Региональные международные организации как субъекты международного права
расширения Европейских сообществ. В 1972 г. было подписано соглашение о
вступлении в ЕС Англии, Ирландии и Дании, в 1979 г. – о вступлении Греции,
в 1986 г. – Испании и Португалии. Безусловно, расширение численного состава
ЕС повысило удельный вес, роль и влияние Сообществ в современном мире.
Объединение усилий способствовало в определенной степени преодолению
экономических трудностей.
Вместе с тем вступление в состав Сообщества неодинаковых по уровню
экономического развития государств породило и новые весьма сложные
проблемы, связанные, в частности, с выравниванием уровней экономического
развития, с необходимостью оказания дополнительной помощи и поддержки
отсталым регионам в рамках Европейских сообществ.
Развитие Европейских сообществ выявило также необходимость дополнения
нарастающего экономического сотрудничества более тесным сотрудничеством и в
других областях. В рамках учредительного акта 1957 г. были приняты меры по
распространению юрисдикции Европейских сообществ на такие важные области,
как социальная политика и создание Европейского социального фонда,
региональное развитие и создание соответствующих структур, совместная
политика в области исследований, программа сотрудничества по охране
окружающей среды. Все больше и больше ощущалась необходимость более тесного
сотрудничества государств – членов ЕС в политической сфере, в утверждении
самобытности и идентичности Европейских сообществ на международной арене.
Все эти побудительные причины сыграли свою роль в решении о необходимости
внесения существенных изменений в Римские учредительные акты и в подготовке
к созданию Европейского Союза. Созванная в этих целях межправительственная
конференция подготовила проект нового учредительного акта, который получил
название Единого европейского акта. Он был подписан представителями всех
государств-членов в феврале 1986 г., должным образам ратифицирован на
основе национальных конституционных процедур и вступил в силу с 1 июля 1987
г.
В этом документе дана новая формулировка целей, стоящих перед
Европейским Сообществом, зафиксирована на договорном уровне тенденция к
расширению сферы ведения Европейских сообществ, намечена реструктуризация
институциональной системы, определены меры по гармонизации права ЕС и
национального права государств-членов, намечены в общих чертах контуры
создания Экономического и валютного союза, определены основные параметры
сотрудничества государств-членов во внешнеполитической сфере.
Единый европейский акт содействовал консолидации достижений Сообществ,
утверждению и расширению правовых начал в их деятельности. Он способствовал
активизации процесса интеграции, рационализации деятельности институтов
Сообществ, заложил в значительной мере предпосылки для перерастания
сотрудничества государств-членов в более тесный Экономический и валютный
союз, а равно и политический союз. Тем самым была намечена программа
дальнейшей эволюции, которая и подготовила переход к образованию
Европейского Союза».15
Договор об учреждении Европейского Союза (ЕС) был подписан в старинном
голландском городке Маастрихт 7 февраля 1992 г. и вступил в силу 1 ноября
1993 г. после ратификации всеми странами-участниками.
«Цели Союза и средства их достижения указаны в Маастрихтском договоре:
в экономическом плане – существование пространства без границ (т.е. без
государственных границ), наиболее полная связанность в области экономики в
социальной сфере, единая денежная система; в международном плане –
проведение
__________________________________________________________________
15 Европейское право. Уч-к для ВУЗов /под общ. ред. д.ю.н., проф.
М.Л.Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с 14-23.
совместной внешней политики и политики совместной безопасности, т.е.
осуществляется политическое сотрудничество государств; установление единого
гражданства Союза; сотрудничество стран-участников в сфере юстиции и
внутренних дел; сохранение достигнутого уровня интеграции и его развитие.
Тремя «опорами» этой международной организации, таким образом, стали
существовавшие ранее три европейских Сообщества, образованные в 1951 и 1957
г.г., совместная внешняя политика и сотрудничество в области юстиции и
внутренних дел.
Названные три Сообщества имели и имеют сейчас после образования ЕС
общие главные органы – Европейский Совет, Совет Европейского Союза,
Комиссию, Европарламент и Суд, которые обладают юридической
самостоятельностью и компетенцией, вытекающими из соответствующих
учредительных международных соглашений.
В сферах внешней политики и области юстиции и внутренних дел
используется механизм межправительственного сотрудничества. Государства-
участники вырабатывают общие позиции по международным вопросам и
предпринимают «совместные действия».
Если сказать в двух словах о значении Маастрихтского договора 1992 г.,
то отношения между его участниками он сделал более политическими, установил
гражданство Союза, усилил роль Европейского парламента в принятии решений,
а также уточнил роль государств-участников в принятии и осуществлении
совместной политики.
