скачать рефераты

МЕНЮ


Европейская интеграция

национальными парламентами, что не всегда дает положительные результаты, в

том смысле, что многие действительно важные и необходимые для Сообщества

решения очень часто не принимаются в связи с нератификацией.

Совет Европы.

Идея создания Совета Европы возникла на встречах глав государств или

правительств стран-участниц в первые годы деятельности Сообщества. “Советом

Европы” этот орган был официально назван на Саммите в Париже в 1974 году,

но, несмотря на это, в институциональную структуру Сообщества Совет вошел

только с принятием Единого Европейского Акта в 1987 году. В Соглашении по

Евросоюзу подтвердилась роль Совета Европы, которая заключается в выработке

для Европейского Союза направлений развития, а также общих политических

линий. На практике это адаптация принципиальных решений и выработка линий

и директив работы для Совета Евросоюза или встреч представителей

правительств стран-участниц в Совете. Именно Совет Европы привел в движение

работу по созданию экономического и валютного союза, прямых выборов в

Европарламент , общей социальной политике и расширению. Исходя из

договоренностей, достигнутых в Соглашении по Евросоюзу по поводу общей

внешней политики и политики безопасности, в задачи Совета Европы также

входит координация внешней политики стран-участниц, а также позиций по

политическим вопросам в мировом масштабе.

На данном этапе, при том, что в Совет входят Главы государств стран-

участниц и Президент Комиссии, Совет Европы должен собираться по крайней

мере дважды в год, но на практике он собирается приблизительно три раза в

год и проходит с участием министров иностранных дел, а также будущих

членов.

Институции Сообществ.

Первоначально роль институций Сообществ заключалась в практическом

применении утвержденного законодательства, и среди них можно выделить Совет

Евросоюза, Европей скую Комиссию, Европарламент и два консультативных

комитета: Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам.

Только в нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким

институциям даны исполнительные полномочия. За законностью действий,

которые ими предпринимаются, наблюдает Суд Справедливости при Европейских

Сообществах, а Европейский Суд Аудиторов наблюдает за величиной и

законностью использования средств.

4. Экономическая интеграция.

4.1. От общего к единому рынку и экономическому и валютному союзу.

Несмотря на то, что Соглашением по ЕЭС был выработан детальный 12-

летний план постепенного перехода к общему рынку к концу 1969 года, цель

эта не была достигнута. Единственный ощутимый результат был достигнут в

сфере обеспечения свободного движения товаров путем создания союзов

потребителей, которые открыли путь для свободного хождения товаров внутри

Сообщества. Но в других важных сферах, таких как свободное движение услуг,

рабочей силы и капиталов, свободы истеблишмента и либерализации платежей,

ощутимого прогресса не было, кроме нескольких отдельных примеров. Также не

удалось “привести к общему знаменателю” национальную экономическую политику

для преодоления экономического кризиса 1970-х г.г. И до 1980-х, пока

национальные границы мешали оживлению экономической активности, общий рынок

оставался лишь обещанием.

Для выхода из тупикового состояния, в котором он оказался, процессу

экономической интеграции нужен был новый политический стимул. Такую

инициативу подала в 1985 г. Комиссия в форме программы перехода к единому

европейскому рынку до 1992 года. Позже, в том же году, был опубликована

так называемая “Белая газета” — каталог специфических мероприятий с

подробным планом для завершения создания внутреннего рынка к концу 1992

года, и в конце июня в Милане Совет Европы одобрил его. Но для каких-либо

реальных перспектив успешного завершения такого сложного процесса за 7 лет,

при том, что в этом не преуспело за 30 лет Сообщество, которое было гораздо

меньшим, нужны были не только заявления о политических намерениях и

принятие программы. Программа перехода к единому рынку должна была вылиться

в Соглашение, что и было достигнуто 1 июля 1987 года в Едином Европейском

Акте, который добавил новую статью в Соглашение по ЕЭС (сейчас статья 7а в

Соглашении по Европейскому Сообществу). В ней сказано:

“Сообщество примет меры для внедрения внутреннего рынка в срок до 31

декабря 1992 года...создав область действий без каких-либо границ, и на

которой будет гарантироваться свободное движение товаров, услуг, рабочей

силы и капитала”.

