скачать рефераты

МЕНЮ


Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

общество, знакомые и незнакомые люди имеют только одно средство воздействия

на него – силу общественного мнения; упрёки, моральное порицание и,

наконец, общественное осуждение, если аморальные действия и поступки

приобретают уже более серьёзный характер. Таким образом соблюдение

моральных норм и правил базируется не на принуждении, а главным образом на

сознательности самой личности, на понимание ею этих норм и правил и

необходимости их соблюдения. Соблюдение моральных требований, их поддержка

личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и

правил, отступление от них характеризуется как нравственное зло.

Понимание этого и побуждает личность вести себя в соответствии с

моральными требованиями общества, совершенствовать свое поведение, что

одновременно означает и её моральное развитие. Правда немаловажную роль

здесь играет сам характер нравственности и ее содержание.

Моральные усовершенствования поддерживаются не только силой

общественного мнения. Большую роль в этом играют нравственные обычаи,

привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно

заметили, что нравственность личности не может основываться только на её

моральной сознательности, что она становиться более прочной, когда

соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных

способов поведения и деятельности. Поскольку соблюдение нравственных

требований общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку

она выступает в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса,

вполне понятно, какое огромное значение приобретает нравственное

воспитание, повышение его содержательности и педагогической

действительности. Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних

времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее

влияние на формирование положительных качеств, но и является главной

задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. (20,

с.340-342).

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать

деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации

нравственного воспитания (формы и методы).

4. Общее понятие о формах, методах нравственного воспитания.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи

разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма

воспитания в педагогической литературе определяют так – это способ

организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного

процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между

воспитателями и воспитанниками.

Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества

воспитанников, – охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики

(фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Это наиболее

распространенная классификация. (13, с. 157).

Правомерна и классификация форм организации воспитательной деятельности

в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, сборы,

лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы,

экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы

(школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.). (5, с

143).

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства

воспитательного процесса. В сложном процессе нравственного воспитания

возможны разные формы организации. Из приведенных классификаций форм

воспитания наиболее универсальной нам представляется первая.

По мнению Н.И. Болдырева, в организации нравственного воспитания важна

его инструментовка. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с

глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на

воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного

воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного

сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек

поведения.

Процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны,

организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой –

организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Осуществлению

процесса нравственного воспитания способствуют методы убеждения и методы

упражнения.

Убеждение – это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с

целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных.

Воспитатели разъясняют школьникам нормы и правила поведения. Однако

убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают

воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный

пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с

ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и

радиопередачи. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся,

вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение различных

действий, практических дел с целью формирования и развития личности.

Функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному

поведению. В процессе упражнения развивается сознание, формируются взгляды

и убеждения, обогащаются чувства.

В процессе нравственного воспитания применяются и такие методы, как

поощрение и наказание. Их обычно используют для одобрения положительных

поступков и действий учащихся и для осуждения отрицательных.

Выбор методов зависит от содержания воспитательной деятельности, от её

направленности. Так, в процессе нравственного просвещения на первое место,

естественно, выдвигается убеждение; в трудовом воспитании – упражнение; в

воспитании дисциплинированности и ответственности наряду с основными

методами применяются также поощрение и наказание. (5, с.144-149).

М.И. Рожков и Л.В. Байбородова выделяют следующие бинарные методы

нравственного воспитания-самовоспитания: убеждение и самоубеждение

(интеллектуальная сфера), стимулирование и мотивация (мотивационная сфера),

внушение и самовнушение (эмоциональная сфера), требование и упражнение

(волевая сфера), коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции),

воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания (предметно-практическая

сфера), метод дилемм и рефлексия (экзистенциальная сфера). (17, 114).

Эти методы нам кажутся наиболее эффективными в наше время в процессе

нравственного воспитания, которые рассмотрим конкретно во второй главе.

Итак, рассматривая нравственное воспитание, мы пришли к выводу, что

школе принадлежит приоритетная роль в нравственном процессе. Узнали, что

существуют различные формы и методы нравственного воспитания.

Глава II: Деятельность классного руководителя в процессе осуществления

процесса нравственного воспитания.

1. Нравственное воспитание учащихся как важнейшая задача классного

руководителя.

В первой главе мы выяснили, что нравственное формирование учащихся

является важнейшей задачей школьного воспитания. В этой связи возникает

вопрос о специфических особенностях деятельности классного руководителя по

нравственному воспитанию учащихся.

И.Ф. Харламов считает, что воспитательная деятельность классного

руководителя в школе охватывает множество проблем и является исключительно

многогранной как по содержанию, так и по разнообразию методов, форм и

средств педагогического воздействия на учащихся. Какую бы сторону учения и

практической деятельности школьника мы ни взяли, она так или иначе находит

свое отражение в работе его наставника, касается обязанностей педагога. Но

поскольку любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу

нравственности, постольку все разнообразные виды педагогической

деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на

моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся.

Основополагающее значение этой стороны в работе классного руководителя

состоит в том, что ведущим направлением деятельности его является

формирование у школьников основ научного мировоззрения, воспитание их в

духе общественной морали, работа по идейно-нравственному убеждению

учащихся.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в

процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и

различные методические приемы, способствующие осмыслению и усвоению

морально-политических идей, то классные руководители проводят эту работу в

системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как

основной организатор нравственного воспитания учащихся во внеурочное время.

