скачать рефераты

МЕНЮ


Геополитика и геоэкономика Норвегии

О масштабе этой проблемы говорит тот факт, что около 70 ядерных подводных лодок сняты с вооружения, однако техниче­ски не "списаны" и стоят в доках со стержнями отработанного ядерного топлива по-прежнему в реакторах двигателей. Условия хранения этих реликвий холодной войны оставляют желать мно­го лучшего. Российский Северный флот, которому предназначено оставаться основой потенциала ответного ядерного удара, страда­ет от последствий радикальных сокращений военных расходов. Потребности содержания кораблей, несущих боевое дежурство, приходят в противоречие с равно необходимыми мероприятиями по удовлетворительному обслуживанию моторных и реакторных отсеков, а также корпусов кораблей, снятых с вооружения.

Накопление ядерных материалов и отходов, находящихся в раз­личных условиях хранения и наблюдения, представляет собой зна­чительную опасность случайной утечки жидкостей и газов с соответ­ствующей угрозой загрязнения воздуха и воды. Независимо от добрых намерений и наилучших побуждений тех, кто несет за это ответственность, данное положение дел представляет собой непри­емлемый элемент риска для здоровья и благополучия местного насе­ления, прежде всего жителей Мурманской и Архангельской об­ластей. В то же время некоторые из указанных хранилищ находятся менее чем в пятидесяти километрах от ближайших норвежских по­селений, и их жители переживают то же беспокойство, что и их со­седи по восточную сторону границы.

Однако проблема эта не только местная. Потенциальные угро­зы здоровью настолько значительны, что вызывают беспокойство на национальном уровне в непосредственно заинтересованных странах и, более того, — из-за размеров возможных последствий — во все европейском масштабе.

Дополнительный элемент заключается в том, что реки северо-запада России впадают в Баренцево море, где и Норвегия, и Россия занимаются управлением и эксплуатацией одного из богатейших в мире рыболовных районов. Это представляет собой значительный экономический интерес для обеих стран, с весомым экспортным компонентом. Исключительно важно, чтобы на международных рынках сохранялась уверенность в качестве и чистоте рыбы, вы­ловленной в Баренцевом море. Малейший слух о недостаточном ка­честве или радиоактивной зараженности рыбы, пойманной в Барен­цевом море, может иметь серьезные последствия в условиях нынеш­него времени, когда природоохранные соображения играют расту­щую роль в сознании потребителя. Общественное мнение все более податливо на эмоциональном уровне на сообщения средств массовой информации по вызывающим беспокойство вопросам, в особенности когда речь заходит о рисках, связанных с ядерной темой. Реакция потребителя, с точки зрения приемлемости продукции, может быть резкой и продолжительной.

Правительства обеих стран осознают серьезность этих вопро­сов и намерены принять эффективные меры по выправлению сложившейся ситуации. Эта обоюдная решимость была выражена на самом высоком уровне в Декларации об основах отношений между Королевством Норвегия и Российской Федерацией, подпи­санной Президентом Б. Н. Ельциным и тогдашним премьер-министром Гру Харлем Брундтланд 26 марта 1996 года в ходе государственного визита Президента России в Норвегию.

Помимо этого, данные вопросы учтены в соглашениях о сотруд­ничестве в области охраны окружающей среды, о раннем пред­упреждении об авариях на ядерных объектах, о сотрудничестве в области безопасности ядерных объектов и о сотрудничестве в облас­ти охраны окружающей среды в связи с военной деятельностью.

На основе этого Норвегия разработала программы участия в усилиях, направленных на повышение безопасности российских ядерных объектов, утилизацию, обработку и хранение ядерных отходов и отработанного ядерного топлива, на решение проблем радиоактивного заражения в северных районах и угроз для окружающей среды, связанных с ядерным оружием.

Важность проблем, порождаемых военной деятельностью, с очевидностью вызывает необходимость большого внимания меж­дународного сообщества. Важная роль принадлежит Междуна­родному агентству по атомной энергии. Мы должны стремиться получить возможно более разностороннее содействие третьих строи: техническое, политическое и финансовое. В этом контексте многообещающая инициатива предпринята министрами обороны Норвегии, России и Соединенных Штатов Америки, принявшими во время встречи министров обороны Российской федерации и НАТО в сентябре 1996 года в городе Бергене Декларацию о при­родоохранном сотрудничестве в военной области в Арктике.

