скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные международные организации как субъекты международного права

расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о

вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции,

в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава

ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире.

Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению

экономических трудностей.

Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню

экономического развития государств породило и новые весьма сложные

проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического

развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки

отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.

Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения

нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в

других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по

распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области,

как социальная политика и создание Европейского социального фонда,

региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная

политика в области исследований, программа сотрудничества по охране

окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного

сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении

самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене.

Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости

внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке

к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная

конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил

название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех

государств-членов в феврале 1986 г., должным образам ратифицирован на

основе национальных конституционных процедур и вступил в силу с 1 июля 1987

г.

В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед

Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном уровне тенденция к

расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация

институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и

национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры

создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры

сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.

Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ,

утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал

активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов

Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания

сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный

союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа

дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию

Европейского Союза».15

Договор об учреждении Европейского Союза (ЕС) был подписан в старинном

голландском городке Маастрихт 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября

1993 г. после ратификации всеми странами-участниками.

«Цели Союза и средства их достижения указаны в Маастрихтском договоре:

в экономическом плане – существование пространства без границ (т.е. без

государственных границ), наиболее полная связанность в области экономики в

социальной сфере, единая денежная система; в международном плане –

проведение

__________________________________________________________________

15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф.

М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.

совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е.

осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого

гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и

внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.

Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали

существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957

г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и

внутренних дел.

Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС

общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза,

Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической

самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих

учредительных международных соглашений.

В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел

используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-

участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и

предпринимают «совместные действия».

Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г.,

то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил

гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений,

а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении

совместной политики.

Принцип отношений государств стал называться в этой сфере принципом

субсидарности. Он упомянут в преамбуле и ст. 2 Маастрихтского договора и

раскрыт в ст. 5 Договора об образовании Европейского сообщества «В

областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество

вмешивается в соответствии с принципом субсидарности, только когда и

поскольку предполагаемые цели не могут быть реализованы достаточным образом

государствами-членами и могут, следовательно, вследствие их масштабов

или результатов предполагаемых действий быть успешно осуществлены

на уровне

Сообщества».16

ЕС имеет общую территорию, в которую входят территории всех 15-ти

государств его участников. От третьих государств эта международная

организация отделена и общей экономической границей – общим таможенным

тарифом, отношения с ними регулируются общими нормами, обязательными для

всех 15-ти государств. В то же время Союз – вполне открытая организация:

ст.49 Договора устанавливает правила приема других государств.17

Названные в учредительных документах цели ЕС и Сообществ одновременно

указывают и направления, по которым производится вмешательство органов

Союза в деятельность государств – его участников. Для осуществления этих

щелей потребовалось создание новых юридических норм, было создано право,

называющиеся правом сообществ или коммунитарным правом. Задачами этого

права являются, во-первых, установление единообразных правил в областях,

отданных в непосредственное регулирование Сообществ, во-вторых,

«приспособление», «притирание» национального права стран-участниц таким

образом, чтобы оно не препятствовало выполнению задач Сообществ, не чинило

бы юридическими средствами помех экономическим и политическим агентам

государств-участников предпринимать какие-либо действия на общей

территории.

Первоначальными источниками права Сообществ, их своеобразными

«конституционными актами» являются названные договоры об учреждении

Сообществ; затем к ним добавился Единый европейский акт и Маастрихтский

договор.

Кроме первоначальных источников действуют соглашения и конвенции,

заключаемые членами этой международной организации. Существует значительное

число источников, носящих производный характер. Это – административные и

судебные акты, принимаемые органами ЕС. В Европейском сообществе имеются

__________________________________________________________________

16 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25

марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об

учреждение Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении

Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского

сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 49.

17 Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992г.// Единый европейский

акт. Договор о Европейском Союзе, М. 1994. – с.38.

три формы актов административного характера – регламент, директива и

решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них –

Советом министров по предложению Комиссии. Кроме этого, существуют и

необязательные акты – заключения, рекомендации и резолюции. В решениях

Суда, образующих прецеденты, дается официальное толкование права Сообществ.

Суд разрабатывает также юридические концепции, признаваемые государствами-

участниками.

После образования Сообществ и создания ЕС страны-участницы в принципе

сохранили свой суверенитет (они могут выйти из этой международной

организации, свободны в установлении государственного бюджета, выборе

финансовой системы, самостоятельно входят в международные организации и

т.д.), хотя и вынуждены считаться с требованиями ЕС в областях, переданных

в ее ведение. Сам факт участия в Сообществах оказывает влияние на многие

отрасли национального права каждой страны, особенно на торговое,

банковское, таможенное, а в более широком плане – экономическое право.

Затрагивается при этом и конституционное право.

Условно можно выделить две сферы воздействия права Сообществ на

конституционное право:

а) непосредственное, влияющее на правовые отношения внутри страны;

б) косвенное – когда государственно-правовые институты страны вынуждены

считаться с требованиями Сообществ.

