скачать рефераты

МЕНЮ


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты

или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную

книгу нашей страны.

- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в

Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и

животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но

если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

- Что такое природа? (Ответы детей)

- Что природа дает человеку?

- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей

газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под

ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье

человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель: учит работать с дополнительной литературой, отбирая интересные

сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной

книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению

ко всему живому на Земле.

Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки

съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей

мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки,

рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

Литература:

1. Барабанщикова Н.В. Здравствуй, лето //Начальная школа. – 1996 -№6. – С.

56-58.

2. Дерим – Оглу Е.Н. Кукушка //Юный натуралист. –1991. - №6. – С. 28-31.

3. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные – М.: Лесная

промышленность, 1987. 48 с.

4. Филатова Л.М. По страницам Красной книги //Начальная школа. – 1991.

-№11. – С. 49-52

Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды:

«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным

тропинкам».

1. Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у елки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки

не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а

другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под

елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов

сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол

березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока

дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А

береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III. Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий. - Кто сидит на крепкой ножки.

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы -

Нет под шапкой головы.

Что это? (Ответы детей)

Ведущий. Берем по лукошку

И скорее в путь дорожку

Разбежались по полянке,

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные

оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так

называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?

IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.

Команде “Елочка”

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие.

Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая.

Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не

нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на

птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь,

рисунок летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий. Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого

животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время составляют из предложенных букв названия

животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни

леса.

Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.

(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев

на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий. Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни

животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука)

сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает

1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа

и выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки,

пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в

спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь

1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных

комаров и этим спасает людей?

VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2) Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали

редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что

красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966

г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей

страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52

вида зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

8) Так скорее над звездную синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными

растениями.

Цель: познакомить учащихся с большим разнообразием комнатных растений, со

значением комнатных растений в жизни человека, с правилами ухода за

комнатными растениями.

Оборудование: карта полушарий, рисунки комнатных растений и живые объекты

на подоконниках, плакат “Правила ухода за комнатными растениями”.

Литература:

1. АстафьваВ.Н., Черданцева А.Ф. Советы по домоводству: Уход за комнатными

растениями. - Минск: Полымя, 1993. - 412сю

2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными

растениями // Начальная школа. - 1996. -№3. - С.48-49.

3. Горова Т. Амараллис // Юный натуралист. - 1991. - №10. - С.35-37.

4. Семенов Д. Скромное обаяние колючек // Юный натуралист. - 1992. - №2-3.

- С. 36-41.

Ход занятия.

Учитель: - Сегодня мы совершим путешествие на родину комнатных растений и

познакомимся с правилами ухода за комнатными растениями.

- Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года,

бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения

привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и

субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны

учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в

теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и

с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают

названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения.

Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем

знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это

комнатный клен.

- А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на

подоконнике).

- А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых

распространенных и красивых растений - герань.

Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это

растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную

мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие

ремневидные, блестящие кожистые листья.

Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны

от двух до четырех крупных цветков.

- Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение)

Это растение родом из Южной Америки. А получили это красивое растение

селекционеры путем скрещивания нескольких видов и получили самые

разнообразные окраски (показываю картинки разных видов амариллиса) нежно-

розовые, белые, оранжевые, кремовые, темно-вишневые и пестрые.

- Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном

растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов

Южной Америки. Бегонии бывают кустовидными, травянистыми. Открыл растение в

XVII веке натуралист Шарль Плюмье и назвал его так в честь губернатора Сан-

Даминго Михаэля Бегона.

В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии.

У нас в классе есть только один вид - это бегония изумрудная (показывает

учитель). Бегонии выращивают ради живописных по своей окраске листьев или

крупных, ярко окрашенных цветков.

Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение

(Учитель подходит к подоконнику и показывает на кактус)

- Как называется это растение? (Ответы детей)

- Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений

на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И

совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество

просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто

совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех

остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по

стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у

большинства видов появляются бутоны и отростки.

Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь

отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к

суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях,

лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма

стебля, окраска, цветки этих растений.

- А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они

радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень

жаркого лета?

Рассказ учителя сопровождается показом.

- Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо

освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше

всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в

подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти

растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и

самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от

солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные

горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой,

наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от

сквозняков.

Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают

на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку

или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а

летом - ее перегревание.

Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя)

1. Поливайте растение водой комнатной температуры летом каждый день, зимой

- реже, но следите, чтобы почва в горшках была влажной. Кактусы поливайте

летом через два-три дня, а зимой - один-два раза в две недели. Поливайте из

лейки, сбоку, а не с верху.

2. Палочкой разрыхлите поверхность почвы, чтобы к корням поступал воздух.

3. Вытирайте пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой. Растения с

маленькими и опушенными листьями опрыскивайте водой.

4. Регулярно ножницами срезайте с растений сухие листья и веточки. Следите

за чистотой цветочных горшков и подставок.

Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых

из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на

комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире.

- В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так

и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это

растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух.

- А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ

картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые

освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей.

- Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни

человека? (Ответы детей).

- Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и

прекрасным цветением удивительно красивых цветков.

Тема. Экологическая тропинка для младших

школьников кружка “Юный эколог”

Цель: создание оптимальных условий для воспитания экологически грамотных

людей, формирование высокой экологической культуры поведения в природной

среде.

Оборудование: схема маршрута экологической тропинки, заранее приготовленные

щиты остановок, рисунок кувшинки и кубышки, рисунки съедобных грибов,

мухомора, рисунки луговых цветов.

Литература:

1. Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы для проведения экскурсий на

водоемах // Начальная школа. - 1994. - №4. - С.34-38.

2. Дерим-Оглу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в

смешанный лес // Начальная школа. - 1992. - №3. - С.36-40.

3. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к природе -

М.: Педагогика, 1983. - 232с.

Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших

школьников” была разработана схема маршрута.

Схема представлена ниже.

Первая остановка - Руку дружбы - природе.

Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.