скачать рефераты

МЕНЮ


Шпаргалка по международному праву

из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,

остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.

Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –

исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может

переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и

коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,

транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.

13. Процесс создания норм международного права

Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной

принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.

Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,

за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи

разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.

Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде

письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых

норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.

Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН

имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать

с международным обыкновением – международная практика, за которой не

признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.

Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера

договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).

14. Правовой режим Арктики

К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,

Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).

В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на

арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике

подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым

океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется

принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в

Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны

для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним

относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря

– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП

прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования

(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения

окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во

благодаря – Гренландии, Норвегия - Шпицбергенскому архипелагу (все члены

могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.

границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является

его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых

интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения

б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-

ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус

регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода

иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских

водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная

транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов

трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов

не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти

владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем

вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации

Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы

на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США

в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-

прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция

интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью

распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи

– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической

зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.

Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана

окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого

развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.

В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США

против.

15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.

Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –

двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.

границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –

обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется

выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –

имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –

то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП

преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции

страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на

свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории

соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;

2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются

на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.

В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –

неразрывно взаимосвязаны.

16. Виды территорий в МП и их правовой статус

Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.

Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет

обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно

преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды

тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это

сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.

Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.

властвования,тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех

приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных

участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам

правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.

Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над

ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.

небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.

территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –

таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не

шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона - прибрежное гос-во

имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.

вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды

и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум

350миль) - прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных

ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,

каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.

17. Понятие и произнаки субъектов МП.

СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,

непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =

международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а

при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно

участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.

Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим

существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –

образования, источником правосубъектности которых является соглашение или

др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая

полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в

становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,

а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.

правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в

Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.

образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени

могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –

слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с

монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –

постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.

Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими

не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не

являются.

18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.

В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970

г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-

твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и

безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое политико-

правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП

и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор

имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по

поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,

когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным

предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” -

более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: - переговоры; -

консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда

спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или

приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах

межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-

тва); - примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре

стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);

- посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном

разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное

согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны

(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для

сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем

- в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом

порядка образования, способа формирования, численного и персонального

состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в

урегулировании международных споров играют международные организации,

прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия, направленные на

то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); -

поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного

конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,

полицейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное

миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); - превентивная

дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между

сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов

возникших конфликтов); - использование в случае возникновение юр.споров МС

ООН.

19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,

которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-

прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным

и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может

быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных

требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва

затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях

может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-

факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр

оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой

практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь

возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,

без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить

какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного

взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -

признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России

в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного

гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании

правительства возникает в случае создания правительства неконституционным

путем, в результате революции, переворота. Признание правительства

означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и

единственным представителем гос-ва в межд отношениях.

20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы - естественные

морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или

отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во

внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не

используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют

внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим

определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все

проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-

части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря

(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-

ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым

главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания

интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего

это означает свободный транзитный проход через международные морские

проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым

для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной

экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),

а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и

его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же

удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).

В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности

прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных

наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские

поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и

Малый Бельты, Зунд).

21. Правопреемство в МП. Правопреемство - это переход прав и обязанностей

в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за

межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких

аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении

гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в

отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)

при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота

(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в

результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв

(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании

нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении

двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при

переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о

правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту -

Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,

совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978

года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в

отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между

гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых

территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,

формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969

года, которые были использованы Комиссией международного права при

разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем

указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются

самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969

года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из

вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства

государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к

последствиям правопреемтсва государств в отношении международных

соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной

форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.