скачать рефераты

МЕНЮ


Европейская интеграция

года они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном,

чем “широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на

встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они,

приняв во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние

заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на

двух параллельных фронтах, чтобы придать новый размер Европейской

интеграции. Первая область действий - институциональная реформа. Был

утвержден Комитет ad hoc по иностранным делам, возглавил который

Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так же как Комитет Спаака, который

подготовил отчет, послуживший основой переговоров по учреждению ЕЕС и

EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из личных представителей Глав

государств или правительств. Его заданием было выработать предложения для

расширения сотрудничества в Европе и в рамках Сообщества, и в плане

Европейского политического сотрудничества, и предвидеть возможные области

для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая концепция заключалась в

выработке шагов по “Европы для людей”, что предполагало повышенное внимание

к нуждам и интересам рядовых граждан. И опять работа по формированию

конкретных предложений была возложена на комитет ad hoc, который приступил

к работе 7 ноября 1984 года под председательством Пьетро Адоннино. Его

полномочия включали спектр направлений для совместной деятельности, таких

как образование, здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и

терроризмом, а также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу.

Деятельность этих двух комитетов шла в основу дискуссий между

лидерами государств на встрече в Милане в июне 1985 года, которые наметили

направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания экономической

зоны без внутренних границ, укреплению Европейского политического

сотрудничества путем объединения усилий в области безопасности и защиты, и

улучшения механизма принятия решений при помощи расширения прав

Европарламента.

Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый

Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле

повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны

были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое

сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер,

предусматривающих создание единого рыночного пространства к 1992 г., и

более общей политики в области экологии, исследований и технологий.

Формально это было оформлено в качестве дополнений и приложений к

Соглашениям, учреждающим Сообщества. Наконец, третья часть Единого Акта

касалась сотрудничества по внешней политике, под эгидой ЕРС, в которой

учреждалась законодательная сеть, в то время как до этого в этой области

все было на уровне неофициальных образований.

Работа над проектом по созданию единого рыночного пространства дала

большой толчок вперед, и к началу 1990-х начала обретать новое направление

и цель, с перспективой на Европейский Союз. В декабре 1990 года лидеры

стран Сообщества провели две межправительственные конференции, первую

для наработки шагов по учреждению экономического и валютного союза, вторую

- для устранения препятствий к политическому союзу. Результатом этих двух

конференций стало Соглашение по Европейскому Союзу , подписанное странами-

участницами в Маастрихте 7 февраля 1992 года. Но для его окончательной

ратификации и вступления в силу 1 ноября 1993 года существовало несколько

препятствий. На референдуме в Дании 2 июня 1992 г. люди проголосовали

против ратификации Соглашения, и только после того, как для Дании были

выработаны специальные условия и меры, на втором референдуме в мае 1993

года было принято решение о ратификации. Во Франции общественное мнение

также разделилось “за” и “против” Соглашения - и на референдуме в сентябре

1992 года решение о ратификации было принято, но лишь незначительным

большинством. В Великобритании ратификация затягивалась до 2 августа 1993

года оппонентами правящей Консервативной партии. В Германии ратификация

была оспорена в Конституционном суде, с формулировкой, что Соглашение

подрывает конституционную структуру страны. Несмотря на это,

Конституционный суд отклонил иск 12 октября 1993 года, хотя и обратил

внимание на следующие моменты, например, ужесточение мер для политических

маневров в вопросе интеграции. И даже в остальных странах-участницах, где

Соглашение было ратифицировано до 31 декабря 1992 года, присутствовала

изрядная доля критики. В основном дискуссии возникали по поводу того, что

решение о создании Европейского Союза было принято за закрытыми дверями. В

отличие от ситуации, когда создавалось единое рыночное пространство,

межправительственные конференции почти не освещались в прессе, так что

рядовые граждане не имели возможности ни понять цели и мотивы своих лидеров

по созданию Европейского Союза, ни каким-то образом повлиять на процесс,

внести в него свои коррективы. Последствие этого информационного голода

всплыли на первом референдуме в Дании, и только после этого начались

широкие и плодотворные дискуссии по вопросам будущего Европейской

интеграции. Но, несмотря на то, что невозможно было убедить всех в

преимуществах объединения Европы, эти дебаты дали возможность всем понять

одну истину: Европейская интеграция не может возникнуть стихийно, она

должна органически развиваться — по общему согласию народов, собранный в

Союз. Помимо всего прочего, это значит, что к процессам, возникающим в

Европейском Союзе, должен быть более творческий подход, и они должны

контролироваться качественнее.

