Шпаргалка по международному праву
указанной Конвенции в отношении межд.соглашений, участниками которых могут
быть также другие субъекты МП, а также применение норм настоящей Конвенции
к случаям, которые подпадают под действие таких норм в силу МП независимо
от указанной Конвенции
22. Понятие международного экологического права, источника и принципы.
Предмет – международные отношения по поводу охраны Окружающей среды (ООС)
либо рационального использования. Предметные области Медж. ООС: 1.
ограничение воздействия на ОС; 2. Установление эколог. Целесообразного
(рационального) режима использования природных ресурсов; 3. охрана
природных памятников и резерватов; 4. регулирование НТ сотрудничества гос-
ств по ООС. Объекты входящие в ООС: 1. объекты естественной среды- флора и
фауна; 2. неживой среды – гидросфера, атмосфера, литосфера (почва), космос;
3. Объекты искусственной среды – созданной человеком. Источники: 1.
Стокгольмская конференция ООН по ОС 1972 (приняты декларация принципов,
план мер-тий, рекомендации по созданию UNEP); 2. К-ция ООН по ОС и развитию
(1992 Рио-де-Жанейро) – (Рамочная К-ция об изменении климата и К-ция о
биологическом разнообразии, Декларация по окружающей среде и развитию,
Заявление о принципах, касающихся управления, защиты и устойчивого развития
и сохранения всех форм жизни, и повестку дня на XXI век). Кроме основных
принципов МП как 1. уважение гос. суверинитета; 2. Суверенного равенство
гос-ств; 3. территориальная целостность и неприкосновенность; 4. Мирное
разрешение споров; 5. Добросовестное выпоснение обязательств. Экологисеское
право руководствуется специфическими принцапами: 1. Пр-п ООС на блао
нынешнего и бубущего поколений; 2. Пр-п международного
природоохранительного сотрудничествава 3. Пр-п предотвращение
транцграничного ущербы ОС; 4. Пр-п ответственности за ущерб ОС; 5. Пр-п
предварительной оценки воздействия природную среду; 6. Пр-п обмена инфо об
экологической ситуации на нац и региональном уровнях; 7. Пр-п оценки
трансграничных экологических последствий планируемой деятельности
(разработана ЮНЕП); 8. Пр-п запрета военного или любого враждебного
использования средств воздействия на природную среду. 9. Пр-п Экологической
Безопасности (недопущение экоспазма) 10. Пр-п контроля за соблюдением
межд. договоров по ООС;
23. Понятие и основные принципы МП
Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых
принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus
cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-
п). А в 1975 г. Совещание по безопасности и сотруд-ва в Европе в
Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва
будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП –
это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения
субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов
международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2.
Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во
внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с
другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного
равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-
пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8.
Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств;
10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.
24. Окончание войны и его правовые последствия
Формы окончания: Перемирие – временное прекращение воен.действий, на основе
взаимного соглашения между участниками вооруж. конфликта. Виды: местное и
общее. Местное перемирие - цель приостановить воен.действия между
отдельными частями и подразделениями на ограниченном участке военных
действий; направлено на решение частных задач (подбор раненных, погребение
мертвых, эвакуация из осажденного района лиц из числа гражданского
населения, посылка парламентеров и т.д.). В случае общего перемирия
воен.действия приостанавливаются на всем участке театра военных действий;
общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, если стороны в
конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)
способно не только приостановить военные действия, но и привести к их
прекращению.Специфической формой приостановления военных действий является
выполнение участвующими в конфликте государствами решения Совета
Безопасности ООН (на основании ст. 40 Устава ООН “о временных мерах”,
которые могут включать, в частности, прекращение огня, отвод войск на
заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и
т.д.).Согласно IV Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны
1907 года, всякое существенное нарушение перемирия одной из сторон дает
право другой стороне отказаться от него и даже в крайнем случае возобновить
военные действия (ст. 40). Однако нарушение перемирия отдельными лицами,
действующими по собственному почину, дает только право требовать наказания
виновных и вознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст.
41).Капитуляция – это прекращение сопротивления вооруженных сил или их
части. Виды: почетная (капитуляция по договоренности сторон, при которой
капит-щая сторона может покинуть свои позиции); простая (прекращение
воен.действий на отдельном участке); общая (общее прекращение боевых
действий, признание поражения с возможностью наложения полит. и матер-ной
ответ-сти, разоружение); безоговорочная (повсеместно прекращение воен.
