Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике
Великобритания, Германия, Франция
К крупным экспортерам на Европейском контингенте относятся также Голландия,
Швеция и Швейцария. США являются основным объектом инвестиций из стран ЕС.
При этом половина инвестиций приходит из Великобритании. Затем по убывающей
следуют Франция и Германия. 2/3 инвестиций из США в Европу приходится на
Великобританию, далее идут Франция и Швеция. США лидируют среди других
промышленно развитых стран по объемам привлеченных инвестиций и вывезенного
капитала.
Среди современных тенденций вывоза капитала следует выделить растущее
значение экспорта производительного капитала. Произошел отход от участия в
предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции к прямым
инвестициям. Начиная с 50-х годов, наблюдается последовательная
переориентация прямых заграничных инвестиций с добывающей на обрабатывающую
промышленность, а также в сферу услуг.
В последние два десятилетия отмечается опережающий рост инвестиций в сферу
услуг по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в
обрабатывающую промышленность.
25. СНС. Важнейшие показатели СНС.
Для анализа экономических событий необходима СНС – макроэкономический
показатель. Это система взаимосвязанных показателей развития экономики на
макроуровне. СНС охватывает практически все технические операции,
происходящие в экономике. Согласно СНС валовой и национальный продукт,
национальный доход страны производятся не только в материальной сфере
производства. Но и в сфере услуг. Следовательно в сферу производства
включаются следующие деятельности:
. Компании и предприятия, производящие товары и услуги
. Частные некорпоративные предприятия
. Подсобные хозяйства
. Деятельность лиц свободных профессий
. Сфер управления
. Финансовых коммерческих организаций
. Некоммерческих организаций
. Армии
. Жилья, сдающегося в аренду
Не включаются ведение личных домашних хозяйств, любая нелегальная
деятельность.
Важнейшими показателями СНС являются: ВВП и ВНП.
ВВП – совокупная стоимость продукции сферы материального производства и
сферы услуг, независимо от национальной принадлежности предприятия,
расположенного на территории данной страны.
ВНП – совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной
экономике независимо от места нахождения национальных предприятий.
Добавленная стоимость – стоимость, созданная на данном предприятии и
охватывающая реальный вклад в создание стоимости конкретного продукта.
26. Евросоюз. История создания. Современное состояние.
Европейская интеграция обеспечила стабильность, мир и экономическое
процветание на протяжении последних пятидесяти лет. Она помогла поднять
уровень жизни, создать внутренний рынок, ввести евро и укрепить роль Союза
в мире.
Европейский Союз был создан после Второй Мировой Войны. Процесс европейской
интеграции начался 9 мая 1950 года, когда Франция официально предложила
заложить "первый конкретный фундамент европейской федерации". В самом
начале объединились шесть стран (Бельгия, Германия, Франция, Италия,
Люксембург и Нидерланды). Сегодня, после четырех присоединений (1973:
Дания, Ирландия и Великобритания; 1981: Греция; 1986: Испания и Португалия;
1995: Австрия, Финляндия и Швеция), в ЕС входят 15 стран-членов.
Европейский Союз основан на верховенстве закона и демократии. Союз не
является новым государством взамен существующих, его нельзя сравнить и с
другими международными организациями. Страны-члены ЕС делегируют
суверенитет общим институтам, представляющим интересы Союза как единого
целого в вопросах, представляющих общий интерес. Все решения и процедуры
вытекают из основных договоров, ратифицированных странами-членами.
Основными целями Союза являются:
Создание европейского гражданства
Обеспечение свободы, безопасности и законности
Содействие экономическому и социальному прогрессу
Утверждение роли Европы в мире
Руководство ЕС осуществляют пять институтов, каждый из которых играет свою
конкретную роль:
Европейский парламент (избираемый народами стран-членов);
Европейский Совет (состоящий из правительств стран-членов);
Европейская Комиссия (движущая сила и исполнительный орган);
Суд (соблюдение закона);
Палата аудиторов (надлежащее и законное управление бюджетом ЕС).
