скачать рефераты

МЕНЮ


Европейская интеграция

предлагало с одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны —

наилучшую возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало

всплеск инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее

время затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во

многом повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на

Сообщество как в плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в

реструктуризации экономики, в частности в сельском хозяйстве.

Объединение Германии означало, что с 3 октября 1990 года бывшая ГДР

становится неотъемлемой частью Европейского Сообщества. Это было принято 28

апреля 1990 года в Дублине, где Главы государств и правительств решили,

что присоединение ГДР не требует полной процедуры вступления, а только

некоторых поправок в ранее принятых Соглашениях.

Привлеченные в Сообщество выгодами единого рынка и подталкиваемые к

политическому объединению в Европейский Союз, многие европейские страны

почувствовали, что процесс интеграции пришел в движение, и поэтому гораздо

выгоднее принимать активное участие в построении нового порядка в

качестве равноправного партнера, чем на более поздних стадиях

присоединяться к этому процессу. После введения в действие Маастрихтского

Соглашения, новые страны-участницы в любом предпочтут Европейский Союз

Европейскому Сообществу.

Подобное предположение подтвердилось, когда Австрия, Финляндия, Швеция

и Норвегия начали переговоры по присоединению, которые успешно завершились

в 1994 году. Летом и осенью того же года в этих были проведены референдумы,

которые в Австрии, Финляндии и Швеции завершились в пользу присоединения, в

то время как в Норвегии опять проголосовали против членства, как и в 1972

году, большинством в 52,4 %. С присоединением Австрии, Финляндии и Швеции

количество стран-участниц достигло 15. Норвегия со своей стороны, будет

продолжать отстаивать свои интересы в рамках ЕЕА (Европейского

экономического пространства).

Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано

экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и

перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны

и поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было

желание более тесной экономической интеграции, но не формального

объединения. Когда этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о

своем желании полного членства, при условии сохранение своего нейтралитета.

Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были сложными по

причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения о

членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в

Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом

Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать,

что уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали

прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.

Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в

установлении новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену

Европейского Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и

социальное сотрудничество. Исходя из своего географического положения и

исторического опыта, Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно

реагировала на западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в

какой-либо конфликт между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с

Западом и Востоком давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия

пробовала установить дружественные отношения с СССР, что выразилось в

Соглашении от 1948 года, которое действовало вплоть до 1992 года, когда

устанавливались формальные отношения между Финляндией и Россией. Как и в

Швеции, изменение географических границ Европы заставило финнов

пересмотреть свои позиции, и 18 марта 1992 года Финляндия официально

заявила о своем желании вступить в Европейское Сообщество. В заявлении

Парламента 27 февраля 1992 года очень подробно были описаны причины, по

которым страна желает вступить в Европейское Сообщество, и эти причины не

были чисто экономическими. Правительство считало само собой разумеющимся

дать доступ своему бизнесу действовать на равных условиях со своими

конкурентами в свободном рыночном пространстве в Европе, а также дать своим

гражданам возможность участвовать в сотрудничестве — и в исследованиях, в

образовании, искусстве и любой другой сфере. Финляндия хотела участвовать

во всех начинаниях Сообщества. В конечном итоге, с присоединением этих

стран был положен конец холодной войне на континенте, и Европейское

Сообщество стало тем образованием, которое оказалось способным подобрать

ключ к экономическому и политическому развитию Европы в целом.

Заявления о членстве сделали также Турция (1987 г.), Кипр и Мальта

(1990 г.) и Швейцария (1992 г.). Более того, демократические и

разделительные процессы в Восточной Европе открыли новые перспективы для

сотрудничества и расширения. Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, Болгария и

Румыния заявили о своем желании наладить более тесные связи и может быть,

получить членство. Но пройдет еще какое-то время, пока эти страны смогут

войти в Европейский Союз, так как их уровень экономического развития должен

быть подведен под европейские стандарты . Для того, чтобы помочь им в этом,

Союзом было подписано серию ассоциативных соглашений с этими странами в

период между 1991 и 1993 годами.

Видя довольно успешную историю Европейского Сообщества по объединению,

трудно предположить, что она претерпела одно отсоединение. Гренландия

принадлежит Дании и стала частью Сообщества в 1973 году. В феврале 1982

года на референдуме абсолютным большинством было проголосовано против

продолжения членства. Несмотря на то, что в Соглашениях ничего не сказано

об отсоединении, в феврале 1984 года Сообщество по согласованию с Датским

парламентом разрешило Гренландии отсоединиться от Европейского Сообщества 1

января1985 года с присвоением статуса ассоциированной иностранной

территории.