Принцип отношений государств стал называться в этой сфере принципом
субсидарности. Он упомянут в преамбуле и ст. 2 Маастрихтского договора и
раскрыт в ст. 5 Договора об образовании Европейского сообщества «В
областях, которые не относятся к его исключительной компетенции, Сообщество
вмешивается в соответствии с принципом субсидарности, только когда и
поскольку предполагаемые цели не могут быть реализованы достаточным образом
государствами-членами и могут, следовательно, вследствие их масштабов
или результатов предполагаемых действий быть успешно осуществлены
на уровне
Сообщества».16
ЕС имеет общую территорию, в которую входят территории всех 15-ти
государств его участников. От третьих государств эта международная
организация отделена и общей экономической границей – общим таможенным
тарифом, отношения с ними регулируются общими нормами, обязательными для
всех 15-ти государств. В то же время Союз – вполне открытая организация:
ст.49 Договора устанавливает правила приема других государств.17
Названные в учредительных документах цели ЕС и Сообществ одновременно
указывают и направления, по которым производится вмешательство органов
Союза в деятельность государств – его участников. Для осуществления этих
щелей потребовалось создание новых юридических норм, было создано право,
называющиеся правом сообществ или коммунитарным правом. Задачами этого
права являются, во-первых, установление единообразных правил в областях,
отданных в непосредственное регулирование Сообществ, во-вторых,
«приспособление», «притирание» национального права стран-участниц таким
образом, чтобы оно не препятствовало выполнению задач Сообществ, не чинило
бы юридическими средствами помех экономическим и политическим агентам
государств-участников предпринимать какие-либо действия на общей
территории.
Первоначальными источниками права Сообществ, их своеобразными
«конституционными актами» являются названные договоры об учреждении
Сообществ; затем к ним добавился Единый европейский акт и Маастрихтский
договор.
Кроме первоначальных источников действуют соглашения и конвенции,
заключаемые членами этой международной организации. Существует значительное
число источников, носящих производный характер. Это – административные и
судебные акты, принимаемые органами ЕС. В Европейском сообществе имеются
__________________________________________________________________
16 Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25
марта 1957 г. // Договоры об учреждении Европейских сообществ: Договор об
учреждение Европейского объединения угля и стали, Договор об учреждении
Европейского экономического сообщества, Договор об учреждении Европейского
сообщества по атомной энергии. М. 1994. – с. 49.
17 Договор о Европейском Союзе от 7 февраля 1992г.// Единый европейский
акт. Договор о Европейском Союзе, М. 1994. – с.38.
три формы актов административного характера – регламент, директива и
решение. Они принимаются Комиссией, а наиболее значительные из них –
Советом министров по предложению Комиссии. Кроме этого, существуют и
необязательные акты – заключения, рекомендации и резолюции. В решениях
Суда, образующих прецеденты, дается официальное толкование права Сообществ.
Суд разрабатывает также юридические концепции, признаваемые государствами-
участниками.
После образования Сообществ и создания ЕС страны-участницы в принципе
сохранили свой суверенитет (они могут выйти из этой международной
организации, свободны в установлении государственного бюджета, выборе
финансовой системы, самостоятельно входят в международные организации и
т.д.), хотя и вынуждены считаться с требованиями ЕС в областях, переданных
в ее ведение. Сам факт участия в Сообществах оказывает влияние на многие
отрасли национального права каждой страны, особенно на торговое,
банковское, таможенное, а в более широком плане – экономическое право.
Затрагивается при этом и конституционное право.
Условно можно выделить две сферы воздействия права Сообществ на
конституционное право:
а) непосредственное, влияющее на правовые отношения внутри страны;
б) косвенное – когда государственно-правовые институты страны вынуждены
считаться с требованиями Сообществ.
В свою очередь, право сообществ должно учитывать национальное право
государств-участников, а принимаемые органами Сообществ решения – влиять
или взаимодействовать с решениями национальных органов государственной
власти. Иными словами, право Сообществ приобрело национальный характер и
имеет одинаковые условия для применения во всех государствах-членах
Сообществ.
При реализации своей внутренней компетенции государства-участники
обязаны уважать общие принципы учредительных договоров и коммунитарное
право. Отношения между членами Сообществ и Сообществом в целом строятся как
бы на принципе административной опеки. В Договоре о Европейском сообществе
(абз. 2 ст. 10), заключенном в 1957 г., указывается, что государства-
участники воздерживаются от всех мер, могущих поставить под угрозу
осуществление целей договора. Эта статья позволяет органам Сообществ
рассматривать акты внутреннего права с точки зрения непротиворечия их
коммунитарному праву.
Учредительные договоры Сообществ не изменили компетенции
законодательных и исполнительных органов государств-участников. Каждое из
них имеет собственное законодательство. Верно, однако, и то, что это
законодательство не должно противоречить договорам о Сообществах. Если
такие имеются, то они должны быть устранены. Иными словами, государства-
члены в значительной степени и в весьма обширных областях деятельности
находятся в подчиненном положении по отношении к органам Сообществ,
утратили часть своей компетенции, и, прежде всего, свободу действий».18
Еще одно новшество – построение Экономического и валютного союза и
введение новой валютной единицы – евро. Несмотря на все сложности и
препятствия с 1 января 1999 г. 11 государств-членов Европейского Союза (из
15) ввели новую валютную единицу. Следствием этого стал переход одной из
важнейших сфер осуществления национального суверенитета в совместное
ведение стран-членов ЕС.
«Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения
параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-
членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений
была созвана межправительственная конференция, которая в сравнительно
короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в
Договор о Европейском Союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997
г. в Амстердаме. По месту своего подписания он получил наименование
Амстердамского договора.
Новый договор внес ряд существенных новелл в строительство
Европейского Союза. Они касаются таких концептуальных и практических
положений, как формула продвинутого сотрудничества, уточнение принципов
субсидиарности и
________________________________________________________________________
______
18 Конституции зарубежных государств: учебное пособие. – 3-е изд. – М.:
изд. БЕК, 2000. – с. 278-281.
пропорциональности, более четкое определение понятия общей политики и общих
действий Сообществ, уточнение сферы сотрудничества в области внешней
политики и безопасности. Заметно расширены положения, связанные с охраной и
защитой прав человека, в результате создания пространства свободы,
безопасности и законности, уточнены некоторые аспекты деятельности
институтов Европейского Союза, расширена сфера действия права ЕС за счет
мак называемой коммунитаризации ряда областей, которые в прошлом не входили
в ведение Сообществ, в следовательно не регулировались нормами права
Европейских сообществ.
Вместе с тем некоторые вопросы, подлежавшие рассмотрению в ходе
подготовки Амстердамского договора, решены не были. В частности, это
относится к попыткам реформы институциональной структуры Союза, которая
была осуществлена только фрагментарно и весьма робко, с отнесением более
кардинальных решений на будущее.
Амстердамский договор, как и любой другой учредительный акт, был
передан на ратификацию государствам-членам. Процесс ратификации был
завершен в первой половине 1999 г., и с мая этого года данный Договор,
вносящий ряд существенных изменений в структуру и порядок функционирования
Сообществ и Союза, введен в действие. Важно, однако, подчеркнуть, сто
создание и эволюция Европейского Союза не означают исчезновение или просто
поглощение Европейских сообществ. Все три Европейских сообщества продолжают
существовать как самостоятельные интеграционные объединения, одновременно
участвующие в Европейском Союзе».19
«Европейский союз давно хотел иметь систему защиты прав человека,
подобную той, что закреплена европейской Конвенцией о защите прав человека
и основных свобод (далее – Конвенция или ЕКПЧ). В 1989 году Европарламент
сформулировал обширный каталог основных свобод. Но обе эти попытки в свое
время к успеху не привели.
__________________________________________________________________
19 Европейское право. Учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.
М.Л. Энтина. - М.: изд. НОРМА, 2001. - с.13-14.
В июне 1999 г. на встрече в г. Кельне Европейский совет принял решение
о разработке Хартии основных прав. Тем самым фактически была предпринята
третья попытка Евросоюза подготовить текст такого документа.
7 декабря 2000 г. в Ницце на саммите государств – членов ЕС Хартия
основных прав Европейского союза была провозглашена.
Хартия подразделяется на 7 глав и содержит 54 статьи. Глава 1 получила
название «Достоинство». Она содержит 5 статей и начинается с констатации
того, что «человеческое достоинство неразделимо» и «должно уважаться и
защищаться». Возможно, в этом заключается смысл всех существующих основных
прав, а также прав человека. Другие главы носят названия: «Свобода» (14
статей), «Равенство» (7 статей), «Солидарность» (12 статей), «Права
граждан» (8 статей), «Правосудие» (4 статьи) и «Общие положения» (4
статьи).
Характеризуя права, содержащиеся в Хартии, можно сказать следующее:
помимо общих положений, права, содержащиеся в Хартии, относятся прежде
всего к гражданским и политическим правам. Они во многом похожи на те
права, которые перечислены в Европейской социальной ЕКПЧ. В ней есть также
социальные, экономические и культурные права, во многом схожие с теми,
которые перечислены в Европейской социальной хартии, принятой в 1960 году,
и ее редакции от 1996 года. И наконец, в Хартию входят права, специально
зарезервированные для граждан Европейского союза. Это последняя часть прав
не распространяется на всех лиц, а только на тех из них, которые являются
гражданами одного из государств-членов ЕС».20
2.2. ОРГАНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА.
Главными органами Европейского союза являются: Европейский Совет, Совет
Европейского союза, Европейский парламент, Европейская Комиссия и Суд
Европейских сообществ.
_________________________________________________________________
20 Крюгер Х.К. 2 шага по пути к Конституции Европы. - // Российская
Юстиция – 2001 - №10 – с.57.
Европейский Совет.
«Европейский совет – высший орган политического руководства Европейских
сообществ и Европейского Союза. В его состав входят главы государств и /
или правительств стран-членов, возглавляющих исполнительную ветвь власти, а
равно Председатель Европейской Комиссии. Европейский Совет решает вопросы,
связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения,
особо необходимые для разработки и введения новых учредительных актов,
созыва межправительственных конференций, рассматривает и одобряет (или ре
одобряет) намечаемые программы развития, решает конкурентные вопросы,
связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры
экономического, социального и финансового развития Союза, рассматривает
вопросы, связанные с формированием Европейской Комиссии, осуществляет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|