Для достижения этой довольно амбициозной цели все 282 меры,

перечисленные в “Белой газете”, успешно перешли в разряд законодательных.

Но гораздо большим успехом оказалось то, что весь этот процесс прошел при

минимальных возражениях со стороны стран-участниц, и целая сеть мер,

мероприятий, средств и схем по созданию единого рынка была успешно принята

к действию. Конечно, для того, чтобы реально использовать все эти схемы, их

нужно было адаптировать с учетом особенностей каждой отдельной страны.

Многие из этих 282 пунктов вышли в форме директив для обязательного

включения в национальное законодательство и выполнения их до определенного

срока. Некоторые государства легче справлялись этой задачей, у некоторых

возникали проблемы, но исключительно по причине того, что не все местные

власти были готовы к определенным изменениям в столь короткие сроки. С

другой стороны, когда некоторые государства показали свою политическую

неспособность исполнять заранее согласованные решения, Комиссией было

принято решение разбора этих случаев в Суде Справедливости за нарушение

законодательства Сообщества. Но даже после того, как все решения внедрены,

должно пройти какое-то время, чтобы национальная экономика, а также

население смогли приспособиться к новой ситуации и начать ощущать все ее

экономические преимущества. Несмотря на это, настрой у бизнес-сектора самый

оптимистичный. Создание единого рынка — это именно тот редкий случай, когда

подобное начинание настолько широко поддерживается как предпринимателями и

промышленниками, так и общественностью. Одним из факторов, повлиявших на

это, была широкая волна информации как для компаний, так и для граждан о

том, какие права и какие выгоды они будут иметь после перехода к единому

рынку. В распространении такой информации большую роль сыграли Европейские

Информационные Центры, а также базы данных CELEX и INFO 92, к которым был

свободный доступ, и в которых можно было найти любую информацию по

законодательству Сообщества и регулирующим мерам по переходу к единому

рынку.

Воодушевленные позитивной реакцией на программу по созданию единого

рынка, в 1988 году Главы государств и правительств учредили Общество по

продвижению создания экономического и валютного союза (EMU). При этом

логика была следующей: как бизнесмен, так и рядовой гражданин не смогут

ощутить всех преимуществ единого рынка без фиксированных обменных курсов,

или даже единой европейской валюты. Большинство препятствий для свободного

движения капитала должны были быть устранены с переходом к единому рынку,

так как банки и страховые компании начали работать через национальные

границы, и соответственно поток капиталов начал стабильно расти. Но это

также чрезвычайно сузило спектр национальных полномочий в области валютной

политики. И чем ближе к завершению был процесс перехода к единому рынку,

тем более усиливалось давление по поводу тесного валютного

сотрудничества, а также ускорялось дальнейшее продвижение по пути к

экономическому и валютному союзу.

В Соглашение по Евросоюзу (и соответственно, по ЕЭС) была добавлена

новая секция по экономической и валютной политике (Статья № YI), которая

заключает в себе основной план по созданию экономического и валютного

союза. С вступлением этой статьи в силу, в процессе экономической

интеграции намечаются такие два основные направления.

Первое заключается в том, чтобы сделать единый рынок живой

реальностью, и, в частности, заполнить пробелы на этом пути у некоторых

стран. На этом пути перспективы весьма оптимистичны: уже видны результаты,

чего удалось достичь, а также тот факт, что единый рынок продолжает

набирать очки в свою поддержку и у политиков, и у бизнесменов, и у широкой

общественности.

Второе направление заключается в том, чтобы, преодолев первую стадию

на пути к экономическому и валютному союзу, закончить вторую и третью. Эти

обещания выполнить гораздо тяжелее не только потому, что поставлены слишком

жесткие условия для перехода от одной стадии к другой, но и потому, что

лидерам Сообщества не удалось пока вызвать такую волну оживления для

перехода к этим стадиям, какую вызвал переход к единому рынку.

