скачать рефераты

МЕНЮ


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Министерство образования Российской Федерации

Соликамский Государственный Педагогический Институт

Кафедра теории и истории педагогики

Лискина Екатерина Васильевна

студентка 140 группы естественно-математического факультета

«Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся».

Курсовая работа

Научный руководитель:

старший преподаватель

кафедры теории и истории

педагогики Добренко

Анастасия Юрьевна.

Соликамск

2002

Содержание:

Введение. 3

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе. 7

1. Проблема ценностей в российском обществе. 7

2. Сущность и природа нравственного воспитания. 9

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. 12

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания. 14

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания. 18

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя. 18

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя. 23

Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов. 35

1. Этические и психологические основы общения. 35

2. Методические разработки этических воспитательных дел. 38

Заключение. 43

Список литературы: 45

Введение.

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем,

воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания, причина

этому лежит в постоянной смене ценностей общества.

Анализируя это явление Л. Толкачёва говорит: проблемы воспитания

относятся сегодня к самым острым и актуальным не только в педагогическом,

но и социальном плане. Нравственный беспредел, с которым встретилось наше

общество в результате так называемых «реформ», оказывают негативное

воздействие прежде всего на детей, подростков и молодёжь, не обладающих

определенной культурой.(18, с.49). В обоснование этого факта можно привести

постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также

готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия

на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не всегда

вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену ценностных

ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств, – в том числе и

экономической неустроенности. (12, с.6-7).

Изменения, происшедшие за последние несколько лет, делают настоятельно

необходимым теоретический пересмотр системы ценностей. Вот почему

нравственное воспитание школьников обретает сегодня не меньшую, если не

большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому нельзя не

согласиться с В. Г. Белинским « Есть много родов воспитания, но всех выше

должно стоять образование нравственное». (3, с.220). Психолог А.З. Рахимов

считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся,

оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы,

законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве

владеть законами нравственности. (16, с.11-12).

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью

всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят

обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках

другого характера (например, телесного или этического) большего вреда

обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном

воспитании отводят классному руководителю.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по

нравственному воспитанию. В педагогической литературе исследуемая нами

проблематика нашла отражение в фундаментальных исследованиях Б.Т. Лихачёва,

Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Свадковского, В.А. Сухомлинского, в

которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного

воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания,

форм, методов нравственного воспитания.

Имеются работы, в которых дан анализ педагогического наследия

писателей, видных учёных-педагогов, внесших значительный вклад в разработку

проблем нравственного воспитания школьников (Н.И. Болдырев, М.И. Рожков,

И.Ф. Харламов, М.Г. Яновская.).

И.Ф. Харламов считает, что многие вопросы, связанные с методической

основой, т.е. важнейшие приемы и методы, овладеть которыми необходимо для

осуществления нравственного воспитания, требуют нового осмысления. В

педагогической теории в должной мере не изучена технология реализации

нравственного воспитания учащихся в работе классного руководителя и вполне

по конкретным причинам. Важнейшая из них – недостаточная научная

разработанность многих вопросов нравственного воспитания. Например, его

содержание в большинстве педагогических работах раскрывается главным

образом лишь с точки зрения социально-этических требований к поведению и

формированию личности. Что касается возрастного аспекта содержания

нравственного воспитания, то о нем во многих научно-методических работах

говориться лишь в общем плане. Нет должной глубины в раскрытии

процессуальной стороны нравственного воспитания и его движущих сил.

Наконец, в педагогической литературе до сих пор не определился достаточно

четкий подход к раскрытию методических основ нравственного воспитания как

целостного процесса, в котором все стороны морального облика личности

школьника развиваются и формируются комплексно, в органической взаимосвязи.

Но ведь на практике классные руководители не занимаются воспитанием каждого

из этих нравственных качеств в отдельности. (19, с.3).

Учитывая все это, нужно раскрыть не только методические, но и

теоретические вопросы нравственного воспитания.

Всё выше изложенное позволило выбрать следующую тему для настоящего

исследования: «Классный руководитель как организатор нравственного развития

учащихся».

Объект исследования – процесс нравственного воспитания школьников.

Предмет исследования – формы и методы организации нравственного

воспитания школьников 5-6 классов.

Цель работы – выявить условия эффективного формирования нравственности

школьников.

Гипотеза исследования – процесс нравственного воспитания будет

эффективным и будет способствовать развитию нравственности у школьников,

если:

. Будут выделены принципы: целостность, последовательность,

систематичность и другие.

. Будут использованы динамичные, тренинговые формы работы и методы

упражнения, методы проблемных ситуаций, связанных с жизнью и другие.

Задачи исследования:

1. Проанализировать состояние проблемы в современной педагогической

теории.

2. Рассмотреть различные формы и методы организации нравственного

воспитания.

3. Разработать этические воспитательные дела (классный час, беседу,

игру, обсуждение и другие), с использованием различных методов

организации нравственного воспитания.

4. Определить методические рекомендации взаимодействия учителя и

учащихся в процессе нравственного воспитания.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач были

использованы такие методы исследования: теоретические (изучение состояния

исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и

эмпирические (обобщение опыта).

