скачать рефераты

МЕНЮ


Региональные международные организации как субъекты международного права

представителями, избранными от территориальных образований, или

государственными служащими, напрямую подчиненными им. Повседневную

деятельность организации обеспечивает Постоянный Комитет, в который входят

представители всех делегаций от государств-членов, а также образуемые

палатами рабочие группы по различным проблемам, решаемым на местном уровне

(жилье, безработица, образование, развитие городских центров, сельской

местности и т.д.).

К приоритетным направлениям работы Конгресса местных и региональных

властей можно отнести:

- обеспечение участия местных и региональных властей в достижении

идеала европейского единства;

- обеспечение членам местных и региональных советов возможности участия

в разработке административных структур;

- помощь новым демократическим государствам в создании эффективных

местных административных структур;

- налаживание межрегионального сотрудничества особенно в приграничных

районах и содействие развитию мира, терпимости и экономического роста;

- приобщение с помощью различных мероприятий граждан к «базовой»

местной и региональной демократии;

- содействие адаптации в обществе иммигрантских общин и других групп,

находящихся в худших по сравнению с остальными условиях и другие.

Суммируя вышесказанное, следует, во-первых, отметить, что к основным

сферам деятельности Совета Европы относятся:

- контроль (мониторинг) за соблюдением прав человека в государствах-

членах Совета Европы;

- активная разработка международных правовых актов, рекомендаций в

целях совершенствования национального законодательства странами-членами

Совета Европы;

- оказание содействия развитию местных властей, трансграничного

сотрудничества;

- развитие единого европейского культурного наследия, внимание к

проблемам здравоохранения, молодежи, спорта;

- правовое обеспечение решения актуальных европейских социально-

экономических проблем, охраны окружающей среды и регионального

планирования;

- содействие деятельности средств массовой информации;

- выявление и предотвращение новых угроз в области прав человека,

социального измерения (биоэтика, детская проституция, социальное

отторжение, занятость, «сексуальный туризм» и т.д.), европейской

безопасности, борьбы с терроризмом и т.д.

Во-вторых, за почти 50-летнее существование Совета Европы

сформировалась достаточно стройная правовая система государств-членов этой

организации, которая, по мнению автора, включает:

- Право Совета Европы как совокупность юридических норм обязательного и

рекомендательного характера и их официальных источников (европейских

Конвенций и т.д.), представляющее собой одну из «ветвей» современного

международного гуманитарного права;

- Юридическую практику, - собственно деятельность политико-правовых

институтов Совета Европы как международной организации в области защиты

прав человека, решения других уставных задач и «вызовов» времени, во многом

формирующую прецедентное право;

- Основные институты Совета Европы, которые были названы выше (Комитет

Министров, ПАСЕ, КМРОВЕ, единые Европейский Суд и Европейская

Комиссия по правам человека и т.д.).»27

3.2. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА – ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВЕТ ЕВРОПЫ.

«В своей повседневной деятельности через принятие резолюций, конвенций,

других документов Совет Европы выполняет ряд политико-правовых,

гуманитарных и т.д. функций. Среди них можно выделить следующие:

регулятивная – оказывает непосредственное и опосредованное воздействие

на соблюдение прав человека и основных свобод, стандартов СЕ в различных

сферах жизнедеятельности европейского сообщества, поведение государств-

членов;

прогностическая – Совет Европы намечает основные тенденции будущего

демократического развития европейского сообщества, выделяет «болевые точки»

и вызовы времени, готовит предложения по их решению;

методологическая – Совет Европы вырабатывает общие подходы в решении

проблем прав человека, социального изменения, развитие исторического и

культурного наследия и т.д. в государствах-членах СЕ. Формирует и

утверждает правовые стандарты Совета Европы, основные принципы

деятельности;

мировоззренческо-аксиологическая – Совет Европы способствует

формированию духовного климата на европейском континенте единых

демократических ценностей (плюралистическая демократия, свободы и права

человека и т.д.), дает оценку их практической реализации (контроль в

странах-членах СЕ).

Главным же приоритетом в работе Совет Европы считает защиту прав

человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями

деятельности на этом направлении являются:

- Создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее

свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие

Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по

правам

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.42-58.

человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу,

поддержка системы институтов прав человека и неправительственных

организаций, действующих в этой сфере.

- Выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и

унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций,

например, по биоэтике; детской проституции; социального отторжения и

занятости; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации;

защите индивидуальных данных личности и т.д.

- Привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к

значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных

программ; деятельность Европейской Комиссии за демократию через право;

Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди

юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.).

- Функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и

информационной службы по правам человека.

- Развитие местной демократии, средств массовой информации,

образования, культурного наследия; поддержка неправительственных

организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в

области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.).

Это и активное разрешение таких проблем, как:

- Предотвращение пыток и бесчеловечного или унижающего человеческое

достоинство наказания или обращения (учрежден Комитет независимых

экспертов, уполномоченных посещать места лишения свободы стран-членов СЕ).

- Защита национальных меньшинств (реализация Рамочной Конвенции по

защите прав национальных меньшинств 1995 года).

- Равенство мужчин и женщин (в политической, общественной жизни, борьба

с принудительной проституцией и т.д.).

- Борьба с проявлениями расизма и нетерпимости (решением Венской (1993

г.) встречи глав государств СЕ создана Европейская Комиссия по борьбе с

расизмом и нетерпимостью).

- Биоэтика – решение политических, юридических и этических проблем в

сфере биологии и медицины на европейском уровне. Рамочная Конвенция по

биоэтике (трансплантация органов, медицинские исследования на человеке).

Разработка своего рода кодекса поведения ученых в этой области и т.д.»28

Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в

Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она

вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет,

так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы.

Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.

Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права,

гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам

человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей

собственной стране.

«Сама Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод,

по мнению Р. Рисдаля, внесла существенные новшества в действующее

международное право. Председатель Европейского суда по правам человека

считает, что она, во-первых, закрепила принцип коллективного обеспечения

прав человека, в определенной мере подчинила государства внешнему контролю.

«Посредством подачи заявлений по статье 24 Конвенции государства-участники

получили возможность запускать разбирательство предполагаемых нарушений в

отношении других государств в независимости от гражданства жертв таких

нарушений. Это далеко выходило за признаваемое за государствами право

дипломатической защиты своих граждан за рубежом»29

Во-вторых, Европейская Конвенция впервые предоставила частным лицам

статус «субъектов» международного права, закрепив за ними (ст.25)30 право

на подачу индивидуальных заявлений в связи с предполагаемым нарушением

__________________________________________________________________

28 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.13-15.

29 Выступление Председателя Европейского суда по правам человека Р.

Рисдаля в Москве на IV внеочередном всероссийском съезде судей 4 декабря

1996 года // Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. Опыт Совета

Европы. М., 1997 – с.6-7.

30 Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950 г. // Российская юстиция – 2001 - №1 – с.25.

государством-участником установленных ею стандартов.

В-третьих, важно, что в системе защиты прав человека был создан

механизм толкования и применения Европейской Конвенции для обеспечения

выполнения государствами-участниками взятых на себя обязательств (ст. 19).

Речь идет о работе ныне трансформируемых в единых орган Европейской

Комиссии и Европейского суда по правам человека.

В-четвертых, указанные выше положения следует дополнить пунктом о том,

что за почти полувековой период реализации Европейской Конвенции о правах

человека и основных свободах сформировалось прецедентное право Совета

Европы, имеющее важное юридическое значение. «Формально конкретные судебные

решения обязательны только для государств, выступающих в качестве

ответчиков по соответствующим делам. Однако другие страны, - считает

председатель Европейского суда по правам человека, - фактически

руководствуются ими при оценке соответствия внутреннего правового порядка

требованиям Конвенции. В целом ряде случаев они побудили государства, не

являющиеся участниками разбирательства, заняться совершенствованием

национального законодательства и скорректировать правоприменительную

практику».

В-пятых, в трактовке Европейского суда по правам человека, Конвенция –

не застывший, раз и навсегда данный документ, а «живой, развивающийся

договор, который подлежит толкованию в свете тех условий, которые сложились

на настоящее время».

Европейская Конвенция постоянно дополняется Протоколами (всего в

настоящее время их 12)».31

Последний, 12-й протокол к Конвенции был принят 4 ноября 2000 г. в

Риме.

Статья 1. Общее запрещение дискриминации.

1. Пользование любым правом, признанным законом, должно быть обеспечено

без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи,

языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социально

-

_________________________________________________________________

27 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с. 48-50.

го происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам,

имущественного положения, рождения или любого иного обстоятельства.

