Геополитика и геоэкономика Норвегии
Исходя из того же принципа открытости к иностранному
участию в работах на норвежском континентальном шельфе, Норвегия поощряет свои
крупные нефтяные компании к участию в проектах за границей. Подобные проекты
тоже ведут к получению дополнительной экспертизы и опыта, к диверсификации рисков
и создают альтернативную базу деятельности на период после истощения внутренней
ресурсной базы, что рано или поздно неизбежно. Норвежское государство является
единственным владельцем крупнейшей нефтяной компании "Статойл"
и владеет большинством акций второй по величине компании "Норск Гид-ро".
Обе компании активно стремятся к сотрудничеству с российскими партнерами в
развитии не спорных районов Баренцева моря или в
разработках на суше на северо-западе России. Эти компании могут предоставить
технологию для морских разработок на высоком конкурентоспособном уровне,
являются солидными и ответственными партнерами в любой работе на суше, обладают
несомненной финансовой надежностью и честностью.
Сотрудничество
между норвежскими и российскими компаниями в
нефтяной области представляет собой, по мнению автора, наиболее многообещающий путь для крупного роста наших
двусторонних экономических взаимоотношений. В 1996 году двусторонний торговый
оборот составил немного менее 850 миллионов американских долларов. Осуществление
крупного трансграничного проекта в нефтяной и газовой индустрии увеличило бы
этот объем в несколько раз и принесло бы значительную
пользу населению по обе стороны границы.
3.7.Важные аспекты норвежско-российского
взаимодействия на современном этапе.
Экономическая деятельность Норвегии в
России связана с большим риском и крупными проблемами. К таким проблемам можно
отнести следующие:
-государственное управление
малоэффективно,
-юридическая и правовая база, в том
числе налоговое законодательство, слишком нестабильна,
-государственное управление и
правоохранительный аппарат лишь в малой степени внушают уверенность и
гарантируют правовую защиту,
-может значительно усилиться инфляция,
-слишком плохо функционирует рынок в
условиях, когда распадается
старая система товарообмена,
-банковская система, в том что касается
обслуживания расчетов и обеспечения кредитами, развита слабо,
-существует нехватка собственного
капитала,
-слишком слабо развиты государственные
службы и инфраструктура,
-существуют большие различия между
западным и восточным представлениями о предпринимательской деятельности,
-имеются противоречия в компетенции и
неясность в отношении того,
кто является собственником ресурсов -
республики или регионы и т.д.
Для норвежской стороны существуют также
дополнительные трудности, связанные с традиционной ориентацией экономики на
Запад. Учитывая сложившуюся ситуацию, сотрудничество с Россией требует длительной
подготовки и глубокого знания местных условий. Необходимо повысить уровень
знания политических, экономических, языковых и культурных связей со стороны
норвежских участников хозяйственной деятельности и органов государственного
управления.
Одним из настоящих пробных камней в
развитии баренцева сотрудничества будут устранение препятствий для торговли в
регионе и работа по стимулированию торговли и экономического сотрудничества.
Речь идет не только о наработке крупных проектов сотрудничества между
центральными и региональными органами государственной власти, а о предоставлении
экономическим связям и человеческим контактам возможностей и пространства для
развития.
Между российскими и норвежскими законами
и правилами существуют большие различия, и необходимо накапливать знания и
понимание правовых систем друг друга. Также предстоит проделать большую работу
в части расширения сети соглашений о разрешениях, визах, приглашениях на работу
и т.д. Необходимо выработать разумные решения, касающиеся охраны здоровья
норвежцев в России и русских в Норвегии, функционирования спасательных служб,
страхования и прочего.
В целом, указанные выше проблемы, с
которыми норвежские предприниматели сталкиваются в России, превращают их
активность в трудное, дорогостоящее и рискованное дело. Норвежские власти через
Программу действий для Восточной Европы выделили сравнительно крупные средства.
Приоритет отдается проектам в Северо-западной России.
Хорошо известно, что частный рынок
финансов не совсем готов брать на себя риск. Вследствие этого получается, что
достаточно подготовленные проекты, в том числе с помощью государства, из-за
отсутствия достаточного финансирования уходят "в песок". Пока нельзя
сказать, что найдено какое-либо общее решение этой проблемы.
