он имеет дело с более
сильной мотивацией сторон к тому, чтобы искать решение мирным путем. В
спорной ситуации посредник помогает участникам осознать необходимость
нахождения взаимоприемлемого решения, а вмешательство его в конфликт на
заключительной стадии способствует поиску такого решения.
Другая проблема — в какой момент развития конфликтных отношений
вмешательство какого посредника наиболее целесообразно. Дж. Рубин,
основываясь на стадиях развития конфликта, предлагает схему, в которой
показан наиболее эффективный момент подключения посредника к конфликту в
зависимости от того, кто выступает в его качестве (см. табл. 2)[18].
Таблица 2.
Целесообразность вмешательства в конфликт различных посредников в
зависимости от стадии его развития
|Фаза конфликта |Стадия |
| |Эскалация |Спорная |Поиск решения |
| |конфликтных |ситуация |проблемы |
| |отношений | |мирными |
| | | |средствами |
|Частное лицо |+ |+ | |
|Исследователь-практик |+ |+ | |
|Официальный представитель | |+ |+ |
|Региональная организация |+ |+ | |
|Международные НПО | | | |
|Международные организации | |+ |+ |
|Малые государства | |+ |+ |
|Большие государства и |+ |+ |+ |
|сверхдержавы | | | |
Заметим, что согласно приведенной выше схеме, деятельность посредника,
обладающего значительными силовыми рычагами (крупные державы), эффективна
на всех трех стадиях развития конфликта. В остальных же случаях
эффективность посреднической деятельности ограничивается одной или двумя
стадиями. Однако следует иметь в виду, что нередко крупные державы излишне
полагаются на использование рычагов давления (финансовая, экономическая
помощь и т.п.) и мало внимания уделяют анализу интересов сторон. Лучше с
подобной задачей справляется тот посредник, у которого нет особо силовых
рычагов воздействия.
Решение вопроса о том, какой посредник и когда наиболее эффективен, в
немалой степени зависит от того, какие задачи он должен решить. Задачи же
эти, как отмечалось ранее, различаются, в том числе, и в зависимости от фаз
урегулирования конфликта. Так, при прекращении насильственных действий и
установлении диалога возникает необходимость выявления того, кто реально
может сесть за стол переговоров. Здесь официальный посредник более
эффективен для разработки повестки дня и достижения договоренностей о
встрече делегаций, в то время как неофициальный посредник может лучше
помочь неофициальному обмену мнениями.
В ходе самих переговоров, ведущихся на официальном уровне, важен
официальный статус посредника — основание для выполнения им посреднических
функций во время переговорного процесса. На этой фазе могут быть эффективны
государства и межправительственные организации.
При выполнении соглашений с задачами мониторинга лучше всего справляются
межправительственные организации; использовать силовые рычаги влияния на
конфликтующие стороны могут крупные державы, развитию же диалога немало
способствуют неофициальные посредники.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Сегодня практически во всех конфликтах в той ли иной форме участвуют
посредники. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в нынешних условиях
выход из конфликта путём переговоров является жизненно важным не только для
непосредственных его участников, но и для других членов мирового
сообщества. Посредничество достаточно гибкий способ воздействия на конфликт
с целью его урегулирования мирными средствами. Оно в большинстве случаев
принимается населением и не вызывает негативных реакций.
Сегодня необходимо создавать сеть как официальных правительственных, так
и неофициальных посреднических организаций, которые бы дополняли друг
друга, взаимодействовали друг с другом, постепенно заполняли собой все
конфликтующие ячейки нашего общества. Само собой разумеется, что на
возникающие конфликтологические структуры должны ложиться пропагандистские
миссии. Им необходимо показывать, что мирный путь решения конфликта
является оптимальным, в то время как силовой способ лишь будет загонять
проблему внутрь.
Международное сотрудничество имеет важный аспект, касающийся личности
посредников. Понятно, что в любом конфликте посредник должен восприниматься
обеими конфликтующими сторонами как человек беспристрастный, абсолютно ни в
чём не заинтересованный, кроме разрешения конфликта. Однако главная роль в
разрешении конфликтов должна быть отведена практике межгосударственного
регулирования конфликтов, включая использование механизма ООН. Однако это
отнюдь не исключает, что наряду с межгосударственным регулированием может
быть применено и неофициальное посредничество как база для более широких
дипломатических шагов.
Посредничество уместно в любом случае, на любом этапе, пусть
первоначально оно будет пробуксовывать, кроме разве что одного случая –
когда в результате некомпетентности таковое начнёт, наоборот, обострять
ситуацию. Более того, оно будет дискредитировать саму идею посредничества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Англо-русский дипломатический словарь (под редакцией В.С.Шах-
Назаровой).
М.,РУССО, 1999 г., 480 с.
2. Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М., 1999.
3. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект
Пресс»,
1999 г., 271с.
4. Лебедева М.М. Уметь вести переговоры. М., 1991 г.
5. Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном
мире:
тенденции, проблемы, перспективы. //Вестник Московского Университета.
Серия 18.
Социология и политология, 1998 г., №3. С.5-10
6. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы,
решения,
технологии. //Новая и новейшая история, 2000 г., №6.
7. Луков В.Б. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития
//Дипломатический вестник. Год 1987 /под редакцией О.Г.Пересыпкина/.
М.,
Международные отношения, 1988 г.С.117-127.
8. Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.
9. Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,
«Международные
отношения», 1970 г.
10. Родин Л. «Роль посредничества в урегулировании межнациональных
конфликтов».
Журнал «Международная жизнь», № 8/9, 1992 г. Стр. 102 -110
11. http://www.conflictologiy.narod.ru
12. http://www.5ballov.ru
-----------------------
[1] Англо-русский дипломатический словарь (под редакцией В.С.Шах-
Назаровой). М.,РУССО, 1999 г., 480 с.
[2] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.
[3]Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект
Пресс», 1999 г.Стр.105
[4] http://www.conflictologiy.narod.ru
[5] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект
Пресс», 1999 г., 271с.
[6] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект
Пресс», 1999 г., 271с.
[7]Лебедева М.М. Развитие неофициального посредничества в современном мире:
тенденции, проблемы, перспективы. //Вестник Московского Университета. Серия
18. Социология и политология, 1998 г., №3. С.5-10
[8] Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М.,
1999.Стр.68
[9] Луков В.Б. Современные дипломатические переговоры: проблемы развития.
//Дипломатический вестник. Год 1987 /под редакцией О.Г.Пересыпкина/. М.,
Международные отношения, 1988 г. Стр.118.
[10] Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,
«Международные отношения», 1970 г. Стр.122
[11] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.
Стр.73
[12] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы,
решения, технологии. //Новая и новейшая история, 2000 г., №6.
[13] Пушмин Э.А. Переговоры при конфликте. Москва, Аспект-пресс, 1999 г.
Стр.79
[14] Пушмин Э.А. Посредничество в международном праве. Москва,
«Международные отношения», 1970 г.
[15] Конфликты в современной России./ Под ред. Е.И. Степанова/. М., 1999.
Стр. 122
[16] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва, «Аспект
Пресс», 1999 г.Стр.137
[17] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва,
«Аспект Пресс», 1999г. Стр.180.
[18] Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. Москва,
«Аспект Пресс», 1999г. 271с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|