скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

стрельба» и т.п.

Изученная и проанализированная философская и психолого-педагогическая

литература показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в

воспитании личности – одна из важнейших не только в современной

педагогической науке, но она играла ведущую роль в истории мировой школы,

начиная с Античности и Средних веков. Однако исследователи до сих пор не

пришли к единому пониманию ценностей. В данной работе под общечеловеческими

ценностями понимается идеал, символ, образец, регулятивная идея, впитавшие

глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции и

устремления. Любая ценность имеет вид требования к поведению человека и

фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.

В ходе исследования были выявлены пути передачи ценностей, главным из

которых является культура, как своего народа, так и народов других стран.

Формирование ориентации школьников на общечеловеческие ценности может

осуществляться только при условии учета их возрастных особенностей. Это

повышает роль учителя в процессе формирования гуманистических ориентаций.

1.3. Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс

формирования общечеловеческих ценностей у подростков.

Уже в глубокой древности понимали, что как физическое, так и

умственное развитие тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не

требовала особых доказательств – чем больше живет человек на свете, тем

крепче он становится; с возрастом приходит мудрость, накапливается опыт,

умножаются знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического,

психического и социального развития. Конечно же, данное соответствие

справедливо лишь в общем и целом, развитие конкретного человека может

отклоняться в ту или иную сторону.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей является одним из

основополагающих педагогических принципов, опираясь на который, учителя

регламентируют учебную нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы

занятости детей различными видами труда, определяют наиболее благоприятный

для развития распорядок дня, режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм

и методов учебно-воспитательной деятельности.

После относительно спокойного младшего школьного возраста

подростковый кажется бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом

«бури и натиска» Развитие на этом этапе , действительно, идет быстрыми

темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования

личности. И, пожалуй, главная особенность подростков - личностная

нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и

борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения

взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту подростковую

особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром

Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни

один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую

преданность и самопожертвование…»

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо

выделяется формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и

психологически, и социально. Но он стремится к взрослой жизни и претендует

на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется в разных сферах,

чаще всего – во внешнем облике, в манерах Еще совсем недавно свободно,

легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в

карманы и сплевывая через плечо У него могут появиться сигареты и

обязательно – новые выражения Подражание взрослым не ограничивается

манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений, романтических

отношений.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, иногда уродливыми, а

образцы для подражания – не лучшими, ребенку полезно пройти через такую

школу новых отношений, научиться брать на себя разнообразные роли. Но

встречаются и по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не

только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это

включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда ребенок

интересуется определенной областью науки или искусства, глубоко занимаясь

самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и

ежедневных рутинных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается – младшему

брату, уставшей на работе маме, больной бабушке.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности,

желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей.

Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть –

учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки,

собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все

нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать

противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые

усваиваются детьми в это время. Появляется моральный «кодекс»,

предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со

сверстниками. Интересно, что подростковый кодекс товарищества

интернационален, так же, как книга А. Дюма «Три мушкетера», считающаяся

подростковым романом, с ее девизом: «Один за всех, и все за одного». М.

Аргайл и М. Хендерсон, проведя в Англии обширный вопрос, установили

основные неписаные правила дружбы. Это взаимная поддержка; помощь в случае

нужды; уверенность в друге и доверие к нему; защита друга в его отсутствие;

принятие успехов друга; эмоциональный комфорт в общении. Важно также

сохранять доверенные тайны, не критиковать друга при посторонних, быть

терпимым к остальным его друзьям, не быть назойливым и не поучать, уважать

его внутренний мир и автономию. Так как подросток во многом

непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил,

но от друзей ожидает его неукоснительного соблюдения.

Наряду с чувством взрослости Д.Б. Элькониным рассматривается

подростковая тенденция к взрослости – стремление быть, казаться и считаться

взрослым. Желание выглядеть в чужих глазах взрослым усиливается, когда не

находит отклика у окружающих. Развитие взрослости в разных ее проявлениях

зависит от того, в какой сфере пытается утвердиться подросток, какой

характер приобретает его самостоятельность – в отношениях со сверстниками,

использовании свободного времени, различных занятиях, домашних делах.

Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего

подросткового возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребенок

делает еще один шаг в своем личностном развитии. После поисков себя,

личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» -система

внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». Образы «Я»,

которые создает в своем сознании подросток, разнообразны – они отражают все

богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о собственной

внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных

областях, о силе характера, общительности. Доброте и других качествах,

соединяясь, образуют большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное

«Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

когнитивного (познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще

два – оценочный и поведенческий. Для ребенка важно не только знать, какой

он на самом деле, но и на сколько значимы его индивидуальные особенности.

Помимо реального «Я», «Я-концепция» включает в себя «Я» - идеальное.

При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей

идеальное «Я» может слишком отличаться от реального. Тогда переживаемый

подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением

приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости,

упрямстве, агрессивности.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью,

представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему «Я-

концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в

старшем школьном возрасте. Но в любом случае – это важнейший этап в

развитии самосознания.

Увлечения – сильные, часто сменяющие друг друга - характерны для

подросткового возраста. Считается, что подростковый возраст без увлечений

подобен детству без игр. Именно в этот период у детей появляется

потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. В принципе

она может быть реализована и в учебной деятельности. По мнению Д.Б.

Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к переходу учебной

деятельности на более высокий уровень. Учение может приобрести для ребенка

новый личностный смысл – стать деятельностью по самообразованию и

самосовершенствованию.

Как правило, увлечения имеют неучебный характер. Пересекаться со

школьным обучением могут только увлечения интеллектуально-эстетические и то

не все. На интеллектуально-эстетические увлечения внешне похожи так

называемые эгоцентрические. Телесно-мануальные увлечения связаны с

намерением укрепить свою силу, выносливость. Накопительские увлечения –

прежде всего коллекционирование во всех его видах. Самый примитивный вид

увлечений – информативно-ком муникативные увлечения. В них проявляется

жажда получения новой, не слишком содержательной информации, не требующей

никакой критической переработки.

В подростковом возрасте не только бурно увлекаются разнообразными

делами, но и столь же эмоционально общаются со сверстниками. Общение

пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на

неучебные занятия, и на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в

этот период становится интимно-личностное общение. Наиболее содержательное

и глубокое общение возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба –

сложное, часто противоречивое явление. В дружеских отношениях подростки

крайне избирательны. Но их круг общения не ограничивается близкими

друзьями, напротив, он становится шире, чем в предыдущих возрастах. У детей

в это время появляется много знакомыхи, что еще более важно, образуются

неформальные группы или компании. Подростков может объединять в группу не

только взаимная симпатия, но и общие интересы, занятия, способы

развлечений, место проведения свободного времени. То, что получает от

группы подросток и что он может ей дать, зависит от уровня развития группы,

в которую он входит. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,

их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой

«реакции группирования».

Еще одна значимая сфера отношений подростков - отношения со

взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено –

им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном

возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно

наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками и девочками, в

вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой, современной музыкой

и т.д. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем,

нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции

родителей.

В тоже время для подростков характерно стремление к эмансипации от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении,

они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в

правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период,

зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и

возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего

ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за

родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей

и т.д.

В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

рефлексивное мышление. Особенности теоретического рефлексивного мышления

позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и

логические противоречия в суждениях. Без высокого развития уровня

интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к

абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.

Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные

теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.

Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано

с интеллектуальным развитием.

В это же время происходит дальнейшая интеллектуализация таких

психических функций, как восприятие и память. Связано с общим

интеллектуальным развитием и развитие воображения. Сближение воображения с

теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают

писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т. п.

Подростковый возраст – трудный период полового созревания и

психического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные

изменения: появляется чувство взрослости – ощущение себя взрослым

человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста.

Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться

взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы

своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме

стремления к эмансипации, подростку присуща сильная потребность в общении

со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-

личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в

неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга

увлечения.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет

ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная

нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки

стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе,

хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и

меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется

склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У

подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые,

подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое

целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую можно

считать центральным новообразованием всего периода.

Вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод: подростковый

возраст можно рассматривать как период закрепления очень важной личностной

характеристики ребенка, которая, становясь достаточно устойчивой,

определяет его успехи в различных последующих видах деятельности. И одним

из таких видов деятельности является изучение иностранных языков.

1.3. Возможности содержания иностранного языка в формировании

общечеловеческих ценностей у подростков.

Создание общеевропейского дома, расширение экономических, политических

и культурных контактов, совершенствование системы народного образования

выдвигают требования к такой организации учебного процесса, которая будет

активно способствовать формированию и развитию личности школьника.

Личность являет собой средоточие многообразных черт характера, общих и

частных способностей. Взаимопроникая друг в друга, они смыкаются в реальное

единство личности [111].

Образование и воспитание с личностной ориентацией подразумевает

использование многообразных вариантов и моделей развития личности учащихся

с учетом их природно-личностного потенциала. Развитие личностного начала

подростков, их воспитание будет более эффективным, если оно «будет

интегрировано и вписано в контекст культуры» (6,142), и учащиеся будут

активно овладевать лучшими образцами как национальной культуры своей

страны, так и мировой цивилизации. Познавая ценности культуры, ребенок

приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на

Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей вещей.

Развитие личности подрастающего человека, его мотивационно-

потребностной, нравственной сферы наиболее активно проходит в деятельности

по усвоению норм взаимоотношений между людьми, морально-этических, духовных

ценностей. По словам П.А. Флоренского, именно культура есть среда, растящая

и питающая личность. При этом, большая роль в развитии личности подростков,

их нравственном становлении отводится познанию и осмыслению народной

культуры. Осознание себя как части истории своего народа, мирового целого

делает человека духовно богаче.

Общечеловеческие ценности представлены в обычаях и традициях

каждого народа. Народные традиции – это механизм сохранения и передачи

социального опыта подрастающим поколениям, с их помощью происходит

вхождение ребенка в социум, подготовка к самостоятельной деятельности.

Ядром народных традиций выступают общечеловеческие ценности, преломленные

через специфику образа жизни народа, связанную с национальными, природными,

социально-экономическими, культурными и другими особенностями.

Традиции – это неотъемлемая часть этнического сознания. Наиболее ярко

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.