скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение темы Акмеизм в 11 классе

как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как

всеобщей». (Л. Гинзбург) (8; 8).

3.1.Общие подходы к изучению лирического произведения

Чтобы понять и сопережить поэтичный смысл стихотворения, необходимо

учитывать особые законы лирики, отличные от законов эпоса и драмы. По

сравнению с ними лирика менее информативна, она сосредоточена на нюансах

настроений, переживаний и этим близка музыке. Как и музыкальное

произведение, стихотворение невозможно пересказать без потерь. Мешают

недоговоренность и многозначность лирических образов, лаконизм, отсутствие

внешнего сюжета. Тут необходима ответная работа читателя, определенная

культура чтения, помогающая открыть новые границы произведения.

У поэзии свой язык, свои законы. В стихах выражаются такие глубокие,

такие сложные человеческие чувства, которые не всегда можно «перевести» на

язык прозы. В них есть слова и выражения, несущие гораздо более широкий

смысл, чем в обычной речи. Лирика требует вдумчивости, вчитывания, только

тогда смысл стихотворения может быть выявлен, а не просто указан.

Анализируя отдельное стихотворение, нельзя вырывать его из контекста

творчества поэта. При этом необходимо учитывать, что поэт, рассказывая о

себе, о своих переживаниях и размышлениях, делится с нами собственным

опытом, и главный интерес для нас – в постижении этого духовного опыта.

Е.В.Карсалова видит цель изучения лирического произведения следующей:

«Главная цель учителя при изучении поэзии – добиться сопереживания и

соразмышления с поэтом, раскрыть силу и глубину чувства и мысли, вложить

кирпичик в формирование читательских качеств, необходимых для полноценного

восприятия лирики:

эмоциональной отзывчивости, образного ассоциативного мышления, эстетической

реакции на художественное слово» (10;17).

3.2.Приемы анализа лирического произведения_____________

На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения

могут быть использованы такие приемы:

- по вопросам, предлагаемым учителем;

- по схеме анализа для самостоятельного разбора;

- с привлечением критических и литературоведческих статей;

- с использованием межпредметных связей;

- сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного

автора;

- компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных

авторов;

- компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;

- «интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей

традицией)» (3; 4);

- сопоставление различных точек зрения авторов критических и

литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;

- составление словаря стихотворения и т.п.

Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке,

поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой

представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш

взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В

этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.

«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы»,

«проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а

делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти

понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к

ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32;

15).

Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными.

Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее

существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).

Существуют определенные аспекты анализа лирики:

1) жанровый аспект;

2) композиционный аспект;

3) индивидуально-авторский («вслед за автором»).

А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста»

рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному.

«Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал:

подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для

переводов и объекты для пародий…» (3; 3).

Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и

так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ

– это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного

стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и

структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе

«медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает

остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую

она дала ему новую информацию и как перестроила старую».

Важным условием для реализации задач имманентного анализа является

осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.

В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль

поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком

случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют

понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный

ракурс рассмотрения темы.

К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на

уроках литературы и в средних, и в старших классах.

Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю

логику.

- Началом работы над лирическим произведением может быть повторение

изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся,

систематизировать и закрепить их.

- Следующим этапом может стать расширение и углубление знаний учащихся и

в области историко-литературного процесса, и в области теории

литературы.

- В итоге проведенной работы предполагается усвоение учащимися алгоритма

(схемы) анализа, а также понимания того, что схема не является

универсальной и подлежит пересмотру в каждом отдельном случае.

Характерной особенностью изучения лирического произведения в старших

классах является необходимое рассмотрение стихотворения или группы

стихотворений в контексте творчества автора или в контексте определенной

эпохи (литературного направления).

3.3.Трудности при изучении лирического произведения

Изучение курса литературы в целом в выпускном классе представляет

определенные сложности, которые решаются с помощью педагогических умений

педагога и на основе знаний психологических особенностей школьников. В

основе изучения литературы в 11 классе лежит рассмотрение художественного

произведения на историко-литературной основе.

При анализе лирического произведения в школе следует помнить о

некоторых трудностях, которые могут возникнуть у учителя. Это и излишне

социологический подход к стихотворению, с одной стороны, и слишком

формального разбора – с другой; упрощения поэтической мысли и в то же

время неопределенность в терминологии и выводах.

