скачать рефераты

МЕНЮ


Ответы на вопросы к экзамену по мировой экономике

продукции в страну закупку ряда товаров этой страны.

- Компенсационное соглашение – соглашение предполагает продажу

произведенного оборудования на условиях предоставления коммерческих

кредитов с последующим погашением долга поставками продукции,

выпущенной на этом оборудовании.

- Клиринг – разница между ценами – система безналичных расчетов,

основанная на зачете взаимных требований и обязательств сторон,

участвующих в расчетах.

- Офсетные сделки – торговля дорогостоящим оборудованием –

строительство АЭС, ГЭС, продажа вооружения, кораблей – сделка,

прекращающая обязательства сторон на фьючерской бирже.

. М/н торги и тендеры – форма предполагает собой объявление конкурса для

продавцов товаров с определенными технико-экономическими

характеристиками. Выделяют 2 вида торгов: открытые (публичные) и

закрытые.

. Товарные биржи – одна из важнейших разновидностей торговли

преимущественно с/х и сырьевых товаров. Основные биржевые товары:

зерновые, сахар, какао, кофе, каучук, хлопок, отдельные виды цветных

металлов, нефтепродукты и химпродукты. Цены на биржевые товары

устанавливаются на основе биржевых котировок. Реализация осуществляется

без предварительного осмотра, по образцам и стандартам, по заранее

установленным размерам минимальной партии.

. М/н аукционы – способ продажи отдельных партий и предметов, которые по

очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому, кто даст

наивысшую цену. Основные аукционные товары: пушнина, немытая шерсть, чай,

пряности, предметы антиквариата.

Операции мировой торговли: экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт

Экспорт – продажа товаров иностранным покупателям с вывозом из страны-

продавца.

Импорт – покупка товара у иностранного продавца с завозом в страну-

покупателя.

Реэкспорт – приобретение товара у иностранного продавца с завозом в страну-

импортера с целью последующей перепродажи его без последующей переработки

иностранному покупателю. Вывоз без переработки товаров, которые ранее были

ввезены на территорию страны для внутреннего потребления, с соблюдением

таможенных формальностей.

Реимпорт – приобретение товара с вывозом из-за границы ранее

экспортированного и не подвергавшегося обработке товара. Ввоз ранее

вывезенных из страны товаров.

Практика МО выявила наиболее часто встречающиеся условия обмена товарами, а

также обязанности, возникающие между участниками МТ. Таким образом,

появились обычаи в МТ. В дальнейшем эти обычаи стали активно применяться

участниками МТ. Так появились базисные условия контракта.

Инкотермс – сборник толкований м/н терминов. Этот сборник определяет

основные права и обязанности сторон контракта при различных базисных

условиях, которые обозначаются начальными буквами, которые определяют

отношение груза к ТС.

Инкотермс - это международные правила толкования торговых терминов, которые

определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими

внешнеторговых сделок и тем самым уменьшает риск сторон.

Инкотермс был создан и издается Международной торговой палатой в 1936 году.

34. Интеграционные процессы в Северной Америке (Нафта)

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте

является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free

Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и

Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире

региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и

совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение

о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс

договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и

инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и

развивающуюся страну.

Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было

обусловлено рядом факторов:

o географической близостью стран-участниц и элементами

взаимодополняемости структур национальных экономик;

o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным

кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий

американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США ;

o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом

рынке.

О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе

взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В

США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля

США в иностранных прямых инвестициях в Канаде – свыше 75% и Канады в США –

9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает

65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных

инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП

Канады и в 19 раз – Мексики.

Соглашение о НАФТА можно считать принципиально новым этапом в процессе

либерализации торговли товарами и услугами, а также инвестиций между США,

Канадой и Мексикой. Впервые государство “третьего мира” добровольно

объединилось с двумя высокоразвитыми странами.

В течении XX в. постепенно размывались границы между США и Канадой путем

относительно свободного движения товаров, капитала, рабочей силы.

Качественное изменение экономических отношений между США и Канадой

произошло в 1988 г., когда на межгосударственном уровне было заключено

американо-канадское соглашение о свободной торговле. Одновременно в 80-е –

начале 90-х годов шел процесс взаимопроникновения экономик США и Мексики. В

1992 г. Мексика подключается к американо-канадскому соглашению о свободной

торговле. Интеграционные процессы в НАФТА, по замыслу его организаторов,

будут идти по типу интеграции в ЕС: создание общего рынка товаров,

капиталов, рабочей силы, технологий США, Канады, Мексики, в конечном итоге

– сращивание процессов воспроизводства экономики государств-членов,

формирование единого хозяйственного организма трех стран.

По численности населения, по объему совокупного валового продукта и ряду

базовых экономических показателей североамериканская интеграционная

группировка сопоставима с Европейским союзом. НАФТА обладает мощным

(особенно благодаря США) экономическим потенциалом.

Структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои

особенности по сравнению с европейской моделью интеграции.