Вполне понятно, что деятельность классного руководителя в этом направлении

характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и

требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и

педагогических функций.

Задачи, которые призван решать классный руководитель по нравственному

формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной

работы, по мнению И.Ф. Харламова, следующие:

1. Вся многообразная внеурочная работа, её содержание и формы должны

иметь четкую нравственную направленность и способствовать моральному

развитию учащихся. Какое бы воспитательное мероприятие ни проводилось в

классе, классному руководителю необходимо всегда глубоко продумывать его

нравственно-формирующее значение и акцентировать внимание на тех

содержательных и методических сторонах, которые содействуют расширению

моральных знаний школьников, побуждают их к анализу собственного поведения

и обогащению нравственного опыта.

2. Существенным компонентом нравственного воспитания является

формирование и развитие морально-политического сознания учащихся. Эта

задача в значительной мере решается учителями в процессе обучения. Вместе с

тем работа по нравственному просвещению учащихся должна продолжаться во

внеурочное время классным руководителем. В его задачу входит согласование

внеурочной морально-разъяснительной работы с нравственным воспитанием

учащихся в процессе учебных занятий и придание ей необходимой системы и

целенаправленности. Только он, зная особенности своего класса и уровень его

нравственной воспитанности, сможет правильно определить содержание и логику

проводимых мероприятий по формированию морально-этического сознания и

чувств школьников и способствовать их интенсивному нравственному развитию.

3. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у

своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства

слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого

школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-

массовую деятельность

4. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение

всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию

школьников.

5. Наконец, важной задачей классного руководителя в повышении

эффективности внеурочной работы является обеспечение тесной взаимосвязи и

комплексное осуществление политического, нравственного и трудового

воспитания, способствующего формированию у учащихся активной жизненной

позиции. (19, с.5-18).

Мы считаем, что Харламовым не все указаны задачи. Более точнее и шире

раскрыл М.И. Рожков:

. Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и

формирование нравственных чувств;

. Вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности,

социальной и психологической целесообразности моральных норм;

формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и

привычек нравственного поведения;

. Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного

поведения учащихся путем организации их практической деятельности;

. Организация нравственного самовоспитания детей. (8, с.20).

Следующие функции должен выполнять классный руководитель по

организации процесса нравственного воспитания и повышения его

педагогической действенности:

Одной из существенных функций классного руководителя является

систематическое и всестороннее изучение учащихся, особенностей их

характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Процесс нравственного воспитания в школе характеризуется

многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на

учащихся. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных

учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому

важной функцией классного руководителя является обеспечение единых

требований к учащимся со стороны школы и семьи.

В нравственном воспитании большую роль играет разумное использование

мер поощрения учащихся за добросовестное отношение к выполнению своих

обязанностей, ученического долга и проявление высокой сознательности в

работе. Опыт показывает, что кто бы ни прибегал к применению мер

стимулирования положительного поведения учащихся, в большинстве случаев

необходимо предварительно посоветоваться с классным руководителем, как

лучше использовать различные меры поощрения и общественного осуждения по

отношению к тем или иным школьникам, чтобы эти меры оказались педагогически

эффективными.

Есть ещё одна немаловажная функция классного руководителя, связанная с

организацией нравственного воспитания учащихся. Речь идёт о тех серьёзных

отклонениях в моральном развитии отдельных школьников, которые иногда имеют

место в школе. (19, с.20-22).

Многообразие и сложность возлагаемых на классного руководителя задач и

функций по организации и осуществлению нравственного воспитания учащихся

требуют от него большой энергии, творчества и организаторских способностей.

«Воспитательная работа, - подчеркивал А.С. Макаренко, - есть прежде всего

работа организатора». (11, с.349). По отношению к деятельности классного

руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя

организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую

деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них

устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против

различных аморальных явлений в жизни и в быту. А для этого классный

руководитель должен знать технологию организации (методы и формы).

2. Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

2.1. Основные формы метода убеждения.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного

процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности, отвечают

общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности учащихся

того или иного возраста, конкретные условия жизни классного коллектива.

Рассмотрим основные формы и методы нравственного просвещения и убеждения

школьников, которые выделил Болдырев.

Классный час. Это наиболее распространённая форма организации

воспитательной работы классного руководителя. Проведение классных часов

заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении

классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным

руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное мероприятие. К

нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьниками, оставлял

след в их сознании, влиял на их поведение.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня

их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического

коллектива. В V-VI классах обычно проводятся беседы о трудолюбии и

бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,

непримиримости к равнодушию, скромности и др. В VII-VIII классах – о

сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве

человека, целеустремленности, культуре общения и др. В старших классах

проводятся классные часы о нравственности, об активной жизненной позиции и

др. Старшеклассники обычно принимают активное участие в подготовке и

проведении классных часов.

Основное требование к классному часу – это активное участие в нем всех

учащихся; никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем

можно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует

использовать для поучений и наставлений, для разноса и нотации. (4, с.77-

79).

Беседы. В воспитательной деятельности классных руководителей большое

место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными

представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и

действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед

вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению

других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий

нравственный и культурный уровень классного руководителя, их

эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на

откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы,

связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.