Еще пять органов составляют часть институциональной системы:
Европейский Экономический и Социальный Комитет (выражает мнения
организованного гражданского общества по экономическим и социальным
вопросам);
Комитет регионов (выражает мнения региональных и местных властей по
региональной политике, окружающей среде и образованию);
Европейский омбудсмен (занимается жалобами граждан относительно плохого
управления какого-либо института или органа ЕС);
Европейский инвестиционный банк (содействует целям ЕС путем финансирования
государственных и частных долгосрочных инвестиций);
Европейский центральный банк (отвечает за денежную политику и валютные
операции).
Ряд агентств и органов завершают систему.
Изменения в систему институтов ЕС будут внесены с вступлением в силу
Договора в Ницце и по результатам работы Европейской Конвенции.
Ожидается, что 10 новых стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия,
Словакия, Словения, Венгрия, а также Мальта и Кипр) станут членами ЕС 1 мая
2004 года после подписания Договоров о Присоединении. Три другие страны -
Болгария, Румыния и Турция - также являются кандидатами на вступление в ЕС.
После первых четырех успешных этапов расширения в 1973, 1981, 1986 и 1995
гг. число членов ЕС увеличилось с шести до пятнадцати. В настоящее время
Европейский Союз завершает новый - самый крупный этап. Расширение ЕС
является исторической задачей дальнейшей мирной интеграции континента путем
распространения зоны стабильности и процветания на новых членов.
Данный этап расширения уникален - подобного прецедента никогда не было с
точки зрения масштаба и разнообразия. Это относится к числу вступающих
стран, увеличению территории, увеличению населения, а также разнообразию
исторического опыта и культур.
Данный процесс был официально начат в марте 1998 года. На саммите в
Копенгагене в декабре 2002 года ЕС принял решение о приеме десяти
вышеназванных стран в ЕС в мае 2004 года. Болгария и Румыния смогут это
сделать к 2007 году. Турция также является страной-кандидатом, однако ЕС
еще не начал с этой страной переговоры о вступлении.
После того, как 16 апреля 2003 года в Афинах десять стран подписали
договоры о присоединении, последними требованиями, которые необходимо
выполнить до их вступления 1 мая 2004 года, являются завершение процедур
ратификации и проведение народных референдумов.
В предстоящие годы другие страны, возможно, подадут заявления на членство в
ЕС. Хорватия уже официально внесла свою кандидатуру. Так как текущий этап
расширения еще не завершен, сейчас слишком рано говорить о том, когда могут
начаться переговоры с другими странами. Однако основополагающим в любом
расширении ЕС является то, что природа самого Союза остается неизменной, и
повышение уровня жизни граждан остается незыблемым принципом. Поэтому
настоящее расширение представляет собой баланс энтузиазма и практического
расчета.
В своем выступлении в Брюсселе в декабре 2002 года Председатель Европейской
Комиссии Проди сказал: «Статья 49 Договора о Европейском Союзе
предусматривает, что любое европейское государство, уважающее
основополагающие принципы Союза, может обратиться с просьбой о приеме».
Действительно, «ни одному европейскому государству, соответствующему
Копенгагенским критериям, установленным в 1993 году, не может быть отказано
в такой перспективе». В то же время, Председатель Проди признал, что ЕС «не
может продолжать расширяться бесконечно» и что в настоящее время граждан
существующих стран-членов нельзя убедить в необходимости дальнейшего
расширения границ ЕС на восток. Безотносительно перспектив дальнейшего
расширения, ЕС начал проводить новую политику в отношении ближайших
соседей. Она нацелена на создание дружеского окружения на границах
расширенного Союза путем укрепления связей со всеми соседями ЕС – и, прежде
всего, с Россией. Цель состоит в создании Большой Европы с единым
экономическим и социальным пространством.
«Копенгагенские критерии» для получения членства в ЕС
Для вступления в ЕС страна-заявитель должна выполнить экономические и
политические условия, известные как «Копенгагенские критерии», и в
соответствии с которыми потенциальная страна-член обязана:
- Обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, права
человека, верховенство закона и защиту меньшинств;
- Обладать работающей рыночной экономикой, а также способностью справляться
с давлением конкуренции и рыночными силами в рамках Союза;
- Принять общие правила, стандарты и политику, составляющие основу
законодательства ЕС, включая приверженность целям политического,
экономического и валютного союза.
27. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.
Природные ресурсы включают энергетические, земельно-почвенные, водные,
лесные, биологические, минеральные, климатические, рекреационные ресурсы.
Минеральное сырье и топливо: уголь, нефть, газ, руды. По мнению некоторых
ученых запасов нефти хватит на 45 лет, для России – 20 лет.
Крупнейшие запасы нефти:
. Саудовская Аравия – 25, 4%
. Ирак – 1%
. ОАЭ – 9,5%
. Кувейт – 9,3%
. Иран – 3%
. Венесуэла – 6, 8%
. РФ – 4,8%
. Китай – 2,4%
. США – 2,3%
Природного газа хватит на 70 лет. Самые большие запасы в России – 405,
далее Иран, США, Алжир, Туркмения, Норвегия и др.
Уголь: Китай, США, РФ
Водные ресурсы: структура водного потребления в мире:
| |В мире |В России |
|С/х |69% |20% |
|Промышленность |21% |55% |
|Коммунальное хозяйство |6% |19% |
Природные ресурсы влияют на развитие страны.
В современных условиях НТП воздействие природно-ресурсного фактора на
экономику страны ослабевает: НИС, Япония. Тем не менее, наличие богатых
природных ресурсов дает определенные преимущества: страны Ближнего востока,
РФ, Китай и др. Практически ни одна страна мира не обладает всем
необходимым для современной экономики запасом сырья, поэтому не может
обойтись без импорта:
- США импортирует 15% в стоимостном выражении минерального сырья
- Страны ЕС вынуждены ввозить 70-80%
- Япония – лидер импорта (90-95%)
- Россия импортирует олово, бокситы, марганец.
Неравномерное распределение минеральных ресурсов и место потребления:
| |Население мира |Минеральные |Потребление |
| | |ресурсы | |
|Развивающиеся |70% |35% |16% |
|страны | | | |
|США |4,5% |20% |40% |
|Западная Европа |9% |20% |30% |
|Россия |2,5% |25% |4% |
Основные проблемы потребления природных ресурсов:
o Проблема исчерпаемости
o Проблема воспроизводимости
o Проблема неэффективного использования (1/3 природных ресурсов для ведения
с/х земель использует человек)
o Дефицит пресной воды
o Загрязнение воздуха
ФАО – продовольственная и с/х организация
28. Внешняя задолженность России и пути ее разрешения.
Активность России на мировом рынке ссудного капитала во второй половине 90-
х годов способствовала резкому увеличению ее внешней задолженности. К
сентябрю 1998 г. внешние долги России оценивались в 151,5 млрд. $.
Значительная часть внешнего долга (более 100 млрд. долл.) досталась от
бывшего СССР, так как российское правительство взяло на себя
соответствующие обязательства. Тем не менее, внешние заимствования в 1996-
1998 гг. увеличились в 2 раза, прежде всего за счет заимствований у
международных организаций (МВФ, Всемирный банк) и выпуска еврооблигаций.
Внешний долг России условно можно разделить на следующие составляющие:
. займы международных организаций и реструктурированный долг СССР;
. кредиты и займы российских банков;
. кредиты и займы российских компаний;
. валютные облигации внутреннего займа;
. еврооблигации и субфедеральные внешние займы и кредиты.
Большую часть внешнего долга России в зависимости от природы его
происхождения можно разделить на три группы: кредиты Парижского,
Лондонского и Токийского клубов. Совокупный долг им без процентов
составляет около 80 млрд. долл.
Сейчас Россия имеет дело с двумя группами кредиторов: официальными
кредиторами, в основном входящими в Парижский клуб; и коммерческими
банками, или их представителем – Лондонским клубом. Лондонский клуб
занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками.
Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты,
предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя,
использующиеся во внешнеторговых расчетах. К обязательствам России перед
Парижским клубом относится задолженность по кредитам, предоставленным
иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии
обоих правительств или застрахованными правительственными страховыми
организациями.
На 2002г. внешний долг РФ составил 105 млрд. $ (2-е место после Бразилии),
в 2003г. – выплата 15,5 млрд. $.
