скачать рефераты

МЕНЮ


Изучение темы Акмеизм в 11 классе

| | |архитектуры. Ориентирами были | | | |

| | |культуры: Древности (Греция, | | | |

| | |Рим), Средневековья, Раннего | | | |

| | |Возрождения, а также русская | | | |

| | |классика «золотого века». | | | |

| | |- Но уже к началу Первой | | | |

| | |мировой войны (1914 г.) рамки | | | |

| | |единой поэтической школы | | | |

| | |становятся для акмеистов | | | |

| | |тесны, а их творческие | | | |

| | |устремления перерастают | | | |

| | |теоретические установки. | | | |

| | |Существует мнение, что акмеизм| | | |

| | |был не столько литературным | | | |

| | |течением, сколько группой | | | |

| | |талантливых и разных поэтов, | | | |

| | |которых объединяла личная | | | |

| | |дружба. | | | |

|3.Сообщения | |А теперь послушаем сообщения |Учащиеся | | |

|учеников | |о творчестве поэтов – |записывают этапы| | |

|(15 мин.) | |акмеистов. Первое сообщение о |жизни и | | |

| | |Николае Гумилеве. Но сначала я|творчества | | |

| | |хочу, чтобы вы посмотрели на |поэтов | | |

| | |его портрет (показывается | | | |

| | |портрет) и послушали в его | | | |

| | |исполнении стихотворение | | | |

| | |«Словно ветер страны | | | |

| | |счастливой» (включается | | | |

| | |запись). | | | |

| | |-сообщение ученика о Н. | | | |

| | |Гумилеве. | | | |

| | |Следующий портрет – Анны | | | |

| | |Ахматовой и запись с ее | | | |

| | |голосом. | | | |

| | |- сообщение ученика об А. | | | |

| | |Ахматовой – Портрет О. | | | |

| | |Мандельштама и сообщение о | | | |

| | |нем. | | | |

|4.Выводы по | |А теперь попрошу вас подвести |Ученики отвечают|К следующему уроку |Названия |

|уроку, домашнее | |итог уроку, обозначить главные|(можно с |прочитать и приготовиться |стихотворений|

|задание | |черты нового литературного |конспектом). |к анализу следующих |– на доске. |

|(5 мин.) | |течения. | |стихотворений: «Она», | |

| | | | |«Жираф» Н.Гумилева, | |

| | | | |«Я пришла к поэту в | |

| | | | |гости», | |

| | | | |«Песня последней встречи» | |

| | | | |А.Ахматовой; «Невыразимая | |

| | | | |печаль», «Бессонница. | |

| | | | |Гомер. Тугие паруса» | |

| | | | |О.Мандельштама | |

Заключение_____________________________________________

В данном индивидуальном творческом проекте мы рассмотрели тему

«Акмеизм» в следующих содержательных и дидактических аспектах.

Мы убеждены, что в акмеизме как идейно – художественном направлении

наиболее полно представлены качественные характеристики модернизма.

Кроме того, историко – культурный подход, предложенный при отборе

материала, способствует формированию целостного и многогранного видения

истории художественной культуры XX века.

Не вызывает сомнения факт присутствия подобной темы в школьном курсе.

Однако, подбор как самих произведений, авторов, так и формы проведения

урока остаются за субъективным выбором учителя. По нашему мнению, наиболее

приемлемой формой урока является обзорная лекция с элементами беседы.

На уроке мы использовали следующие виды деятельности:

конспектирование лекции ,составление ее плана, сообщения учащихся, работы с

литературоведческими терминами, работа над эпиграфом. Приемы: образцовое

чтение, рассказ учителя, ответы на вопросы с привлечением материала

учебника, анализа произведения с учетом специфических особенностей лирики.

Таким образом, мы попытались найти форму урока, имманентную духовному

миру избранных авторов, соотнеся ее с необходимостью проведения анализа

произведения.

