скачать рефераты

МЕНЮ


Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

мебель, игрушки.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием

содержания они способствуют формированию эстетического восприятия,

эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Вторым, не менее важным условием, является насыщенность быта

произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения

декоративно-прикладного искусства, художественная литература, музыкальные

произведения и т.д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен

подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей, т.к. создание

эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания

ребенка.

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности,

осознанного отношения к социально, природной, предметной среде.

Эстетическое восприятие жизненных явлений всегда индивидуально и

избирательно. В основе его лежит эмоциональный отклик на прекрасное.

Ребенок всегда откликается на красивое в природе, предметном мире,

искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный

опыт малыше, его побуждения, стремления, переживания.

Методы эстетического воспитания очень разнообразны. Они зависят от

многих условий: объема и качества художественной информации, форм

организации и видов деятельности, возраста ребенка.

Педагогическая наука и практика определяет ряд наиболее эффективных

методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств,

отношений, суждений, оценок, практических действий:

- метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия,

оценки, первоначальных проявлений вкуса;

- метод приучения, упражнения в практических действиях,

предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков

культуры поведения;

- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим

действиям;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной

отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в

окружающем мире.

В дошкольном детстве широко применятся игровые методические приемы.

Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель

создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в

увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования.

Важнейшее значение игры заключается в том, что она является такой

формой организации жизни детей, при которой складываются определенные

взаимоотношения между ними, формируются их чувства, в том числе

эстетические. Незатейливые игры в природе доставляют много радости детям и

в то же время развивают их наблюдательность, воображение, фантазию,

обостряют восприятие прекрасного.

В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить

полноценное эстетическое развитие ребенка.

Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания

ребенка к явлениям повседневной жизни, к предметам окружающего быта.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным

трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях

различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций,

стимулируют желание трудиться. В большей мере эстетическому воспитанию

детей способствуют спектакли, театрализованные представления, концерты.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства и интеллект и активность, и это значит, что мы имеем

здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным в слиянии с ним»2.

Но эстетические переживания вызывают затем сложную психическую

работу, сохраняющую эту определенность эстетическим опытом. Они вызывают, с

одной стороны, эстетическое мышление, с другой стороны, эстетическое

творчество. Детство, можно сказать, насыщено переживаниями, порывами к

эстетическому творчеству, оно как бы окрашено эстетической радостью,

восторгами, доходящими до экстаза. У детей слабо развито эстетическое

мышление, и это кладет яркую печать на своеобразие.

§ 3. Психологические основы эстетического воспитания.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают

развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и

активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития

происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры нашего

общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений,

понятий суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной

деятельности и творческих способностей.

При анализе эстетической жизни ребенка мы должны иметь в виду то же,

что лежит в основе характеристики моральной сферы у ребенка, именно, что

эстетическая сфера есть форма жизни, определяемая особой обстановкой. Она

захватывает и чувства, и интеллект, и активность, и это значит, что мы

имеем здесь дело с целостной сферой, с особым типом миропонимания. Как и

взрослые, так и дети эстетически живут - «прежде всего в своем эстетическом

опыте, в восприятии прекрасного, в живом энтузиазме, который загорается от

этих встреч с прекрасным, в слиянии с ним»3. Но эстетические переживания

вызывают затем сложную психическую работу, сохраняющую эту определенность

эстетическим опытом. Они вызывают, с одной стороны, эстетическое мышление,

с другой стороны, эстетическое творчество. Детство, можно сказать,

насыщенно переживаниями, порывами к эстетическому творчеству, оно как бы

окрашено эстетической радостью, восторгами, доходящими до экстаза. У детей

слабо развито эстетическое мышление и это кладет яркую печать на

своеобразие детской эстетической жизни; не без связи с этим стоит

чрезвычайная широта эстетического опыта у детей. Все в мире - и большое, и

малое, и мертвое, и живое, и звезды, и небо - «все восхищает дитя, влечет

его к себе, все наполняет его радостным волнением, все нравится ему без

всякой мысли о возможном его использовании»4. Можно поэтому утверждать, что

отношение ребенка к миру носит по преимуществу эстетический характер:

эстетическая установка доминирует в детской душе. Тут есть глубокая связь с

тем, что детство, по преимуществу заполнено играми, т.е. деятельностью,

сознаваемая цель которой заключается в самом процессе деятельности,

свободной и в субъекте игры и в ее объекте.

Психология игры не только близка, но и можно сказать, идентична

психологии эстетической жизни. Слабый еще интеллект не выносит трезвого и

критического отношения к действительности. «Радостно и свободно глядит

ребенок на мир, не думая извлекать из него пользы, не превращая его в

«проблему», загадку, - а прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь

тому прекрасному, что в нем находит»5. Эстетическая жизнь ребенка

замечательна своим универсализмом - и этим наиболее отлична она от

эстетической жизни взрослого; все прекрасное, в какой бы ни было форме,

привлекает и увлекает ребенка. Дошкольник любит и музыку, и сказку, и

рисование, и лепку, и танцы, и сценическое представление. Другая, в высшей

степени характерная черта детской эстетической жизни заключается в

творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим

восприятием.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш

переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он

радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг вызывает

все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого,

гармоничное от дисгармоничного.

