скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования

учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь

ребенку развить их?

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний,

период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к

усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные

достоинства и в будущем.

Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

родителей, педагогов - ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

таланта.

Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша,

совершенно беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с

помощью и под руководством старших,- формируются сложнейшие свойства ума,

бесчисленные навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в

таком темпе, который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство -

неповторимая по своим возможностям пора развития. Об этих возрастных

условиях роста способностей и нужно сказать прежде всего, а именно - о

таком важном компоненте, как сила нервной системы (о ней судят по

способности выдержать интенсивную или длительную нагрузку на нервную

систему). Детей отличает (и чем младше ребенок, тем в большей степени)

относительная слабость, малая выносливость, истощаемость нервной системы.

Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже

небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но

и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность, живость

восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных

детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная

восприимчивость.

С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

ограничение, а то и утрата некоторых ценных особенностей детской психики.

Но не только свойства нервной системы - вся душевная организация у

детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной чувствительности,- той

особой отзывчивости на окружающее, которая каждый раз “на свой лад”

свойственна любому возрасту детства. Она может проявляться в своеобразии

реагировании, в большей или меньшей яркости воображения, в избирательности

внимания. Неодинаковость возрастной чувствительности приводит к тому, что в

отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные внутренние

условия для развития психики на каких-то главных для этой поры жизни

направлениях. А значит, происходит и подъем соответствующих этим

“направлениям” способностей.

0 том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге “От двух до

пяти”. Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству -

особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если

вследствие каких-либо исключительных условий формирование речи происходит

не в эту пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые

годы жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем - и при самом

благоприятном речевом окружении! - развитие речи крайне затрудняется.

Казалось бы, ведь ребенок стал старше, “умнее”, так и трудностей в освоении

языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

На каждом этапе детства - свои предпосылки умственного роста. В

младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

младших классов велик авторитет учителя - и очень заметен у них настрой на

то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений - дети как бы стремятся

с ними освоиться. Все это - неповторимые внутренние условия приобщения к

учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

для обогащения и развития психики.

Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи

в усвоении языка обнаружили младшие школьники - в частности, за счет

свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику

и не освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться - активность в

иноязычной речи является частью их общей потребности в словесном общении,

еще не подверженной действию многих психологических “тормозов”

подросткового возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне

можно говорить об особой возрастной чувствительности.

Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

- затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают

своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности

для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно

говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Чтобы понять, каков “вклад” тех или иных возрастных свойств в

формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и

закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка - по-

своему, в той или другой степени.

В вопросе о воспитании одаренных детей большая ответственность лежит

на специалистах: воспитателях детских садов, учителях, детских психологах.

Они должны вовремя подсказать, направить родительское воспитание.

Но ребенок с ранним расцветом интеллекта встречает трудности,

непонимание далеко не только дома, в кругу семьи, но и в школе, где всех

учат одинаково, и учение начинается, зачастую, с того, что ему уже не

интересно.

Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе

после первых же уроков. Уже умеющие читать и считать, им приходится

пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные

арифметические действия. Конечно, очень многое зависит от того, как ведется

преподавание. Некоторые педагоги учат не просто навыкам, например, чтения

или письма, но одновременно уделяют внимание анализу соотношения звуков

и букв, а также истории слов, то есть в какой-то мере вводят учеников в

теорию языка. Такое развивающее обучение несет в себе нечто новое и для

самых сильных учеников (для них оно может быть особенно привлекательно). но

беда наших школ в том, что даже самый лучший учитель, имея дело с целым

классом, лишен возможности ориентироваться на тех, кто идет впереди...

Речевая деятельность- это фундаментальная деятельность человека, в

ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех

познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

- в восприятии человеческой речи других

- в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

- в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и

бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать

самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная

(научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень

этой деятельности является показателем недостаточного развития.

В школе постоянно идёт процесс развития речи учащихся по

строго выработанному плану для всего класса.

Между тем уже с первого класса выявлялись дети, которые отличались от

других по восприятию окружающего мира. Они воспринимали всё с

эмоциональностью, у них существовала потребность оживить, очеловечить,

наделить душой, словом, поведением всё, что их окружает. Такая яркость и

индивидуальность восприятия- одна из черт художественного восприятия

мира, эстетического отношения к окружающему. У таких детей проявляется

особая способность к отдельным предметам, но и отвращение к другим.

Односторонность ума представляет собой один из характерных признаков

одарённости.

Главное: организовать умственное воспитание одарённого

ребёнка с младенчества и на всём протяжении обучения так, чтобы имеющиеся

задатки были реализованы в соответствующих способностях как можно полнее.

К сожалению, в школе возникает противоречие: между стремлением

развивать речь у всех учеников и неумением развить речь и способность к

литературному творчеству одарённых.

Существуют в основном 2 стратегии обучения одарённых детей: ускорение

и обогащение.

Ускорение: это и раннее поступление в школу, и ускорение в обычном классе,

занятия в другом классе, перепрыгивание через класс, создание профильных

классов, частные школы.

