скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение темы Акмеизм в 11 классе

- обобщение знаний и определение домашнего задания.

4)Урок-дискуссия

На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием

лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны

различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен

взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые

знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий

эффективности такой формы урока – предварительная и основательная

подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых

знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении.

Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала,

закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью

учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся,

их поведения.

В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка

участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного

рода занятий.

5)Урок-концерт

Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и

порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и

живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над

произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной

работы по творчеству поэта (см. 10).

6)Урок-композиция

Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и

художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников,

писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность

художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется

при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная

эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой

Е.В. «Стихи живые сами говорят»

(см.10).

По содержанию мы выделяем следующие уроки:

1) Урок-«монолог»

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и

класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа

лирического произведения.

2)Урок изучения основ теории литературы

На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые

связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может

стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.

3)Урок работы над критическим материалом

Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных

исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического

произведения.

Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найти

форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном

материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче

культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение

урока об искусстве в формах самого искусства.

Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к

выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-

лекция.

1.3.Анализ методической литературы

В данной главе представлен обзор методических работ по изучению

лирического произведения и изучению творчества акмеистов в старших классах.

Книги

1.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта

работы. - М.: Просвещение. - 1990.

«Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной

отзывчивости, без которой трудно представить себе отзывчивость

нравственную». Задача книги - поделиться с учителями конкретными

наблюдениями, предложить свои варианты изучения.

В книге излагаются принципы, на основе которых можно создавать живую

ткань урока, а именно:

- «максимально приблизиться к состоянию, пережитому поэтом»

(Л.И. Поливанов);

- первичное чтение должно быть ярким, эмоциональным (при первичном чтении

не стоит давать вопросов и заданий, чтобы не разрушать целостность

восприятия);

- переход к анализу стихотворения не должен быть резким;

- основой работы при анализе является постижение поэтического слова и

образа;

- обращение к идее стихотворения как выражению душевного опыта, чувств и

переживаний поэта;

- в процессе анализа необходима работа над его выразительным чтением.

В книге даются тщательно проведенные анализы стихотворений «Анчар» А.С.

Пушкина, «Ходоки» А.Н. Заболоцкого; система уроков внеклассного чтения.

Также можно найти варианты проведения обзорных уроков в 11 классе (формы

уроков по изучению лирики: урок – концерт, урок – композиция, урок –

новелла, урок – путешествие в мир поэта).

В главе «Искусство изучения поэтического произведения» предлагается памятка

для учащихся «Как учить стихи».

Автор отмечает, что «обязательное условие приобщения к лирике – постоянное

обращение к ней».

2.Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.:

Просвещение. - 1985.

В книге рассказывается о методах и формах изучения лирики, даются

образцы анализа (с 4 по 10 класс) уроков лирики любви и дружбы, лирики

философской, поэтической, пейзажной и т.д. (лирика М.Ю. Лермонтова, А.С.

Пушкина, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.)

Литературоведческие понятия: художественный образ в лирике, художественный

метод, целостный анализ стихотворения, стиль писателя и др. рассматриваются

в связи с анализом лирических произведений.

Делается попытка применить к школьный практике тот богатый опыт

анализа лирики, который накоплен литературоведами и методистами.

3.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. - 1968.

В книге представлены формы и приемы анализа поэтических произведений

в IV – VII классах. Интересными и полезными при подготовке к урокам могут

оказаться принципы изучения и формирования теоретико-литературных понятий.

Виды самостоятельной работы учащихся (анализ стихов, их сопоставление,

написание сочинения – описания) даны на основе практических результатов

опыта, проводимого в одной из школ Ленинграда.

4.Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных

учебных заведений. – В 2 ч. Ч.1 / Под. ред.

В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.

Данное учебное пособие использовалось нами как теоретическая база при

изучении темы «Акмеизм» в школе, и как практическая - при подготовке к

урокам. Учебник, на наш взгляд, интересный, современный и довольно удобный.

Материал, представленный в учебном пособии, его стиль, слог может

показаться сложным для понимания учащихся. В таком случае учителю следует

самому отбирать материал для самостоятельного изучения и для совместного

разбора отдельных глав в классе.

Учебник состоит из обзорных глав (например: «Русский исторический

роман 20-х – 30-х годов»), где дается информация о литературном процессе

того или иного периода и монографических разделов (Александр Блок; Анна

Ахматова и др.), в которых рассматривается творчество наиболее ярких

писателей XX века. Каждая глава снабжена вопросами для самостоятельного

повторения по теме, примерными темами сочинений и списком рекомендуемой

литературы (мемуарные и биографические источники, критические статьи и

литературоведческие работы, хрестоматии и антологии русской поэзии,

справочники).