3. Цели, методы, участники.

3.1. Цели.

Интенсификация усилий по объединению Европы после Второй мировой войны

происходила из-за того, что в Европе не видели другого способа положить

конец истории военных конфликтов, кровопролития, страданий и разрушений.

Эта идея оставила свой след в Соглашениях, учреждающих Содружество и

Союз, в разделах, посвященных основным целям, таким как сохранение и

укрепление мира, достижение экономической интеграции во благо всех граждан

Союза путем создания единого внутреннего рынка, разработка путей к

политическому Союзу, а также укрепление и всяческое содействие укреплению

социальных программ внутри Союза.

Сохранение мира.

План Шумана по созданию ECSC, который явился предпосылкой франко-

германского примирения, стал отправной точкой по созданию нового порядка в

Европе, при котором любые вооруженные конфликты стали бы не только

неприемлемыми, но и невозможными. И Содружество, и Союз преуспели в том,

что этот идеал стал реальностью. На сегодняшний день просто невозможно себе

представить возникновение вооруженного конфликта между странами Союза.

Но события в бывшей Югославии показали, что мир в Европе не наступит

сам собой. Европейский Союз должен также работать над продвижением идей

мира за пределами его зоны стабильности. И в этом плане во многом может

помочь общая внешняя политика стран Союза.

К сожалению, эта основная цель создания Европейского Союза стала

забываться как в средствах массовой информации, так и в общественном

сознании. В основном, широкие массы воспринимают Европейский Союз с

негативными моментами. Например, бывает непонятно, почему при винных

реках и масляных горах они должны платить за все это очень высокие по их

мнению цены. В прессе вообще пишется в основном то ли о кризисе в

Сообществе, о бесполезных встречах глав государств, то ли национальные

издания перебрасываются обвинительными статьями. Все это, безусловно, не

способствует освещению и решению экономических, политических и социальных

проблем Сообщества. Для большинства людей то, что происходит в Брюсселе, то

есть действия Совета Министров, Комиссии — все это представляется весьма

туманным. Для них это лишь сильно раздутый бюрократический аппарат, который

регулирует никому не нужные аспекты жизни их повседневной жизни, и который

в большинстве случаев скорее усложняет жизнь, чем делает ее проще.

На самом же деле Европейский Союз — это больше чем просто бюрократия,

масляные горы или высокие цены. Это в первую очередь испытанная и

проверенная гарантия мира. И именно по этой причине — если даже не брать во

внимания другие положительные стороны — ценность Союза для людей

неизмерима.

Экономическая интеграция.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой

объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно

выделить:

( гармоническое развитие экономических институтов;

( стабильное и сбалансированное экономическое

взаимопроникновение;

( повышение уровня жизни;

( высокий уровень занятости;

( экономическая и валютная стабильность.

Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений

внутри Союза.

Европейское Объединение по углю и стали ответственно за регулирование

этих двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего,

это включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен,

улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и

инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных

изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики.

Европейская Комиссия по атомной энергии, так же как и ECSC, действует

в четко ограниченной сфере экономики. Она ответственна за совместные

исследования и действия в области использования атомной энергии. В

частности, ее задача заключается в распространении и развитии атомной

промышленности в странах-участницах, а также в гарантировании безопасности

при использовании расщепляемых материалов.

Европейское Экономическое Сообщество — переименованное в Европейское

Сообщество по Маастрихтскому Соглашению — играет более важную роль, чем

остальные два Сообщества. Его задачей является приспособить каждый сектор

экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает

такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы,

свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное

движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая

или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта,

экологии, исследований, технологий и промышленности.

Соглашение по Европейскому Союзу вводит в силу экономическую и

валютную политику, которая направлена на ввод единой европейской валюты.

Политический союз.

Создатели Сообщества верили, что экономическая интеграция в конце

концов приведет к политическому объединению Европы. В то время как

экономическая интеграция стала первым практическим шагом, она никогда не

рассматривалась как конечное явление, а только как ступень на пути к

политическому объединению. Поэтому, когда в начале 1960-х провалились

планы Фуше, стало очевидным, что успешное экономическое сообщество не

обязательно может привести к политическому объединению. Несмотря на это,

лидеры Сообщества, свято веря в то, что “политическая окраска Сообщества

наполнит его новым смыслом”, продолжали провозглашать создание Евросоюза

целью 1980-х годов. Эта идея повторно всплыла в 1987 году в Едином

Европейском Акте, в Преамбуле которого Главы государств (сейчас 12

государств) выражали желание преобразовать отношения между странами в

Европейский Союз.