действий, разоружение, сдача всех вооруженных сил побежденного гос-тва).
Как правило, при капитуляции все вооружение, военное имущество, военные
корабли и самолеты переходят к противнику. Капитуляция отличается от
перемирия тем, что капитулирующая сторона лишается даже формального
равенства с победителем. Основным международно-правовым средством
прекращения состояния войны между воюющими сторонами является заключение
мирного договора. Подобные договоры охватывают широкий круг вопросов,
касающихся урегулирования полит., эконом., тер-ных и других проблем в связи
с прекращением войны и восстановлением мира между воюющими. Последствия:
(для воюющих сторон) прекращают действовать законы и обычаи войны, у
станавливаются мирные отношения, возобновляется действие межд.договоров,
вывод войск, репортация гражданского населения, возврат военно пленных;
(для нейтральных гос-тв) прекращается состояние нейтралитета в войне;
ликвидируется режим соблюдения зон веденя войны, возврат воен.техники и
граждан воюющих сторон оказавших на тер-рии и т.д.
25. Ответственность в международном праве Комиссия МП по поручению ГА ООН
занимается кодификацией с 1956 г. Но еще не закончила. Международно-
правовая ответ-сть - это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя
ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в
результате совершенного правонарушения МП. Виды: Полит. ответственность –
за сам факт нарушения. Действия (бездействия), выразившиеся в несоблюдении
нормы права, считается международным деликтом, а соответствующий субъект
делинквентом. Материальная ответственность – за нанесенный ущерб или
материальное возмещение предусмотрено договором. Объективная
ответственность – самостятельный комплекс м-п отношений, где обязует гос-
во, спец соглашениями, возместить ущерб, возникший при правомерных
действиях. Условия возникновения объективной ответственности: 1. М-П
норма, где предусмотрена она; 2. события вызвавшее ущерб (землятресение и
т. д.); 3. Связь между событием и ущербом. Формы реализации М-П
ответственности: А. Политическая ответ-ность: 1. Сатисфакция – публичное
извинение; 2. Репрессалия – ответные насильственные действия; 3. Реторсии
ответная акция не насильственная (отзыв посла); Коллективная санкция – на
основании решения СБ ООН. Б. Материальная отв-ность: 1. Реституция –
восстановление мат. положения; 2. Репарация – мат. компенсация; 3.
Субституция – передача объектов, равнозначных утраченным. Контребуция –
возмещение победителю военных издержек, в настоящее время не выплачивается.
26. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов (ВК) является
одним из принцыпов МГП – это система М-П принципов и норм, регулирующих
отношение воюющих гос-ств, с целью ограницениеприменения средств и методов
ведения войны, защиты ее жертв и установлевающих ответственность за
нарущения. Принципы: 1. гуманизация ВК; 2. М-П защита жертв ВК; орнаничение
воюющих в выборе методов и средств; охрана гражданских объектов и
культурных ценностей; Защита интересов нетральных гос-ств. Нормами МП
являются 4 (четыре) Женевских Конвенций 1946 г. и дополнительные
протоколы I и II 1977 г. Направлено на категории лиц: раненным, больным,
лицам петерпевшим караблекрушение, военнопленным и гражданскому населению.
МГП обязывает нетральные страны помогать этим лицам. Обеспечивать правовой
режим военнопленных. Только комбатанты – могут стать военнопленными,
Некомбатанты такими не являются. Гражданское население – лица не
предадлежащие к участникам войны и не принимающие участия. Если существует
сомнения о принадлежнсти лица – то оно считается гражданским.
