Международные конкурсы в области литературы и искусства
Существуют также следующие специальные «Оскары»:
·
Мемориальная награда имени Ирвинга Тальберга вручается за
выдающийся продюсерский вклад в развитие кинопроизводства;
·
Гуманитарная награда имени Джин Хершолт вручается персоне, так или
иначе связанной с кинематографом, за выдающиеся гуманистические достижения;
·
Почетный «Оскар» вручается за выдающийся вклад в развитие
киноискусства и за заслуги перед Академией;
·
«Оскар» за научные и технические достижения и за художественные
фильмы, которым награждают фильмы, поставленные студентами киновузов США. Эти
награды определяются без номинаций специально созданным комитетом Академии и
вручаются вне основной церемонии.
2.4.2.2 Венецианский кинофестиваль
Венецианский кинофестиваль – старейший в
мире, впервые он состоялся в 1932 году по инициативе тогдашнего фашистского
диктатора Бенито Муссолини. За первые годы своего существования кинофестиваль
(«мостра», как называют его итальянцы) присуждал премии имени Муссолини («Кубок
Муссолини») и золотые медали Фашистской ассоциации культуры. Кинофестиваль носил явно политический характер и главные
призы раздавались в основном исходя из художественных пристрастий Гитлера. Так,
например, известно, что ему нравился фильм «Родина» президента немецкой
Имперской кинопалаты Карла Фрелиха. В 1938 году этот фильм завоевал главный
приз. В те годы экран для элитной публики был устроен на террасе гостиницы
"Эксельсиор", на фоне красивейшей архитектуры Венеции, а после
просмотра фильмов следовал бал в салоне гостиницы. С
самого начала своего основания и до сих пор венецианский кинофестиваль
остается одним из самых значимых и престижных в мире. Нынешняя главная награда
Венецианского фестиваля «Золотой Лев Золотого Марка» была введена только после
войны в 1949-м году. С венецианским «Золотым Львом Золотого Марка» - могут
соперничать лишь каннская «Золотая пальмовая ветвь», «Золотой медведь» Берлина
и голливудские «Оскары». На протяжении своей 70-летней истории Венецианский
кинофестиваль сделал внушительный вклад в популяризацию кино. Отсюда впервые
получил известность итальянский неореализм Висконти и Росселини, потом фильмы
Антониони, Феллини, Бертолуччи, французские режиссеры новой волны - Луи Малль,
Ален Рене и Жан-Люк Годар. Благодаря Венецианскому фестивалю западной публике
стали известны шедевры Акиро Куросавы, Андрея Тарковского или Анджея Вайды. По
сравнению с кинофестивалями в Канне и Берлине Венецианский фестиваль может
похвастаться не только своими традициями, но и своей взвешенной политикой между
коммерческим кино и чистым искусством. Директор фестиваля Мориц де Хадельн,
который раньше руководил фестивалем в Локарно и Берлинским кинофестивалем, на протяжении
более 20 лет настаивает на том, что награды в Венеции должны получать фильмы,
которые могут потом рассчитывать на успех и среди широкой публики, не только
среди элиты. Однако Венеция, хоть и не страдает от
недостатка внимания со стороны звезд и их продюсеров, но продюсеры все же по
большей части предпочитают Канны – возможности кинорынка здесь практически
неограниченны.
2.4.2.3 Каннский кинофестиваль
Каннский кинофестиваль является
наиболее престижным и широко освещаемым событием в кинематографическом мире. В свое время
Каннский фестиваль был задуман в противовес тогда еще профашистскому Венецианскому.
Одной из главных каннских наград долгое время был «Приз мира». Ежегодно на знаменитой
набережной Круазетт в курортном городе Канны (Франция) собираются звезды,
профессионалы кино и любители широкого экрана со всего мира. Открытие первого
международного кинофестиваля в Каннах планировалось на осень 1939 года. По идее
организаторов фестиваля он должен был представлять альтернативу кинофестивалю
Венецианскому, попавшему под влияние официальных нацистских властей. Программа
была готова, почетным Председателем жюри назначен Луи Люмьер (изобретатель
кинематографа). В программу были включены американский фильм "Волшебник
страны Оз" и советский фильм "Ленин в 1918 году". Открытие
должно было состояться 1 сентября, однако именно в этот день началась Вторая
мировая война. Открытие было отложено, и первый Каннский кинофестиваль
состоялся лишь в сентябре 1946 года и с тех пор он стал проводиться ежегодно.
