скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные международные организации как субъекты международного права

дела, сторонами в которых выступают государства – члены ЕС, институты Союза

либо государства и институты Союза.

К юрисдикции Суда первой инстанции относятся рассмотрение трудовых

споров, которое предусмотрено ст. 179 Договора о ЕС. Он же рассматривает

дела, предусмотренные ст. 33 и 35 Договора о ЕОУС, относящиеся к

оспариванию решений Совета, выполняющего функции Высшего руководящего

органа, со стороны частных лиц, а также споры, касающиеся

частнопредпринимательской деятельности, предусмотренные в ст.50 и ст. 57-66

того же Договора. СПИ рассматривает иски, предъявляемые частными лицами

против институтов Сообществ на основании ст. 173, относящиеся к контролю за

законностью и предусматривающие возможность оспаривания нормативно-правовых

актов, принятых институтами ЕС. К юрисдикции СПИ относится разрешение дел

по ст. 175 Договора о ЕС, предусматривающие возможность предъявления иска о

бездействии в связи с неисполнением обязательств институтами Сообществ

относительно издания ими акта, рекомендации или заключения, предусмотренных

учредительным договором. СПИ рассматривает также иски по ст. 178 Договора о

ЕС, связанные с возмещением вреда и предусмотренные, в частности, ст. 215

Договора о ЕС.

Существенное расширение юрисдикции СПИ было осуществлено решением

Совета от 8 июня 1993 г. Была расширена возможность рассмотрения в СПИ

исков об аннулировании; исков, связанных с договорной и внедоговорной

ответственностью; исков о бездействии, вчиняемых частными лицами; а также

дел, связанных с борьбой против демпинга или нарушением правил торговли.

Опыт существования и функционирования Суда ЕС, а в последующем и Суда

первой инстанции свидетельствует о том, что судебная система Европейских

сообществ не только выдержала проверку временем, но и смогла утвердиться в

качестве одного из важных элементов институциональной структуры Сообществ и

Союза. Суд ЕС с момента своего создания и по настоящее время одним из

важнейших инструментов интеграции и обеспечивает неуклонное и единообразное

применение и толкование европейского права».23

2.3. ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ И РОССИЯ.

«24 июня 1994 г. на о. Корфу было заключено Соглашение о партнерстве и

сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими

сообществами и их государствами-членами – с другой.

Главная цель Соглашения состоит в том, чтобы создать благоприятные

условия для интеграции России в европейскую и мировую экономику. Определяя

природу отношений, развивающихся между Россией и Сообществом, Соглашение

устанавливает, что в основе заложены принципы партнерства и сотрудничества.

Соглашение предусматривает в качестве одной из важнейших целей создание

условий для учреждения в будущем «зоны свободной торговли» между Россией и

__________________________________________________________________

23 Европейское право. учебник для ВУЗов / под общ.ред. д.ю.н., проф.

М.Л. Энтина – М.: изд. НОРМА, 2001. – с.231-297.

Европейским Союзом.

Стороны предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования,

свободу транзита, освобождение от импортных пошлин и сборов на временно

ввозимые товары, отменяют многие количественные ограничения на ввоз

товаров. Произошли выгодные для России изменения в сфере защиты внутреннего

рынка. Установлено, что компании и граждане России получают благоприятные

условия для выхода на единый рынок европейских сообществ, а компании и

граждане Европейского союза - на российский рынок.

Политическая сторона Соглашения отчетливо проявляется в том, что

стороны заявили о своих обязательствах содействовать международному миру и

безопасности, в полной мере применять все принципы и положения,

содержащиеся в Заключительном акте Совещания по безопасности и

сотрудничеству в Европе.

Особое значение в Соглашении придается положениям о верховенстве право

и уважении прав человека, прежде всего прав меньшинств, о создании

многопартийной системы со свободными и демократическими выборами и

экономической либерализации, имеющей целью создание рыночной экономики.