27. Ответственность за преступления М-П характера Международные
преступления – это тягчающие международно-противоправные деяния (для гос-
ств также невыполнение обязательств), которые нарушают основополагающие
нормы МП, имеющие жизненно важное значение для всего международного
сообщества, и угражают международному миру и безопасности. Преступления
относящиеся к данной категории: преступления против мира, военные
преступления и преступления против человечности (Нюрнберге 1945 и Токио
1946 гг.). Квалификацию преступления против человечности получили геноцид
(Конференции о предупреждении преступления геноцида и наказания за него
1948 г.), расизм и рассовая дискриминация (М/н конференция о ликвидации
всех форм расовой дискриминации 1965), апартеид (М/н Конвенция пресечении
преступления апартеида и наказании за него 1973), применение ядерного
оружия (Декларация ГА ООН 1961 о запрещении применения ядерного оружия),
колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным
странам и народам). В 1953 г Комиссия м/н права разработала проект кодекса
преступлений против мира и б/о чел-ва, который не был принят 1954 г. В 1997
г. Комиссия м/н права подготовила новый проект. Кде включены преступления:
агрессия, угроза агрессии, вмешательство во внутренние дела гос-ва,
геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав
человека,исключительно серьезные военные преступления, международный
терроризм, м/н оборот наркотиков, серьезный ущерб окружающей среде. М/н
ответственность физических лиц – при преступлениях, совершаемые отдельными
лицами или группами лиц не от имени гос-ва, но имеющие международные
последствия. считаются преступлениями международного характера. Судят по
нац-ному законодательству (Гаага - Нидерланды). Ответственность гос-ва -
ограничение его юрисдикции в отношении собственных граждан –
непосредственных участников совершения м/н престепления. Их судят суды.
Осуществляющие международную уголовную юрисдикцию.
28. Средства и методы ведения вооруженных конфликтов (ВК) Средства ведения
войны — это оружие, принимаемое вооруженными силами воюющих для уничтожения
живой силы и военной техники противника; методы ведения войны — это
различные способы использования средств ведения войны в указанных целях.
Цель средств и методов ведения боевых действий одна — “ослабление военных
сил неприятеля; для достижения этой цели достаточно выводить из строя
наибольшее, по возможности, число людей” (Декларация 1868 г.). В ст. 22
Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г указывается – воюющие
не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда
неприятелю. Запрещенные методы: 1. предательское убийство или ранение
неприятеля; 2. Нападение на вышедших из строя; 3. взятие заложников; 4.
Отдать приказ – не оставлять никого в живых; 5. принуждать служить в силах
неприятеля; 6. бомбардировка незащищенных городов; 7. использование не по
назначению отличительные национальные и международные защитные эмблемы.
Запрещенные средства – этопричиняющие излишние страдания своим поражающими
свойствами: 1. взрывчатые и зажигательные, легко разварачивающиеся и
сплющивающиеся пули; 2. снаряды с удушающими или вредоносными газами; 3.
ядовитые, удушающие газы; 4. бактериологическое оружие; 5. средства
воздействия на природу (долгосрочные, широкие поледствия). Запрещается
использование обычного вооружения с неизбирательным действием. В 1993 г.
Удолось запретить применение хим. оружия. В Оттаве подписана 130 гос-вами
Ковенция нераспространении противопихотных мин. ГА ООН запросила М/н Суд о
правомерности использования ядерного оружия. М/н Суд пришел к выводу, что
нет м/н норм запрещающих использование ядерного оружия, но есть
ограничительные нормы. Но любое применение подпадает под действия норм МГП,
из-за поражающего фактора.
29. Международный договор – источник международного права
Венские Конвенции 1969 «О праве м/н договора» и Венская конвенция 1986 г.
«О праве дог-ров между гос-вами и м/н орг.». М/н договор – заключенный
между субъектами МПв письменной форме, не зависимо от того, содержет ли
такое соглашение в одном или более связанных между собой док-тах, а также
независимо от конкретного наименования. Договор может также быть и усным.
Классифицируются по кругу участников и объекту. По кругу участников –
двусторонние и многосторонние (универсальные и ограниченным числом
участников). По объекту: по политическим, экономическим, экологическим,
правовым, транспортным вопросам и вопросам связи, и т. д. Закрытые договора
– уставы м/н организаций, двусторонние дог-ра. Участие в таких договорах
третьих гос-ств предполагает согласие участников. Открытые договора –
Венская Конвенция о правопреемственности гос-ва 1983 г. Закон РФ « О
международных договорах» от 1995 г. Классифицирует договора заключаемые от:
1. имени РФ; 2. межправительственные; 3. Межведомственные. Все эти договора
являются договорами России, и в независимости какое ведомство подписало
договор, он создает права и налагает обязанности на РФ в целом. Форма МД:
1. письменный договор; 2. устный - джентельменское соглашение. Структура:
1. Преамбула – формируется цель договора и толкование дог-ра; 2. Основная
часть – делится на статьи и могут быть сгрупированны в разделы (конвенция
ООН по морскому праву 1982 г.), главы (устав ООН), или части (Чикагскоя
конвенция международной гражданской авиации 1944 г.); 3. Заключительная
часть – условия вступления или прекрощения договора, язык; 4. Подписи
сторон. Наименования договоров – конвенция, соглашение, собственно договор,
хартия, устав, пакт, декларация, протокол, без названия и т. д. – не имеет
юридического значения, поскольку понятие «договор» является родовым. Язык
договора определяется сторонами, обычно используется третьий нетральный
язык, который используется для толкования договора.