Отрицательным моментом явилась информация для общественного мнения о

предложенных изменениях и причинах, вызвавших их, что вызвало всеобщее

подозрение и непринятие. Люди не смогли увидеть преимуществ более тесной

интеграции, и какие выгоды им это может принести. Вместо этого начало

распространяться мнение, что людей хотят обмануть, в первую очередь это

касалось устранения национальной валюты. И поэтому это направление

заключается не только в том, чтобы закрепить выработанные критерии

экономического и валютного союза, но и прислушаться к людям и тому, что их

волнует.

4.2. Основные принципы свободы единого рынка.

Центральным пунктом экономической интеграции является внутренний

единый рынок, учрежденный странами-участницами для того, чтобы создать

объединенную экономическую территорию, не разделенную ни таможенными, ни

торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие четыре принципа —

свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала. Второй и

четвертый, как известно, являются основными факторами производства

Свободное движение товаров (Статья 9-37 Соглашения по Европейскому

Сообществу).

Таможенный союз.

Первым шагом в создании внутреннего рынка было аннулировать все

таможенные пошлины, наложенные на импорт и экспорт между странами-

участницами до этого времени, и Соглашением был выработан план по

постепенного удаления всех внутренних пошлин в течение 12 лет.

Первых шесть стран-участниц закончили этот процесс в 1968 году, за 18

месяцев до обозначенного срока. Страны, вошедшие в Сообщество позже, также

уложились в установленные сроки и адаптировались к условиям единого рынка

очень быстро.

Процесс аннулирования таможенных пошлин внутри ЕЭС сопровождался

принятием 1 июля 1968 года Единого Таможенного Тарифа (ССТ), которым стали

облагаться все импортируемые на территорию Сообщества товары. ССТ стал

защитой Сообщества от торгового потока извне, а также выровнял действующий

до этого уровень пошлин (который был очень высок в Италии и Франции, но

очень низок в странах Бенилюкс и Германии). Начиная с 1968 года ССТ

претерпевал значительных изменений как вследствие решения Совета Министров

или переговоров между Евросоюзом и другими странами, так и благодаря

международным торговым организациям, в частности Мировой Торговой

Организации (Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле). Таким образом,

ввод единого внешнего тарифа ознаменовал появление полного таможенного

союза и завершение тем самым первой стадии экономической интеграции.

Смещение количественных ограничений.

Создание единого рынка, где было бы обеспечено свободное хождение

товаров, потребовало не только смещения таможенных границ, но и поднятие

количественных ограничений. Данные ограничения вводятся обычно для того,

чтобы защитить внутренних производителей от наплыва импорта, что выражается

в создании определенных количественных или стоимостных квот. Однако меры

подобного рода противоречат Соглашениям, и странам-участницам приходится с

этим считаться. Поэтому на данный момент все количественные ограничения на

внешнюю торговлю с Сообществом сняты.

Стоимостные ограничения перекликаются по сути с количественными, как

бы являясь их выражением. То есть, сами не являясь квотами или запретами,

они делают импорт некоторых товаров неэффективным или даже невозможным.

Столкнувшись со структурными проблемами в таких крупных областях как

производство стали, судостроение или легкая промышленность, и под давлением

таких факторов, как растущая безработица и рост импорта, в течение

нескольких лет страны-участницы вынуждены были оградить свои рынки и от

других стран-участниц, и вообще от торговли вне Сообщества. И хотя такие

меры обычно ничем хорошим не заканчивались, в некоторых странах преуспели в

том, что отечественные товары заняли доминирующее положение над импортными.

Причины этого заключаются, по видимому в кардинальных различиях товаров,

производимых в каждой стране.

