скачать рефераты

МЕНЮ


Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

12.

25. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. – 1991.

- №1. – С.9-11.

26. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. –

М., 1980. – 24с.

27. Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе //

Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10.

28. Иванов П.В. Современное школьное краеведение // Советская педагогика. –

1990. №10. – С. 27-30.

29. Камышев Н.С., Хмелев К.Ф. Растительный покров Липецкой области –

Воронеж, 1972. – 49с.

30. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.

31. Мазуренко М. Где пряталась весна // Юный натуралист. – 1992. - №2-3. –

С.1-4.

32. Медведев В.А. Знаете ли вы свой край? – Воронеж, 1982. – 54с.

33. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и

сформированности экологических отношений у школьников / Министерство

образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». –

Екатеринбург, 1993. – 148с.

34. Непомнящий Н. Кошачья леди // Начальная школа. – 1991. -№10.–С.1-6.

35. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной

И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.

36. Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе //

Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.

37. Пыльнева Т.Г. Экология и география Липецкого края. – Липецк, 1992. –

С.87-96.

38. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.:

Топикал, 1994. – С.132-184.

39. Рахилин В.К. Лесные богатства СССР – М.: Просвещение, 1981. – 29с.

40. Рыжова Н.А. Экологический проект: Мое дерево // Начальная школа. –

1997. - №4. – С.48-52.

41. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас // Начальная школа. – 1993. - №9. – С.40-

42.

42. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших

школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые

игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.

43. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к

природе. – М., 1978. – 49с.

44. Семенов Д. Скромное обоняние колючек // Начальная школа. – 1992. - №2-

3. – С.36-41.

45. Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и

образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.

46. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная

промышленность, 1987. – 48с.

47. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья – М.: Экология, 1991. – 34с.

48. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования

//Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34.

49. Суравегина И.Т., Енкевич В.М. Экология и мир: Метод. пособ. для учит. –

М.: Новая школа, 1994. – 126с.

50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в

школе // Советская педагогика. – 1990. - №12. – С.12-14.

51. Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. -

№11. – С.49-52.

52. Харитонов Н. Ловя дуновения // Юный натуралист. – 1991. - №4. – С.26-

28.

53. Хохрякова О. Яд для неприятеля // Юный натуралист. – 1991. - №8 – С.40-

43.

54. Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего

образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.

Приложение.

Диаграмма 1

[pic]

Диаграмма 2

[pic]

Диаграмма 3

[pic]

Диаграмма 4

[pic]

Диаграмма 5

[pic]

Диаграмма 6

[pic]

Диаграмма 7

[pic]

Диаграмма 8

[pic]

Диаграмма 9

[pic]

Диаграмма 10

[pic]

Схема 1. Основные факторы, определяющие формирование у школьников

ответственного отношения к окружающей природной среде (По Захлебному А.Н.).

|Потреб| |Идеал | |Активная| | | | | |

|ности,| |отношен| |жизненна| | | | | |

|ценнос| |ия и | |я | | | | | |

|ти | |поведен| |позиция | | | | | |

| | |ия | | | | | | | |

| | | | | | |Культура | |Культура | |

| | | | | | |поведения | |профессиональн| |

| | | | | | | | |ого труда | |

|Содержание | | | | | | | | | |

|Методы | |Знания |Готовность действовать | | | |

|Педагогически| |Оценочно-э| | |Ответственное | |Реализация в |

|е средства | |моциональн| | |отношение | |деятельности |

| | |ая реакция| | | | |и в поведении|

|Наглядные | |Деятельность |Способность действовать| | |

|средства | |учащихся | | | |

|Формы | | | | | | | | | |

|организации | | | | | | | | | |

| | | | | | | | |Участие в ОПТ | |

| | | | | | | | |по защите, | |

| | | | | | | | |уходу, | |

| | | | | | | | |улучшению | |

| | | | | | | | |природной | |

| | | | | | | | |среды, | |

| | | | | | | | |пропаганде | |

| | | | | | | | |идей охраны | |

| | | | | | | | |природы. | |

|Прогноз| |Приня| |Выбор | | | | | |

|ировани| |тие | |способа | | | | | |

|е | |решен| |действия| | | | | |

|вариант| |ий | | | | | | | |

|ов | | | | | | | | | |

|последс| | | | | | | | | |

|твий | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | |

Утренник «Мир вокруг нас»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным,

водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием

человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты

чистой и здоровой.

Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося

человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха,

правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных,

занесенных в Красную книгу нашей страны.

Литература: 1. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.М. С любовью к

природе – М.: Педагогика, 1983. – 144 с. 2. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас

//Начальная школа. – 1993. -№9. – С.40-42. 3. Афанасьева Е. Экология не

знает границ //Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-31.

Ход занятия.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску.

То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется

«Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее

страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что

здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь

изображено?

- Грустный человек.

- А почему он грустный? (Ответы детей)

- У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится

вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.

Первый корреспондент:

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы

должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

(Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который

называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее

написанное на листе бумаги слово)

- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда

он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень

маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни,

например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов

может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и

микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было

меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

- От чего загрязняется воздух?

- Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от

загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)

Первый корреспондент.

- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат,

классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого

поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают

воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в

воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших

городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить

микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля

– наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое:

какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего

корреспондента.

Второй корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть

любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке

девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

(Ответы детей)

им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является

загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики,

самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть.

А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик.

Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.

Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над

ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может

разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это

поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни

стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная,

негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт?

(Ответы детей)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки

и оставим красивые волны.

Учитель.

- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где

находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака –

это вода.

- Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

1) Вечером на землю слетает,

ночью на земле пребывает,

утром опять улетает.

2) Над рекою, над долиной повисла

белая холстина.

3) Пушистая вата плывет куда-то:

чем вата ниже, тем дождик ближе.

4) Меня ждут, не дождутся, а как

завидят – разбегутся.

5) На дворе переполох, с неба

сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая?

Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть

чистой. Про какую воду говорится:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на

нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

(Ответы детей)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-

вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем

пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера

различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от

заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Данкове, которые

сбрасывают в нашу речку Дон отходы производства? (Доломитовый комбинат,

химический завод, животноводческие фермы). Сможем ли мы, ребята, очистить

это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?

- Что надо сделать? (Ответы детей)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них

машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все грязные пятна!

(Убирает)

учитель.

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая?

(Ответы детей)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они

дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них

растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты

и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем.

Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с

красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

Появляется плакат.

- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки.

Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты

Дружно соберем цветы,

Опустеют все поляны –

И не будет красоты.

- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под

ними яркие рисунки растений)

- Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти

растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные,

которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать

черные квадраты? (Ответы детей)

- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в

лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать

никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это

правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает

квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или

ястреба и лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки

из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли

хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их

внешний вид.

Просьба.

Н.А. Заболоцкий.

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.