30. Участники вооруженных конфликтов
В 1977 г. На дип. конференции, принявшие доп протоколы I и II к Женевской
Конвенции «О защите жертв войны» от 1949 г. Впервые было сформулировано
понятие Вооруженные силы и включает наличие: 1. военной организацией, под
командованием лица, ответственным за поведение своих подчиненных; 2.
Внутренней дисциплинарной системой, обеспечивающей соблюдение норм МГП. УВК
делятся на комбатантов – сражающихся и некомбатантов - несражающихся.
Комбатанты являются законными если: 1. имеют лидера; 2. имеют отличительные
знаки; 3. открыто носят оружие; 4. соблюдают правила войны. К некомбатантам
относятся мед. и духовный персонал. Комбатант может использовать высшую
меру насилия, Некомбатант может использовать оружие только при самообороне.
На комбатантов распространяется режим военнопленных. Некомбатанты не
являются военнопленными и при пленении могут оказывать мед. и духовную
помощь. Комбатант в морской войне: 1. экипаж военных кораблей; летчики ВМФ;
экипаж торговых кораблей переоборудованных в военные. Комбатанты воздушной
войны – летчики военных самолетов. Некомбатантами – экипаж санитарных
самолетов. Воздушная война не регламентирована в МП, проект в Гааге 1923 о
воздушной войне не вступил в силу. Главный вопрос бомбардировка с воздуха.
Должны максимально оберегаться гражданские, культурные здания, госпиталя.
Для этого дожны обозначены спец знаками, чтобы были видны с воздуха.
Военный разведчик – это лицо, собирающий сведения в районе действия
противника в форме своей армии. При пленении на него распростроняется режим
военнопленного. Наемник не является участником ВК, на него не
распространяется режим военнопленного и с точки зрения МП являются
уголовными преступниками: 1. завербованный для срожения в ВК; 2. фактически
принимающий участие; 3. Его цель получение выгоды; 4. не являющийся
гражданином и не проживает в гос-ва; 5. не входит в личный состав ВС; 6. Не
направлено гос-вом для выполнения официальных обязанностей. Военный шпион
(лазутчик) – Гаагская конвенция 1907 – лицо которое действуя тайным образом
или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в
районе действия одного из воюющих с намерением сообщить такое противной
стороне. Не имеет статус военнопленного.
31. Заключение Международного Договора: принятие согласованного текста
договора и установление его аутентичности Стадии заключения договора: 1.
подготовка и принятие текстадоговора; 2. установление аутентичноститекстов;
3. выражение соглания сторон по обязательствам договора. Заключению
договора предшествует договорная инициатива. Полномоченные и
уполномоченные. Законодательством гос-ва и правилами м/н оганизации
определяется какие органы могут от их имени заключать договора. А этими
органами уполномочиваются лица для подписания. Подготовка текста договора
осуществляется путем переговоров через дипломатические каналы, на м/н
конференциях и в м/н организациях. В ООН действуе Комиссия МП которая
подготавливает проекты М/Н норм. Принятие текста договора имеет разные
формы - подписание текста или парафирование. В м/н организациях принятие
происходит путем голосования 2/3 голосов если не предусмотрено иное.
Установление аутентичности текста договора – означает, что данный текст
является подленным и достоверным. После чего договор не подлежит изменению,
согласно ст. 10 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг., путем условного
подписания (ad referundum), парафирование илизаключение акта конференции,
где содержитсяданный текст.
32. Правовое регулирование вооруженных конфликтов международного и
немеждународного характера.
Право вооруженных конфликтов (ПВК) — совокупность норм и принципов,
применяемых во время войны, международных и немеждународных вооруженных
конфликтов, запрещающих или ограничивающих применение некоторых средств и
методов ведения вооруженной борьбы, обеспечивающих права индивида в ходе
этой борьбы и устанавливающих международно-правовую ответственность
государств и уголовную ответственность физических лиц за их нарушение.