Норвегия по-прежнему готова работать вместе с Россией над по­иском эффективных средств предотвращения угроз окружающей среде. В течение длительного времени видное место в общей повест­ке дня занимал следующий проект: поиск технических средств ре­шения проблемы комбината "Печенганикель", расположенного в городе Никель, в пятнадцати километрах от общей межгосудар­ственной границы. Этот комбинат выбрасывает 230 тысяч тонн диоксида серы в год — в несколько раз больше, чем вся Норвегия. Результат — полное уничтожение растительности вокруг города, создающее впечатление лунного ландшафта. Норвегия выразила готовность оказать практическое содействие в предотвращении рас­пространения этой катастрофы окружающей среды на ее террито­рию, предложив безвозмездную помощь в размере 43 млн. амери­канских долларов на модернизацию комбината, которая позволила бы понизить выбросы до приемлемого уровня. Правительство России согласилось внести на эти цели такую же сумму.


3.4. Арктическая ориентированность-важный элемент в отношениях между Россией и Норвегией.


    Важным элементом наших отношений является арктиче­ская ориентированность обеих стран. Со временем она менялась, и маршруты норвежского и российского рыболовного, зверобой­ного и охотничьего промысла, добычи тюленей и китов передви­нулись. К 1870 году на архипелаге Шпицберген происходила в основном норвежская активность, и возникла необходимость обеспечить правопорядок на этих островах, которые считались не относящимися к юрисдикции никакой страны (ничейная земля). В период между 1871 годом и первой мировой войной Норвегия поднимала вопрос об установлении упорядоченной власти перед  Россией и перед более широким кругом государств, однако реше­ние достигнуто не было.

Версальская мирная конференция постановила передать архи­пелаг под "полный и абсолютный суверенитет Норвегии" "в соот­ветствии с условиями" Договора о Шпицбергене от 9 февраля 1920 года.

Условия этого договора главным образом предусматривают равноправие судов и граждан стран-участниц с точки зрения ры­боловного и охотничьего промыслов, горнорудной и иной доход­ной деятельности на земле и в территориальных водах, а также ограничения на налогообложение. Далее Норвегия обязалась воз­держиваться от создания или разрешения на создание какой-либо военно-морской базы или же строительства оборонительных укреплений на этом архипелаге, "который никогда не может ис­пользоваться в военных целях".

Россия пошла на уступку в регулировании договором принад­лежности Шпицбергена, и в 1925 году Норвегия вступила в управление данной территорией как неотъемлемой частью коро­левства под древним названием Свальбард. Россия присоедини­лась к договору в 1935 году.

К этому времени на территории архипелага уже действовала российская угольная компания "Арктикуголь".

В 1944 году советское правительство предложило изменить статус Свальбарда, затребовав уступить под его юрисдикцию ост­ров Медвежий и, предложив ввести совместное управление Норве­гией и СССР остальной территории в качестве кондоминиума. После внимательного изучения Норвегия отвергла это предложе­ние, и Москва более не возвращалась к своей инициативе по пе­ресмотру Договора 1920 года. Однако эта инициатива имела дол­говременный эффект: впредь Норвегия рассматривала различные предложения или аргументы, выдвигаемые советской стороной, с оглядкой на нее. Норвежцы искренне опасались возможности новой попытки поставить под вопрос основы суверенитета Норве­гии над архипелагом или получить односторонние преимущества для "Арктикугля" по сравнению с другими государствами-участниками договора.

В начале 1970-х годов приоритетный интерес у "Арктикугля" и у норвежских и западных нефтяных компаний приобрела нефтеразведка на Свальбарде. Одновременно соображения охраны окружающей среды породили планы создания национальных парков, природоохранных зон и принятия общих мер по защите окружающей среды. Свальбард уже был не отдаленной точкой в Арктике, а частью современной Норвегии, что вызывало расту­щее внимание к нему со стороны общественности. Местная адми­нистрация получила дополнительные ресурсы, и губернатор ар­хипелага распространил свою власть на всю его территорию. Но­вые требования со стороны администрации были восприняты "Арктикуглем" как вмешательство в его деятельность, что приве­ло к многочисленным трениям. По большей части на сегодня эти сложности неактуальны.