2.2. История вступления: Члены Европейского Союза.

Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское

объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и

стальную промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось

как чисто Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное

любой европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды

воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами

создания ЕЕС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.

Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы

пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна

зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЕС

удалось в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила

опасность зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие

страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало

членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие

страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня. Для Франции

экономический союз с Германией был как бы политическим признанием

готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в Объединении

предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной экспансии.

Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности для

сельского хозяйства Франции. Бельгия, также как и Германия, в большой

степени зависела от внешней торговли и состояния экспортных рынков,

поэтому идея общего рыночного пространства была очень привлекательной с

экономической точки зрения. Ее интерес к тесным экономическим узам с

другими странами Европы был вызван еще и тем, что в 1950-х годах экономика

Бельгии почти целиком была сконцентрирована на угле и стали. Единое

рыночное пространство в Европе потенциально имело большую важность, частью

потому, что открывало большие возможности для угольной и стальной

промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы для

создания и развития новых отраслей промышленности. Италия к тому времени

начала активно развивать свою промышленность, и Европейский внутренний

рынок воспринимался ею как уникальная возможность роста. Она также

рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций Объединения

для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить высокий

уровень безработицы в этих сферах. Нидерланды вошли в Объединение по

подобным причинам. Вовлечение в процесс интеграции должно было дать толчок

к развитию промышленности и — в качестве крупнейшего в Европе перевозчика

грузов морем с разветвленной портовой структурой — открыть для себя новые

перспективы. И, наконец, немцы, столкнулись с проблемой защиты и

расширения их сельскохозяйственных рынков. Политика Европейских

правительств нашла широкую поддержку, не достаточную, однако, если

учитывать экономические преимущества, которые предлагались, сохранение мира

и безопасности в Европе, а также упрощение процедуры въезда-выезда из

соседних стран. На протяжении всей истории Люксембург, по причине его

географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между

большими соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как

политические, так и экономические и социальные интересы страны.

Но еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство

Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран

по поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции.

Предложение Великобритании заключалось в создании Европейской свободной

торговой зоны, которая бы не требовала никаких уступок со стороны

национального суверенитета. Тарифы между странами-участницами будут

упразднены, но предоставлена свобода действий в этом по отношению к другим

странам. Но эта инициатива не была принята остальными шестью странами-

участницами ECSC, которые настаивали на своем мнении о том, как развивать

схему ЕЕС. Дальнейшие усилия Великобритании по создании свободной торговой

зоне в Европе, которая бы включала в себя страны-участницы Соглашения,

окончательно потерпели неудачу в 1958 году. Консенсусом явилось создание

Европейской Зоны Свободной Торговли в 1959, в которую вошли Великобритания,

Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Португалия, Исландия и Швейцария, и

Финляндия как ассоциированный член.