В Норвегии и в мире в целом имеется ряд
разных способов уменьшения трудностей в сфере финансирования. В Норвегии
существует порядок гарантирования экспортных кредитов и инвестиций, применяются
другие меры. В международном плане действуют много фондов инвестиционных
программ северных стран. Прежде всего многостороннее финансирование ведется
через Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции
и развития.
Многое из этого ново и сравнительно
слабо развито. Норвегия стремится к тому, чтобы многостороннее финансирование
было организовано с учетом ее положения.
Вырисовывается и ряд проблем с
информационным обеспечением. В частности, необходимо знакомить норвежские
предприятия с различными схемами финансирования и предоставлять информацию и
соответствующие консультационные услуги.
КАК ВИДНО из данного обзора, в двусторонних отношениях
между Норвегией и Россией много содержания. Этого и следует ожидать от двух
соседствующих государств. Но здесь есть и уникальная особенность: люди,
живущие по обе стороны границы, вынуждены сталкиваться с климатическими
тяготами Севера и выстраивать свою жизнь в условиях значительных трудностей.
И северная Норвегия, и северо-западная Россия получат
пользу от возрождения тесных культурных и экономических отношений,
существовавших до того, как политические события
привели к созданию искусственных барьеров. Правительства в состоянии что-то сделать,
чтобы помочь этому процессу. Это приближает внешнюю политику к потребностям
людей. В этом есть определенный вызов, потому что правительства должны будут
оправдать ожидания общественности. Потребуются творческое мышление, конкретные
действия и тяжелая практическая работа.
Глава
4. Совет Баренцева/Евро-арктического региона.
4.1.Российско-Норвежское
взаимодействие-важенйшая движущая сила баренцева сотрудничества.
Вполне можно сказать, что России и Норвегии многим
обязаны набирающие в последние годы силу северные региональные объединения,
которые при всем их многообразии и специфике являются важной составной частью
интеграционных процессов на Европейском континенте. Они выполняют свою роль в
реализации главных целей и задач этого процесса в масштабах конкретного
региона, создают атмосферу добрососедства, доверия, содействуют экономическому,
культурному, гуманитарному и иному сотрудничеству.
По инициативе Норвегии, которую поддержали Россия и
Финляндия. был создан в 1993 году Совет Баренцева/Евро-арктического
региона (СБЕР). Главным мотивом, а в Совет входят
Дания, Исландия, Норвегия, Россия, Финляндия и Швеция, а также представитель
Европейской комиссии (еще девять стран имеют статус наблюдателя), было
стремление к поддержанию многовековой приверженности народов Баренцева региона добрососедству и сотрудничеству,
его экологическому развитию и освоению природных богатств, созданию более
комфортных, достойных человека условий жизни. При этом имелось в виду, что
Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней
основе работу между странами-членами, но будет способствовать развитию именно
регионального сотрудничества.
Российско-норвежское взаимодействие является важнейшей
движущей силой баренцева сотрудничества. Уже в силу географических факторов
эти две страны несут особую ответственность за
состояние дел в Баренцевом регионе. Не случайно
многие проекты регионального сотрудничества носят двусторонний характер или же
начинались по инициативе России и Норвегии.
Концепция баренцева сотрудничества была
сформулирована в Киркенесской декларации от II
октября 1993 года. В ней определены основные
направления взаимодействия в области экономики, транспорта и коммуникаций,
культурных связей и контактов между людьми, научно-технического сотрудничества,
окружающей среды.
Высшим органом Совета является ежегодная
сессия министров иностранных дел стран-участниц, решения на которой принимаются
консенсусом.
Интересной особенностью баренцева сотрудничества
является его "двухъярусная" структура. Действует специальный орган — Региональный
совет, осуществляющий взаимодействие на местном уровне. В него входят
руководящие официальные лица административных единиц, образующих Баренцев регион, из Норвегии (северные области Финмарк, Тромс и Нурланн), России (Республика Карелия, Мурманская, Архангельская
области, Ненецкий автономный округ), Финляндии (Лапландия)
и Швеции (Норботтен), а также представители
коренных народов. В ноябре 1996 года на годичный "испытательный срок"
в качестве наблюдателей в Совет были приняты губернии Оулу
(Финляндия) и Вестерботтен (Швеция).
