скачать рефераты

МЕНЮ


Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития

способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и

способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач

эстетического воспитания" (10; 29). Главное - воспитать, развить такие

качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть

успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей,

наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности

и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их

всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию

нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе.

Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и

воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического

воспитания Рукавицын М.М., который считает: "Конечная цель (эстетического

воспитания( - гармоничная личность, всесторонне развитый человек…

образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением

трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства"

(21; 142). Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания,

как части всего педагогического процесса.

§2. Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания.

ЭСТЕТИчЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ чАСТЬ ПЕДАГОГИчЕСКОЙ НАУКИ,

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ЖЕ ТЕОРЕТИчЕСКОЙ ОСНОВОЙ ЕГО яВЛяЕТСя ЭСТЕТИКА.

Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности

воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как

воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира

по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие

творческих способностей.

Эстетическое воспитание — процесс приобщения человека ко всему

прекрасному, что есть в окружающей жизни, природе, искусстве. Это

формирование у человека возвышенных чувств и поведения. Эстетическое

воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть и своя специфика —

это приобщение к искусству.

Эстетическое воспитание включает:

- знание законов, по которым создаются произведения искусства;

- воспитание в человеке желание познать мир прекрасного;

- развитие творческих способностей.

Значение эстетического воспитания заключается в том, что оно делает

человека благороднее, формирует положительные нравственные чувства,

украшает жизнь.

В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо

понимать, что ребенок не может до конца понять, где истина прекрасного, а

где подделка.

Взрослым необходимо знать особенности эстетического воспитания:

- рассказывая о прекрасном, воспитатель акцентирует внимание на

чувствах, а не на содержании.

- эстетическое чувство воспитатель связывает с сенсорным развитием,

т.к. красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и

звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному

воспитанию детей.

- ребенок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только

положительные примеры для подражания.

Задачи эстетического воспитания по программе:

1. воспитывать у детей желание узнать мир прекрасного. Воспитывать

художественный вкус, т.е. радовать не только яркому, броскому, но

уметь давать оценку, выражать свое мнение.

2. воспитывать эстетику поведения.

3. Развивать художественное творчество в детях: уметь петь, лепить,

читать стихи и т.д.

Основные средства эстетического воспитания:

Чтобы выполнить намеченные задачи, нужно отобрать средства.

1. окружающая действительность, но в ней есть + и -. Больше уделять

внимания положительному настроению ребенка, развивать желание

действовать и развивать воображение.

2. природа.

3. занятия: музыка, изобразительная деятельность, развитие речи.

4. эстетика быта.

Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю

традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.)

сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой

преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется

«систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что

расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».

Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное

существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества

как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке

вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль

принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.

В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную

сферу эстетического воспитания, представляли его только как воспитание

искусством.

К 60-м годам на основе проведенных научных исследований и обобщения

передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания

детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в

детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать

весь процесс воспитания, единство психического и физического развития

ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы

организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и,

таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных

возрастов.

В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане,

т.е. на ряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание

средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства.

Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой,

декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых

имеет свои жанры.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие

наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира.

Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии

прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и

комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и

умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои

чувства.

Основная эстетическая категория - это категория прекрасного. В ней

выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о

красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые

окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему

дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям

природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают

понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные.

Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети

познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к

ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку,

изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и

овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво,

уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с

произведениями народного искусства.

Старшие дети постепенно, через понимание героического, через

романтику подвига в борьбе и труде овладевают такой сложной эстетической

категорией, как возвышенное.

Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон

трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое

выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему

силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники

трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют

движению человеческого общества вперед.

Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в

действительности - это своеобразный отход от нормы, нарушение законов

красоты, единства формы и содержания. При этом осмеяние отживающего -

своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме

отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и

реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве

используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени

доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его

проявлениях.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего

детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь

ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о

видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства.

Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной

иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-

прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У

детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в

скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке:

вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре

отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных

музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами,

хороводами, произведениями классической и современной музыки.

В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей

элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети

приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках,

былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений

(реалистических, сказочных, лирических, героических, юмористических и

т.д.).

