скачать рефераты

МЕНЮ


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

проводить сразу после совершения поступка.

В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает

разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения

школьников. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине

меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем

и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае.

Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником, совершившим

недостойный поступок. Опытные классные руководители не увлекаются

коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев

более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом

важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности. (5, с.143-

149).

Одна из форм нравственного убеждения – читательская конференция. Она

помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них

художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко

в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер

и конференция перерастает в диспут (особенно в старших классах).

Диспут по вопросам морали – сложная и вместе с тем действенная форма

убеждения. Она требует серьёзной подготовки учащихся. Готовясь высказать

самостоятельное мнение, они лучше уясняют и усваивают нравственные

принципы.

Приобщение учащихся к искусству. Классные руководители привлекают

учащихся к участию в конкурсах на лучшего чтеца или рассказчика, к

художественной самодеятельности, обогащающая нравственный мир школьников. К

подготовке и проведению конкурсов привлекают учителей литературы и

рисования.

Развитие эстетического вкуса школьников содействуют также экскурсии в

музеи, картинные галереи, на выставки, посещение кино и театров. (4, с.89-

94).

В целях убеждения используются и нравственные требования к поведению

школьников. Требуя, чтобы они хорошо вели себя на уроке и вне школы,

уважали старших, были правдивыми и искренними, классный руководитель

сообщает им знания о нормах и правилах поведения, обогащает их нравственные

представления и понятия. Требования воспитателя к поведению достигают цели

лишь при условии, если они понятны и доступны, связаны с практикой

повседневного поведения детей. (5, с.149).

2.2. Метод коррекции поведения.

Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок

внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям. Такая коррекция

может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с общепринятыми

нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В

качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его

воздействие основывается на известной закономерности: явления,

воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании,

потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором

нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый

путь к коррекции поведения учащихся. (17, с.115).

По мнению Н.И. Болдырева, большое влияние на сознание и поведение

учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера

основана на склонности и способности к подражанию. Не имея достаточных

знаний и жизненного опыта, школьники присматриваются к поступкам и

действиям окружающих, подражают им, стараются вести себя так, как ведут

себя взрослые, товарищи. Пример поведения других людей оказывает прямое и

косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к

совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции.

Воспитательное воздействие при помощи примера – это своеобразное

использование наглядности в воспитании. Примеры поведения других людей

влияют не только на сознание, но и на чувства воспитанников; они

затрагивают не только их ум, но и нервную систему. Классные руководители

широко используют примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры.

Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении

людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать

правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к

месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника

от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. (15,

с.543).

На формирование сознания и поведения школьников серьёзноё влияние

оказывает и личный пример воспитателей, родителей, близких людей,

товарищей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления

о правилах поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно

наблюдают, как учитель держится на уроке и в жизни, как он одет, как

обращается с окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на

то или иное событие, как относятся к своим обязанностям. Особенно высоко

ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и

другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Методы использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это,

прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения других людей.

Один из методов использования положительных примеров – это заимствование.

Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение качеств

личности, приёмов и способов её деятельности, поведения. Иногда заимствуют

даже манеры, походку, одежду. В ряде случаев следование примеру других

людей проявляется в соревновании, в стремлении превзойти образец, которому

подражают, в желании достигнуть лучших результатов в труде, повседневном

поведении. (4, с.94-97).

2.3. Упражнение в системе нравственного воспитания.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение

воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и

закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде

всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников.

В процессе нравственного воспитания классным руководителем применяются

в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта

воспитанников путём вовлечения их в разнообразную деятельность и

специальные упражнения для детей.

Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией

нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной

деятельности, - основное условие приучения. Упражнения в разнообразной

деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной

работе, во взаимоотношениях с друг с другом. Они содействуют приучению к

коллективной деятельности.

Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник

занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе

и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство

ответственности. К сожалению, из стен школы выходят юноши и девушки, для

которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге, чести,

о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение

различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с

организационной деятельностью. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что

«…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в

человеке всех истинно человеческих достоинств». (21, с.149).

В воспитании большое значение имеет и обдуманная организация

материальной среды. Классный руководитель должен организовать дежурство по

классу и школьным коридорам. Это подтягивает школьников, обязывает лучше

вести себя, поддерживать порядок.

В целях выработки необходимых навыков и привычек поведения иногда

проводятся специальные упражнения в нравственных поступках. Классный

руководитель и другие учителя показывают учащимся, какие действия и как

нужно выполнять, предлагают их повторять и таким образом упражняют в

определенных делах. Например, путём упражнений они приучаются к соблюдению

тишины и порядка на уроке.