На конкурс было представлено 46 фильмов.. 11 из них получили главную награду -
Гран-При кинофестиваля. По традиции, заведенной первым фестивалем,
главная премия: сначала Гран-При, затем "Золотая пальмовая ветвь"
присуждается лучшему полнометражному и лучшему короткометражному фильмам. На
фестивале вручаются и другие призы полнометражным фильмам: Большой специальный
приз жюри, Приз за лучшее исполнение мужской и женской ролей, Приз за лучший
сценарий, лучшую режиссуру, лучшую операторскую работу. Жюри может также присудить
еще одну премию полнометражному фильму и две короткометражным фильмам. В 1951
году организаторы фестиваля изменили время (сезон) его проведения - Каннский
фестиваль стали проводиться весной - в апреле, мае. В 1955 году главная награда
- Большой приз Каннского кинофестиваля – был переименован в "Золотую
пальмовую ветвь". Первой "Золотой пальмовой ветви",
действительно выполняемой из золота, был удостоен американский фильм Дэлберта
Манна "Марти". С 1959 года на фестивалях журналистам стали показывать
фильмы днем, еще до официального показа, чтобы они могли составить свое мнение
о фильмах заранее. В 1948 и 1950 годах Каннский кинофестиваль не состоялся
из-за нехватки денег на его проведение. В 1968 году в связи со студенческими
волнениями, которые к моменту проведения 21-го Каннского фестиваля охватили всю
Францию, особой декларацией Жюри от 19 мая Фестиваль был закрыт. Награды не
присуждались. К концу шестидесятых Каннский кинофестиваль приобрел статус
респектабельного фестиваля - с развитой инфраструктурой, отработанными
механизмами. Кинофестиваль 1969 года привнес новшество в структуру фестиваля -
программа была дополнена проведением "Двухнедельника режиссеров" -
параллельного показа фильмов, организованного созданным в 1968 году Обществом
кинорежиссеров. Так Каннские фестивали приобрели устойчивую двуполярную
структуру, ставшую залогом развития и успеха следующих смотров. В 1978 году
Жиль Жакоб, только что назначенный главным отборщиком фильмов, создал
внеконкурсную секцию "Особый взгляд". С тех пор в Каннах проходят три
фестивальных показа: основной конкурс, "Двухнедельник режиссеров" и
"Особый взгляд".
2.4.3
Архитектурные
конкурсы
Возведение
архитектурных сооружений имеет многовековую историю. Развиваясь, прежде всего
на базе реализации культовых идей, как, например, строительство храмов,
монастырей, оборонительных сооружений, в архитектуре долгое время
присутствовали элементы и символика, связанные с духовным миром человека.
Призванные на эмоциональном уровне возвышать или подавлять (в зависимости от социального
заказа) духовное в человеке, эти элементы архитектурных конструкций со
временем стали частью искусства. Но не только отдельные элементы можно
причислять к архитектурному творчеству. Безусловно, важно гармоничное сочетание
с ними рациональных инженерных решений, позволяющих иметь высокую
функциональность сооружения, отвечающую как утилитарному, так и духовному
замыслу автора идеи. Как и всякие выдающиеся произведения искусства,
архитектурные шедевры вне зависимости от места своего создания имеют
общечеловеческое значение и потому, как об этом уже указывалось выше, имеют
право быть популяризированы, а их авторы отмечены премиями. Премии в области
архитектуры учреждены целым рядом различных международных фондов, а лауреаты
этих премий достаточно высоко ценятся, особенно в среде специалистов.
2.4.3.1 Прицкеровская
премия
Прицкеровская
премия - аналог Нобелевской - ежегодно присуждается архитектору, внесшему
значительный вклад в развитие современной архитектуры. Цель Притцкеровской
архитектурной премии - привлечь общественное внимание к этой области
человеческой деятельности, по которой будут судить о нашей цивилизации
потомки", - так сказал о Прицкеровской премии известный историк искусств,
автор книги "Цивилизация"лорд Кларк Солтвудский. По традиции, каждый год страна и место вручения Прицкеровской премии
разные.
2.4.3.2 Премия принца
Астурийского
Эти премии называют Иберийскими Нобелевскими.
Они вручаются по 8 номинациям: "За гуманизм и развитие взаимопонимания
между народами", лауреатами стали национальные организации,
распространяющие в мире язык и культуру родины, "Культура", эту
премию разделили Майя Плисецкая и Тамара Рохо, "Социальные науки",
лауреатом стал итальянский философ и социолог Джованни Сартори, а также "Международное
сотрудничество", "Наука и техника", "Литература",
"Милосердие" и "Спорт". За прошедшие годы премии были
удостоены многие политические и общественные деятели, ученые, писатели,
кинематографисты и спортсмены Премия носит имя наследника испанского престола
принца Астурийского Фелипе де Борбона. Она присуждается раз в год в октябре, в
столице Астурии в городе Овьедо. Вручает ее сам принц, который является
почетным председателем специального фонда. Размер премии - 50 тысяч евро. В
разные годы ее лауреатами были, к примеру, такие политики как Гельмут Коль,
Ясир Арафат, Кофи Аннан, Михаил Горбачев, кинодеятель Вуди Ален, писатель Артур
Миллер и космонавт Валерий Поляков.