Стороны сочли необходимым записать в преамбуле, что основу партнерства

составляют не только экономические, но и политические свободы.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией с

одной стороны и европейскими сообществами и их государствами-членами – с

другой, заключено первоначально на 10 лет.

Соглашение, несомненно, играет важное значение для России и существенно

способствует сближению ее с Европейским Союзом и укреплению позиций на

континенте и во всем мире».24

__________________________________________________________________

24 Топорнин Б.Н. Европейское право. уч-к / ин-т г-ва и права РАН. – М.:

ЮРИСТЪ, 1998 – с.253-257.

3. СОВЕТ ЕВРОПЫ.

1. СОВЕТ ЕВРОПЫ КАК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ.

Совет Европы как международная организация основан 5 мая 1949 года. На

момент образования в него входили 10 государств-учредителей: Бельгия,

Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды,

Соединенное Королевство и Швеция, к которым позднее присоединились Греция,

Турция, Исландия, Германия, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Португалия,

Испания, Лихтенштейн, Сан-Марина, Финляндия, Венгрия, Польша, Болгария,

Эстония, Литва, Словакия, Румыния, Андорра, Латвия, Албания, Молдова,

Украина, Македония, Россия, Хорватия, Армения, Азербайджан и Грузия.

Сегодня ни одна из европейских структур не имеет в своем составе такого

количества участников.

Совет Европы – международная межправительственная и межпарламентская

организация, основными целями которой являются:

- правовое обеспечение прав и свобод человека;

- содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;

- поиск совместных решений социальных проблем (национальные

меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД,

биоэтика, наркомания и т.д.);

- развитие политического партнерства с новыми демократическими странами

Европы;

- помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении

политических, законодательных и конституционных реформ и т.д.

Уставные цели Совета Европы

Статья 1 Устава Совета Европы

1. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его

Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их

достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

2. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы

посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения

соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной,

культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и

путем поддержания и дальнейшего осуществления прав и основных свобод.

Статья 2 Устава Совета Европы

Каждый Член Совета Европы должен признать принцип верховенства Права и

принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его

юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и

искренно и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной

в главе 1.

Статья 3 Устава Совета Европы

Любое европейское государство, которое рассматривается как способное и

стремящееся соответствовать положениям статьи 3, может быть приглашено

Комитетом Министров стать Членом Совета Европы. Любое приглашенное таким

образом государство рассматривается в качестве Члена Совета Европы с даты

передачи Генеральному Секретарю от имени этого государства акта о

присоединении к настоящему Уставу.

Каждое европейское государство может стать членом Совет Европы при

условии, что оно признает верховенство закона и гарантирует каждому лицу,

находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и

свободами.25

«Основные органе СЕ – Комитет Министров, Парламентская Ассамблея,

Конгресс местных и региональных органов власти Европы и Секретариат.

Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) является одним из главных

органов СЕ. Она наделена консультативными функциями (до 1974 г. называлась

Консультативной ассамблеей). Уполномочена обсуждать любые вопросы, входящие

согласно Уставу в компетенцию Совета Европы, и представлять

соответствующие заключения в виде резолюций или рекомендаций, которые могут

адресоваться как Комитету Министров СЕ, так и непосредственно правитель -

__________________________________________________________________

25 Устав Совет Европы от 5 мая 1949 г. // Право Совета Европы и Россия.

Сборник документов и материалов. – Изд. 2-е доп. Краснодар, 1996г. – с.132-

133.

ствам стран-членов. Для принятия резолюций или решений по процедурным

вопросам норму большинства определяет сама ПАСЕ.

Именно ПАСЕ, изучив все обстоятельства, взвесив «обязательства и

договоренности», рекомендует Комитету Министров приглашать или не

приглашать ту или иную страну в Совет Европы.

В ПАСЕ входят делегации от всех государств-членов Совета Европы.