Библиография__________________________________________

1.Активные формы преподавания литературы. - М.,1991.

2.Баранов С.Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения /

Учебное пособие к спецкурсу. - Вологда, 1998.

3.Белова А.В. Имманентный анализ поэтического текста на уроках литературы в

школе / Анализ литературного произведения.- Вологда: Русь. - 2001.

4.Виленкин В.Я. В сто первом зеркале. – М.: Просвещение. – 1987.

5.Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов

пединститутов. Под ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Просвещение. – 1973.

6.Галюк Е. Символика розы у Николая Гумилева / Литература. Приложение к

газете «1 сентября».-2000. – №45.- с.8-9.

7.Герцик А.В. Лирика А.Ахматовой на уроках литературы в XI классе. //

Русская словесность. – 2001. - №6. – с.20-29.

8.Гинзбург Л.Я. О лирике. 2-е издание - М., 1974.

9.Илина Р.У. Лекция на уроках в старших классах // Литература в школе.

- 1986. - №3. – с.36-41.

10.Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта

работы. - М.: Просвещение. - 1990.

11.Кон И.С. Психология юношеского возраста: Учебное пособие для

пединститутов. - М., 1979.

12.Конспекты уроков для учителя литературы: 11 класс. Серебряный век

русской поэзии: в 2-х частях / Под ред. Максидоновой Л.Г. – М.: Владос. –

2000.

13.Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы:

Пособие для учителя. – М.: Просвещение. - 1981.

14.Лекманов О. Концепция Серебряного века и акмеизма в записных книжках А.

Ахматовой // Новое литературное обозрение. – 2000. - №6. –

с. 216-230.

15.Лирическое произведение на уроках литературы. - Вологда: Русь. -

1989.

16.Литературное произведение – предмет анализа // Мелешко Т.А. Пламенно

творящий подвиг своей жизни. – Вологда. – 1993. – с. 66-76.

17.Лотман Ю.М. Поэзия и проза / Стиховедение. Хрестоматия. Сост. Ляпина

Л.Е. - М.: Флинта. Наука. - 1998.

18.Мадер Р.Д. Анализ поэтического текста на уроках литературы. М., 1996.

19. Маймин Е.А. Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М.:

Просвещение. – 1984.

20.Маранцман В.Г. О поэзии А.Ахматовой. XI класс. Опыт прочтения //

Литература в школе. – 1999. - №6. – с. 80-88.

21.Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного

произведения в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение. - 1977.

22.Медведев В.П. Изучение лирики в школе. - М.: Просвещение. - 1985.

23.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

24.Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл. – корр. АН СССР

Н.Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз. - 1989.

25.Подласый И.П. Педагогика. - М.: Просвещение. Владос. - 1996.

26.Рез З.Я. Анализ лирического стихотворения в старших классах. А.С.

Пушкин. Пророк / Искусство анализа художественного произведения. – М.:

Просвещение. – 1971. – с. 106-123.

27.Рез З.Я. Изучение лирики в школе. - Л.: Просвещение. - 1968.

28.Словарь иностранных слов. – 15-е издание, испр. – М.: Рус. яз. - 1988.

29.Страшнов С.Л. Русская поэзия XX в. в выпускном классе: Книга для учителя

/ Страшнов С.Л. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 2001.

30.Сытова Э.В. Хореографическое искусство и дети: эстетические и

нравственные аспекты воспитания / Автореферат диссертации на соискание

ученой степени кандидата искусствоведения. - Ярославль. - 2001.

31.Титова Е.В. Тема, идея, сюжет лирического стихотворного произведения: к

проблеме определения./ Анализ литературного произведения. - Вологда: Русь.

- 2001.

32.Черобай Е.Н. Моделирование урока «Анализ художественного текста» //

Русская словесность. - 2001.- №1.- с.15-21.

Приложения____________________________________

Н.С. Гумилев

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелиться только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…

Ты плачешь? Послушай, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

1907 г.

