скачать рефераты

МЕНЮ


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости,

ответственности) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1

считают, что формирование ответственного отношения к природной среде

связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние

предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к

познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности,

направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование

убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего

здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности

участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических

идей.

Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые

включают формирование:

1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и

природопользования как материальной основы научно-технического

прогресса.

2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных

экологических ориентаций.

3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила

экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном

поведении.

4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к

ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской

деятельности.

И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей экологического образования

является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее

особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и

путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха.

Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического образования и воспитания

условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы

формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам

практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой

ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного

самосовершенствования.

А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке экологической программы

особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его

обучения и воспитания.

По существу, это предполагает построение модели экологического

образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к

общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые

определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1.

(Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет примерную модель

формирования ответственного отношения к природной среде.

Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие

факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее

мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов

установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование

двух психологических феноменов — готовности и способности действовать.

Очевидно, ответственное отношение к природной среде обусловлено

образованием таких свойств личности, как готовность и способность к

практическим действиям по ее бережному использованию, Защите и улучшению.

Готовность действовать определяет психологическую установку человека к

совершению того или иного поступка и, как свойство личности, развивается

под влиянием ряда факторов, в частности, потребностей и ценностных

ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и социальной среды.

Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой,

формирующей цели деятельности человека, его поступки.

Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то

отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно

развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей

природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу,

все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных

отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве

предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач

экологического образования особое значение приобретают ценности:

экологическое качество окружающей человека среды (естественной,

преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них;

эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все

эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие

разнообразные потребности человека (и общества): практические,

познавательные, эстетические, нравственные.

Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,

является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал

выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал

отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются

общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала

поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к

общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к

личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков.

Развитие у школьников оценочных суждений выступает важным фактором в

воспитании готовности и способности действовать по зашите природной среды.

Оценка — это отражение явлений действительности с точки зрения духовного

мира, интересов, потребностей, целей личности. Моральная ответственность —

сложная характеристика личности. В основе ее лежат нравственные убеждения,

которые психологи рассматривают как моральные принципы, ставшие мотивами

поведения человека. В нравственном убеждении принято различать:

познавательный компонент — знание о моральной норме; отношение к этому

знанию — уверенность в его правильности и необходимости реализовать его в

своих действиях; потребность и готовность поступать в соответствии с этими

знаниями. Для совершения ответственного поступка необходима

сформированность и такого свойства личности, как способность действовать.

Это свойство включает не только знание о том, как действовать, но и волю,

настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в

конкретных ситуациях и разных сочетаниях.

Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой

модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах

деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:

— культура индивидуального поведения в природном окружении;

— активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и

улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.

В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через

которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект.

Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных

знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности

личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно

в результате интеллектуального развития формируется представление об

исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и

установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание

эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей

природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы,

что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности.

В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с

помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности.

Это учебное содержание, методы, наглядные средства, формы организации

воспитательного процесса.

Модель факторов, определяющих формирование у школьников

ответственного отношения к природе представлена в приложении.

1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры.

В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает

содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может

быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально-

психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная

умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая

научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду

сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание

природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение

выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в

жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-

бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического

сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом

направленная воля предполагает способность к решительному отказу от

намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в

целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое

психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает

познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская

— дает возможность осмыслить назначение человека. Политическая —

обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и

природными ресурсами. Правовая — удерживает в рамках закона регулируемые

взаимодействия. Нравственная — одухотворяет эти отношения. Эстетическая —

создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда

и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло

природоохранной целесообразности.

Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями

конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений.

Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и

педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой

специфический предмет в изучении становления и развития психических

состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы,

формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее

взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически

ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления

поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его

современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по

организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных

с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в

развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг

другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и

разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и

психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные

игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие

напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в

целом. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует

подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным

отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность

ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как

любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в

качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и

зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней.

Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного

отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне

ее практического отношения к действительности, которое формируется на

основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной

психологической установки на экологически обоснованное включение в природу,

ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы

самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с

воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и

хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо-

и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства,

огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания

оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания

являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения

ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного

возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе

отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью

природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное

взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и

присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои

привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях

является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться

как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке

подлинной интеллигентности и цивилизованности.

1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.

Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании

младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между

живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем

крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной

природой, бережное отношение к живому.

Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях

родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют

объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся:

природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с

точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно

конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды

организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники

природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные

предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду;

предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы

благоустройства; население — особенности экологической культуры местного

населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство

— произведения профессионального искусства; народные промыслы, связанные с

использованием природных материалов; легенды, сказки, игры, танцы, песни

местного населения с природными сюжетами; история — происхождение обычаев и

традиций отношения к природе; происхождение названий населенных пунктов и

других географических объектов; развитие природоохранной деятельности

взрослых и школьников в крае.

Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения

может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в

свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной

школы, обеспечит комплексный подход в деле.

Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две

взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к

сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы

необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической

деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется

бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе.

Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации

различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-

ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в

их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность

связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися

от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение

краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний.

Ценностно-ориентационная деятельность направлена на осознание учениками

многостороннего значения природы для населения края и необходимости в связи

с этим сохранения и улучшения природной среды. При этом природные объекты

оцениваются с точки зрения для природы человека. Данный вид деятельности

связан с анализом значения (оценкой) изучаемых объектов и обоснованием

своей точки зрения.

По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает

активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и

выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении

результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая

деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных

объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального,

литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного

творчества), а также в создании художественных образов, связанных с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.