Продолжается другая дискуссия. По мнению Норвегии, поло­жения Договора 1920 года должны трактоваться строго по тексту. Права, предоставленные участникам договора и их компаниям, проистекают из конкретных условий договора, то есть они ка­саются участков суши и территориальных вод вокруг островов. Таким образом, эти права не распространяются на континенталь­ный шельф или же за пределы территориального моря. Это соответствует традиционным канонам трактовки договоров, пред­усмотренным международным правом на момент, когда договор был заключен в 1920 году, и в момент присоединения к нему Со­ветского Союза. Россия зафиксировала свое несогласие с норвеж­ским подходом как в отношении континентального шельфа, так и в отношении введенной в 1977 году рыбоохраной зоны вокруг Свальбарда. Прочие участники Договора 1920 года придержи­ваются аналогичного мнения или же резервируют свою позицию.

Применительно к рыболовству тесное сотрудничество между Норвегией и Россией позволило на практике преодолеть рас­хождения в вопросе трактовки договора. Что же касается конти­нентального шельфа, Норвегия исходит из того, что в практи­ческом плане Горный устав Свальбарда абсолютно непригоден для морской добычи и что нефтяные компании в конечном итоге предпочтут работать под защитой правового режима, который применим к континентальному шельфу Норвегии в целом.

Норвежские и российские поселения на Свальбарде продол­жают поддерживать гармоничные взаимоотношения. Контакты между ними носят частый и спонтанный характер. Если случает­ся трагедия, как это было в августе 1996 года, когда российский пассажирский самолет разбился около Лонгиербюсна, чувство единства в условиях изоляции и трудностей является глубоким и сильным. В ходе спасательных и эвакуационных операций, равно как и при выполнении тяжкой работы по опознанию тел погиб­ших, норвежские, российские, а также украинские власти смогли работать в тесном сотрудничестве.


3.5. Россия и Норвегия-прибрежные государства. Делимитация зон континентального шельфа.


   Как прибрежные государства Баренцева моря Норвегия и Россия пользуются суверенными правами в отношении континен­тального .шельфа в этом море. Обе страны создали исключитель­ные экономические зоны или зоны рыболовной юрисдикции, рас­пространяющиеся на 200 морских миль от их побережья и остав­ляющие в середине, за пределами 200 морских миль от чьего-либо побережья, зону. не прикрытую юрисдикцией двух стран с точки зрения управления ресурсами.

Первые переговоры по делимитации зон континентального шельфа России и Норвегии начались в 1970 году. Обе страны яв­лялись участницами Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, и положили ее в основу своих обсуждений.

Позиция Норвегии состояла в том, что, исходя из положений конвенции, применяться должно правило серединной линии. Со­ветская сторона заявляла о наличии "особых условий" (кон­цепция, которая в конвенции также называется "оговоркой"), и что необходимо применять линию, установленную Декретом 1926 года для определения принадлежности к СССР земель и островов в Арктике (часто называемую "секторальная линия"). Эта линия шла от тогдашней финско-советской сухопутной границы строго на север вдоль меридиана, обходя четырехугольник, определяю­щий острова архипелага Свальбард. Серединная линия, предло­женная Норвегией, является равноудаленной от ближайших зе­мельных владений и базовых линий обеих сторон, отсчитываемой на юге от материковой территории и далее на севере от остров­ных территорий сторон. Серединная линия обеспечивает матема­тически правильное деление Баренцева моря, и, хотя она прохо­дит восточнее секторальной линии, определяет 64 процента этого четко определенного водного пространства принадлежащим Рос-

сии и лишь 36 процентов — Норвегии. Спорный район шельфа между двумя линиями составляет в целом 175 тысяч кв.км, из которых 155 тысяч кв.км находятся в Баренцевом море (это II процентов его общей площади).

Принимая во внимание важность затрагиваемых интересов, неудивительно, что переговоры затянулись. Они касаются и кон­тинентального шельфа, и исключительных экономических зон и пока не завершились. Обе стороны подходят к переговорам с наи­высшей серьезностью, и оказалось возможным избежать кон­фронтации, которая зачастую возникает в отсутствие установлен­ной границы между соприкасающимися морскими районами.