Предметом – отношения между воюющими сторонами во время войны,
международного вооруженного конфликта и вооруженного конфликта
немеждународного характера. Война — это организованная вооруженная борьба
между независимыми суверенными государствами. Международный вооруженный
конфликт – вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами,
обладающими международной правосубъектностью, а именно, между
вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-
освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороной
(признанной в этом качестве) и вооруженными силами соответствующего
государства. Вооруженные конфликты немеждународного характера – вооруженные
конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства
между его вооруженными силами и антиправительственными организованными
вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием,
осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им
осуществлять непрерывные и согласованные военные действия. Внутренние
беспорядки — это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного
конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления
правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это такая ситуация,
когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков, государство прибегает к
превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и
законности. Основными субъектами права вооруженных конфликтов являются
суверенные государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и
нации, некоторые международные межправительственные организации (типа ООН).
33.Заключение Международного Договора: вырожение согласия гос-ва на
обязанность для него договора После подписания договора, гос-во выражает
согласиена обязанность для данного договора, которое может вырожаться
подписание, обмен документами, образующие договор, ратификация, акт
официального подтверждения, утверждение, принятие, одобрение, присоединение
к договору, что указанно в ст. 11 Венской Конвенции 1969 и 1986 гг.
Подписание - осуществляется в порядке альтернативы – каждый в своем
экземпляре ставит подпись справа или сверху. Ст 18 Венской конвенции 1969 и
1986 гг. указывает, что если подписание предшествует ратификация,
утверждение или одобрению, то гос-ва и м/н орг-ции должны воздержаться от
действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Ратификация – один
из способов выражения согласия, и как правило осуществляется высшим органом
гос власти – парламентом либо главой гос-ва. В Конвенции 1969 г.
указывается, что те договора ратифицируются, о которых гос-ва заранее
договорилось. Утверждение, принятие одобрение – также являются способами
выражения согласия. Приминяются если так условились стороны и
осуществляется тем гос. органом от имени которого заключен договор.
Присоединение – го-во не участвовало, а позднее присоединилось. Может
осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения,
что определено в данном договоре или нац. законодательстве. Также возможно
выразить согласие путем обмена документами (нотами или письмами) образующие
договор.
34.Театр Военных действий пространственные пределы, дге ведутся военные
действия, сухопутная, воздушная и морская территория. ТВД не может проходит
по территории нетральных государств и нетрализованных территориях
(архипелаг Шпицберген – Норвегия договор 1920 г.). Также должна быть
исключена определенная часть территории воюющего государства как нетральная
зона,для санитарных образований, согласно МГП. МП также предусматривает
другие изъятия из ТВД: 1. Международные каналы (Суэцкий – Конвенция
Константинуполь 1888 г.); 2. Центры сосредоточения культурных ценностей,
имеющее очень большое культурное значение (ст. 8 Гаагская Конвенция) 3.
Гражданские мирные объекты. Иногда в МП территории обявлялись одновременно
и нетрализованными и демилитаризованными – Антакктика, Луна. Безядерные
территории могут быть театром военных действий, но не могут быть театром
ядерной войны.
35. Оговорки к международным договорам В ст. 2 Венской конвенции
говориться, что оговорки это односторонние заявления, сделанные субъектом
МП в любой формулировке и под любым наименованием при подписании,
ратификации, подтверждения, принятии утверждении или присоединении,
посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое
действие определенных положений договора в их применении к данному гос-ву
или данной организации.Запрещается делать оговорки если они не совместимы с
объектои или целью договора. Оговорка, возражение против оговорки и
согласие с ней оформляется в пиьменом виде. Гос-во имеет право в будующем
отказаться от оговорки. Ратификация – акт официального подтверждения.
Депозитарий – хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного
текста. Может быть назначено одно или несколько гос-ств или м/н орг. или
главное должностное лицо этой орг-ции. Регистрация – устав ООН ст. 102
указывает, что договора должны быть зарегистрированы при первой же
возможности, гос-во не может ссылаться на нерегистрированные договора.
Может регистрировать только одна сторона, направляя договор в Секритариат
ООН, остольным гос-вам не надо регистривовать. Эти договора Секритариат ООН
публикует в серии «Treaty series». Международный договор вступивший в силу
с участие РФ обязательно должен быть опубликовать в Собрании
законодательства РФ.
Страницы: 1, 2, 3
|