Целесообразны также упражнения в форме организации положительных

поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь

отстающему в учении, собрать цветы для украшения школы и т.п.

Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения

ряда требований. Это - осознание учащимися важности и необходимости

проведения упражнений; их систематичность и последовательность; общественно

полезную направленность; взаимосвязь упражнений с различными формами

убеждения.(5, с. 149-167).

2.4. Метод игровых ситуаций.

Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни

является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без

назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения.

«Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка,

имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».(11,

с.373). Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в

интересах коллектива, подчиняться и руководить. (14, с. 126).

Игровые ситуации проблемно-поискового характера. Уже в самом названии

этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и

проблемно-поисковый. Игра с элементами поиска – занятие, чрезвычайно

увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально

сближаются, взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного «вхождения»

в конкретную ситуацию нравственного содержания. В группу этих методов

входят разыгрывание ситуаций разного уровня сложности, в которых школьники

должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения. (24,

с.54).

2.5. Методы стимулирования.

В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных

побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования

распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных

вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав,

награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей;

лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального

порицания, осуждения. Если побуждение заключается в одобрении действий

воспитанников, то наказание должно предупреждать у них нежелательные

поступки, тормозить их, вызывать чувство дискомфортности перед собой и

другими людьми.

Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно

оценивать свое поведение, что способствует осознанию им своих потребностей

- пониманию смысла своей жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов

и соответствующих им целей, то есть тому, что составляет суть мотивации.

(17, с.116).

2.6. Методы воздействия на эмоциональную сферу.

Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими

эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих

эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим

влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение и связанные с ним

приемы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и

невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать на чувства,

а через них на ум и волю человека. Использование этого метода способствует

переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных

состояний. (17, с.116-117).

2.7. Методы воспитывающих ситуаций.

Методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально

созданных условиях сокращенно называют методами воспитывающих ситуаций. Это

те ситуации, в процессе которых ребенок ставится перед необходимостью

решить какую-либо проблему. Это может быть проблема нравственного выбора,

проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли

и другие. Классный руководитель специально создает лишь условия для

возникновения ситуации. Когда в ситуации возникает проблема для ребенка, и

существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность

социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы

охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В

процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная

социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой

для их дальнейшего вхождения в социальную среду. Модификацией метода

воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию

качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные

склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования

ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами,

приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только

активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.

(17, с.118).

Создание воображаемых ситуаций нравственного выбора, близких жизненному

опыту школьников. Этот приём ценен тем, что позволяет вести

заинтересованный разговор на актуальные для школьников темы, связанные с их

собственным опытом, их переживаниями. Коллективный анализ ситуации-аналога

помогает ребятам сделать правильный нравственный выбор в затруднительных,

противоречивых жизненных обстоятельствах. (24, с.48).

2.8. Методы дилемм.

Они направлены на включение учащихся в систему новых для них

отношений. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного

поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы плодотворной

ориентации, высоконравственные установки, которые позже не позволят ему

вести себя непорядочно, бесчестно. Для этого необходима организация работы

над собой - "труд души" (В.А. Сухомлинский). В условиях школы полезно

рассматривать упражнения по формированию у детей способности к суждениям на

основе принципа справедливости, еще лучше - решать так называемые дилеммы.

Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных

дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми

строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы

"за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам:

выбор, ценность, социальные роли и справедливость.

Использование моральных дилемм как средства развития экзистенциальной

сферы, безусловно, продуктивно. По каждой дилемме можно определить

ценностные ориентации человека. Дилеммы может создать любой учитель при

условии, что каждая дилемма должна:

1) иметь отношение к реальной жизни школьников;

2) быть по возможности простой для понимания;

3) быть незаконченной;

4) включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на

главном вопросе: "Как должен вести себя центральный герой?" Такие дилеммы

всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а

это дает возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных

ситуациях. (17, с.119-120). Обычно метод дилемм используется классным

руководителем в старших классах.

Итак, мы проанализировали методы формирования нравственного

поведения школьников. Нужно отметить, что в реальных условиях

педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и

противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных

«уединенных» средств, а гармонично организованная их система.

Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот

или иной метод может применяться в более или менее изолированном

виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без

взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет

движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё

нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях,

а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку

приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать

поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны

с жизнью.

Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы нравственного

воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны

интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при

повышении нравственного воспитания школьников.

Глава III: Методические рекомендации для классного руководителя по

организации нравственного воспитания учащихся 5-6 классов.

1. Этические и психологические основы общения.

Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть

общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно

производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из

богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей.

Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного

руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.