В комплекте с учебником может быть использована двухтомная

хрестоматия, составленная из программных произведений.

5.Черников А.П. Поэзия и проза Серебряного века. - Калуга: Институт

усовершенствования учителей. - 1993.

Книга представляет собой сочетание обзорного принципа изложения

материала с принципом монографическим. Примером обзорных тем могут стать:

«Художественное своеобразие русской литературы начала XX века»,

«Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века» и др.

В главах, посвященных отдельным персоналиям (А.Ахматова, И.Бунин, И.Куприн)

дается их творческий путь, не ограничиваясь временными рамками эпохи

Серебряного века. Таким образом, у читателя создается целостный облик того

или иного писателя. Особое внимание уделяется произведениям, изучаемым в

средней школе.

Статьи_

1.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы. XI класс // Русская

словесность. - 2001.-№6.- с.20 – 29.

В статье предлагается система уроков по творчеству А.Ахматовой:

1) Поэтическое вступление к теме. Раннее творчество поэтессы. А. Ахматова и

Пушкин.

2) Послеоктябрьская лирика Ахматовой. Драма поэта и народа и ее отражение в

поэме «Реквием».

3) Война и послевоенные годы. Итоги жизни и творчества. «Поэма без героя».

Из данной статьи при изучении обзорной темы «Акмеизм» мы рекомендуем

использовать материал первого урока и предлагаемый анализ стихотворения

Ахматовой «Песня последней встречи».

2.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения. //

Литература в школе. – 1997. - №6. – с. 80-88.

В статье сделана попытка анализа сборников А.Ахматовой «Вечер» (1912),

«Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anno Domini»

(1922). Материал может быть использован в качестве примера при подготовке к

урокам как при изучении обзорной темы «Акмеизм» (ранние сборники), так и на

уроках по творчеству поэтессы.

3.Лекманов О. Концепция «Серебряного века» и акмеизма в записных книжках

А.Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. – с. 216-230.

Статья интересна необычным взглядом на проблему существования акмеизма

как идейно – эстетической школы. Автор пытается на материале записных

книжек Анны Ахматовой разобраться в следующих вопросах:

- «…почему теория акмеистов была столь беспомощно и неуклюже

сформулированной?»;

- «…как эта теория соотносится с замечательными произведениями поэтов –

акмеистов?»;

- «…стоит ли всерьез говорить об акмеизме как о поэтической школе?»

Глава 2.Психолого-педагогическое обоснование темы______

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности, - период жизни

человека от 15 до 17 лет, который приходится на 10 – 11 классы средней

школы.

Проблемами психологии юношеского возраста занималось и занимается

сейчас большое количество психологов (И.С. Кон, Р.С. Немов, А.В. Петровский

и др.). Приведем результаты исследований некоторых из них.

И.С. Кон считает, что «психология юношеского возраста – одна из самых

сложных разделов возрастной психологии. Юность – период завершения

физического созревания человека, бурного роста его самосознания,

формирования мировоззрения, выбора профессии и начала вступления в новую

жизнь» (11;3).

В старших классах развитие познавательных процессов достигает высокого

уровня. Выпускники могут мыслить логически, заниматься теоретическими

рассуждениями. Старшеклассники способны усваивать научные понятия на

лекциях и использовать их в процессе выполнения определенных заданий на

уроках, так как у них сформировалось теоретическое и словесно-логическое

мышление. Поэтому можно говорить, что учащиеся юношеского возраста готовы

освоить довольно сложные теоретические понятия на уроках литературы по

изучению темы «Акмеизм», для осмысления которых особенно важны способности

школьников к обобщению частных явлений и умение мыслить абстрактно.

Восприятие старшеклассников характеризуется целенаправленностью, внимание –

произвольностью и устойчивостью; активно развивается логическая память.

Учащиеся юношеского возраста шире, чем подростки пользуются приемами

запоминания, составлением планов и схем текстов, конспектов, выделением

основных мыслей. У школьников совершенствуется способность к переключению

внимания.

Психологи отмечают, что у старшеклассников формируется умение

одновременно и слушать объяснение учителя, и вести запись лекции, следить и

за содержанием, и за формой своего ответа. Поэтому на уроках литературы

учащиеся готовы воспринимать материал в форме лекции.