В.П. Медведев в книге «Изучение лирики в школе » говорит и о том, что

многие стихи без соответствующих комментариев поняты не будут, многие же

рассчитаны на мгновенный эмоциональный отклик читателя. ()

Об этом, несомненно, следует помнить при подготовке к уроку по лирике.

Несмотря на определенные трудности анализ лирического произведения в школе

возможен и даже нужен. Ведь малый объем материала позволяет сказать

читателю гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. При анализе учитель

может продемонстрировать структурное единство произведения, нераздельность

в нем формы и содержания.

«Анализировать стихи – значит открывать гармонию звуков, чувств и дум,

видеть, что глубину мысли и силу чувства в лирическом произведении можно

понять только вдумываясь в слово» (10; 34).

В каждом возрасте свои специфические черты восприятия лирики. В

старших классах происходит сдвиг в эстетической подготовке учеников. Под

влиянием нестандартных методов школьного анализа критерии оценки лирических

произведений становятся глубже и многограннее.

Глава 4. Практическая часть_______________________

Практическая часть содержит материал, использованный при проведении

уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе.

4.1. Примерный план анализа лирического произведения____________

1. Автор, название, время появления, история создания.

2. Тема и идея произведения. Система художественных образов, черты

лирического героя.

3. Особенности поэтического языка:

- тропы (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение)

- звукопись (аллитерация, ассонанс)

- стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее

выразительность художественного слова): антитеза, оксюморон, анафора,

инверсия, риторический вопрос.

4. Стихотворный размер, рифма.

5. Связь стихотворения с литературным направлением.

6. Мое восприятие произведения.

4.2.Примерный анализ стихотворения_____________________________

1. Стихотворение «Она» впервые опубликовано в книге стихов Николая Гумилева

«Чужое небо» в 1912 году. Это книга ухода Н. Гумилева от символизма,

свойственного ему ранее к новому мироощущению. Именно эту книгу критики

считают первым по-настоящему акмеистическим сборником. По свидетельству А.

Ахматовой, в стихотворении речь идет о ней.

2. В стихотворении основная тема – тема любви лирического героя. Идеей

является понимание того, что любовь к женщине всегда загадочна и

необъяснима. Повествование ведется от 1-го лица (лирического героя). Можно

говорить о максимальном сближении автора и лирического героя. В

стихотворении представлен образ героини-возлюбленной, у нее нет имени, она

предстает как «женщина». На протяжении всего повествования перед нами

возникает образ героини. Мы понимаем, что она – поэтесса («Ее душа открыта

жадно/ Лишь медной музыке стиха»), причем поэтесса очень талантливая, так

как лирический герой идет к ней «Учиться мудрой сладкой боли / В ее истоме

и бреду». Описывается героиня с нежностью, любовью, благоговением: «Назвать

нельзя ее красивой,/ Но в ней все счастие мое».

Композиционно стихотворение состоит из трех частей:

1) 1-3 строфы,

2) 4 строфа,

3) 5 строфа.

Мы считаем, что именно так можно тематически расчленить текст.

3. Ключевыми словами в стихотворении являются слова, наиболее ярко

характеризующие героиню: «молчанье», «усталость», «томление», «мерцанье

зрачков», «душа», «мудрая, сладкая боль».

3.1.Так как текст поэтический, в нем представлены средства художественной

выразительности:

- эпитеты («таинственное мерцанье», «четки сны», «райский, огненный

песок»);

- сравнения («четки сны ее, как тени»);

- гиперболы («держит молнии в руке»);

- метафоры («горькая усталость», «медная музыка стиха», «мудрая, сладкая

боль»).

Попробуем разобрать метафору «душа открыта жадно»:

душа – 1)внутренний мир человека;

2)свойства характера;

открыта – 1)поднять что-либо;

2)сделать доступным;

3)обнажить;

жадно – 1)стремление удовлетворить какое-либо желание;

2)скупость, корысть.

Разбор метафор позволяет нам глубже понять текст стихотворения,

почувствовать его настроение, помочь раскрыть глубину образа героини.

3.2. Аллитерация наблюдается в строках: 3 (т), 7(д), 12(в,н), 13(ж,д),

17(т,л), 20(н). Звук [т] при частотном употреблении придает тексту

чувственный оттенок благодаря своей взрывной природе. Сонорные звуки яркие,

солнечные, они определяют земную ипостась, выражают земные радости.