Количество представителей от каждой страны определяется пропорционально

численности ее населения (Англия, Италия, Франция, ФРГ, Россия – по 18

мест, а Лихтенштейн, Сан-Марино и Андорра – по 2 места). Они избираются или

назначаются национальными парламентами из числа своих депутатов. Лишить их

мандата может только ПАСЕ. Представители не должны быть членами

правительств своих стран. Они имеют своих заместителей, которые, в случае

необходимости, могут выступать на заседаниях и даже принимать участие в

голосовании.

Полномочия представителей действуют в течение одной сессии ПАСЕ,

которая разбивается на четыре раунда. Как правило , ПАСЕ заседает в штаб-

квартире Совета Европы (г. Страсбург). Организуются также выездные сессии

(«мини-сессии»).

Сессия ПАСЕ избирает (из числа представителей) Председателя ПАСЕ

сроком, как правило, на 3 года и его заместителей. Председатель не имеет

права участвовать в дебатах и голосовать. По инициативе Председателя ПАСЕ

или Комитета Министров Совета Европы и в случае их обоюдного согласия могут

проводиться специальные сессии ПАСЕ. Если ПАСЕ не принимает иного решения,

ее сессии являются открытыми для публики. С 1992 г. по 1995 г.

председателем ПАСЕ являлся испанский социалист Мигель Мартинес. С 1996 года

– Лени Фишер (Германия).

Для осуществления функций ПАСЕ в промежутках между сессиями формируется

Постоянная комиссия. Она состоит из членов Бюро ПАСЕ, председателей общих

комиссий, входящих в постоянную комиссию по должности, председателей

партийных групп и нескольких членов, дополнительно назначаемых Ассамблеей.

В начале каждой очередной сессии ПАСЕ создает ряд общих комиссий для

рассмотрения соответствующих вопросов и подготовки докладов: по

политическим вопросам и проблемам здравоохранения; юридическим вопросам;

культуре и образованию; науке и технике; региональному планированию и

местным органам власти; по правилам процедуры; по сельскому хозяйству; по

связям с европейскими странами-нечленами ПАСЕ; парламентским вопросам и

связям с общественностью; финансовым вопросам и межправительственной

рабочей программе и по вопросам миграции, беженцев и демографии. По мере

необходимости создаются специальные комиссии.

Численный состав общих комиссий и представительство в них стран-членов

определяется ПАСЕ. Членами комиссий могут быть и заместители председателей.

Общие комиссии рассматривают документы, переданные им Бюро ПАСЕ (доклады

Комитета Министров, национальных и международных организаций, с которыми

Совет Европы состоит в официальных отношениях), вопросы, переданные ПАСЕ ее

Бюро и Постоянной комиссией, и, наконец, меры, принятые по рекомендациям и

резолюциям ПАСЕ.

ПАСЕ сотрудничает в Европейским парламентом, Парламентской Ассамблеей

ОБСЕ, Североатлантической Ассамблеей, Ассамблеей Западноевропейского Союза,

Консультативным парламентским комитетом Бенилюкса, парламентами западных

стран, не входящих в Совет Европы (главным образом США, Канады, Японии), а

также с рядом экономических организаций Западной Европы. ПАСЕ имеет статус

наблюдателя в некоторых специализированных учреждениях системы ООН,

международных неправительственных организациях.

Комитет Министров занимает ключевое место в системе органов Совета

Европы. Именно он уполномочен выступать и принимать решения от имени этой

организации.

Комитет Министров обычно заседает два раза в год в Страсбурге в составе

министров иностранных дел государств-членов и дважды в месяц на уровне

аккредитованных в Страсбурге при Совете Европы их постоянных

представителей, которые, за некоторым исключением, наделены теми же

полномочиями, что и министры. Работа Комитета Министров носит закрытый

характер. По итогам заседаний публикуются коммюнике или декларации.

