скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по международному праву

Шпаргалка по международному праву

1.Понятие и система современного МП. МП- это система юр.норм, регулирующих

межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.

Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и

гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные

города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся

на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя

организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их

взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила

поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами.

Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила);

универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов

одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens

признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее

недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять

свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по

конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок

реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и

обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм);

обязывающие, разещающие, управомоч-щие. Система МП делится на отрасли -

крупные блоки международно-правовых институтов и норм, регламентирующих

обособленные межд. отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Каждая отрасль помимо того, что руководствуется общими принципами МПП,

имеет и свои “собственные” принципы. Например, в космическом праве

действует принцип запрещения национального присвоения космического

пространства и т.п. Помимо этих отраслей существуют право М безопасности; М

гуманитарное право; дипломатическое и консульское право; М морское право и

т.д.. Отрасли МП, в свою очередь, состоят из более простых образований -

подотраслей и институтов. Подотрасль регулирует обычно либо конкретные

отношения в специфической ситуации, либо отношения двух или нескольких

отраслей МП. Международно-правовой институт - группа межд.норм,

регламентирующих однородные отношения. Пример: институт гражданства в

гуманитарном праве, институт признания или правопреемства и т.д.

2. Международно-правовые средства борьбы с массовыми нарушениями прав и

свободчеловека

Принцип уважения прав чел-ка и основных свобод получил признание в качестве

основного принципа общего МП с принятием У. ООН. Была признана неразрывная

связь между поддержанием и сохранением международного мира и безопасности и

свобод человека. Принципы в Уставе ООН: основополагающее значение

достоинства и ценности человеческой личности, равноправие народов,

равноправие мужчин и женщин. Недопустимость дискриминации по признпкам

расы, пола, языка и религии. Во Всеобщей деклорация прав человека – 1948

г., Международ. пакт об экономических, социальных и культурных правах и М-

ном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. Более подробно

описаны права человека. Но возможно ограничение для гос безопасности и т.

д. В 1975 г принят акт и борьба за права потвердила Всемирная Конференция

по правам 1993 г. Был заключен ряд конвенций по конкретным аспектам: о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979), о правах ребенка (1989) и др.

4. Понятие права международной безопасности и его источники. ПМБ –

совокупность межденародных принципов и норм, направленных на поддержание

международных принципов и норм, направленных на поддержание международного

мира и обеспечение б/ов самых различных областях – военной, политической,

экономической, финансовой, гуманитарной,экологической и др. Основные

принципы: 1) неприменение сылы и угрозы силы; 2) невмешательство во

внутренние дела; 3) мирное разрешение споров 3) принцип разоружения 4)

ответственность гос-ств за агрессию 5) принцип поддержание мира и б/о; 6)

неделимость б/о – одна и одинакова для всех; 7) принцип равной б/о- для

всех в равной мере. Средства обеспечения МБ делятся на стредства: 1)

укрепления мира – разоружение, меры доверия, создания безядерных зон; 2)

поддержания мира – мирные средства разрешения конфликтов и операции по

поддержанию мира; 3) востановление мира – принудительные действия ОНН.

Источники – это универсальные договора (Устав ООН, соглашения о

разоружении), региональные договора, двусторонние соглашения (о мире и

дружбе, о разоружении и др.).

5. Кардинальное отличие МП от внутрегосударственного права.

6. Порядок создания международных организаций и прекращение их

функционирование: основные признаки МО

МО учреждаются договорным путем между гос-ми или в решении уже существующей

орг-ции. Процесс проходит в 3 этапа: 1. Принятие учредительного документа

(устав); 2. создание материальной структуры организации, для этой цели

используется спец. подготовительные органы, создаваемые этими гос-ми.

Данный орган занимается такими вопросами как создание штаб-квартиры,

повестка и т.д). 3. Созыв главных органов. Прекрощение существования МО

происходит по волеизлеянию членов гос-ств. Подписывается протокол о

роспуске как ОВД, который должен ратифицироваться. Для урегулирования

споров можно создать ликвидационный комитет. Если в место ликвидируемой

организации создается новая – то возникает вопрос правоприемственности,

решаемый соглашениями между орг.

С появлением МО появляется предмемет правового регулирования отношений МО.

Право междкнародных организаций – отрасль современного международного

права, включающая принципы и нормы, регулирующие вопросы создания,

организации и деятельности МО. Приципы: 1. соответсвие создания и дея-ти МО

общепризнаным принципам МП; 2. ответственность МО за правонарушения; 3.

добровольное членство МО. Международные договора (МД) в контексте с МО - 3

группы: 1. между гос-ми (учреждение МО) 2. между гос-ми и МО

(местонахождение штаб-квартиры) 3. между МО и МО (сотрудничество).

