скачать рефераты

МЕНЮ


Природа как средство эстетического воспитания в детском саду

должно быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику

ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание

любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет

огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для

нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников

патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду,

способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

постоянного общения с природой.

Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

города и селения, расположенные на берегах морей.

В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

наблюдает и красоте которых радуется.

В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

к другим птицам, к нам самим.

Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

животных.

Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

занимает значительное место, способствует формированию и развитию

эстетических чувств и вкусов.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

целесообразности, единству, которые царят в ней»8.

Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо

изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические

чувства и вкусы. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при

этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и

общего развития человека.

Большая роль в эстетическом воспитании дошкольников средствами

природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед ними

должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно

развивать и совершенствовать эстетические вкусы детей.

Наиболее эффективная последовательность работы:

-непосредственное восприятие природы,

-организованное наблюдение над природой во время прогулок и

экскурсий.

Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие

на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка

включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет

исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шум ветра, плеск воды в

реке, стук капель дождя, шелест листьев, журчанье ручейка - все это

прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус

меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники.

Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок

чувствует все шероховатости коры деревьев, крупинки песка, чешуйки шишек. А

запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах тополиных

почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца.

Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками,

звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает

перед воспитателями.

-сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

работы на опытном участке.

В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

увлеченности.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

возраста.

У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

голубями.

Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

основа наших отношений и наших чувств.

Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

лишь в деятельности.

Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

(эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

эстетическими принципами.

Эстетическое восприятие - это способность создавать или

воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

реальных предметов и художественных произведений.

Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

надо воспитывать».

Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

чужой песне.

Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

существу.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

чувств, обязательных для каждого человека.

Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

долга и т.п.

Мы отвечаем за живое - и за животное/ и за растение - перед природой,

перед обществом, перед собственной совестью.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме

эстетического воспитания дошкольников средствами природы позволяет сделать

следующие выводы:

1.Эстетическое воспитание - формирование в человеке эстетического

отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности

по законам красоты.

2.Природа - один из важных факторов эстетического развития личности.

З.В основе методики эстетического воспитания должна лежать совместная

деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей

к восприятию красоты окружающего мира.

4.Эстетическая установка доминирует в детской душе. Детство заполнено

играми, психология которых близка психологии эстетической жизни.

Глава 2

Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей

средствами природы.

§ 1. Определение уровня эстетического развития детей старшего

дошкольного возраста.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ ИССЛЕДОВАНИя НЕОБХОДИМО РЕШИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАчИ:

1)Рассмотреть и проанализировать работу по эстетическому воспитанию

средствами природы, осуществляемую воспитателями детских садов;

2) Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания

старших дошкольников;

3) Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников;

4) Выявить основные пути и методы (средства) эстетического воспитания

детей старшего дошкольного возраста средствами природы.

В объяснительной записке к программе по дошкольному воспитанию

отмечается необходимость развивать у детей следующие умения:

-видеть красоту природы, уметь радоваться ей (голубое небо с белыми

облаками, окраска бабочек разная, яркая, цветы хорошо пахнут);

-воспринимать красоту звуков в природе: журчание ручья, пение птиц, и

т.д.;

-замечать смену времен года в природе: нежную зелень весной, яркие

краски цветов летом, золотые листья осенью, белизну снега зимой и т.д.

В программе также отмечается, что для правильной организации работы

по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное

содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам

воспитания, для детей каждой возрастной группы.

В течение двух месяцев было проведено наблюдение за работой

воспитателей двух детских садов: « » и « », по

эстетическому воспитанию детей средствами природы в соответствии с

программными требованиями. Было тщательно проанализировано состояние дел по

этой проблеме. Результаты показали, что работа по формированию у детей

познавательного интереса к красоте окружающего мира проводилась без

определенной системы, не был достаточно оснащен педагогический процесс.

Воспитатели не уделяли внимание воспитанию у дошкольников эстетического

восприятия прекрасного, не знали закономерностей его развития у детей.

Таким образом передо мной встала задача наметить пути

совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами

природы.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной выявлялись

элементарные образные представления ребенка об окружающем мире: животными и

их средой обитания.

На данном этапе исследование имело целью определить уровень

эстетического развития дошкольников, выявить недостатки воспитателей в

работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по

эстетическому воспитанию детей средствами природы.

Исследование проводилось в двух старших группах детского сада

Для определения уровня эстетического развития детям двух старших

групп было предложено два задания в соответствии с теоретическими

положениями, описанными в первой главе:

ПЕРВЫМ ЗАДАНИЕМ яВЛяЛАСЬ МЕТОДИКА «НЕЛЕПИЦЫ».

Методика «Нелепицы»

При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные

представления детей об окружающем мире: о живой и неживой природе, о жизни

домашних и диких животных. С помощью этой же методики мной также

определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно

выражать свою мысль.

Процедура проведения методики была следующей: вначале ребенку

показывали картинку. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с

животными. Во время рассматривания картинки ребенок получал следующую

инструкцию:

«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится

на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не

так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни,

почему это не так. Далее ты должен сказать, как на самом деле должно быть».

Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя

минутами.

Уровень развития оценивался следующим образом:

10 баллов - очень высокий 8-9 баллов - высокий 4-7 баллов - средний 2-

3 балла - низкий 0-1 балл - очень низкий

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все

8 нелепиц, успел (за 3 минуты) удовлетворительно объяснить что не так и

сказать, как на самом деле должно быть.

8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от

одной до трех из них не сумел до конца объяснить, как на самом деле должно

быть.

6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-

четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле

должно быть.

4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-8 из них не

успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле.

должно быть.

2-3 балла - за отведенное время не успел заметить 1-4 Из 8 имеющихся

нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.