скачать рефераты

МЕНЮ


Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

они проявляются в материальных и духовных ценностях этноса, произведениях

народного творчества, художественно-прикладном искусстве. Роль народных

традиций в педагогическом процессе трудно переоценить. Еще Е.Д. Ушинский

отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть

народным, должно быть пронизано народностью» [131,162]. Актуальны для

организации педагогического процесса мысли великого педагога о большом

влиянии характера национальных особенностей, культуры народа на воспитание.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этнические

нормы выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказывают

огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Народное

творчество, искусство, игры и другие средства воспитания, используемые

народом, его национальные духовно – нравственные ценности формируют у

подрастающих поколений лучшие человеческие качества.

Проблемы народной педагогики отражались в работах педагогов разных

времен. Так, еще А.Я. Коменский изучал народные традиции воспитания и

включал их в свою педагогическую систему. В России мысли о связи между

традиционной культурой народа и системой воспитания подрастающего поколения

высказывал К.Д. Ушинский. Дальнейшее развитие эти идеи получили у педагогов

других народов России - И. Марджани, Б. Гасиринского, К. Настири, С.

Михайлова, И. Михеева, И. Яковлева, Д. Банзарова и др.[89,466].

Роль народных традиций в педагогическом процессе исследуется и в

современной педагогической литературе. Изучаются и анализируются

возможности использования народных традиций в подготовке детей и подростков

к освоению нравственного, трудового, эстетического опыта поколений (В.Ф.

Афанасьев, Г.Н. Волков, М.Б. Гуртуева, З.М. Магомедова и др.), их роль в

духовном становлении личности (Г.С. Виноградов, Н.А. Константинов, Е.Н.

Медынский, В.З. Смирнов, М.Ф. Шабаева и др.). Социальный аспект воспитания

на народных традициях рассматривается через анализ целей, содержания, путей

передачи опыта (В. Бальжиев, А.Ш. Гашимов, Ж. Доржиева, Т.К. Искаков, Я.И.

Ханбиков, И.А. Шаров и др.).

Большое внимание народной педагогике, вопросам освоения народных

традиций уделяют и конкретные методики преподавания той или иной

дисциплины. В первую очередь это относится к дисциплинам гуманитарного

цикла. Среди них особое место занимает обучение иностранным языкам. Одной

из основных задач в обучении иностранным языкам является приобщение

учащихся к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других

народов мира. Дети подросткового школьного возраста воспринимают информацию

о народных традициях и культуре других стран наиболее продуктивно.

Исследования, проводившиеся в Канаде, подтверждают, что дети, изучающие

иностранные языки, более восприимчивы к культуре других народов, чем те,

кто их не изучает [172,118]. Подростки не только открыты для восприятия

людей, отличающихся от них самих [159],[169], но именно в этот период (от

11 до 15 лет) возникает критическое отношение к мировым культурным

ценностям [173,27].

В системе школьного образования возможности учебного предмета

«Иностранный язык» уникальны. В процессе овладевания иностранным языком

развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности

учащихся, так и личностные качества: интересы, воля, ориентация в

общечеловеческих ценностях. Иностранный язык является действенным средством

изучения культурного наследия своего народа и народов стран изучаемого

языка, это способ, помогающий «ввести детей в мир другой культуры» [100,8].

В.В. Сафоновой принадлежит философское обоснование социокультурного

подхода к языковому образованию. Согласно этому подходу иностранный язык

рассматривается не только как средство коммуникации, но и как инструмент

познания мировой культуры, национальных культур народов стран изучаемых

языков и их отражения в образе и стиле жизни людей, духовного наследия

стран и народов, их историко-культурной памяти, способа достижения

межкультурного понимания [115,4]. Анализируя учебные функции иностранного

языка, В.В. Сафонова подчеркивает, что на современном этапе развития

необходимо обучать иностранному языку «как средству межкультурного общения

в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов,

стран, социальных систем и обобщения достижений национальных культур в

развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями,

созданными различными народами и человечеством в целом…» [114,20]. Язык

выполняет как коммуникативную, так и кумулятивную функцию, поэтому обучение

иностранному языку сопровождается проникновением в культуру его носителей.

Ряд исследователей подчеркивает, что обучение иноязычной культуре

должно быть сопоставительным процессом, включающим ссылки на родную

культуру, «диалогом между двумя образами жизни и мыслей» [161,26], для

которого характерно отношение культуры к культуре как равноправной,

равноценной, интересной и нужной благодаря ее уникальности [51]. По теории

усвоения иноязычной культуры, результатом этого процесса становится

продуктивный, когнитивный, перцептивный и эмоциональный синтез [167],

происходит «воспитание диалектического отношения к стране и народу, язык

которого изучается» [88,7].

Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся

имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный

способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и

всей мировой цивилизации.

Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через

восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей

собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры

невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым

«желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н.

Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит

осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое

раскрывает истоки духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его

моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное

значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира.

Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности

человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям

несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как

методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного

чувства.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень

чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные

ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-

Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая

народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети

приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в

человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о

добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное

народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и

мировой.

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к

такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен

большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа,

своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-

своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем

языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле

заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное,

содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о

своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной

философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из

уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая

предельную лаконичность и выразительность.

Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита

способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять

результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла

пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития

подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но

главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все

подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои

поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде,

трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.

Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование

любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко.

Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях

рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого.

Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то

значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о

здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из

очень важных ценностей в жизни человека.

Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную

работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого,

есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно

приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и

знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания,

когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то

есть того, что особо значимо для духовного развития человека.

Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в

развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании

подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными

путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они

развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не

только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель

поведения» (И.Я. Яковлев).

Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка

играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества.

В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические

ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством

социализации, помогают создать объективные условия для эффективного

освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая

уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А.

Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей

к истокам мировой культуры.

Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха

учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении

общечеловеческими ценностями.

ГЛАВА II

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У

ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1 Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в

процессе изучения иностранного языка

Основное положение ценностно-ориентированного образования касается

педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к

пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от

управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение,

взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих

ценностей является формирование соответствующей направленности личности.

Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие

доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому

себе»[117,11]. Направленность личности как психическое образование состоит

из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения,

взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты

характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности,

интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно

выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей,

проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной

направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям.

Оно проявляется во всех других видах отношений [117].

Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической

суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную

систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную

схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом

данная система деятельностей, в которые включается личность подростка,

обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как

правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-

15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки

ребенка. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет детям

этой возрастной группы легко владеть навыками говорения на иностранном

языке [5]. Иностранный язык в школе – это не занятия в традиционной форме,

его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте стоят, прежде

всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все

возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к

сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей

общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии

- доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания

которой должна стать первоочередной для преподавателя» [74,155].

Основные задачи обучения иностранному языку детей подросткового

возраста заключается в дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как

родному, так и иностранному), языковых способностей, навыков межличностного

общения, умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи

[34]. Уроки иностранного языка на данном этапе являются отличной

возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных

ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

а) ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама

грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом

содержание обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их

потребностям в общении и познании);

б) сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как

урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и

воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество.

Такой подход предполагает формирование способности видения «другого»

[141,231].

«В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта,

организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося.

Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов

культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-

значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный

опыт» [109,8].

Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития

личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана

за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и

по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику,

театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым

направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках,

заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и

воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.

При определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов

мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности,

которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного

возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам

рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и

самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих

ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные

познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В.

Давыдов).

Опрос учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность

их отношения к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план.

Это проявилось также в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет.

Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и

методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся

отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется

вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются

беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного

порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.