Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике
продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.
- Компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу
произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих
кредитов с последующим погашением долга поставками продукции,
выпущенной на этом оборудовании.
- Клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов,
основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон,
участвующих в расчетах.
- Офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием –
строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка,
прекращающая обязательства сторон на фьючерской бирже.
. М/н торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для
продавцов товаров с определенными технико-экономическими
характеристиками. Выделяют 2 вида торгов: открытые (публичные) и
закрытые.
. Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли
преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары:
зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных
металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары
устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется
без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее
установленным размерам минимальной партии.
. М/н аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые по
очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто даст
наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай,
пряности, предметы антиквариата.
Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт
Экспорт – продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны-
продавца.
Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну-
покупателя.
Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну-
импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки
иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были
ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением
таможенных формальностей.
Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее
экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее
вывезенных из страны товаров.
Практика МО выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а
также обязанности, возникающие между участниками МТ. Таким образом,
появились обычаи в МТ. В дальнейшем эти обычаи стали активно применяться
участниками МТ. Так появились базисные условия контракта.
Инкотермс – сборник толкований м/н терминов. Этот сборник определяет
основные права и обязанности сторон контракта при различных базисных
условиях, которые обозначаются начальными буквами, которые определяют
отношение груза к ТС.
Инкотермс - это международные правила толкования торговых терминов, которые
определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими
внешнеторговых сделок и тем самым уменьшает риск сторон.
Инкотермс был создан и издается Международной торговой палатой в 1936 году.
34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)
Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте
является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free
Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и
Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире
региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и
совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение
о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс
договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и
инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и
развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было
обусловлено рядом факторов:
o географической близостью стран-участниц и элементами
взаимодополняемости структур национальных экономик;
o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным
кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий
американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;
o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом
рынке.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе
взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В
США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля
США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США –
9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает
65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных
инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП
Канады и в 19 раз – Мексики.
Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе
либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США,
Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно
объединилось с двумя высокоразвитыми странами.
В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем
относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы.
Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой
произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено
американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е –
начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В
1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной
торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов,
будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров,
капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге
– сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов,
формирование единого хозяйственного организма трех стран.
По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду
базовых экономических показателей североамериканская интеграционная
группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным
(особенно благодаря США) экономическим потенциалом.
Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои
особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.
Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и
Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском
рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и
технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному
процессу.
Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается
в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде
за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим
макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к
США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически
отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно
отстает от этих стран по основным базовым показателям.
Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные
различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной
Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права
интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с
соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.
Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие
аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:
o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между
собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;
o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в
торговле товарами и услугами;
o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
o - либерализация деятельности американских и канадских банков на
финансовом рынке Мексики;
o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и
европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем
реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.
Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны
участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими
странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в
некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное
обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые
квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация
соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в
торговле.
В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных
экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет
иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту
некоторых секторов информации, важных в культурном отношении
(радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на
поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки
сельскохозяйственных товаров.
В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без
текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая
одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд
промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие
пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и
15 лет.
Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты
иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли:
недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или
инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности,
осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве
условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в
конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих
отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с
международным правом; право обращаться в международный суд в случае
нарушения Соглашения.
Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты
прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты
и товарные знаки.
Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального
сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит
относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между
обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в
торговле и в области трансграничных инвестиций.
Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей
соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего
проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как
ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский
климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика
надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и
инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо
этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении
экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям
и природным ресурсам.
Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения
экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты
соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых,
улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая
привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.
В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению
темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии
одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по
наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.
ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС
отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом
регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с
этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США,
Канады и Мексики.
35. Научные ресурсы мирового хозяйства.
Научные ресурсы страны позволяют осуществлять у себя научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы – НИОКР.
Основные показатели состояния научных ресурсов страны:
1. доля расходов на НИОКР в ВВП страны. Средняя его величина в развитых
странах – 2,8%. Лидеры: США, Япония, ФРГ. НИС по этому показателю
значительно приблизились к развитым странам. Для РФ – менее 1%, однако
СССР лидировал по этому показателю и составлял более 3%.
2. Общая сумма расходов на НИОКР (за 1999г.):
- США – 247,2 млрд. $
- Япония – 92,5 млрд. $
- ФРГ, Великобритания, Франция
3. число специалистов, занятых в НИОКР:
- США – 1 млн. человек
- Япония – 900 тыс. человек
- Германия, Франция, Великобритания
4. количество м/н премий за научные достижения (91-95гг.):
- Великобритания – 70
- Германия – 59
- Франция – 24
- РФ – 10
5. Количество заявок на получение патентов. Патент – свидетельство,
выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю, который
удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения (срок
действия – 15-20 лет). Особенность патентования: необходимо периодически
выплачивать патентную пошлину. В разных странах 50-500$ в год. Стоимость
регистрации патента за границей 4-7 тыс. $.
Основную роль в НИОКР играет государство. Там, где роль государства в
НИОКР ослабевает, происходит снижение научно-технического потенциала.
Например, РФ
1990г.: 1999г.:
количество заявок на патентование за рубеж 2400,
98
количество действительных патентов
8500, 450
поддержка государства
5 млн. $. 115тыс.$.
6. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны:
США – 26,7%, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Италия.
К высокотехнологичным товарам относят товары, доля расходов на НИОКР в
стоимости которых превышает 8,5%.
7. Доля страны на мировых рынках технологии и наукоемкой продукции: США,
Швейцария, Великоборитания, Италия, ФРГ, Франция, Япония.
Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается
приблизительно в 2,5-3 трл. $ в год.
В настоящее время около 50 макротехнологий, которые представляют собой
совокупность знания производственных мощностей для выпуска на мировой рынок
конкретных изделий: судов, самолетов, станков, реакторов. (США, Япония,
Западная Европа, Южная Корея и НИС Азии).
8. Структура финансирования НИОКР. Для большинства развитых стран
характерен частный сектор финансирования НИОКР. США: частный – 66%,
государство – 31%, прочие – 4%, а в РФ 90% - государство.
36. Роль и значение МВФ и МБРР.
МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала
членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:
- содействие м/н сотрудничеству в валютной сфере, а также в м/н
торговле, занятости.
- Обеспечение функционирования МВС
- Содействие в устранении валютных ограничений
- Предоставление займов и кредитов в иностранной валюте
Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г.
уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам
запаса золота и опережает США и Германию.
МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).
Высший орган – Совет управляющих.
Основные функции:
. Прием новых членов
. Утверждение измененных паритетов
. Пересмотр квот
. Выбор исполнительных директоров
Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью
руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора –
распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф.
Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.
Группа Всемирного банка
Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой
институтов:
1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным
составляющим Всемирного банка.
2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.
3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.
4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.
5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.
МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184
страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов
всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся
странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.
Основные цели:
- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения
капиталовложений для производственных целей.
- Поощрение частных иностранных капиталовложений
- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|