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных

русских писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания

включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые

также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В

области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания

музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими,

музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных

инструментах.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки умения

наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира. Дети также учатся

рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их

содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать

жанры.

Эстетическое воспитание содержит раздел о природе. Дошкольникам

необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать

красоту отдельных явлений и объектов природы: темные тучи, яркие звезды,

серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме и т.д.; разглядывать

узоры мороза на окнах, снежинки, замечать сверкание снега; отличать и

сопоставлять формы цветов и листьев, замечать относительную величину и

окраску, формы предметов; воспринимать красоту звуков в природе: шум ветра,

шелест листьев, звон весенней капели, пение птиц; различать и уметь

сопоставлять наиболее характерные особенности сезонных изменений в природе

(краски, запахи, звуки); замечать как преображается природа в результате

труда человека (посадка деревьев, цветов). Старшие дошкольники постепенно

должны проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая

постройки из снега, составляя букеты цветов, наблюдая явления природы во

время прогулки, по собственной инициативе вспомнить и спеть соответствующую

песню, прочитать стихотворение, придумать как использовать природный

материал.

Эстетическое воспитание - это формирование в человеке эстетического

отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

по законам красоты.

Специфическое содержание эстетического воспитания можно определить

как целенаправленный, организованный и контролируемый педагогический

процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности

и эстетической деятельности. Эстетическое воспитание само по себе

осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи

эстетического воспитания:

1.Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические

чувства, представления детей. Все виды искусства, природы и быт

способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость,

радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у

них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт,

природу, общественные отношения.

3.Формировать основы эстетического вкуса детей и способность

самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.Развивать художественно-творческие способности детей.

Основная задача эстетического воспитания состоит в формировании

творческого отношения к действительности. Развитие эстетического

восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и

художественной деятельности опирается на современное развитие сенсорных

систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую

точность и точность дифференцировок.

Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием

у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные

результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Задачей всякого воспитания является формирование в личности

определенных потребностей. В нашем случае речь идет о формировании

эстетической потребности, которую мы определяем как потребность человека в

красоте и в действительности по законам красоты. Воспитателю следует

обратить внимание, во-первых, на широту эстетической потребности, т.е.

способность личности эстетически относиться к возможно большему кругу

явлений действительности; во-вторых, на качество эстетической потребности,

которое выявляется в уровне художественного вкуса и идеала; в-третьих, на

активную творческую деятельность, как исполнительскую, так и авторскую,

касающуюся не только искусства, но и всех форм деятельности человека.

Перечисленные признаки можно считать критерием эстетической воспитанности

личности.

Эстетическим вкусом называется относительно устойчивое свойство

личности, в котором закреплены через посредство эстетической информации

объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным

критерием для эстетической оценки.

Эстетический идеал - это конкретно - историческое представление людей

о высокой, должной красоте и их деятельность по ее достижению.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со

всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень

разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности.

Работа эта предусматривает:

- воспитание эстетического отношения к окружающей действительности

через ознакомление с общественными и природными явлениями в быту, в

процессе труда, игры; эстетическое воспитание средствами искусства.

Эстетическое воспитание не может решать суммой отдельных мероприятий.

Оно представляет сложный процесс формирования личности, активного освоения

явлений жизни и искусства, что требует создания научно разработанной

системы. Эстетическое воспитание вытекает из ее сущности и задач, она

определяется содержанием эстетического и художественного воспитания. Важной

стороной ее является эстетическое воспитание действительностью, жизнью.

Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

Сложный мир общественных явлений в их эстетическом выражении также

оказывает существенное влияние на формирование эстетических воззрений

детей.

Архитектурный облик городов, садов, парков, детских садов и т.д.

создают эстетическую атмосферу, способствуют формированию художественного

вкуса.

Трудовые занятия, труд дошкольников несомненно имеют свои

эстетические свойства.

Жизненный уклад, быт, традиции находят свое выражение в эстетике

быта, красоте традиций.

В научно-теоретической разработке системы эстетического воспитания,

ее практическом осуществлении необходимо учитывать возрастные

психологические особенности детей, интересы, запросы, современный уровень

художественного развития молодого поколения, доступность, систематичность и

последовательность содержания.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является

среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада,

участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.