Много лет Сообщество пыталось убрать эти торговые барьеры и привести

эти национальные правила к общеевропейским стандартам. Очень часто эти

требования были более строгими, чем было необходимо, но в результате была

достигнута относительная гармонизация путем сложных и долгих процессов. В

некоторых случаях согласие по техническим условиям одной производственной

единицы достигалось годами. Это также вызвало проблемы, в частности,

производители часто не могли понять, каких стандартов придерживаться —

например при принятии инвестиционных решений, когда должно было пройти

планирование на несколько лет вперед, но невозможно было просчитать ни

даты, ни стандарты. На фоне этих проблем многим стало казаться, что так

называемая “гармонизация” на самом деле является не чем иным, как

бюрократической уловкой Брюсселя, который стремится создать “усредненную

европродукцию”. На самом же деле картина была совсем иной.

Переломным пунктом стал в 1979 году процесс в Суде Справедливости по

делу “Cassis de Dijon”, с помощью которого было найдено наиболее

прагматичное решение проблемы как обезопасить свободное движение товаров.

Суд должен был решить, соответствуют ли германские законы о минимальном

содержании алкоголя в винных изделиях — как местного производства, так и

импортируемых — со статьей 30 Соглашения по ЕЭС (в том, что касается

свободного движения товаров). Традиционные продукты, изготовленные в других

странах Сообщества, с низким содержанием алкоголя , включая французское

“Cassis de Dijon”, не могли продаваться на территории Германии как

алкогольные напитки. Суд постановил, что любой продукт, произведенный в

странах Сообщества на законных основаниях и продающийся в одной из этих

стран, может также продаваться в любой другой стране Сообщества. И защита

от импорта устанавливается только в случаях, предусмотренных Статьей 36

Соглашения по ЕЭС в том, что касается защиты общественной морали, порядка и

безопасности, защиты здоровья и жизни людей, животных или растений, защиты

национальных богатств, представляющих собой художественную, историческую

или археологическую ценность, а также защиты промышленной и коммерческой

собственности.

Устранение налоговых барьеров.

Ключевым фактором, гарантирующим свободное движение товаров, является

уменьшение налоговых различий, препятствующих торговле между странами

Сообщества. Существуют также две основные причины, по которым налоговые

границы все-таки должны существовать.

Во первых, они дают гарантию того, что налоги на потребление (то есть

непрямые налоги), которыми облагаются товары на едином рынке, идут в

конкретную страну Сообщества, где они потребляются. На практике это

выглядит как возмещение налогов на экспорт. Поэтому, если товар,

произведенный в Германии, экспортируется во Францию и там потребляется, то

германскому производителю возмещаются непрямые налоги, уплаченные в

Германии, а французский импортер платит соответствующий налог во Франции.

Таким образом данная система гарантирует равные налоговые условия для

отечественных и импортируемых товаров. И налоговые границы, исходя из

этого, являются как бы платой за справедливость.

Во вторых, налоговые границы играют важную роль в борьбе против

уклонения от налогов и предотвращения теневой торговли. Без налоговых

границ и соответствующего пограничного контроля, невозможно было бы

проверить, действительно ли товар экспортируется, что дало бы возможность

незаконного провоза товаров как экспортируемых, и тем самым возмещение

непрямых налогов. Соответственно это дало бы возможность устанавливать

демпинговые цены на отечественные товары.

Поэтому, на данный момент налоговые границы все еще нужны. Это,

однако, не означает невозможность общего (без границ) налогообложения .

Фактически с 1 января 1993 года пограничный контроль был заменен более

сложной системой деклараций, которая позволила убрать налоговый контроль на

границах. После1996 года целью стало ввести систему, известную как принцип

происхождения. Эта система позволит уйти и от неудобного декларирования, и

от возмещения налогов экспортерам, и от обложения налогами импортеров, а

также всех проверок, которые это влечет за собой. Вместо этого, в стране-

производителе при производстве товара уплачивается VAT. А для того, чтобы

эта система работала, во всех странах Сообщества ставки VAT должны быть

одинаковыми. Старая система (с непрямыми налогами) до сих пор применялась в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.