Разновидности МО: межгос-ные (межправит-ные) (это объединение гос-тв,

учрежденное на основе межд.договора для достижения общих целей, имеющее

постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при

уважении их суверенитетаи) неправительственные организации (созданы не на

основе международного договора и объединяют физ. и/или юр.лиц (например,

Ассоциация международного права и др.) основными признаками

межправительственных организаций являются: - членство трех и более

государств; - наличие учредительного межд.договора; - наличие постоянных

органов и штаб-квартиры; - уважение суверенитета гос-тв-членов; -

невмешательство во внутренние дела; - установление порядка принятия решений

и их юридической силы. МО классифицируются и по другим признакам. По кругу

участников меж.межгос.организации подразделяются на универсальные (напр.

ООН), региональные (О Афр. Един.) и межрегиональные (ОПЕК). По сфере

затрагиваемых в решениях вопросов МО подразделяются на организации общей

(эконом., научные) и специальной компетенции (Всемирный почтовый союз). По

характеру полномочий различают межгос-ные ( цель - расширение межгос-ного

сотрудничества) и наднациональные (надгос-ные) организации (цель –

интеграция). Их решения распространяются непосредственно на граждан и

юр.лица государств-членов (приближается к такому типу организаций

Европейский Союз). В соответствии с порядком вступления организации делятся

на открытые (свободный вход и выход) и закрытые (прием в члены производится

с согласия первоначальных учредителей).

Только международные межправительственные организации (ММО) относятся к

субъектам международного права. Имеют учредительный документ, который

наделяет их правом. Неправительственные МО этим правом не обладают.

7. Основные источники МП

Норма МП – правило поведения, которое признается государствами и другими

субъектами МП в качестве юридического обязательства.

Единственным способом создаия международно-правовых норм – соглашение

субъектов МП. Юр.значение источников МП – формы, в которых выражается

согласованная форма субъектов МП (форма поведения – договор). Источники МП

делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2

вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными

народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); -

одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об

иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав

правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в

межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически

обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП

относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и

обязанностей. Нормы бывают универсальные (для всех) и партикуляр (анг.

редкий) (для ограниченного круга – локальные). По методу воздействия бывают

диспозитивные (анг. регулирующие) и императивные jus coges (распоряжение).

Источник права бывает Материальный – международные отношения и Формальный –

форма, в которых находят свое выражение нормы права. В ст. 38 Статута МС

ООН перечень международных источников: 1. международные конвенции; 2.

международные обычаи; 3. общие принцыпы права; 4. указанные в ст 59 решения

и доктрины по публичному правуразличных наций, но вспомогательно.

Кадификация МП – систематизация М-П норм, осуществляемая субъектами МП. 1.

Бывает Официальная - реализуется в форме МД и неофициальная – учеными,

национальными институтами и т. д. (Ассоциация МП).

8. СНГ: правовой статус, компетенция, главные органы

СНГ (междунар. Межгосудар. Орг.) – объединение государств, основанное на

началах суверенного равенства всех его членов, являющихся самостоятельными

и равноправными субъектами МП. 8 дек 1991 – в Минске (БР, Росс,Укр)

Соглашение о создании СНГ которое подписали все остальные кроме прибалтов и

Грузии 21 дек 91 о присоединении. 22 января 1993г принят Устав СНГ и

вступил в силу через год. Цели: 1. сотрудничество в политической

экономической, экологической, гуманитарной, культурнойи иных облястях; 2.

общее экономическое пространство; 3. обеспечение прав человека; 4.

сотрудничество в сфере обеспечения мира и разоружения; 5. содействие в

передвижении гр-н по СНГ; 6. в др. сферах правовых отношений; 7. мирное

разрешение конфликтов между странами. Интересы: 1. Обеспечение прави

человека; 2. внешнеполит деятельность; 3. формирование ощеэкономического

пространства.общеевропейского и евразиатского рынков; 4. таможенная

политика; развитие транспорта и связи; 5. окружающая среда; 6. социальная

и миграционная политика; 7. борьба с орг. преступностью; 8. Оборонная

политика и охрана границ. Согласно Уставу есть гос-ва-учредители и гос-ва

члены. Украина и Туркменистан не ратифицировали и являются гос-ми-

участниками. Органы: 1.Совет глав гос-тв (СГГ) – предствлены все, 2 раза в

год; 2. Совет глав правительст (СГП) – координация сотрудничество

правительств в эконом., культур. сферах, 4 раза в год. Любой гос-во может

заявит о незаинтересованности в вопросе – не влияет на решение; 3. Совет

министров Иностранных Дел (СМИД) – координация внешних политик на основе

решений СГГ И СПГ. Координационно-консультативный комитет – действует

постоянно, 2 чел с каждого гос-ва и Координатор, назначаемый СГГ.

Вырабатывает и вносит предложения. Секритариат находится в Минске. СГГ-

состоит: 1. совет министров обороны; 2. предусматривается создание главное

командывание Объединенных В. С. И группу наблюдателей для обеспечения мира;

Совет командующих пограничными войсками. Экономический суд – обеспечение

выполнение эконом обязательствв СНГ. Коммисия по правам человека –

консультативный орган и наблюдает за обязательствами. Межпарламенская

ассамблея – состоит из парламент. делегаций, расматривает законодательные

вопросы и свои рекомендации направляет СГП. В феврале 99 на СМИД обсудили

вопрос расформирование и проект новой структуры: 1. Экономический союз. 2.