Главное отличие – асимметричность экономической зависимости США, Канады и

Мексики. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на американском

рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала и

технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному

процессу.

Другая особенность североамериканской экономической группировки заключается

в том, что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде

за последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим

макропоказателям (объему ВВП на душу населения, производительности труда) к

США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически

отсталого государства с большой внешней задолженностью, пока еще заметно

отстает от этих стран по основным базовым показателям.

Соглашение о создании НАФТА содержит следующие положения, посвященные

различным аспектам предпринимательской деятельности в пределах Северной

Америки: доступ к рынкам; инвестиции; гарантии; услуги, права

интеллектуальной собственности; государственные закупки; меры, связанные с

соблюдением стандартов; временный въезд для бизнесменов; разрешение споров.

Ключевыми моментами соглашения о НАФТА, подробно регламентирующего многие

аспекты экономических отношений между соседними странами, являются:

o - отмена всех таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между

собой США, Канада и Мексика, к 2010 году;

o - поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров в

торговле товарами и услугами;

o - смягчение режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;

o - либерализация деятельности американских и канадских банков на

финансовом рынке Мексики;

o - защита североамериканского рынка от экспансии азиатских и

европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем

реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

o - создание американо-канадской арбитражной комиссии.

Таким образом, соглашение о создании НАФТА предполагает, что страны

участницы сохранят национальные таможенные тарифы в торговле с третьими

странами, и во взаимной торговле поле переходного периода в 10 лет (в

некоторых случаях – 15 лет) в этой экономической зоне будет свободное

обращение товаров. Оно распространяется на товары, которые

квалифицируются как произведенные в США, Канаде и Мексике. Реализация

соглашения приведет к устранению всех тарифных и нетарифных барьеров в

торговле.

В то же время НАФТА содержит некоторые исключения из режима свободных

экономических отношений. Так, сохраняются право Мексики на запрет

иностранной деятельности в нефтяном секторе, право Канады на защиту

некоторых секторов информации, важных в культурном отношении

(радиовещание, выпуск кинофильмов, пластинок, книг), право США на

поддержку внутренних цен и сохранение системы закупки

сельскохозяйственных товаров.

В соглашении все товары разбиты на три большие группы – промышленные (без

текстильных товаров), сельскохозяйственные и текстильные изделия, включая

одежду. Для каждой группы разработаны графики снижения пошлин, а на ряд

промышленных товаров было предусмотрено и осуществлено немедленно снятие

пошлин. Пошлины на остальные товары намечено отменить в течении 5, 10 и

15 лет.

Соглашение о создании НАФТА устанавливает 5 основных принципов защиты

иностранных инвесторов и их инвестиций в зоне свободной торговли:

недискриминационный режим; снятие особых требований к инвестициям или

инвесторам (эти требования обычно относятся к видам деятельности,

осуществляемым по распоряжению государства или одобренным им, в качестве

условия учреждения или функционирования иностранных предприятий в

конкретной стране); свободное перемещение финансовых средств, имеющих

отношение к инвестициям; экспроприация только в соответствии с

международным правом; право обращаться в международный суд в случае

нарушения Соглашения.

Наконец, в рамках НАФТА учреждаются самые высокие в мире нормы защиты

прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты

и товарные знаки.

Отдавая должное важному значению НАФТА для развития регионального

сотрудничества, американские эксперты отмечают, что соглашение приносит

относительно скромные результаты экономикам США и Канады, поскольку между

обеими странами и до соглашения были сравнительно небольшие ограничения в

торговле и в области трансграничных инвестиций.

Однако оно принесет выгоды экономике Мексики. Одной из главных целей

соглашения, с позиций интересов США, является обеспечение дельнейшего

проведения экономических реформ в этой стране. Эти реформы, как

ожидается, создадут более предсказуемый, стабильный предпринимательский

климат для американских и канадских экспортеров и инвесторов. Мексика

надеется, что с созданием благоприятного климата в области торговли и

инвестиций можно ожидать притока капиталов и увеличения занятости. Помимо

этого Мексика заинтересована в ослаблении протекционизма США и расширении

экспорта в США и Канаду, а также в получении доступа к новым технологиям

и природным ресурсам.

Канаде НАФТА может создать возможности для дальнейшего расширения

экспорта, во-первых, гарантируя и усиливая уже достигнутые результаты

соглашения о либерализации торговли, ранее заключенного с США, во вторых,

улучшая доступ к рынку Мексики, и, в-третьих, увеличивая

привлекательность Канады для инвесторов, прежде всего американских.

В целом реализация НАФТА, как считают эксперты, приведет к повышению

темпов роста США и Канады максимум на 0,5 процентного пункта при условии

одновременного выполнения всех его положений. Для Мексики выгода, по

наиболее оптимистичному прогнозу, оценивается в 11% роста ВВП.