Глава I: Теоретические основы нравственного воспитания в школе.

1. Проблема ценностей в российском обществе.

Прежде чем рассматривать вопросы нравственного воспитания, нужно знать

ценности общества в современном мире.

Положение ценностей в России в начале XXI века:

Нельзя не согласиться с Н.Д. Никандровым, что изучение таких групп

ценностей, как жизнь и природа, любовь и семья, эротика и секс, культура и

образование, досуг, труд, карьера, собственность, богатство, идеология,

политика, свобода, власть приводит к выводу о кризисном состоянии общества

в этом аспекте.

Так, ценность жизни, казалось бы не может подвергаться сомнению. Однако

если посмотреть на устрашающую статистику роста преступлений, добавить к

этому ухудшающуюся экологию, проблему питания, цен, совершенно не

соответствующих зарплатам подавляющего большинства российских граждан,

ухудшение здоровья, резко понижающуюся продолжительность жизни и рост

смертности, - наивысший рейтинг жизни как естественного права человека не

соответствует реально понизившемуся отношению общества к ценности жизни.

Определенный оптимизм внушает отношение к группе ценностей, связанных с

семьёй, сексуальностью. Семья по-прежнему остается важнейшей ценностью

человека, по-прежнему любовь считается естественной основой создания семьи.

К сожалению, и здесь тяжелое материальное положение россиян вносит

поправки. Растет число разводов, основной становится однодетная семья. Как

и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

Фактически все более распространяется и проституция.

Меняется отношение к образованию. Образование мало вознаграждается

реальной жизнью. Если мальчишка, моющий машину на набережных Москвы,

получает много больше университетского профессора, это вряд ли будет его

мотивировать к продолжению учебы. Если же молодёжь все же идет на

продолжение учебы, то выбор часто диктуется доходностью будущей работы.

Отсюда и изменяется отношение к труду и собственности. Для того чтобы

обеспечить будущую жизнь, молодые люди очень часто переступают черту и

входят в криминальный мир, а честный труд утратил свою популярность.

Что касается свободы, нельзя не согласиться с изречением П.Н.

Столыпина: «Бедность – худшее из рабств». Всего 3% населения относятся к

категории богатых, примерно 20% живут сносно, а остальные едва могут или

даже практически не могут позволить себе самое необходимое. (12, с.8-9).

Поэтому изучение ценностных ориентаций участников педагогического

процесса является первым и необходимым шагом обновления воспитательной

работы школы.

По результатам общественного опроса, общими ценностями учителей и

учащихся выступают здоровье, семья, справедливость, преданность в дружбе,

надёжность, образование.

Дети отдают предпочтение свободе, любви и прагматическим ценностям:

карьере, собственности, общительности, возможности развития и способности к

самосовершенствованию, тогда как для педагога карьера и собственность

малозначимы. Для учителей более значимы ценности гуманистической

направленности: сострадание, доброта, уважительное отношение к окружающим,

вежливость, природа, Земля, мир. Наименее популярными оказались

христианские ценности. Незначимыми сегодня оказываются и гражданские

ценности, такие как интернационализм, политика, идеология, патриотизм. (22,

с.30-31).

В связи сменой ценностей в обществе нужно проанализировать процесс

нравственного воспитания.

2. Сущность и природа нравственного воспитания.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к

понятию мораль. Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила

поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков,

результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается

нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым

(коллективом, классом, народом, обществом).(9, с.191-192).

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для

воли, совести человека».(6, с.345) Он считал: «Нравственный —

противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт

человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине

духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним

духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному -

добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с

совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и

чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой,

безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок

нравственный, доброй нравственности, доблести». (6, с. 558).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке

говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного

достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели:

нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и

вообще обладающего всеми добродетелями человека». (1, с. 360).

Я.А. Коменский цитировал: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых

нравах, тот больше отстаёт, чем успевает».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех

наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,

делая как можно меньше зла и как можно больше добра». (20, с.345).

В педагогической энциклопедии нравственное воспитание определяют так:

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального

сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек

нравственного поведения.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в

воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в

усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к

нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении.

Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда

они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные

убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного

поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном

отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания,

воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель

соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

(14, с.153-159).

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный

процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,

организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с

учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. (10, с.265).

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует

считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во

времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его

концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с

элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей

используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип

последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

(2, с.386).

Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии

и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе

современного воспитания. На нравственное формирование личности оказывают

воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую

роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые,

направленные на выработку определенного рода отношений.

3. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

формирование её нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей

между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной

мере согласовать свою деятельность с другими членами сообщества,

подчиняться определенным норма, правилам и требованиям. Вот почему в каждом

обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функций которых

является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и

деятельности. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые

нормы и различные постановления государственных органов, производственно-

административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и

инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенные отличия в том, как влияют на поведение людей

различные правовые нормы, законы, административные правила и указания, с

одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные

нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность

несет юридическую или административную ответственность. Иное дело

нравственность или мораль. Нормы и правила, которые относятся к её сфере,

такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение

зависит от самой личности. Когда же тот или иной человек их нарушает,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.