единый исполнительный комитет – координация всех органов СНГ; 3. единый

бюджет СНГ.

9. Архипелажные воды

Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва

архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не

более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее

отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Гос-во-архипела – состоит

полностью из архипелпага (ов) и может включать др. острава. Архипелаг –

группа остравов, влючая части остравов, соединяющие их воды и др. природные

образования. Арх.-гос-во составляет коридор прахода судов по водам шириной

в 50 миль и утверждает его в международной морской организации (ММО).

10. Вспомогательные средства для определения правовых норм

Вспомогательные источники представляют собой лишь результат определенных

стадий процесса создания, развития, изменения, уяснения или толкования того

или иного принципа и ли нормы международного права; они выступают как

“вспомогательное средство для определения правовых норм” (ст.38 Статуса

Международного Суда). Такими источниками могут быть:1. постановления

межправительственных организаций; 2. решения международных и арбитражных

судов; 3. нормы национального законодательства и решения национальных

судов, 4. доктрины юристов-международников. Как закреплено в статуте

Международного Суда (ст.38, п.1), Международный суд в качестве

вспомогательных средств для определения правовых норм применяет “судебные

решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному

праву различных наций”. Решения Международного Суда и арбитражных

судов — это акт толкования или применения той или иной нормы международного

права; они не имеют нормообразующей силы, так как не являются результатом

согласования воль суверенных государств и не имеют универсального

характера, ибо они “обязательны лишь для участвующих в деле сторон и лишь

по данному вопросу” (ст.59 статута). Международный Суд только применяет

действующие нормы международного права к конкретным случаям. Национальные

законодательные акты выступают в качестве “вспомогательного средства для

определения правовых норм”. Решения национальных судов имеют большое

практическое значение при определении и толковании нормы международного

права в данном государстве. Доктрины ученых МП - личное мнение отдельных

лиц. Но с ее помощью можно установить содержание конкретных принципов или

норм МП, и сформулировать позицию, которая может оказать влияние на

формирование норм МП путем заключения международного договора.

В межгосударственных отношениях кроме правовых норм действуют и другие

социальные нормы. Прежде всего, о нормах международной морали. Мораль, как

особая форма общественного сознания, отлична от права, как продукта

согласования воль государств. Но мораль и право постоянно взаимодействуют

друг с другом, иногда нормы морали превращаются (становятся) в нормы права.

Например, категория “мир” (“международный мир”) пронизывает ныне весь Устав

ООН.

11. Международно-правовой обычай как источник МП

Согласно п. 1 ст. 38 Статута МС ООН – докозательство всеобщей практики,

признаной (кадефикация) в качестве правовой нормы. Ранее опеделялос

продолжительность повторяющихся однородных действий – от 50 до 100 лет,

хотя в настоящее время, с учетом прогресса транспорта и связи фактор

времени сейчас не имеет значения. Пример – запуск в 57 спутника –

иследование космического пространсва. Важно признание гос-вом обычая как

правовая норма.

12.Правовой режим Международного района морского дна

Описан в части XI Конвенции ООН 1982. Морское дно за пределами

континентального шлейфа и его недра, или Район (ст. 1), имеют особый

правовой режим, который установлен Кон. ООН 1982 и Соглашением (1994) об

осуществлении части XI Кон. (вступило в силу 1997). Соглашение изменило в

Кон.: 1. прямое финансирование деятельности в Районе в интересах

развивающихся гос-ств, обязательства по обеспечению передачи технологии и

оказание иной помощи этим странам. Принципы правового режима Района: 1.

Район и его ресурсы является наследием чел-ва; 2. Никто не претиндует на

северинитет и суверенные права в Районе; 3. Все права в Районе преданлежат

чел-ву от имени которого действует Междунар. Орган по морскому дну (Орган);

4. Гос-ва, физ. и юр. лица могут претендовать на права Района и его

ресурсов; 5. Гос-ва несут ответственность за невыполнение обязательств в

Районе; 6. Используется в мирных целях; 7. Иследования только в мирных

целях и на бляго человечества. Архиологические и исторические находки

принадлежат человечеству. Гос-во осуществляет работу в Районе согласно

плану, утвержденному Органом, который создан в соответствии Кон. ООН 1982 и

начал деятельность 1996 г. Штабквартира Кингстон (Ямайка). Члены – все гос-

ва участники Кон 1982. Наделен правосубъектностью. Его органы: 1. Ассамблея

– состоит из все членов органа. Собирается 1 раз в год и избирает членов

Совета, ген. Секретаря, ген директора и членов правления Предприятия,

учреждает вспомогательные органы, устанавливает взносы и бюджет. 2. Совет –

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.