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который

обращает внимание на эстетические объекты:

«Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в

окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям. Чем дальше идет

развитие ребенка, тем ярче и сильнее выступает в нем эстетическая жизнь.

Хотя нам мало доступен мир ребенка в течение раннего детства, но для нас

бесспорно, что ребенок любит и людей, и природу - и все его отношения к

людям и к миру окрашено эстетическими переживаниями. Эволюция эстетических

переживаний в течение детства заключается в том, что они охватывают все

большую сферу, что объем их все ширится.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной

художественно-творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок

одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни,

искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка

правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое»,

«истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды,

добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение

ценить прекрасное и доброе в людях»6.

В среднем дошкольном возрасте происходит существенное развитие

детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем

эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью; оно

тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами.

Дети способны к элементарной эстетической оценке художественного

образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному

проникновению во внутреннюю сущность изображаемого, например, в построение

произведения искусства. Дошкольники замечают связь между содержанием

произведения и его выразительно-изобразительными средствами.

К концу старшего дошкольного возраста ребенок может более

сосредоточенно слушать музыкальные и литературные произведения,

рассматривать произведения изобразительного искусства, а также, более

глубоко их воспринимать, сопереживать, сочувствовать положительному,

доброму и осуждать зло. У ребенка развивается музыкальный и поэтический

слух. У детей проявляются устойчивые предпочтения к определенным жанрам

музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами

придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию,

рисуют. У них проявляется оценочное отношение к творческим проявлениям как

своих сверстников, так и своим собственным.

Постепенно, благодаря обучению, у детей формируется эмоциональная

отзывчивость на различные выразительные средства в их сочетании, на

простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и

осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства.

Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие

сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические

образы из художественных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и искусстве,

к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей

наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению

литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не

осознаются.

Также большой вклад в эстетическое воспитание детей вносят их

творческие способности. Они проявляются не только когда они занимаются

ручным трудом, но и во время различных представлений и развлечений.

Развлечения, являясь формой активного отдыха, становятся радостным

событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций,

поднимают настроение и, в то же время, они объединяют все виды искусства,

дают возможность творчески использовать их, вызывают у детей эмоциональный

отклик при восприятии поэтического слова, мелодии, изобразительных и

художественных образов.

Многие поэтические и музыкальные произведения, подобранные по темам,

например о природе родного края, могут составить содержание лирических

концертов («Березонька моя», «Зимушка-зима»), на которых дети еще раз

встретятся во стихами и песнями, слышанными или выученными ранее на

занятиях. Узнавание произведений всегда доставляет маленьким зрителям

большую радость.

Но богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Почувствовать

красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические

стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-

выразительных средств, как ритм, рифма стиха. Эти средства требуют для

создания образа определенного отбора слов с учетом их смысла, звучания,

эмоциональных ассоциаций.

В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального

и художественно-речевого развития ребенка. Оно углубляется и

совершенствуется в речевой деятельности (рассказ, чтение наизусть,

словесные игры), которая осуществляется под непосредственным руководством

воспитателя.

ЗНАНИя О ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИяХ, ПОЛУчЕННЫЕ НА ПРОГУЛКАХ, ЭКСКУРСИяХ,

УГЛУБЛяЮТСя, ДОПОЛНяЮТСя НА ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕчЕВЫХ ЗАНяТИяХ. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ

ОПЫТ ЖИВОГО ОБЩЕНИя С ПРИРОДОЙ ДАЕТ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ЛЕГчЕ ОСМЫСЛИТЬ,

ЭМОЦИОНАЛЬНО ВОСПРИНяТЬ РАССКАЗ, СТИХОТВОРЕНИЕ, СКАЗКУ, ПОБУЖДАЕТ ВЫРАЗИТЬ

СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ. СЛУШАя О НАБЛЮДАЕМЫХ яВЛЕНИяХ ПРИРОДЫ, РЕБЕНОК

СОПОСТАВЛяЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОБРАЗЫ, яРчЕ чУВСТВУЕТ

КРАСОТУ ПРИРОДНЫХ яВЛЕНИЙ.

Таким образом, дошкольный возраст - это период, характеризующийся

становлением эстетического развития, совершенствующегося под воздействием

воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из

цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

Без умения воспринимать и создавать прекрасное человек не может

воспринимать и создавать гармонию и в человеческих отношениях, и в

обществе. Но человек не полноценен и не способен к созиданию, к творчеству

и тогда, когда не развит его ум, интеллект, когда он не стремится к

познанию.

§ 4. Роль природы в эстетическом воспитании.

Трудно представить себе эстетическое воспитание детей без привлечения

в помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника

красоты. Природа - не только великий учитель и великий воспитатель.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных

сил человека, не только взрослого, но и подрастающего»7. Природа помогает

окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому

источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений

у детей.

Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

«Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

Уровень экономического развития общества, общественные отношения

людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

всеобщим эстетическим свойством ее.

Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

природы вносят свой общественно-исторический смысл.

В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.