Н. Гумилев

Она

Я знаю женщину: молчанье,

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Ее расширенных зрачков.

Ее душа открыта жадно

Лишь медной музыке стиха,

Пред жизнью дольней и отрадной

Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Но в ней все счастие мое.

Когда я жажду своеволий,

И смел и горд – я к ней иду

Учиться мудрой сладкой боли

В ее истоме и бреду.

Она светла в часы томлений

И держит молнии в руке,

И четки сны ее, как тени

На райском огненном песке.

1912 г.

А. Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно – желтым огнем.

1911 г.

А. Ахматова

« Я пришла к поэту в гости…»

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом…

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен.

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

1914 г.

О. Мандельштам

«Невыразимая печаль…»

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза, -

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена

Истомой – сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.

Немного красного вина,

Немного солнечного мая –

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

1909 г.

О. Мандельштам

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи, -

На головах царей божественная пена, -

Куда плывете вы? Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – все движется любовью.

Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,

И море черное, витийствуя, шумит

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915 г.

Словарь основных понятий при изучении_темы «Акмеизм»

Адамизм – одно из названий акмеизма, означает «мужественно твердый и ясный

взгляд на жизнь».

Акмеизм – модернистское течение в литературе начала XX века. Термин был

образован от греч. слова «acme», что в переводе означает «высшая степень

развития чего-либо, расцвет».

«Гиперборей» – журнал и издательство акмеистов. Гипербореями древние греки

называли легендарный народ, живший на дальнем севере, которым

покровительствовал Аполлон.

Декадентство – от лат. decadentia – упадок. Тенденция в культуре конца XIX

– начала XX века, связанная с кризисом идеалов предшествующего периода,

отмеченная настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Кларизм – от франц. clarie – ясность, одно из названий акмеизма. Термин

ввел в обиход М.А. Кузмин, требовавший от художника строгости и точности

поэтического образа, ясности и логичности в передаче смысла.

Модернизм – от франц. modern – новейший, современный. Это направление

художественной жизни конца XIX – начала XX века, ориентированное на

современные тенденции духовной жизни общества, объединяющее различные

литературные течения.

Указатель имен_________________________________________

1. Ахматова Анна (наст.фамилия Горенко). Годы жизни: 1889 – 1966. Поэтесса,

переводчик, автор серий лирических портретов, мемуарных эссе; значителен

ее вклад в отечественное пушкиноведение. Входила в кружок акмеистов «Цех

поэтов».

2. Городецкий Сергей (1884 - 1967 г.г.), один из создателей кружка «Цеха

поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, прозаик, переводчик.

3. Гумилев Николай (1886 – 1921 г.г.), один из создателей кружка «Цеха

поэтов», теоретик акмеизма, поэт, драматург, литературный критик,

прозаик, путешественник.

4. Иванов Вячеслав (1886 – 1949 г.г.), поэт – символист, прозаик,

публицист, философ, ученый – историк. Его квартира в Петербурге – «башня»

на Таврической улице стала местом встреч писателей, философов, ученых,

одним из самых ярких литратурно-общественных кружков.

5. Иванов Георгий (1894 – 1958 г.г.), поэт, прозаик, литературный критик,

переводчик, сотрудник журналов «Аполлон», «Современник».

6. Кузмин Михаил (1872 – 1936 г.г.), поэт, прозаик, критик, музыкант,

композитор, переводчик, теоретик акмеизма.

7. Маковский Сергей (1877 – 1962 г.г.), поэт, историк искусства, редактор

журнала «Аполлон», мемуарист.

8. Мандельштам Осип (1891 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, переводчик, примыкал

одно время к акмеистам, сотрудничал в журналах «Аполлон», «Гиперборей».

9. Нарбут Владимир (1888 – 1938 г.г.), поэт, прозаик, входил в кружок

акмеистов «Цех поэтов», издатель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.