2. Никто не может быть подвергнут дискриминации со стороны каких бы

тони было публичных властей по признакам, упомянутым в пункте 1 настоящей

статьи.

Статья 2. Применение к территориям.

1. Любое государство при подписании или сдаче на хранение

ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении может

указать территории, на которые распространяется действие настоящего

Протокола.32

3.3. СОВЕТ ЕВРОПЫ И РОССИЯ.

«Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации -

Основного закона страны, «общепризнанные принципы и нормы международного

права и международные договоры Российской Федерации являются составной

частью ее правовой системы. Если международным договором Российской

Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то

применяются правила международного договора».

Таким образом, Конституция Российской Федерации 1993 года, во-первых,

иначе, чем это было в ранее действующем законодательстве, решает проблему

соотношения правовой системы Российской Федерации и общепризнанных

принципов и норм международного права и международных договоров Российской

Федерации: они являются составной частью правовой системы России.

Во-вторых, в основе правовой государственности в Российской Федерации

лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но

и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Для этого

они должны быть признаны самой Российской Федерацией, без чего эти принци -

__________________________________________________________________

32 Протокол №12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от

4 ноября 2000 г. // Совет Европы и Россия – 2001 - №1 – с. 32.

пы и нормы не могут считаться частью национальной правовой системы и

порождать юридические обязательства для российского государства, его

органов и должностных лиц. При этом источниками общепризнанных принципов и

норм международного права являются как обычные, так и специальные

конвенции; международные обычай и общие принципы, права, признанные

цивилизованными народами.

В-третьих, ныне действующая Конституции РФ идет значительно дальше в

признании приоритета международных договоров Российской Федерации перед

нормами отечественного законодательства, поскольку в случае коллизии между

ними приоритет отдается международному договору, нормам международного

права. Правоприменители в пределах своей компетенции не только вправе, но и

обязаны применять правила международных договоров для разрешения конкретных

дел, и что очень важно – физические и юридические лица вправе прибегать к

нормам международного права для защиты своих прав.

Приведенные выше положения в полной мере относятся к проблеме

соотношения и взаимодействия российской правовой системы и принципов, норм

такой международной организации, как Совет Европы».33

Однако, зачем Совет Европы России? «При ответе на этот вопрос также

можно привести ряд аргументов и фактов в пользу настойчивости России в деле

интеграции в Совет Европы.

В первую очередь остановимся на международных и политико-правовых.

Во-первых, тем самым наша страна получает солидную международную

трибуну для заявления своей позиции, формирования общественного мнения;

организацию, через которую и внутри которой можно проводить в жизнь

национально-государственные интересы России, участвовать в принятии тех или

иных международных решений.

Во-вторых, сегодня ОБСЕ и Совет Европы необходимо рассматривать с

российской точки зрения как некую альтернативу НАТО. Работа в этом

направлении,

__________________________________________________________________

33 Глотов С.А. Россия и Совет Европы: политико-правовые проблемы

взаимодействия. – Краснодар: «Сов. Кубань», 1998. – с.10-11.

равно как и на пути укрепления двусторонних отношений РФ с государствами-

членами СЕ, может и должна быть перспективным направлением в деятельности

делегации Федерального Собрания и представительства РФ в Страсбурге.

В-третьих, присоединение к Совету Европы поможет осуществлению правовой

реформы в стране, включает нас в европейское политико-правовое

пространство, рост возможности использовать накопленный опыт в правовой

сфере. Конечно, это потребует разработки общенациональной программы

совершенствования российского законодательства с учетом опыта и стандартов

СЕ, а также правоприменительной практики. Ее осуществление с использованием

Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод, протоколов к

ней, Европейской Хартии местного самоуправления, рамочной конвенции о

защите национальных меньшинств и других основополагающих документов СЕ

поможет действительно демократическому реформированию страны, защите прав

человека и гражданина. Предстоит ратификация этих документов

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

В-четвертых, как не парадоксально, но Совет Европы становится местом

сбора республик бывшего СССР (члены СЕ: Россия, Украина и Молдавия, страны

Балтии; имеются заявки на вступление от Белоруссии, Армении, Грузии и

Азербайджана), объективно способствует их интеграции в политическую,

правовую, экономическую и гуманитарную общность.

В-пятых, присоединение России к СЕ расширяет возможности для прямого

сотрудничества (в рамках Конгресса местных и региональных властей) между

регионами европейских стран-участниц СЕ и республик, краев и областей

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.