Руководит работой Комитета Министров Бюро в составе председателя и двух

его заместителей. Председателем Комитета Министров становятся по

очередности на основе английского алфавита на полгода министры иностранных

дел стран-членов Совета Европы. Заместителями являются бывший и будущий

председатели.

Задача Комитета Министров (КМ) – рассмотрение и принятие решения по

вопросам, связанным с реализацией целей Совет Европы. Свою работу Комитет

Министров строит как исходя из собственной инициативы, так и с учетом

пожеланий и рекомендаций Парламентской Ассамблеи Совета Европы.

В статье 15 Устава Совета Европы (Глава IV. «Кабинет Министров») прямо

указывается на то, что

а) Комитет Министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по

собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение цели

Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение

Правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов. О

сделанных Комитетом Министров заключениях Генеральный Секретарь уведомляет

Членов Совета Европы.

б) Заключения Комитета Министров в надлежащих случаях могут быть

сделаны в форме рекомендаций Правительством Членов, и Комитет Министров

может запрашивать Правительства Членов о ходе выполнения таких

рекомендаций».26

Согласно установленной процедуре, именно Комитет Министров СЕ

обращается в Парламентскую Ассамблею с просьбой высказать суждение о

соответствии страны-кандидата уставным критериям СЕ, после получения заявки

от страны на вступление.

ПАСЕ назначает юридических экспертов – представителей Европейского

Су__________________________________________________________________

26 Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г.// Международное право в

документах: учебное пособие (сост. Н.Г.Блатова, Г.М. Мелков). 3-е изд.

перераб. и доп. – М.: 2002 – с. 305.

да и Европейской Комиссии по правам человека, которым поручается оценка

основ национального законодательства и правовой практики конкретного

государства на предмет их «соответствия общепризнанным стандартам

демократии и прав человека».

Одновременно ПАСЕ назначает юридических экспертов трех докладчиков по

досье страны-кандидата. Ими становятся представители важнейших комиссий

Ассамблеи: по политическим вопросам, по юридическим вопросам и правам

человека и по связям со странами-нечленами.

При наличии положительных выводов ПАСЕ утверждает рекомендации Комитету

Министров СЕ.

Комитет Министров принимает окончательное решение и оформляет его в

виде приглашения государству-кандидату стать членом СЕ. Он же устанавливает

сумму финансового взноса нового члена. Критериями здесь являются доля

валового национального продукта на душу населения страны и ее численность.

Помощь Комитету Министров оказывают постоянные и создаваемые по мере

необходимости комитеты и комиссии для решения тех или иных задач. В

настоящее время их насчитывается более 100, в т.ч. по борьбе с расизмом,

ксенофобией, антисемитизмом и нетерпимостью.

Решения Комитета Министров, в том числе и бюджетные, принимаются

большинством в две трети голосов. В некоторых случаях, например, при

утверждении рекомендаций, адресованных правительствам, требуется

единогласие. По вопросам процедурного характера достаточно простого

большинства.

Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОВЕ) –

консультативный орган, представляющий местные (местное самоуправление) и

региональные власти. Он состоит из двух палат: одна палата представляет

интересы местного самоуправления, другая – региональных органов власти.

Каждая палата раз в два года избирает председателя и рабочий президиум.

Председатель Конгресса также избирается один раз в два года поочередно из

состава сначала одной палаты, затем другой. Президиум Конгресса состоит из

членов президиумов обеих палат, а также из председателя Конгресса.

Пленарные заседания КМРОВЕ проводятся раз в год во Дворце Европы в

Страсбурге.

КМРОВЕ предшествовала деятельность постоянной Конференции местных и

региональных органов власти Европы (начиная с 1957 года), которая сыграла

значительную роль в развитии местной и региональной административной

автономии во многих государствах-членах Совета.

Члены Конгресса и их заместители (по 286 человек) представляют более

150.000 местных и региональных органов европейских стран. Они являются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.