скачать рефераты

МЕНЮ


Роль воображения в игровой деятельности дошкольников

пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся

незаторможенными. Характерными для сновидения являются:

- чувственная достоверность. Когда я вижу сон, я ни на минуту не

сомневаюсь, что все это происходит со мной наяву. Лишь проснувшись,

«стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся

фантазиям;

- невероятная причудливость, необычность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна

пишет Онегину: «Ты в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она

постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.[3]

Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться

лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые

механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить, раздражения которые

получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло – замерзли ноги,

может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что

ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого

подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным

раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение

лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки

молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с

духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг

другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее

дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день –

сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон

может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго

преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском

обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных

причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из

специальной литературы.[19]

Сон – продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования

последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы

для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это

может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой

психики являются галлюцинации.

Галлюцинация – это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У

людей психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии

приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что

он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший

родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не

сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются

галлюцинациями. А. С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого

мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за

самоубийства дочери. («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным,

А денежки отдал на сохраненье

Русалке, вещей дочери моей.

Они в песке Днепра-реки зарыты,

Их рыбка одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под

влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки.

Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими,

громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные

поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве

алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как

эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой

горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга

душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы

прошлых восприятий, комбинируемые в образах, фантазии, вызывают такую же

реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не

связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то

приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь

фантазии с потребностями и желаниями.[4]

Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от

бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих

образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью.

Результат такого воображения остается на уровне идеального, психического.

Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют

гипертрофированную роль: они являются заместителями реальности, человек

живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие. [14]

Вспомним Манилова – героя повести Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Манилов, пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от

необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался

размышлению. Незаметно мысли занесли его Бог знает куда. «Он думал о

благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на

берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост,

потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть

даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о

каких-нибудь приятных предметах…»[4]

Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного

построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной

деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее

развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли

(летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. Д.)д.). Необходимость

построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует

активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие

предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на

воссоздающее, или репродуктивное и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа

предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу,

схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые

образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже

существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении

художественной литературы, при изучении географических, исторических и

других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи

фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или

слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением,

чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать писатель, рассказчик.

Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение

географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось

пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку

часов, как над увлекательной книгой. Я изучил течение неведомых рек,

прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги… Постепенно все эти

места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы

написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что

сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди

(речью, чертежами, схемами, знаками и пр.)

Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер,

рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины,

которая «зашифрована» условными обозначениями.

Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно

позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе.

Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других

людей. [3]

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов,

которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются

без опоры на готовое описание или условное изображение. [15]

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные

произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников,

скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь

относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Балконского,

Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину…). [4]

Источник творческой деятельности – общественная необходимость,

потребность в том или ином новом продукте. Еще наши далекие предки на заре

человеческой истории вынуждены были придумывать, изобретать новое для

удовлетворения потребностей. Работая руками, люди видели ограниченность

возможностей человеческих рук и начали изобретать простейшие орудия и

приспособления, которые могли быстрее и лучше выполнять функции рук. Роющая

рука послужила прообразом лопаты; растопыренные пальцы, которыми человек

сгребал сухие листья для подстилки, навели на мысль о граблях; сжатую в

кулак руку он заменил молотком. В течение многих веков творческое

воображение помогало человеку совершенствовать орудия труда. [11]

Наиболее простым предметом создания творческих образов является

агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в

том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и

соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим

приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище

быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и

голова женщины, хвост – рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы,

машины в настоящее время.

Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи

довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную

вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией,

когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность

состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую

вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная

область знания и инженерного дела – бионика. Известно, что бионика выделяет

некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает

их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие

приборы разного назначения (локатор – аналог с органами ориентации летучей

мыши, электронный глаз – «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной

ступенчатой. Например, внешний вид современного самолета очень напоминает

парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет – отдаленная аналогия с

птицей.

Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения

(преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-

либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует

карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека

неповторимые присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает,

заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же

время это сходство относительно. Писатель юморист изображает действующее

лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно

вызвать чувство юмора.

Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от

акцентирования. Если акцентирование – подчеркивание части объекта,

заострение, обнажение ее, то преувеличение (преуменьшение) распространяется

на весь объект, на всю ситуацию. Например, сказки для детей «Гулливер у

лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием

широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается

мощного сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести

борьбу с целым вражеским войском. [17]

Наиболее сложный прием творческого воображения – типизация.

Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее.

Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже,

ситуации выразить ее единичное лицо или событие, а типичное, много раз

повторяющееся, наиболее распространенное. Типизация – сложный процесс

разложения и соединения, в результате чего выкристаллизовывается зримый

образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому

поводу А.М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся,

конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут

тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и их

них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д. Все это –

обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к

мышлению, и практически бывает трудно расчленить их в акте создания

типического образа.

Воображение является существенной составной частью творческого

процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот

или иной прием создания творческих образов используется, в зависимости от

цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от

богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большое значение

приобретает аналогия, в изобразительной деятельности – акцептирование,

типизация, в литературном труде – типизация. [16]

Особый вид воображения – мечта. Мечта всегда направлена на будущее,

на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной

личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение

для его осуществления. Представить себе будущее (то есть то, чего еще нет)

человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем

мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в

будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин – образ творческого

воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои Алых парусов» А.

Грина – мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но

всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью

человека является мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек

так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не

выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения

равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы,

служащие ему образами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал –

это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного

человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция

развития личности. [4]

Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая

воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в

действительности, чтобы бороться за ее осуществление. Д.И. Писарев писал:

«Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать… если бы он не

мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и

законченной картине то самое творение, которое только что начинает

складываться под его руками, - тогда я решительно не могу представить,

какая побудительная причина заставила бы человека предпринимать и доводить

до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и

практической жизни…» Но из стимула к действию мечта воображения может

иногда превратиться и в заместитель действия, перерождаясь в ту пустую

мечтательность, которой некоторые люди, как дымовой завесой, заслоняются от

реального мира и необходимости его изменять. Роль воображения и его

характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты.

Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и

праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела.

Другие, наделенные достаточными творческими силами, превращают воплощение

своего воображения в реальной дело творчества. Их творения вводят в

реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством

произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ

мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного

существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально

изменяют действительность. [18]

Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность.

Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К

образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические

образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И

сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения. Но их

авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение. [22]

Кусочек фантазии есть в каждом акте художественного творчества и во

всяком подлинном чувстве; кусочек фантазии есть в каждой отвлеченной мысли,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.