2.4.3.3 Премия
«Хенкель Арт Авард»
Премия
Henkel Art Award была впервые объявлена в 2002 г. Целью премии является лучшее
взаимопонимание и культурный обмен между европейскими странами. В течение трёх
лет, конкурс проводится в трёх областях современного искусства – живопись,
фотография и дизайн. В конкурсе могут участвовать представители из 28 стран
Центральной и Восточной Европы, включая Россию. Лучшие работы из представленных
на конкурс выбирает жюри из международных экспертов в соответствующей области
искусства. Заседание жюри проходит в Вене ежегодно осенью. Церемония
награждения финалистов и победителей Henkel Art Award происходит также в Вене в
начале ноября. Победитель получит денежный приз в размере 5 000 Евро, помощь в пропаганде
своих работ в Вене и в стране проживания.
2.4.3.4 Премия
Андрея Первозванного
Международная
премия Андрея Первозванного «За веру и верность» учреждена в 1992 году фондом
святого всехвального апостола Андрея Первозванного и вручается общественным и
государственным деятелям России и других стран, внесшим значительный вклад в
укрепление российской государственности, межславянского единства, возрождение
духовности в искусстве, литературе и др.
III Русская культура на рубеже веков
3.1 Национальная
самобытность русской культуры и процессы глобализации
Понятием «национальный
характер» сегодня активно пользуются политики, ученые, писатели,
журналисты. Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще
спорили о том, существует ли он в
действительности. Но сегодня общепризнанно существование национальных
особенностей, которые представляют свойственное
только одному народу сочетание национальных и общенациональных черт. Они проявляются как определенные нормы и
формы реакций на окружающий мир, а также как нормы поведения и деятельности. Таким образом, можно сказать, что национальный
характер — это совокупность специфических физических и духовных качеств, норм
поведения и деятельности, типичных для
представителей той или иной нации. История каждого
народа сложна и противоречива. По этой причине сложен и противоречив и
характер каждого отдельного народа, который складывается на протяжении
веков под влиянием географических, климатических,
социально-политических и иных факторов и обстоятельств. Исследователи национального характера считают,
что вся совокупность детерминирующих факторов и обстоятельств национального характера может быть разделена на две группы: природно-биологические и
социально-культурные. Первая группа факторов связана с тем, что люди,
принадлежащие к разным расовым группам,
будут демонстрировать разные нормы реакции и темперамента.
А тип общества, сформировавшийся утого
или иного народа, окажет еще большее влияние на его характер. Поэтому понять характер какого-то народа
можно, только если понято общество, в котором этот народ живет и,
которое он создал в определенных географических, природных условиях. Важно также и то, что тип общества определяется,
прежде всего, той
системой ценностей, которая принята в нем. Поэтому в основе национального характера лежат социальные
ценности.
Таким образом, национальный характер
будет представлять собой совокупность важнейших способов регулирования
деятельности и общения, сложившихся на основании системы ценностей
общества, созданного нацией. Хранятся эти ценности в национальном характере народа. Устойчивость ценностей придает устойчивость обществу и
нации. Поэтому, чтобы понять национальный характер, нужно вычленить набор ценностей, носителем которых является народ. Специальные исследования природы авто-
и гетеростереотипов
позволили ученым прийти к заключению, что в их основе лежат ценности той или
иной культуры. Так историками было доказано, что важнейшую роль в формировании русской
культуры сыграла
русская крестьянская община[24][8]. Поэтому ценности русской культуры в большой степени являются
ценностями русской
общины. Среди них
древнейшей и важнейшей
является сама община,«мир» как основа и предпосылка существования
любого индивида. Ради «мира» человек должен был быть готов пожертвовать всем, в
том числе и своей жизнью. Это было связано с тем, что большую часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного
лагеря, когда только подчинение
интересов отдельного человека интересам всей общины позволяло русскому народу
сохранить этническую самостоятельность
и независимость.
Таким образом, по своей природе русский
народ — народ-коллективист.