С подписанием Соглашения по Европейскому Союзу в Маастрихте 7 февраля

1992 года, после ратификации его национальными парламентами, этот Евросоюз

стал реальностью. Евросоюз является новой ступенью в процессе создания

самого тесного союза между народами Европы, в котором решения принимаются

при максимальном участии всех граждан, как гласит Статья А, 2-й абзац.

Задание Союза заключается в организации отношений между странами и народами

этих стран (Статья А, третий абзац, второе предложение).

Социальный размер.

В европейской интеграции также присутствует социальный компонент.

Одним из главных моментов, определяющих деятельность Сообществ, является

повышение уровня жизни и условий работы, укрепление базы социальной защиты.

Несмотря на это, не в одном из Соглашений нет четко выработанной схемы для

осуществление общей социальной защиты. Произошло это потому, что с самого

начала существовали разногласия по поводу того, будет ли объединение

способствовать улучшению социальной защиты, или же на начальном этапе

свободный рынок потребует жертв в виде уступок по социальным вопросам. Опыт

вскоре показал, что экономический механизм единого рыночного пространства

не обязательно дожен привести к социальному развитию и полной занятости.

Поэтому 21 января 1974 года Совет Европы принял новую программу социальных

действий.

Но наиболее важным для укрепления социальности стал Единый Европейский

Акт, который не только дал Сообществу более широкие полномочия, но также

внес их в контекст проекта по созданию единого рынка к 1992 году.

Методы.

Европейская интеграция возникла благодаря двум в основе своей разным

подходам - конфедералистскому и федералистскому.

Сотрудничество между странами.

Изначально конфедералистский подход обозначал, что страны согласны

сотрудничать с друг другом без затрагивания чьего-либо национального

суверенитета. Цель заключалась не в создании “сверхдержавы”, поглотившей бы

всё, а в соединении государств в конфедерацию, в которой они бы сохранили

свои национальные структуры. Эти принципы легли в основу Совета Европы и

OECD.

Те же принципы легли в основу того, что называют второй и третьей

опорами Евросоюза - общей внешней политики и политики безопасности, а также

сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем. Задача,

поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в

межправительственном сотрудничестве.

Интеграция.

Цель федералистского подхода, с другой стороны, заключается в том,

чтобы сгладить различия между нациями. Чрезвычайно болезненное чувство

национального суверенитета у многих стран, страхи по поводу доминирования

одной нации над другой, как свидетельствует история Европейских

государств, к сожалению, не могли дать возможности к сближению. Несмотря на

это, отдельные страны нашли возможность пожертвовать частью своего

суверенитета ради многонационального сообщества. В результате есть

европейская федерация, в которой судьбой всех народов - каждый из которых

продолжает оставаться сам собой - а также их будущим - управляют общие

лидеры.

Несомненно, Европейский Союз является плодом федералистского подхода,

хотя и в несколько измененной форме. Нужен был еще один компромисс, который

позволил нечто большее, чем сотрудничество на конфедералистской основе.

Решение, в такой же мере блестящее, как и простое, оказалось однако слишком

слабым, чтобы перейти через пропасть европейской автономии.

Первым вопросом было определить, в каких сферах все были готовы

поступиться частью суверенитета для многонационального сообщества. Ответом

явилось создание трех Сообществ. Эти Сообщества, а также учреждающие их

Соглашения, выделили несколько специфических сфер, в которых они могли как

бы проверить целесообразность или нецелесообразность суверенной власти.

Сообщества и их институты не были наделены властью в общем, а только в

рамках выработки мер для достижения целей Сообщества, то есть так

называемой “лимитированой властью” и только страны-участницы теперь

вырабатывали курс по пути интеграции, как основатели Сообществ.

Передача полномочий по очень широкому спектру вопросов, тем не менее,

не явилась поводом для таких же изменений в структурах централизованной

власти. Объединенная Европа будет сильной только в случае, если сохранятся

индивидуальные различия между отдельными ее странами, регионами и

культурами.

Участники.

Страны-участницы все еще имеют власть, чтобы изменять фундаментальные

правила Евросоюза, и пока эта власть не будет передана Союзу, именно они

будут определять природу европейской интеграции, прогресса и различных

изменений, что осуществляется посредством различных соглашений.

Основополагающие соглашения, такие как Единый Европейский Акт и Соглашение

по Евросоюзу, являются как раз примерами такого рода принятия решений.

Более того, полномочия, переданные Европейскому Сообществу, весьма

ограничены, поэтому очень часто возникают ситуации, когда институции

Сообщества могут действовать на внутренней арене в частных случаях. А

принятие более серьезных решений, которые также могут быть предложены

институциями Сообщества, обычно проходит через процедуру ратификации

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.