Региональный совет является фактически генератором практических идей и
проектов сотрудничества. Разработанная им в 1994
году "Баренцева программа действий" рассчитана на 5 лет и содержит
более 80 проектов в области защиты окружающей среды, экономики, торговли,
региональной инфраструктуры, жизнедеятельности коренных народов, а также
образования, науки и техники, культуры. Это, как правило, небольшие проекты. Но
они имеют под собой реальное финансирование на уровне местных властей
стран-участниц. В 1996 году было
"освоено" проектов на сумму около 140 миллионов шведских крон (около 20
миллионов долларов США).
На
III сессии министров иностранных дел СБЕР
в Рованиеми 6 октября 1995 года была принята своего
рода укрупненная региональная программа, предусматривающая реконструкцию металлургических
предприятий в Мурманской и Архангельской областях, модернизацию морских портов
и аэропортов, другие крупные проекты, в том числе в Карелии и Ненецком
автономном округе. Эта программа была конкретизирована на встречах министров
экономики (Мурманск, май 1996 года) и транспорта (Архангельск,
сентябрь 1996 года).
Россия в течение всего 1996 года выполняла функции
председателя СБЕР и вела дело к реализации согласованных приоритетных проектов
сотрудничества в своих северо-западных регионах.
5—6 ноября 1996
года в Петрозаводске под председательством России состоялась четвертая сессия
Совета безопасности Баренцева/Евро-арктического
региона на уровне министров иностранных дел. Принято Совместное заявление, в
котором отражены основные результаты и намечены ориентиры дальнейшей деятельности
Совета. Этот документ направлен участникам встречи
на высшем уровне Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе,
состоявшейся в Лиссабоне 2—3 декабря 1996 года, в качестве вклада СБЕР в работу
по формированию новой модели безопасности для Европы XXI века.
Хотя формально вопросы безопасности и военной политики
не входят в компетенцию СБЕР, он выполняет важные функции косвенного содействия
укреплению безопасности в регионе и — в более широком смысле — во всей Европе.
Имеется в виду содействие социально-экономической стабилизации жизни населения,
в первую очередь в северо-западных регионах России. Оказывается помощь в
области конверсии военного производства, мониторинга экологической ситуации,
ядерной и радиационной безопасности. В планах на будущее — развитие модели
общественной безопасности, трансграничного сотрудничества в борьбе с контрабандой, незаконной миграцией, наркобизнесом.
4.2. Приоритетные программы СБЕР и направления
сотрудничества в регионе.
Практическая составляющая баренцева сотрудничества —
это динамично развивающиеся связи между странами, регионами и людьми.
По понятным причинам для нас на одном из первых мест в
Баренцевом сотрудничестве стоит решение социально-экономических проблем.
Применительно к северным районам России эти проблемы имеют особую остроту и
специфику.
Россия не скрываем перед Норвегией и другими нашими
партнерами по СБЕР своей заинтересованности в привлечении финансовых ресурсов
и научно-технического опыта Стран-членов и наблюдателей
Совета. Цель — ускорить экономический подъем в российских северо-западных и
северных районах. Разумеется, это должно происходить на условиях взаимной выгоды,
с пользой и для нас, и для наших партнеров по СБЕР.
Дело в том, что высокоразвитая экономика
наших северных партнеров соседствует с огромными запасами природных ресурсов у
нас, выходом на новые перспективные рынки. А это, в
принципе, должно привлекать капитал и создавать хороший инвестиционный климат.
Российский Северо-запад обладает
современным научным, производственным и техническим потенциалом для участия в
международной кооперации. Предприятия, расположенные в Архангельской и Мурманской
областях. Республике Карелия, Ненецком автономном
округе, вполне могут стать равноправными партнерами в реализации самых сложных
проектов. В то же время структура норвежской экономики состоит в основном из
малых и средних предприятий. Подключение их
возможностей к осуществлению проектов, не требующих особо крупных финансовых
вложений и со сравнительно коротким периодом окупаемости, может сыграть роль
катализатора в деле привлечения и других инвесторов.