Правительство Великобритании, вскоре, замечая заметные успехи ЕЕС,

начало проводить активную политику участия в процессах Европейской

интеграции, так как при существующей политике у нее не было достаточно

возможностей, чтобы влиять на общие процессы в Сообществе и проводить свои

решения. EFTA в свою очередь, была не совсем удобным средним, с помощью

которого можно было осуществлять деятельность, но только пока это касалось

экономических аспектов — в отличие от Сообщества, чьи цели были в

определенной степени политическими. Существовало даже мнение, что

Великобритания изолирует себя политически, оставаясь в стороне от

Сообщества. И, наконец, принимая во внимание изменяющуюся реальность

мировой торговли, как и большинство остальных торговых стран,

Великобритания довольно сильно начала ощущать проблемы с защитой уже

освоенных экспортных рынков, и с освоением новых. Быстро расширяющийся

рынок Сообщества дал хорошую возможность оздоровления национальной

экономики в целом, заставив компании мобилизовать имеющиеся средства для

выживания в условиях конкуренции на рынке Сообщества. Поэтому в августе

1961 года Великобритания официально заявила о своем желании вступить в

Сообщество. Остальные страны EFTA — Дания и Норвегия, и Ирландия —

последовали ее примеру. Скандинавские страны членство в Сообществе

привлекало потому, что они могли больше выиграть, вступив в него, чем

потерять. Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании

в Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая

промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три

раза больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что

возникла заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по

гарантированным ценам. На этот фактор в большой степени повлияла

Великобритания своим заявлением о вступлении в Сообщество, так как она

являлась для Дании крупнейшим рынком экспорта. Другим важным фактором

явились перспективы открытия датских промышленных товаров. Одного года

членства в EFTA для Дании было достаточно, чтобы понять, как можно

использовать те или иные возможности в промышленных целях. Все эти факторы

оказались весомее сомнений и страхов по поводу издержек интеграции и потери

национального контроля над большинством аспектов экономической политики. У

Ирландия традиционно сложились тесные культурные, религиозные и военные

взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к

процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также

увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной

продукции, так как со времени обретения независимости в 1922 году торговля

сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от

рынка Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для

раскрытия всех возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое

значение для Ирландии имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят

каждый пятый рабочий и на него приходится одна треть всего экспорта страны,

а также то, что на пищевую промышленность приходится четверть всех

промышленных работ. Процесс индустриализации, начатый в середине 1930-х

г.г., повлек за собой сильный рост промышленности, но также потребовал

освоения новых рынков. Полученная таким образом конкурентоспособность

позволила надеяться на увеличения уровня благосостояния и улучшение условий

торговли путем вступления в единое рыночное пространство. Другим важным

фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии вступить в Сообщество стало

создание Социального и Регионального фондов, которые могли предложить

вполне конкретные экономические выгоды.

Несмотря на все это, процесс объединения был заблокирован в 1963

году, когда Генерал Де Голль прервал переговоры, не доверяя намерениям

Великобритании. Второе заявление Великобритании о вступлении — опять с

Ирландией, Данией и Норвегией — опять потерпело неудачу по похожим

причинам. И только когда в 1969 году Де Голль ушел в отставку, на Саммите в

Гааге годом позже в этом вопросе наметился прорыв. И в завершение

затянувшихся переговоров 22 января 1972 года были подписаны Соглашения по

объединению. И 1 января 1973 года, после успешного проведения референдумов

в Ирландии и Дании и ратификации соглашений национальными парламентами,

Великобритания, Дания и Ирландия вошли в Сообщества. Норвегия осталась вне

Сообществ после того, как на национальном референдуме “против” вхождения в

Сообщества проголосовало 53,49 %.

Во время переговоров, безусловно возникал вопрос об остальных странах-

членах EFTA (Швеция, Швейцария, Австрия, Португалия, Финляндия и Исландия).

Некоторые из них не хотели входить в Сообщество по причине своего

нейтрального статуса, некоторые не могли быть приняты из-за правящих

антидемократических режимов. Решением проблемы для них стало подписание

Соглашений с Сообществом о свободной торговле, что и было сделано в 1972

году. Норвегия также была включена в эту зону свободной торговли, следуя

решению референдума о неприсоединении.

Греция после возвращения демократического правительства, заявила о

своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977

году Португалия и Испания. Греция видела в этом для себя путь стабилизации

вновь установившейся демократии, а также увеличения своего влияния на

международной арене. С экономической точки зрения членство в Сообществе

могло помочь модернизировать сельское хозяйство и промышленность,

следовательно, поставить национальную экономику на ноги. Широко

распространенные возражения о том, что это может затронуть национальный

суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили перед интересами

экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом Сообщества.

Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей, но

все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года

соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными

парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.

Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,

несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В

экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было

получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития

уже конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также

помогут развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания

надеялась, что результатом участия в региональных программах Сообщества

будет выравнивание уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе

предполагалось, что процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным,

будет несомненно полезным, и при поддержке новых партнеров пройдет

значительно легче. Для Португалии членство в Сообществе после потери всех

колоний означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.