Ассонанс. Проанализировав состав гласных звуков в стихотворении, мы

выяснили, что доминируют 2 звука: [о] и [а]. Звук [а] ассоциируется в

сознании с прямотой, искренностью, открытостью высказываний (что характерно

для программных акмеистов), а также звук придает тексту мелодичность. Два

основных звука в тексте закреплены и в его названии: [о] н [а].

3.3. При помощи одного и того же слова (форм): ее, в ней, в ее, она

осуществляется связь в тексте на лексическом уровне. Стихотворение

объединяет и образ лирического героя: «я знаю женщину», «счастие мое», «я

жажду своеволий», «я к ней иду». Вся лексика текста работает на наиболее

глубокое психологическое раскрытие образа женщины.

4.Стихотворение написано четырехстопным ямбом, в большинстве своем рифма

точная, чередование мужской и женской рифм; рифмовка перекрестная.

5.С помощью тщательно отобранных лексических средств, звукописи, образных

художественных средств, четкости композиции, отказа от эффектных рифм

Гумилев достигает той высоты языка, его чистоты и доступности, которая, по

мнению акмеистов, и должна стать основой новой поэзии.

6.Ответ на данный вопрос зависит от духовного опыта ученика, от того,

знакомо ли ему чувство любви, от его эмоционального состояния.

4.3.Планирование уроков по теме «Акмеизм»

|Номер |Основные этапы |Деятельность |ТСО и оборудование |Работа с |Домашнее задание |Использованная |

|урока |урока |учащихся | |литературовед| |литература |

|Тема | | | |ческими | | |

| | | | |терминами | | |

|1 урок |1.Орг. момент. |слушают |доска; |акмеизм |К следующему уроку |1.Гумилев Н.С. |

| |2.Эмоц. слово |записывают |портреты Н.Гумилева, |адамизм |прочитать и |Наследие |

|Акмеизм|учителя. | |А.Ахматовой, |кларизм |приготовиться к анализу|символизма и |

|и | | |О.Мандельштама; |«Цех поэтов» |следующих |акмеизм // Гумилев|

|акмеист|3.Изложение |конспектируют|грамзапись стихов в |«Гиперборей» |стихотворений: «Она», |Н.С. Письма о |

|ы |нового | |исполнении Н.Гумилева,|«Аполлон» |«Жираф» Н.Гумилева, |русской поэзии. – |

| |материала. | |А.Ахматовой. | |«Я пришла к поэту в |М.: Просвещение. -|

| | | | | |гости», |1990. |

| |4.Сообщения |делают | | |«Песня последней |2.Жирмунский В.М. |

| |учащихся. |сообщения, | | |встречи» А.Ахматовой; |Преодолевшие |

| | |записывают | | |«Невыразимая печаль», |символизм // |

| | | | | |«Бессонница. Гомер. |Жирмунский В.М. |

| |5.Задание на |записывают | | |Тугие паруса» |Теория литературы.|

| |дом. | | | |О.Мандельштама. |Поэтика. |

| | | | | | |Стилистика.- Л. – |

| | | | | | |1977. |

| | | | | | |3.Мандельштам О.Э.|

| | | | | | |Утро акмеизма // |

| | | | | | |Мандельштам О. |

| | | | | | |Слово и культура. |

| | | | | | |– М. – 1987. |

| | | | | | |4.Русская |

| | | | | | |литература XX |

| | | | | | |века. 11 класс. В |

| | | | | | |2-х частях. Часть |

| | | | | | |1 / Под ред. В.В. |

| | | | | | |Агеносова. – М.: |

| | | | | | |Дрофа. - 1998. |

|2 – 3 |1.Орг. момент. |слушают |тексты стихотворений, |лирический |Выучить понравившееся |см. выше |

|урок |2.Работа по |анализируют, |примерный план анализа|герой, |стихотворение любого из| |

|Анализ |анализу |работают в | |тема, |поэтов – акмеистов. | |

|стихов |стихотворений по|группах по | |идея, | | |

| |группам. |плану | |виды тропов, | | |

| | | | |стилистически| | |

| | |выступают, | |е фигуры. | | |

| |3.Анализ |задают | | | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.