скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

Великобритания, Германия, Франция

К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,

Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.

При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей

следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на

Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других

промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного

капитала.

Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее

значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в

предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым

инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная

переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую

промышленность, а также в сферу услуг.

В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу

услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в

обрабатывающую промышленность.

25. СНС. Важнейшие показатели СНС.

Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический

показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на

макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции,

происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт,

национальный доход страны производятся не только в материальной сфере

производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства

включаются следующие деятельности:

. Компании и предприятия, производящие товары и услуги

. Частные некорпоративные предприятия

. Подсобные хозяйства

. Деятельность лиц свободных профессий

. Сфер управления

. Финансовых коммерческих организаций

. Некоммерческих организаций

. Армии

. Жилья, сдающегося в аренду

Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная

деятельность.

Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.

ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и

сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия,

расположенного на территории данной страны.

ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной

экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и

охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта.

26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.

Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое

процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять

уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза

в мире.

Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской

интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила

заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом

начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,

Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:

Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;

1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.

Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не

является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с

другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют

суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого

целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры

вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.

Основными целями Союза являются:

Создание европейского гражданства

Обеспечение свободы, безопасности и законности

Содействие экономическому и социальному прогрессу

Утверждение роли Европы в мире

Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою

конкретную роль:

Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);

Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);

Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);

Суд (соблюдение закона);

Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).

Еще пять органов составляют часть институциональной системы:

Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения

организованного гражданского общества по экономическим и социальным

вопросам);

Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по

региональной политике, окружающей среде и образованию);

Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого

управления какого-либо института или органа ЕС);

Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования

государственных и частных долгосрочных инвестиций);

Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные

операции).

Ряд агентств и органов завершают систему.

Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу

Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.

Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,

Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая

2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -

Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.

После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995

гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время

Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС

является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем

распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.

Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с

точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих

стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию

исторического опыта и культур.

Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в

Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти

вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это

сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС

еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.

После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали

договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо

выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур

ратификации и проведение народных референдумов.

В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в

ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап

расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут

начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом

расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и

повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому

настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического

расчета.

В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской

Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе

предусматривает, что любое европейское государство, уважающее

основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».

Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему

Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано

в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не

может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан

существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего

расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего

расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших

соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах

расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде

всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым

экономическим и социальным пространством.

«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС

Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и

политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в

соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:

- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права

человека, верховенство закона и защиту меньшинств;

- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться

с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;

- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу

законодательства ЕС, включая приверженность целям политического,

экономического и валютного союза.

27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.

Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные,

лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные ресурсы.

Минеральное сырье и топливо: уголь, нефть, газ, руды. По мнению некоторых

ученых запасов нефти хватит на 45 лет, для России – 20 лет.

Крупнейшие запасы нефти:

. Саудовская Аравия – 25, 4%

. Ирак – 1%

. ОАЭ – 9,5%

. Кувейт – 9,3%

. Иран – 3%

. Венесуэла – 6, 8%

. РФ – 4,8%

. Китай – 2,4%

. США – 2,3%

Природного газа хватит на 70 лет. Самые большие запасы в России – 405,

далее Иран, США, Алжир, Туркмения, Норвегия и др.

Уголь: Китай, США, РФ

Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:

| |В мире |В России |

|С/х |69% |20% |

|Промышленность |21% |55% |

|Коммунальное хозяйство |6% |19% |

Природные ресурсы влияют на развитие страны.

В современных условиях НТП воздействие природно-ресурсного фактора на

экономику страны ослабевает: НИС, Япония. Тем не менее, наличие богатых

природных ресурсов дает определенные преимущества: страны Ближнего востока,

РФ, Китай и др. Практически ни одна страна мира не обладает всем

необходимым для современной экономики запасом сырья, поэтому не может

обойтись без импорта:

- США импортирует 15% в стоимостном выражении минерального сырья

- Страны ЕС вынуждены ввозить 70-80%

- Япония – лидер импорта (90-95%)

- Россия импортирует олово, бокситы, марганец.

Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:

| |Население мира |Минеральные |Потребление |

| | |ресурсы | |

|Развивающиеся |70% |35% |16% |

|страны | | | |

|США |4,5% |20% |40% |

|Западная Европа |9% |20% |30% |

|Россия |2,5% |25% |4% |

Основные проблемы потребления природных ресурсов:

o Проблема исчерпаемости

o Проблема воспроизводимости

o Проблема неэффективного использования (1/3 природных ресурсов для ведения

с/х земель использует человек)

o Дефицит пресной воды

o Загрязнение воздуха

ФАО – продовольственная и с/х организация

28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.

Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90-

х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К

сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. $.

Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от

бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя

соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-

1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у

международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций.

Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:

. займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;

. кредиты и займы российских банков;

. кредиты и займы российских компаний;

. валютные облигации внутреннего займа;

. еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.

Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его

происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского,

Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов

составляет около 80 млрд. долл.

Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными

кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; и коммерческими

банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб

занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками.

Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты,

предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя,

использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед

Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным

иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии

обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми

организациями.

На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии),

в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.

Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на

платежеспособность России и, соответственно, – на ее имидж среди

международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного

риска.

Система мер по управлению внешним государственным долгом:

списание части долга;

выпуск новых обязательств;

реструктуризация задолженности;

взаимный учет требований;

ужесточение фискальной политики;

формирование специального стабилизационного фонда;

переговорный процесс;

долги за инвестиции;

продажа дебиторской задолженности;

продажа части собственности за рубежом;

продажа экологических квот.

Большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют

краткосрочные заимствования.

Министерство финансов РФ планирует снизить внешнюю задолженность России к

2005 году до 40% от ВВП.

Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003-2005 гг.: во-первых,

частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения

заимствований на внутреннем рынке, во-вторых, правительству предлагается

меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов,

ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми

инструментами, а также на поступления от приватизации. По словам премьер-

министра Михаил Касьянова, нынешний объем внешнего долга России «не

представляет угрозы для ее экономики». Объем задолженности перед

иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100% ВВП в 2000

г. до 40% к началу 2003 года. В 2003 г., «пиковом» с точки зрения

абсолютного объема внешнедолговых платежей, расходы бюджета составили около

5,5% ВВП. Проблема заключается в том, что обслуживание внешней

задолженности препятствует более быстрому и радикальному снижению налогов,

что в свою очередь, сдерживает экономический рост. Объем выплат России по

внешнему долгу в январе 2003г. составил 1 млрд 86 млн долл. Всего по

внешнему долгу в 2003г. предстоит выплатить около 17,3 млрд долл.

Ожидается, что в 2004 году Россия выплатит по внешнему долгу 14,5 млрд

долл., а в 2005г. - 17,2 млрд долл.

29. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.

2000 лет назад проживало 200 млн. человек, в настоящее время – 6,3 млрд.

Распределение численности населения к концу 20 века:

> Европа – 720 млн. чел.

> Азия – 3 млрд. чел.

> Африка – 800 млн. чел.

> Америка – 760 млн. чел.

> Океания и Австралия – 32 млн. чел.

Страны, обладающие высокой плотностью населения:

. Бангладеш

. Южная Корея

. Япония

. Шри-Ланка

. Мальдивы

. Индия

. Филиппины

Территории с низким уровнем заселения:

. Сибирь

. Дальний Восток РФ

. Канада

. Австралия

. Западные территории Китая

Трудовые ресурсы включают:

. Население трудоспособного возраста

. Работники пенсионного возраста

. Работающие подростки

Классификация народов (признаки):

1. Экономический (трудоспособное и нетрудоспособное население)

2. Биологическое (дети, молодежь и взрослое население (15-65 или 19-60),

пожилые (с 60 лет))

3. По структуре занятости в экономике активного населения ( работающие,

безработные, лица, работающие неполный рабочий день)

В настоящее время численность экономически активного населения – 3 млрд.

чел. Это основная часть населения, т.к. другая часть трудоспособного

населения либо учится, либо служит в армии.

Основные тенденции в динамике структуры экономически-активного населения

мира:

. Уменьшение числа ЭАН в с/х. В развитых странах на начало 90-х гг. доля

ЭАН составляла 3-4%

. Рост ЭАН, занятого в сфере услуг

. Рост безработицы: уровень безработицы в развитых странах около 8%.

Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к численности

ЭАН. К безработным МОТ относит лица 15 лет и старше, которые в

рассматриваемом периоде не имели работы, занимались активным поиском и были

готовы приступить к ней.

. Рост городского населения. Наиболее высокий процент населения имеют

следующие страны развитого мира:

- Великобритания, Швеция, Германия и др. – 91,85% городского

населения.

- В Северной Америке - в США – 77%

- В Азии – Израиль – 89%, Япония – 78%

- В Африке – ЮАР – 50%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.