Хотя уже есть положительные примеры
участия Норвегии, других стран СБЕР в осуществлении ряда интересных и перспективных программ, подключение
предпринимателей — как отечественных, так и иностранных — к решению
взаимовыгодных задач в российской части региона могло бы быть и более активным.
В октябре — ноябре 1995 года и в октябре 1996 года в
Мурманске состоялись международные конференции деловых кругов региона СБЕР, имевшие цель способствовать более
активному привлечению иностранного капитала в экономику Севера России, в том
числе в области среднего и малого бизнеса.
При активном участии норвежской стороны,
а также Финляндии, Швеции и Европейского банка реконструкции и развития в
конце 1995 года учрежден "Фонд венчурного капитала Северо-запада
России". Цель — долгосрочное рисковое (венчурное) инвестирование в
компании среднего размера (от 150 до 5 тысяч работающих) в Республике Карелия,
Архангельской и Мурманской областях. Уставной капитал составляет 53 миллиона
долларов США. Фонд уже приступил к разработке проектов сотрудничества.
В развитие баренцева
сотрудничества правительство Норвегии по инициативе своего министерства
промышленности и энергетики учредило государственный инвестиционный фонд для
Северо-запада России в размере 180 миллионов норвежских крон (около 30 миллионов
долларов США). Это создает дополнительные возможности для реализации перспективных
инвестиционных программ.
В 1993 году открыты ген консульства России в Киркенесе
и Норвегии в Мурманске. Их деятельность также содействует использованию
потенциала, заложенного в сотрудничестве стран Баренцева региона.
Важным направлением совместной работы
России и Норвегии, а также наших партнеров по СБЕР, входящих в Евросоюз, является поиск международных средств
технического содействия разработке соответствующей проектной документации,
доведению ее до необходимых международных стандартов.
В этой связи СБЕР, в качестве
авторитетной международной региональной структуры, членом которой, к тому же,
является Комиссия ЕС, может служить хорошим инструментом для дальнейшего
совершенствования известной программы технического
содействия ЕС, рассчитанной для России и стран СНГ (ТАСИС).
В частности, последние изменения регламента этой программы, позволяющие
использовать до 10 процентов ее средств на цели инвестирования,
свидетельствуют о готовности партнеров идти навстречу решению проблем
финансирования проектов.
В период председательства России в СБЕР в 1996 году
были высказаны и нашли понимание наши конкретные предложения о более
эффективном использовании в Баренцевом регионе
средств ТАСИС и состыковки этой программы с другими
программами ЕС, например Программой трансграничного сотрудничества (ИНТЕРРЕГ), интерес к участию в которой проявила и
Норвегия.
Наметились определенные
сдвиги по ряду приоритетных программ СБЕР.
Так, норвежская компания "Квернер"
принимает участие в реализации конверсионного проекта по созданию на базе предприятия
"Звездочка" в Северодвинске Архангельской
области информационного центра разработки и обеспечения строительства
оборудования для шельфовой нефтегазодобычи.
Разработаны технико-экономические обоснования других
важных проектов — строительства завода по утилизации старых судов и грузового
терминала в бухте Белокаменная, а также модернизация Кандалакшского
алюминиевого комбината (Мурманская область). Есть реальные возможности
активного финансового участия норвежской стороны в осуществлении обоих
проектов.
Близится к завершению строительство железнодорожной
ветки Ледмозеро—Кочкома,
которая должна стать важным звеном в системе транспортных коридоров в
Баренцевом регионе. Требуются дополнительные финансовые средства, в связи с
чем были проведены переговоры с европейскими банковскими структурами о
возможности оказания содействия в строительстве этой первой в истории
послевоенного времени коммерческой железной дороги. Правда, ситуация здесь
довольно типичная в. том, что касается реализации проектов СБЕР вообще: наши
партнеры нуждаются в четких и надежных финансовых гарантиях. В связи с этим
прорабатываются возможности предоставления таких гарантий со стороны
заинтересованных российских регионов.
Дан старт переговорам с нашими партнерами о
возможности финансирования строительства Кольской
АЭС-2 — проекта, от осуществления которого зависит дальнейшее развитие
экономики Мурманской области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|