В свою очередь, право сообществ должно учитывать национальное право

государств-участников, а принимаемые органами Сообществ решения – влиять

или взаимодействовать с решениями национальных органов государственной

власти. Иными словами, право Сообществ приобрело национальный характер и

имеет одинаковые условия для применения во всех государствах-членах

Сообществ.

При реализации своей внутренней компетенции государства-участники

обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и коммунитарное

право. Отношения между членами Сообществ и Сообществом в целом строятся как

бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе

(абз. 2 ст. 10), заключенном в 1957 г., указывается, что государства-

участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу

осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам Сообществ

рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их

коммунитарному праву.

Учредительные договоры Сообществ не изменили компетенции

законодательных и исполнительных органов государств-участников. Каждое из

них имеет собственное законодательство. Верно, однако, и то, что это

законодательство не должно противоречить договорам о Сообществах. Если

такие имеются, то они должны быть устранены. Иными словами, государства-

члены в значительной степени и в весьма обширных областях деятельности

находятся в подчиненном положении по отношении к органам Сообществ,

утратили часть своей компетенции, и, прежде всего, свободу действий».18

Еще одно новшество – построение Экономического и валютного союза и

введение новой валютной единицы – евро. Несмотря на все сложности и

препятствия с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из

15) ввели новую валютную единицу. Следствием этого стал переход одной из

важнейших сфер осуществления национального суверенитета в совместное

ведение стран-членов ЕС.

«Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения

параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-

членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений

была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно

короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в

Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997

г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование

Амстердамского договора.

Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство

Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических

положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов

субсидиарности и

________________________________________________________________________

______

18 Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 3-е изд. – М.:

изд. БЕК, 2000. – с. 278-281.

пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих

действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней

политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и

защитой прав человека, в результате создания пространства свободы,

безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности

институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет

мак называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили

в ведение Сообществ, в следовательно не регулировались нормами права

Европейских сообществ.

Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе

подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это

относится к попыткам реформы институциональной структуры Союза, которая

была осуществлена только фрагментарно и весьма робко, с отнесением более

кардинальных решений на будущее.

Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, был

передан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был

завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор,

вносящий ряд существенных изменений в структуру и порядок функционирования

Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, сто

создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто

поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают

существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно

участвующие в Европейском Союзе».19

«Европейский союз давно хотел иметь систему защиты прав человека,

подобную той, что закреплена европейской Конвенцией о защите прав человека

и основных свобод (далее – Конвенция или ЕКПЧ). В 1989 году Европарламент

сформулировал обширный каталог основных свобод. Но обе эти попытки в свое

время к успеху не привели.

__________________________________________________________________

19 Европейское право. Учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.

М.Л. Энтина. - М.: изд. НОРМА, 2001. - с.13-14.

В июне 1999 г. на встрече в г. Кельне Европейский совет принял решение

о разработке Хартии основных прав. Тем самым фактически была предпринята

третья попытка Евросоюза подготовить текст такого документа.

7 декабря 2000 г. в Ницце на саммите государств – членов ЕС Хартия

основных прав Европейского союза была провозглашена.

Хартия подразделяется на 7 глав и содержит 54 статьи. Глава 1 получила

название «Достоинство». Она содержит 5 статей и начинается с констатации

того, что «человеческое достоинство неразделимо» и «должно уважаться и

защищаться». Возможно, в этом заключается смысл всех существующих основных

прав, а также прав человека. Другие главы носят названия: «Свобода» (14

статей), «Равенство» (7 статей), «Солидарность» (12 статей), «Права

граждан» (8 статей), «Правосудие» (4 статьи) и «Общие положения» (4

статьи).

Характеризуя права, содержащиеся в Хартии, можно сказать следующее:

помимо общих положений, права, содержащиеся в Хартии, относятся прежде

всего к гражданским и политическим правам. Они во многом похожи на те

права, которые перечислены в Европейской социальной ЕКПЧ. В ней есть также

социальные, экономические и культурные права, во многом схожие с теми,

которые перечислены в Европейской социальной хартии, принятой в 1960 году,

и ее редакции от 1996 года. И наконец, в Хартию входят права, специально

зарезервированные для граждан Европейского союза. Это последняя часть прав

не распространяется на всех лиц, а только на тех из них, которые являются

гражданами одного из государств-членов ЕС».20

2.2. ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.

Главными органами Европейского союза являются: Европейский Совет, Совет

Европейского союза, Европейский парламент, Европейская Комиссия и Суд

Европейских сообществ.

_________________________________________________________________

20 Крюгер Х.К. 2 шага по пути к Конституции Европы. - // Российская

Юстиция – 2001 - №10 – с.57.

Европейский Совет.

«Европейский совет – высший орган политического руководства Европейских

сообществ и Европейского Союза. В его состав входят главы государств и /

или правительств стран-членов, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а

равно Председатель Европейской Комиссии. Европейский Совет решает вопросы,

связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения,

особо необходимые для разработки и введения новых учредительных актов,

созыва межправительственных конференций, рассматривает и одобряет (или ре

одобряет) намечаемые программы развития, решает конкурентные вопросы,

связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры

экономического, социального и финансового развития Союза, рассматривает

вопросы, связанные с формированием Европейской Комиссии, осуществляет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.