Поэтому, когда в 1977 году стороны установили расширенные рыболовные зоны, возникла острая необходимость обеспечить, чтобы отсутствие согласованной пограничной линии не затрудня­ло рыболовный промысел и связанные с ним инспекционные и правоприменительные действия. Стороны договорились о времен­ных практических и не наносящих ущерба сторонам условиях рыболовства в четко определенном прилегающем районе. Этот режим обеспечил систему ответственного управления и контроля над районом, который включает в себя как спорные водные про­странства между двумя предложенными разграничительными линиями, так и принадлежащие сторонам и не ставящиеся под сомнение пространства по другую сторону разграничительных линий. Режим основан на подходе на базе сотрудничества к во­просам управления ресурсами (квоты вылова и технические про­блемы) и к задачам правоприменения обеими сторонами по отно­шению к собственным судам и к имеющим соответствующие ли­цензии судам третьих стран. Этот режим следует рассматривать как исключительно временное решение, хотя стороны, заново рассматривая его в каждом случае и без ущерба для продолжаю­щихся переговоров по делимитации, ежегодно продлевали его на очередной год с 1979 года.

В течение некоторого времени советская сторона настаивала на предпочтительной для нее линии и в качестве альтернативного компромисса предлагала вариант, по которому обе стороны должны совместно участвовать в освоении шельфовых ресурсов в отдельно оговоренном районе. Норвежская сторона отвергала это, поскольку любое построенное по типу кондоминиума управление многоцелевой деятельностью по использованию разнообразных ресурсов было бы ей только политически неприемлемым, но и в высшей степени непрактичным — любое расхождение во мнени­ях, которое не удалось бы легко урегулировать, пришлось бы урегулировать в третейском порядке либо оно имело бы разруши­тельный эффект для деятельности. Норвежская сторона придер­живалась позиции, что только после того, как линия разграниче­ния будет согласована и зоны юрисдикции определены, можно было бы обсудить вопрос о выделении какого-то района для осу­ществления совместных проектов по разведке и эксплуатации шельфа. Девять лет назад советская сторона предложила измене­ние к заявленной ею ранее предпочтительной линии. За этим по­следовал процесс, в ходе которого стороны, оставаясь на своих первоначальных позициях, изучали вопрос о том, какие измене­ния могли бы составить основу для соглашения о линии разгра­ничения. В этой работе был достигнут значительный прогресс, однако перспектива заключения общего соглашения оставалась неопределенной.

Рассматривая сложившуюся ситуацию в 1996 году. Президент Борис Ельцин и премьер-министр Гру Харлем Брундтланд при­шли к решению, что процесс достижения договоренности будет облегчен, если стороны будут обсуждать одновременно прохожде­ние линии разграничения и условия нефтяного сотрудничества в районе по обе стороны разгранлинии. В настоящее время идут конструктивные переговоры в этом новом ключе.

С обеих сторон на карту поставлены значительные интересы. Рыболовство будет по-прежнему сохранять важное экономическое значение для прибрежных регионов Севера. Успешная эксплуа­тация нефтяных и газовых месторождений в районах, которые были спорными и потому непригодными для использования, обеспечит благосостояние и развитие и регионам, и странам. Не­сомненно, технические стороны установления правил для про­мышленного сотрудничества в открытом море окажутся слож­ными. Возможно, положение участников переговоров будет об­легчено тем фактом, что юрисдикция в открытом море затраги­вает только природные ресурсы и не нарушает статус водных пространств за пределами территориальных вод как зоны откры­того моря. Установление границ континентального шельфа и экономических зон не затронет свободу судоходства, включая во­енные корабли. Таким образом, переговоры по делимитации не могут иметь ощутимого негативного эффекта для стратегических интересов сторон.


3.6. Нефтегазовая промышленность Норвегии.


   Даже пока стороны только ожидают завершения переговоров по делимитации, ничто не мешает широкому сотрудничеству в неф­тяной и газовой областях между предприятиями сторон в райо­нах, не затрагиваемых этими переговорами. Практика лицензи­рования работ на норвежском континентальном шельфе предо­ставила возможности компаниям из многих стран для участия в проектах развития. Это положительно воспринимается как воз­можность расширить базу геологического и практического опыта, а также задействовать различные подходы к коммерческой сто­роне дела и стратегии маркетинга. Пока что ни одна российская нефтяная компания не обозначила своего интереса к этим проек­там.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.