Обогащение: это миникурсы, кружки, факультативы, разработка индивидуальных

программ.

Мною была сформулирована тема работы: развитие творческих способностей

одаренных детей в системе начального образования

Согласно гипотезе исследования если:

-подготовить и разработать индивидуальную программу развития

речи и литературного творчества одарённых детей

-активно включать одарённых детей в совместную творческую деятельность

-развивать мотивацию обучения и познавательные интересы учащихся

-вовлекать учащихся в самостоятельный поиск ответов на проблемные

вопросы, поощрять использование дополнительной литературы

то повышается:

а) качество знаний и умений

б) уровень самостоятельности уч-ся

в) развивается мыслительная деятельность, речь учащихся

г) развиваются творческие возможности ребёнка

1.3 Специфика работы с одаренными детьми.

Слова « одарённый ребёнок», « одарённые дети» следует употреблять с

осторожностью, отдавая себе отчёт в их условности.

Понятие одарённость происходит от слова « дар» и означает особо

благоприятные внутренние предпосылки развития.

1. Познавательная потребность.

а) активность- ребёнок постоянно ищет смены впечатлений, новую

информацию. Чем больше он узнаёт, тем более ему хочется знать.

б) потребность в самом процессе умственной деятельности

в) удовольствие от умственного напряжения

2. Интеллект.

Характеризуется конкретностью мышления и способностью к абстракциям.

а) быстрота и точность выполнения умственных операций, обусловленных

устойчивостью внимания и прекрасной оперативной памятью.

б) сформированность навыков логического мышления, стремление к

рассуждению, обобщению, выделению главного, классификациям.

в) богатство словаря, быстрота и оригинальность словесных ассоциаций

3. Креативность( творческость)

а) особый склад ума

б) установка на творческое выполнение задания

в) развитость творческого мышления и воображения

3. Выявление и работа с одарёнными детьми.

Выявление детей с неординарными способностями - это совместная работа

школьного психолога и учителя. Существует большое количество

психологических тестов для выявления различных видов одарённости:

-психомоторной

-интеллектуальной

-творческой

- в сфере общения

Креативность охватывает совокупность мыслительных и личностных качеств,

способствующих становлению способности к творчеству. Это способность

порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем,

быстро разрешать проблемные ситуации. Проблемы творческого процесса широко

разрабатывались в советской психологии. Большой вклад в разработку проблем

способностей, одарённости, творческого мышления внесли психологи: Теплов

Б.Г, Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Крутецкий В.А, Ковалёв А.Г, Платонов К.К.

Зарубежные учёные также глубоко изучали проблему творческого мышления (

Голлах, Коган и др.)

Для своего исследования я использовала батарею тестов для изучения

творческого мышления кандидата психологических наук, доцента кафедры

психологии Университета педагогического мастерства, г Санкт – Петербурга

Елены Туник ( смотри приложение). Тесты проводились как индивидуально, так

и в группе ( класс). Для того чтобы избежать беспокойства испытуемых и

создать благоприятную психологическую атмосферу, работу с тестами называла

занятиями. Занятия проводились в игровой форме.

Тест на творческое мышление – один из множества тестов, предложенных

зарубежными и отечественными психологами:

1. Использование предметов (варианты употребления). Оценивается беглость и

оригинальность.

2. Перечислить последствия гипотетической ситуации:

Вообрази, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом

языке.

3. Выражение - придумать предложение из 4 слов, в котором каждое

слово начинается с заданной буквы. (В М С К)

4. Словесная ассоциация - привести как можно больше определений для

общеупотребительных слов ( книга).

5. Составление изображений - нарисовать заданные объекты пользуясь

определённым набором фигур ( круг, треугольник, прямоугольник,

полукруг).

6. Эскизы - на рисунке приводится набор различных фигур, надо превратить

это в изображение различных предметов.

7. Спрятанная форма - найти различные фигуры, скрытые в сложном,

малоконструированном изображении. Найти как можно больше знакомых

предметов в сложном рисунке.

8. Задача со спичками - передвинув определённое количество спичек, получить

заданное число квадратов, треугольников или сложить заданную фигуру.

9. Закончи начатую сказку. ( смотри приложения)

Психологом ведётся сложный подсчёт баллов за каждое задание и на этом

основании можно судить о творческих способностях ребёнка.

Результаты проведенных тестов сведены в итоговую таблицу.

Было произведено сравнение между средним школьным балом, полученным в конце

года и показателями творческости. Можно сделать вывод: ребенок, обладающий

большим творческим потенциалом, вероятнее всего будет хорошо учиться, то

есть соблюдается достаточное условие. Обратное утверждение неверно (

необходимое условие не выполняется). Хорошие показатели в учебе бывают не

только у творческих детей: для достижения успешности в учебе не обязательно

наличие творческого потенциала.

| |Октябрь |Декабрь|Февра|Октябрь|Декабрь|Февраль |

| |Ноябрь | |ль | | |Март |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.