Шпаргалка по международному праву
из 36членов, избирается Ассамблеей, 18 членов по географическому принципу,
остальные в зависимости от потребления ресурсов добываемые в Районе и т. д.
Собирается 3 раза в год. Функция в контроле положений Конвенции 1982 –
исполнительный орган. 3. Секретариат – ген.сек. (избирается 4 года, может
переизбраться) и персонал. Предприятие - международное промышленное и
коммерческое подразделение Органа, функция – разведка, разработка,
транспорт, переработка и сбыт ресурсов Района.
13. Процесс создания норм международного права
Нормы МП создаются как соглашение между субъектами МП. Паритет – основной
принцип, корреспондировать обязанность уважать аналогичное право партнера.
Нормообразование в МП началось с образованием обычаев – правило поведение,
за которым субъекты признают юридически обязательный характер. В случи
разногласия используется труды ученных, решения судов и резолюции ООН т. д.
Бывает обычай универсальный и локальный (рег.). Формирование обычаев в виде
письменных правил – кодификация – систематизация международно-правовых
норм, осуществляемая субъектами МП. Официальная – межд. договора и т. д.
Неофициальная – работа ученых. Коллективов, межд. НГО (Институт МП). ООН
имеет право не только кодифицировать но и создавать новые нормы. Не путать
с международным обыкновением – международная практика, за которой не
признается юридически обязательной нормой (обмен визитами). В н. в.
Развивается «мягкое право» - международные акты не имеющие характера
договора, но обладающие морально-полит. силой (резолюции, декларации).
14. Правовой режим Арктики
К артическому бассейну относятся Россия, Канада, Норвегия США, Швеция,
Финляндия и Исландия (последние 3 незначительные сухопутные пространства).
В начале 19 века Канада (1925), Россия (1916) объявили о своих правах на
арктическиесектора до самого полюся. Сухопутные образования в Арктике
подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым
океаном. Юр.статус морских пространств Арктики в целом определяется
принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в
Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны
для мор.внтур.вод приполярных стран статус исторических вод (к ним
относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря
– 24 мор.мили (РФ, Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП
прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования
(предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения
окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Дания актическое гос-во
благодаря – Гренландии, Норвегия - Шпицбергенскому архипелагу (все члены
могут заниматься рыболовством 1920). Но данные сектора не считаются гос.
границами, как объявил СССР в 1926, что вся территория в секторе является
его собственностью, и что сектор расматривается как зона своих особых
интересов, что дает право России принимать необходимые меры для обеспечения
б/о, вплоть до запрещения появления военных кораблей и самолетов др. гос-
ств. Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Статус
регламентируется Правилами СССР 69 портов открыты для захода
иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских
водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная
транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов
трассы – Постановление министров СССР 1990). Не допускается плаванье судов
не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти
владельца судна за ущерб от загразнения морской среды). Решения по всем
вопросам касающихся «пути» в компитенции спец. гос. органа – Администрации
Северного морского пути. Интернационализация Арктики – имеет большие шансы
на успех, так как многим арктическим странам это выгодно. В частности США
в 1970 г. Пыталать созвать международную конференцию в целях выработки меж-
прав. режима Арктики, которая провалилась. С отдной стороны концепция
интернац. Считают, что на арктические водные пространства должны поностью
распростроняться универсальные нормы. Другие – региональное решение. Третьи
– частичная интернационализация – 200 миль исключительной экономической
зоны. Процессу интернац Арктики может способствовать Арктический Совет (г.
Оттава 1996) цели: 1. Сотрудничество Арктических стран; 2. охрана
окружающей среды; 3. Определение круга ведения программы устойчивого
развития, ее контроль и координация; Распространение информации по Арктике.
В настоящее время очень остро стоит вопрос Делимитаризации Арктики – США
против.
15. Взаимодествие международного и внутригосударственного права.
Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП –
двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос.
границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет –
обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется
выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами –
имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно –
то есть п. ст. 4 Конст. РФ - МП часть нац. правовой системы РФ, МП
преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции
страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на
свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории
соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем;
2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются
на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине.
В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения –
неразрывно взаимосвязаны.
16. Виды территорий в МП и их правовой статус
Terra (лат.) – земля. Существует 3 теории прововой природы территории: 1.
Объективная теория – земля объект частной собственности, гос-во имеет
обладает публично-вещным правом собственности на землю, и оно
преимущественней права собственника. Изжила себя так как появились др. виды
тер. (вод. Воздушные тер.); 2. Теория компетенции (предела) – тер. Это
сфера валидарности (юрид. деятельности). Отвергается современным МП. 3.
Пространственная теория (укр. Юрист Назабитовский) – сфера гос.
властвования,тер-ного верховенства, суверенитета, осуществляемого в тех
приделах, которые образуются совокупностью земельных, водных и воздушных
участвов, данного гос-ва как страны в целом. Категории тер. по видам
правового режима: 1. Гос. тер. – принадлежность определенному гос-ву; 2.
Межд. тер. Общего пользования – открытое море, воздушное прастранство над
ним, международ. Район морского дна, Антарктика, космос (Луна и др.
небесные тела). 3. Тер. со смешанным режимом – находится за пределами гос.
территории. Но действуют как МП так и Нац. право. Делится: 1. Прилежащая –
таможня, фискальная, иммиграционная и санитарная. – зона морского района не
шире 24 миль. 2. Исключительная экономическая зона - прибрежное гос-во
имеет исключительное право разведка, разработка естественных ресурсов и др.
вид деятельности, сохранение природных ресурсов, использование энергии воды
и ветра. В пределах 200 миль. 3. Континентальные шельф (1982 – максимум
350миль) - прибрежное гос-во может делать раздетку и разработку природных
ресурсови недр морского дна. Терр. Межд. пользования: Мед. реки, пролива,
каналы, а также острова – спец межд. договора – Шпицберген.
17. Понятие и произнаки субъектов МП.
СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями,
непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность =
международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а
при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно
участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности.
Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим
существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) –
образования, источником правосубъектности которых является соглашение или
др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая
полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в
становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП,
а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд.
правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в
Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос.
образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени
могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные –
слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с
монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация –
постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно.
Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими
не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не
являются.
18. Международно-правовые средства мирового разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) в Декларации о принципах МП 1970
г. сформулированно: “Каждое гос-тво разрешает свои межд.споры с другими гос-
твами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе мир и
безопасность и справедливость”. Межд.спор - специфическое политико-
правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов МП
и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Спор
имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по
поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда,
когда столкновение интересов гос-ств не сопровождается взаимным
предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. “Ситуация” -
более широкое понятие. Мирное разрешение в виде: - переговоры; -
консультации сторон; - обследование (используется в тех случаях, когда
спорящие расходятся в оценке фактических обстоятельств, вызывающих спор или
приведших к спору. В этом случае назначается на паритетных началах
межд.следственная комиссия иногда во главе с представителем третьего гос-
тва); - примирение; - добрые услуги (действия не участвующей в споре
стороны, направленные на установление контактов между спорящими сторонами);
- посредничество (непосредственное участие третьей стороны в мирном
разрешении спора для содействия); - межд.арбитраж (добровольно выраженное
согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны
(третейское разбирательство), решение которой является обязательным для
сторон в споре); - судебное разбирательство (главное сходство с арбитражем
- в обязательности выносимых решений, различия касаются главным образом
порядка образования, способа формирования, численного и персонального
состава, функционирования и т.д. Основной суд - МС ООН). Важную роль в
урегулировании международных споров играют международные организации,
прежде всего ООН по сердством: - миротворчество (действия, направленные на
то, чтобы склонить спорящих к: оглашению с помощью мирных средств); -
поддержание мира (обеспечение присутствия ООН в районе международного
конфликта, которое может быть связано с развертыванием военного,
полицейского или гражданского персонала ООН); - постконфликтное
миростоительство (предупреждение рецидива подобного спора); - превентивная
дипломатия (действия, направленные на предупреждение споров между
сторонами, недопущение перерастания их в конфликты и ограничение масштабов
возникших конфликтов); - использование в случае возникновение юр.споров МС
ООН.
19. Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,
которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-
прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. полным
и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может
быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных
требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва
затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях
может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-
факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр
оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой
практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь
возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность,
без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить
какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного
взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -
признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России
в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного
гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании
правительства возникает в случае создания правительства неконституционным
путем, в результате революции, переворота. Признание правительства
означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и
единственным представителем гос-ва в межд отношениях.
20. правовой режим международных проливов и каналов. Проливы - естественные
морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или
отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во
внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не
используются для межд.судоходства и в силу исторической традиции составляют
внутренние морские пути, не относятся к международным. Их правовой режим
определяется законами и правилами прибрежного гос-ства. Межд.считаются все
проливы, используемые для межд.судоходства и соединяющие между собой:-
части открытого моря (или экономических зон); - части открытого моря
(экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких гос-
ств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым
главным принципом для межд.проливов является принцип разумного сочетания
интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего
это означает свободный транзитный проход через международные морские
проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым
для межд.судоходства между частью открытого моря (исключительной
экономической зоны) и тер.морем другого гос-ства (например, пролив Тирана),
а также к проливам, образуемым островом гос-ства, граничащего с проливом и
его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же
удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив).
В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности
прибрежному гос-тву его остановить. Правовой статус и режим отдельных
наиболее важных межд.поливов регламентирован спец.конвенциями (Черноморские
поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и
Малый Бельты, Зунд).
21. Правопреемство в МП. Правопреемство - это переход прав и обязанностей
в результате смены одного гос-ва другим в несении ответственности за
межд.отношения какой-либо тер-рии. Правопреемство касается нескольких
аспектов: правопреемство в отношении договоров; правопреемство в отношении
гос.собственности; правопреемство в отношении гос архивов; правопреемство в
отношении гос долгов. Правопреемство имеет место при обстоятельствах: а)
при смене гос-ного политического строя в результате гос-ного переворота
(например, правопреемство Советского гос-тва); б) при появлении в
результате национально-освободительного движения новых независимых гос-тв
(скажем, приобретение независимости бывшей колонией); в) при образовании
нескольких государств на территории их предшественника; г) при объединении
двух или более государств в одно (федеративное или унитарное); д) при
переходе части одного государства к другому. Венская конвенция о
правопреемстве гос-тв в отношении договоров 1978 года (далее по тексту -
Конвенция 1978 года) представляет собой многостороннее соглашение,
совершенное 23 августа на диплома-кой конференции в Вене. Конвенция 1978
года имеет своей целью регулирование последствий правопреемства гос-тв в
отношении межд. договоров, обеспечение стабильности договорных связей между
гос-вами, границ и режимов, относящихся к границам, а также особых
территориальных режимов. Конвенция 1978 года содержит положения,
формулировки и терминологию Венской конвенции о праве межд.договоров 1969
года, которые были использованы Комиссией международного права при
разработке текста Конвенции 1978 года в качестве основы. Вместе с тем
указанные Конвенции регулируют различные отношения в области МП и являются
самостоятельными документами, о чем свидетельстует статья 73 Конвенции 1969
года, где указывается, что положения конвенции не предрешают ни одного из
вопросов, которые могут возникнуть в отношении договора из правопреемства
государств. Следует отметить, что Конвенция 1978 года применяется к
последствиям правопреемтсва государств в отношении международных
соглашений, заключенных только между государствами и только в письменной
форме. Однако это правило не затрагивает применение между гос-твами норм
Страницы: 1, 2, 3
|