В русской культуре интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так легко подавляются в ней личные
планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку со
стороны «мира», когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами
(своеобразная круговая порука). В результате русский человек сознательно откладывает
свои личные дела ради какого-то общего дела, из которого он не извлечет никакой выгоды — в этом и
заключается его привлекательность.
Русский человек твердо уверен, что нужно сначала устроить дела социального целого, которое более важно, чем его собственные дела, а потом это целое начнет
действовать в его пользу по собственному усмотрению. Иными словами, в русской
культуре преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе) способы действия,
которые не просчитываются заранее,
могут причинить вред человеку, совершающему их. То
есть они содержат смысл в самих себе, приносят удовлетворение самим фактом участия в них,
сознанием того, что ты поступил правильно, что именно этого и требует сейчас социум, дает человеку чувство
своей полезности, значимости
в этом мире. Русский народ в силу своей исторической природы — коллективист, который может
существовать только вместе
с социумом, который он устраивает, за который переживает и который, в свою очередь,
окружает человека теплом, вниманием и поддержкой. Поэтому, чтобы стать личностью, русский человек должен стать соборной
личностью.
Для жизни в коллективе, в общине очень важно,
чтобы там все было организовано по принципу
справедливости, поэтому справедливость — еще одна ценность русской
культуры. Изначально она понималась, как социальное равенство людей
и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Эта ценность является инструментальной, но в русской
общине она стала целевой. Члены
общины имели право на свою, равную со всеми,
долю земли и всех ее богатств, которыми владел «мир». Такая
справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди. И в знаменитом споре
правды-истины и правды-справедливости именно справедливость одерживала верх. Для русского человека не так уж важно, как
было или есть на самом деле. Намного важнее то, что должно быть. Именно
так, с позиций вечных истин (для России эти
истины были правдой-справедливостью)
оценивались мысли и поступки людей. Важны только они, иначе никакой
результат, никакая польза не смогут оправдать
их. Если же из задуманного ничего не выйдет — не страшно, ведь цель-то была
благая.
В русской общине с ее
равными земельными наделами, периодически проводившимися их
переделами, чересполосицей просто невозможно было возникнуть индивидуализму.
Ведь человек не был собственником земли, не имел права ее
продавать, не был волен даже в сроках посева, жатвы, да и в выборе того, что
можно было культивировать на земле. В такой
ситуации невозможно было проявить
индивидуальное мастерство, которое совсем не ценилось на Руси. Это же отсутствие индивидуальной свободы воспитало привычку к авральной массовой деятельности (страда),
странным образом сочетавшей тяжкий труд и праздничный настрой. Возможно, что
праздничная атмосфера была
своеобразным компенсаторным средством, которое
позволяло с большей легкостью перенести тяжелый труд иотказаться от личной свободы в хозяйственной
деятельности.
Единственным способом уйти
от власти общины было оставить ее, решиться на какую-нибудь авантюру:
сделаться казаком разбойником, солдатом,
монахом и т.д.
В ситуации тотального господства идеи равенства и
справедливости никак не могло стать ценностью богатство. Не случайно
так хорошо известна в России пословица, что «Трудом праведным не
наживешь палат каменных». Стремление к увеличению богатства считалось грехом.
Так, в русской северной деревне уважали торговцев,
искусственно тормозивших торговый оборот.
Труд сам по себе также
никогда не был главной ценностью на Руси (в отличие от Америки и других
протестантских стран). Конечно, труд не
отвергается, везде признается его полезность, но он не считается
средством, автоматически обеспечивающим осуществление земного призвания
человека и правильное устроение его души. Поэтому труд в системе русских
ценностей занимает подчиненное место. Отсюда
и возникла знаменитая пословица «Работа
— не волк, в лес не убежит».
Жизнь, не ориентированная
на труд, давала русскому человеку свободу духа (лишь отчасти, иллюзорную). Это
всегда стимулировало творческое начало в человеке. Оно не
могло выразиться в постоянном, кропотливом, нацеленном на накопление богатства труде, но очень легко трансформировалось в чудачество или работу на удивление окружающих (изобретает крылья, деревянный велосипед,
вечный двигатель и т.д.), то есть действия, совершенно бессмысленные для
хозяйства. И даже часто хозяйство оказывалось
подчиненным этой затее.
Став богатым, нельзя было заслужить уважение со
стороны общины. Но его можно было получить,
совершив подвиг, принеся жертву во имя «мира». Только так можно было
обрести славу. Так выявляется еще одна ценность русской культуры — терпение и страдание во имя «мира»(но ни в коем
случае не личное геройство). То есть
цель совершаемого подвига ни в коем случае не могла быть личной, она
всегда должна была лежать вне человека.