скачать рефераты

МЕНЮ


Социальная работа с детьми инвалидами

снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди

глухих можно выделить так же две группы в

зависимости от наличия или отсутствия у них речи .

Число детей с этим заболеванием относительно невелико ,

они составляют около 2% всех детей-инвалидов .

Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом

разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения .

Например , у детей с ранним ограниченным повреждением

мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической

истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются

замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире»

дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность ,

двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 ,

100 ].

6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и

деформации .

7. Эндокринные заболевания .

Таким образом, можно было убедиться , что существует

довольно большой перечень заболеваний, приводящих к

инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на

поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в

других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»

на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной

жизни , к их интеграции в общество .

В рамках программы «Выход», осуществляемой Центром

реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) ,

в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид –

несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие

проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с

ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :

- социальная, территориальная и экономическая зависимость

инвалидов от родителей и опекунов ;

- при рождении ребенка с особенностями психофизического

развития семья либо расподается , либо усиленно опекает

ребенка , не давая ему развиваться ;

- ведется слабая профессиональная подготовка таких

детей ;

- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены

условия для передвижения в архитектурных сооружениях,

транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;

- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство

законодательной базы в отношении детей с огра-

ниченными возможностями) ;

- сформированность негативного общественного мнения по отношению

к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный”

и т.п. ) ;

- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных

центров социально-психологической реабилитации, а так же

слабость государственной политики .

Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом

обусловлено тем , что больное общество стремится к

тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны,

ограничить его социально и воспитать в нем

потребительское отношение к здоровым людям и обществу .

Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы

воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка

–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с

другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом

деле, решая физиологические и минимальные социальные

проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой,

внушают комплекс неполноценности и неспособности к

самостоятельным действиям . Когда же наступает время

прекращения социальных программ , инвалиды оказываются

неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[ 20 ] .

Такое отношение к детям с ограниченными возможностями

свойственно не только нашему обществу. Однако, за

рубежом делается все возможное для решения этой

проблемы. Для этого разработаны программы « Реабилитация,

базирующаяся на непосредственном окружении » ( ООН ) и «

Инклюжен » ( США ) . Но одно дело - на бумаге, а другое

- в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями,

а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на

барьеры во взаимопонимании и общении с другими

людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные

стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно

эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения

до принятия и признания их прав, достоинства и

полезности обществу.

> Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей –

инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима

профессиональная помощь специалистов. Эта помощь

должна носить не только медицинский характер , она

должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни

такого ребенка. .

12. Историко-теоретические подходы к оказанию

помощи детям со специфическими нуждами .

Вопрос об оказании помощи и обучении детей

–инвалидов был поставлен довольно давно. На территории

нашего государства призрение таких детей первоначально

осуществлялось при монастырях, школах, в приютах ,

воспитательных домах , богадельнях .

Изучением исторического опыта работы с детьми-

инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она

указывает на то, что первые упоминания о

благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся

к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только

некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей

. Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных

детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по

свету , существуя на подаяния .

Хотелось бы отметить , что до второй половины

20 века системы оказания помощи этой категории детей

не было , да и позже она не сложилась . Однако ,

общественные организации и частные лица стали больше

внимания и материальных средств отдавать решению этого

вопроса. Стали открываться спецприюты , школы , больницы , училища

для различных категорий детей-инвалидов (кроме

душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно ,содержались

в домах для умалишенных , а так же в заведениях

больничного типа ) .

По мнению Григорьева А.Д. , большую роль в

оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло

Мариинское попечительство о слепых , функционировавшее с

1881 года в России и на территории Белоруси. Одним

из первых его шагов стала перепись слепых в стране .

В результате деятельности этого общества появилось

несколько школ , приютов и училищ для слепых детей, было

издано несколько книг с использованием системы Брайля.

При обучении важное место отводилось профессиональному

образованию .

В нашей стране существовало так же несколько

спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха .

Первая школа для них была организована в Вильно в

1823 году Маклаховцом К . . Надо заметить , что опыт

обучения этой категории детей к тому времени уже

был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский ,

Берлинский , Лейпцигский и Парижский институты глухонемых

и т.д. . Интересен опыт работы частного Минского училища

для глухонемых и заикающихся еврейских детей ( 1888 г)

, т .к . там впервые было применено обучение на

двух языках ( русский и еврейский ) . Большой вклад в

оказание помощи глухонемым внесла деятельность

Попечительства о глухонемых ( 1898 г.) , в ходе которой

было открыто несколько учебных заведений , выдавались

пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались

приюты для таких семей , а так же были созданы

курсы для обучения специалистов по работе с этими

детьми .