ВЫВОД: Таким образом, интеграционные процессы в НАФТА в сравнении с ЕС

отличают доминирующее положение США в североамериканском экономическом

регионе, слабая взаимозависимость экономик Канады и Мексики и связанная с

этими процессами асимметричность экономического взаимодействия США,

Канады и Мексики.

35. Научные ресурсы мирового хозяйства.

Научные ресурсы страны позволяют осуществлять у себя научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы – НИОКР.

Основные показатели состояния научных ресурсов страны:

1. доля расходов на НИОКР в ВВП страны. Средняя его величина в развитых

странах – 2,8%. Лидеры: США, Япония, ФРГ. НИС по этому показателю

значительно приблизились к развитым странам. Для РФ – менее 1%, однако

СССР лидировал по этому показателю и составлял более 3%.

2. Общая сумма расходов на НИОКР (за 1999г.):

- США – 247,2 млрд. $

- Япония – 92,5 млрд. $

- ФРГ, Великобритания, Франция

3. число специалистов, занятых в НИОКР:

- США – 1 млн. человек

- Япония – 900 тыс. человек

- Германия, Франция, Великобритания

4. количество м/н премий за научные достижения (91-95гг.):

- Великобритания – 70

- Германия – 59

- Франция – 24

- РФ – 10

5. Количество заявок на получение патентов. Патент – свидетельство,

выдаваемое компетентным правительственным органом изобретателю, который

удостоверяет его монопольное право на использование этого изобретения (срок

действия – 15-20 лет). Особенность патентования: необходимо периодически

выплачивать патентную пошлину. В разных странах 50-500$ в год. Стоимость

регистрации патента за границей 4-7 тыс. $.

Основную роль в НИОКР играет государство. Там, где роль государства в

НИОКР ослабевает, происходит снижение научно-технического потенциала.

Например, РФ

1990г.: 1999г.:

количество заявок на патентование за рубеж 2400,

98

количество действительных патентов

8500, 450

поддержка государства

5 млн. $. 115тыс.$.

6. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте страны:

США – 26,7%, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Италия.

К высокотехнологичным товарам относят товары, доля расходов на НИОКР в

стоимости которых превышает 8,5%.

7. Доля страны на мировых рынках технологии и наукоемкой продукции: США,

Швейцария, Великоборитания, Италия, ФРГ, Франция, Япония.

Общий объем мирового рынка продукции наукоемких отраслей оценивается

приблизительно в 2,5-3 трл. $ в год.

В настоящее время около 50 макротехнологий, которые представляют собой

совокупность знания производственных мощностей для выпуска на мировой рынок

конкретных изделий: судов, самолетов, станков, реакторов. (США, Япония,

Западная Европа, Южная Корея и НИС Азии).

8. Структура финансирования НИОКР. Для большинства развитых стран

характерен частный сектор финансирования НИОКР. США: частный – 66%,

государство – 31%, прочие – 4%, а в РФ 90% - государство.

36. Роль и значение МВФ и МБРР.

МВФ: 1944г., в настоящее время членами МВФ являются 184 страны, РФ стала

членом в 1992г., штаб-квартира в Вашингтоне. Основные цели:

- содействие м/н сотрудничеству в валютной сфере, а также в м/н

торговле, занятости.

- Обеспечение функционирования МВС

- Содействие в устранении валютных ограничений

- Предоставление займов и кредитов в иностранной валюте

Уставный капитал МВФ формируется за счет вкладов его членов. На 1997г.

уставный капитал – 198 млрд. $. В 2001г. МВФ занимал 3-е место по объемам

запаса золота и опережает США и Германию.

МВФ – эмитент специализированных прав заимствования (СПЗ).

Высший орган – Совет управляющих.

Основные функции:

. Прием новых членов

. Утверждение измененных паритетов

. Пересмотр квот

. Выбор исполнительных директоров

Сессии совета управляющих проводятся ежегодно. Оперативной деятельностью

руководит исполнительный совет. Одна из функций – выбор директора –

распорядителя. С 1987г.-2000гг. Мишель Камдессю. С 23 марта 2000г. – Ф.

Феллер. Персонал МВФ – 2100 экспертов во главе с директором-распорядителем.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из 5 тесно связанных между собой

институтов:

1. М/н банк реконструкции и развития МБРР – в 1945г., является главным

составляющим Всемирного банка.

2. М/н ассоциация развития МАР – 1960г.

3. М/н финансовая корпорация МФК – 1956г.

4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) – 1988г.

5. М/н центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – 1966г.

МБРР создан в Бреттонвудсе, место пребывания – Вашингтон, объединяет 184

страны мира, уставный капитал – 150 млрд. $ и формируется за счет взносов

всех членов, в настоящее время основное внимание уделяет развивающимся

странам и странам с переходной экономикой. РФ вступила в 1992г.

Основные цели:

- Содействие развитию территории государств – членов путем поощрения

капиталовложений для производственных целей.

- Поощрение частных иностранных капиталовложений

- Стимулирование роста экономики страны и содействие в поддержании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.