Значительные масштабы внешней задолженности отрицательно влияют на
платежеспособность России и, соответственно, – на ее имидж среди
международных финансовых организаций и рейтинг страны по степени кредитного
риска.
Система мер по управлению внешним государственным долгом:
списание части долга;
выпуск новых обязательств;
реструктуризация задолженности;
взаимный учет требований;
ужесточение фискальной политики;
формирование специального стабилизационного фонда;
переговорный процесс;
долги за инвестиции;
продажа дебиторской задолженности;
продажа части собственности за рубежом;
продажа экологических квот.
Большую часть российского долга (в том числе долга СССР) составляют
краткосрочные заимствования.
Министерство финансов РФ планирует снизить внешнюю задолженность России к
2005 году до 40% от ВВП.
Концепция Минфина по долговой стратегии России на 2003-2005 гг.: во-первых,
частично рефинансировать внешнюю задолженность за счет увеличения
заимствований на внутреннем рынке, во-вторых, правительству предлагается
меньше средств изымать из экономики для обслуживания внешних долгов,
ориентируясь преимущественно на операции с различного рода долговыми
инструментами, а также на поступления от приватизации. По словам премьер-
министра Михаил Касьянова, нынешний объем внешнего долга России «не
представляет угрозы для ее экономики». Объем задолженности перед
иностранными кредиторами удалось радикально сократить – со 100% ВВП в 2000
г. до 40% к началу 2003 года. В 2003 г., «пиковом» с точки зрения
абсолютного объема внешнедолговых платежей, расходы бюджета составили около
5,5% ВВП. Проблема заключается в том, что обслуживание внешней
задолженности препятствует более быстрому и радикальному снижению налогов,
что в свою очередь, сдерживает экономический рост. Объем выплат России по
внешнему долгу в январе 2003г. составил 1 млрд 86 млн долл. Всего по
внешнему долгу в 2003г. предстоит выплатить около 17,3 млрд долл.
Ожидается, что в 2004 году Россия выплатит по внешнему долгу 14,5 млрд
долл., а в 2005г. - 17,2 млрд долл.
29. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.
2000 лет назад проживало 200 млн. человек, в настоящее время – 6,3 млрд.
Распределение численности населения к концу 20 века:
> Европа – 720 млн. чел.
> Азия – 3 млрд. чел.
> Африка – 800 млн. чел.
> Америка – 760 млн. чел.
> Океания и Австралия – 32 млн. чел.
Страны, обладающие высокой плотностью населения:
. Бангладеш
. Южная Корея
. Япония
. Шри-Ланка
. Мальдивы
. Индия
. Филиппины
Территории с низким уровнем заселения:
. Сибирь
. Дальний Восток РФ
. Канада
. Австралия
. Западные территории Китая
Трудовые ресурсы включают:
. Население трудоспособного возраста
. Работники пенсионного возраста
. Работающие подростки
Классификация народов (признаки):
1. Экономический (трудоспособное и нетрудоспособное население)
2. Биологическое (дети, молодежь и взрослое население (15-65 или 19-60),
пожилые (с 60 лет))
3. По структуре занятости в экономике активного населения ( работающие,
безработные, лица, работающие неполный рабочий день)
В настоящее время численность экономически активного населения – 3 млрд.
чел. Это основная часть населения, т.к. другая часть трудоспособного
населения либо учится, либо служит в армии.
Основные тенденции в динамике структуры экономически-активного населения
мира:
. Уменьшение числа ЭАН в с/х. В развитых странах на начало 90-х гг. доля
ЭАН составляла 3-4%
. Рост ЭАН, занятого в сфере услуг
. Рост безработицы: уровень безработицы в развитых странах около 8%.
Уровень безработицы определяется отношением числа безработных к численности
ЭАН. К безработным МОТ относит лица 15 лет и старше, которые в
рассматриваемом периоде не имели работы, занимались активным поиском и были
готовы приступить к ней.
. Рост городского населения. Наиболее высокий процент населения имеют
следующие страны развитого мира:
- Великобритания, Швеция, Германия и др. – 91,85% городского
населения.
- В Северной Америке - в США – 77%
- В Азии – Израиль – 89%, Япония – 78%
- В Африке – ЮАР – 50%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|