Для активного восприятия излагаемые материалы большое значение имеет умение

учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым

и интересным.

Изучение лирических произведений способствует развитию личности.

«Самое большое, что может лирика, - это обогатить душу и усложнить

переживание», - писал А.Блок. Нам кажется, что новому поколению сейчас это

крайне необходимо. В юношеском возрасте наблюдается стремление школьников к

самосовершенствованию, поиску и приобретению знаний, чему способствует

желание стать интересным, образованным человеком.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего

внутреннего мира. В это время пробуждается интерес и к внутреннему миру

других людей, привлекают «вечные» проблемы: смысла жизни, счастья, любви,

долга, свободы личности. Поэтому старшеклассников интересуют произведения,

помогающие выстроить свою систему взглядов.

Изучение темы «Акмеизм» в разделе «Серебряный век русской поэзии»

воздействует на формирование личности старшеклассников, так как школьникам

данного возраста близко внимание художников этого периода к внутреннему

миру человека, к состоянию его души.

В учебнике Р.С. Немова обращается внимание на то, что «…к

одиннадцатому классу познавательные процессы школьников приобретают такие

качества, которые делают их совершенными и гибкими. Юноши уже могут мыслить

логически, заниматься теоретическими рассуждениями, самоанализом, активно

развивается чтение, монологическая и письменная речь, формируются общие

интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление.

Учащиеся могут формировать гипотезы, исследовать и сравнивать между собой

различные альтернативы при решении одних и тех же задач, развивается

стремление к самоанализу».

В соответствии с этими особенностями развития в юношеском возрасте

изучение литературы в старших классах предлагается строить на историко –

литературной основе. С одной стороны, у учащихся формируется понятие об

историко – литературном процессе, с другой – высокий уровень мыслительных

операций. Так, умение сравнивать совершенствуется при сопоставлении

различных эпох и мировоззрений писателей и поэтов, их судеб, а так же при

попытке отыскать сходство и различие в трактовке образов, в темах и

проблематике произведений.

В этом возрасте восстанавливаются и развиваются естественные отношения

читателя и писателя. Школьникам раннего юношеского возраста мы не просто

даем справку энциклопедического характера, а пытаемся вызвать в их сознании

воспоминания о прочитанных произведениях и связанных с ними эмоциях.

Правильное и систематическое изучение лирических произведений

способствует развитию у старшеклассников смысловой, образной и

ассоциативной памяти. Это, в свою очередь, формирует самостоятельность

мышления, а также помогает учащемуся осознать себя как личность социальную,

почувствовать свою связь с историей.

Основными целями изучения художественного произведения в школе мы

видим следующие:

воспитательные:

- становление духовного мира учащихся;

- воспитание эстетического вкуса учащихся;

- воспитание гражданского и нравственного идеала как общечеловеческой

ценности;

- создание условий для формирования внутренней потребности личности в

самосовершенствовании, в реализации своих творческих возможностей;

образовательные:

- формирование и развитие умений творческого, т.е. эстетического чтения;

- формирование ассоциативного, абстрактного мышления в сфере

художественной литературы;

- развитие умения вести самостоятельный научный поиск (отбор материала,

его первоначального анализа);

- формирование представления о мировой литературе и мировом литературном

процессе;

- ориентировка не на количественное накопление фактов, но на формирование

целостного и многогранного видения литературного процесса.

Глава 3. Своеобразие лирики как рода литературы_

Об особенностях лирического рода литературы написано много; мы

попытаемся все эти особенности свести к нескольким пунктам.

1)лирический образ – это образ – переживание, непосредственное отражение

мыслей и чувств;

2)особенности сюжетной организации лирического произведения; лирический

сюжет как развитие переживания, мысли;

3) лирический герой как специфический персонаж, особая связь между ним и

автором;

«В лирике аналогом повествователя (фигуры более или менее условной)

может быть признан лирический герой…Термин «лирический герой»…способствует

различению многообразных способов выражения в лирике авторского сознания»

(2;43).

4)максимальная обобщенность идеи, заложенной в тексте (по сравнению с

прозой и ее осуществление на минимальном словесном пространстве;

5)особая роль контекста в стихе, меняющего значение использованного в

поэтическом тексте слова по сравнению с его значением в обычной речи;

6)неотделимость плана выражения от плана содержания, значимость всех

элементов стиха для понимания общей идеи:

7)особенности поэтического языка, в котором даже звуки имеют смысл,

определяющие музыкальность стиха.

«У музыки есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.