Итак , система оказания помощи детям-инвалидам не

была создана до 1917 года ; не была она создана и за

время советской власти , когда помощь ребенку со

специфическими нуждами сводилась к его изоляции в

специальной школе интернаторного типи , поэтому, по нашему

мнению , при организации помощи таким детям в

настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к

зарубежному опыту .

В развитых странах за рубежом уже сложились опре-

деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-

инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои

особенности оказания помощи этой категории населения,

обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими

условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией

на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и

некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать

при создании системы оказания помощи таким детям .

Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка

с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в

том числе и интегрированное обучение ) .

Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье

.

В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений

и их лечение .

В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и

абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .

В настоящее время создается , разрабатывается ряд

программ , учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ

, предложенная ООН , - это Реабилитация , базирующаяся на

непосредственном окружении ( РНБО ). Она определяется, как

“стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации

, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех

инвалидов. Ее цели : изменить положение дел в этой

области, проводить обучение , с вовлечением правительства и

общественности ; разработать систему , способную оказать

помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18 , 113] . Суть РНБО

заключается в том , семья и непосредственное окружение, освоив

некоторые основные реабилитационные навыки , а так же сам инвалид

способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно

, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих

учреждений систем здравоохранения , образования , занятости и

социальной защиты .

В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы

были заложены “Реабилитационным Актом” ( закон № 93-112 ,

1973г. ) и законом об обучении детей-инвалидов ( 1974-1975 гг.

), в которые было внесено несколько поправок и

дополнений со временем . В 80-е годы 20 века в

Америке начался процесс постройки новых зданий и

перестройки старых с учетом потребностей различных

категорий инвалидов . Для этих целей правительством

выделялись дополнительные финансовые средства и , в то

же время , налагались жесткие санкции за нарушение

принятых стандартов . Для изменения у граждан отношения

к инвалидам проводилась продуманная и разработанная

психологами и другими специалистами кам-пания в средствах

массовой информации и т.п. , большую роль в этом

сыграли и религиозные организации . Таким образом инвалиды

получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности

общества , при этом изменилось восприятие их здоровыми

людьми .

По всей стране стали появляться общественные

орга-низации и клубы для инвалидов , а так же

различные фонды . Хотелось бы отметить , что в США

именно специализированные фонды и организации осуществляют

значительную часть услуг , положенных человеку со

специфическими потребностями по закону , за финансовые

средства , предоставленные муниципалитетом .

Что касается интеграции в обучении , то

трудности возникли с разработкой программ , подготовкой

персонала , разработкой психологических моделей восприятия

детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот . Модель “

Инклюжен” подразумевает , что даже ребенок с сндромом

Дауна может обучаться с нормальными детьми . Конечно ,

для него разрабатываются отдельная программа , свои

облегченные задания . Многое в успешности осуществления

программы зависит от учителя .

В поддержку этой модели обучения было снято

не-сколько фильмов об успешном обучении детей с

ограничен-ными возможностями . Однако , в США не тказываются

и от специальных школ , но помещение туда ребенка

осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ].

Говоря о социальном обеспечении в Соединенных

Штатах , необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается

медицинское обслуживание , выплата пособий и компенсаций ,

жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения,

бассейн и т.п. , которую осуществляют социальные службы .

Используется и такой вид социального обслуживания , как на-

домные услуги [ 28 ].

Итак , можно было убедиться , что в США

функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам

, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и

способствует максимально возможнойинтеграции человека с

особыми по-требностями в общество , а так же обеспечивает

принятие таких людей общесвом . Немаловажную роль при

осуществлении социальной работы играет комплексный поход

и участие целого ряда специалистов из различных

областей знаний в разработке программ .

В Великобритании помощь имвалидам , в том

числе и детям-инвалидам , оказывают 3 группы организаций :

частные владельцы домов , обеспечивающих уход за

определенную плату; общественный сектор; местные власти ,

которые обеспечивают большую часть социальных услуг .

Социальные службы оказывают помощь на дому , в

дневных центрах, интернатах или дневных школах. В

перечисленных учреждениях при работе с детьми с

нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению

навыкам общения , правилам поведения на улице , в

общественных местах , для чего организуются специальные

прогулки . Для подростков с умственной отсталостью

функционируют центры профессиональной подготовки .

Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях

организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты

в области педиатрии ставят своей целью “развитие у

детей оптимального уровня независимости в повседневной

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.