скачать рефераты

МЕНЮ


Социальная работа с детьми инвалидами

жизни с точки зрения физической , психической и

социальной” [ 28 , 182 ] .

Социальный работник из Департамента социальных служб

в Великобритании оказывает помощь в виде совета,

поддержки и консультирования по личным делам инвалида

и его семьи ; помогает в разработке индивидуальных

программ реабилитации , которые согласовываются с клиентом

и его семьей; организуют нормальную , интересную культурную

жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может

предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию,

оказывать помощь по телефону и другим видам связи .

В Великобритании так же существуют частные реаби-

литационные фирмы, которые по заказу инвалида могут

предоставить любое оборудование .

Что касается образования детей с ограниченными

возможностями, то иртеграция в обучении и наличие

спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные

условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость

системы образования и позволяют таким детям включаться

в нее и отходить от нее по мере того, как

меняются их потребности .

До поступления в школу в большинстве регионов

Англии , а так же в некоторых других странах ,

достаточно эффективно используется система Потедж (

педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5

лет с задержками в развитии ) , которая зародилась в

1970 году в США . В основе работы с такими детьми

лежит индивидуальная программа, которая составляется для

каждого ребенка с учетом его особенностей .

Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в

ряде стран , преймущественно Скандинавских , организуются дома,

в которых проживает не более 30 детей. В них

создается обстановка , максимально приближенная к семейной.

Специалисты проводят наблюдения за детьми , определяют методы

лечения и реабилитации , разрабатывают индивидуальные

программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов , в

основном , осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и

общественная политика направлена на то , чтобы создать

условия для установления максимально близких взаимоотношений

между учениками всех категорий .

Таким образом , в настоящее время в большинстве стран

идет переход от раздельного образования и присмотра

за детьми со специфическими нуждами к их полной

интеграции , если это возможно . Этот переход регулируется

законодательством стран . Мировым опытом образования этой

категории детей выработаны некоторые минимальные

стандарты для организации обучения детей–инвалидов:

1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности

необ-ходимо включить с учетом педагогических особенностей в

обычные классы начальных и средних школ.

2. Если степень нарушения мешает полной интеграции

в обычном классе , ученики должны иметь социальный и

образовательный базис в обычном классе и получать

дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса ( индив-

идуальные или в группах ) .

3. Дети с серъезными умственными и физическими

недо-статками могут обучаться в отдельных классах в

рамках начальной и средней школ при систематических

планируемых контактах со здоровыми сверстниками . При принятии

решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется

возможностям для детей получить образование , а не неудобствам

администрации .

4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно

педогогами и родителями с учетом потребностей учеников

в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей

среды .

5. При организации обучения сознательно планируется

само-стоятельность

6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено

с функциональными навыками , которые соответствуют возрасту

ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной

среде ( домашний быт , профессиональное обслуживание ,

транспорт и т.п. ) .

7. Обучение , взаимодействие между людьми должно быть

га-рантией того , что дети действительно будут

взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном

окружениии .

Интересен опыт работы за рубежом с онкологически

больными детьми . Почти во всех западноевропейских странах

и в США функционируют Хосписы , некоторые из них

оказывают помощь детям с определенными заболеваниями ,

другие - всем нуждающимся умирающим людям . В Королевстве

Норвегия ,где проблема заболевания раком стоит очень

остро, помощь оказывается в окружных больницах , но основную

заботу об онкологически больных берут на себя

общественные и частные организации . Самая крупная организация ,

решающая все психосоциальные проблемы , связанные с

возникновением этого заболевания у детей и взрослых , -

это “Норвежское общество борьбы с раком” ( НОБР ) . Помощь

в основном ока-зывается в окружных больницах НОБР (

их пять ) , где работают психолог , специально обученнная

медсестра с подготовкой семейного терапевта , специалиста

–соционома ( социальный работник со пециальной подготовкой , в

том числе и юридической , подготокой ) и , при

необходимости , другие специалисты . В основе работы всех

специалистов лежат два основных принципа : максимальная

открытость , полное информирование о заболевании , его

последствиях и т.д. в беседах с детьми и их

родителями ; создание максимально благоприятных психологических

и социальных условий для семьи . Особое внимание

уделяется работе с родителями и сиблингами ( родные

братья и сестры ) больного ребенка. При хорошем прогнозе

и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в

том числе и соционом , проводят для семьи

индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.

Деятельность социального работника , в основном , направлена

на поддержание необходимого материально - бытового уровня

семьи , помощь родителям в оформлении документов на

получение денежных пособий , страховых выплат и т.п.. При

необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий ,

санитарного состояния жилья , транспортном обслуживании и

т.д. .

При оценке работы соционома отчетом может

служить пакет документов ( письма , результаты обследования

жилищных условий, заявление родителей , ответы официальных

органов и др. ) , полученные в ходе ведения работы по

социальной адаптации семьи [ 10 ].

Широкое распространение при работе с онкологически

больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия” .

Так же активно используется “ Арттерапия” в оказании

помощи как детям , так и взрослым с огрниченными

способностями . Но особенно важно это для детей , т.к. в

детстве и юности закладываются манеры и особенности

поведения , формируется взгляд на мир , выявляются

пристрастия . Развитие художественных способностей умственно

ограниченных детей особенным образом совершенствует их

личность, восприятие , самосознание, интеллект и коммуникативные

возможности. Художественное творчество используется и как

средство объединения детей с ограниченными способностями

и без них , т.к. здесь важно только наличие дара , через

который общность между детьми проявляется быстрее .

В России Институтом развития личности РАО ( Москва )

при участии кандидата педагогических наук Репринцевой

Г.И. была разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для

использования психологами , социальными работниками и

педагогами в работе с детьми с ограниченными

возможностями (3-9 лет ) . Игротеропия применяется для

предупреждения и коррек-ции невротических реакций ,

утомляемости и отклонений в поведении и общении этой

категории детей . Она может быть групповой и

индивидуальной , может носить личностный характер (игры с

предметами) или личностный характер (игры с людьми) . В

игру включаются средства “Арттерапии” . Параллельно с

работой с детьми проводятся семенары , консультации с

родителями . Таким образом , в рамках Федеральной программы

“ Дети России ” на основе русских народных сказок (

“Репка” ,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и

опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок”

игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего

школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов

является активное использования игровых способов общения ребенка с

игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов

заключается в том, что с первых шагов общения с

ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в

самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный

загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25 , 59 ] .

За рубежом получила распространение и другая

методика , разработанная российскими исследователями, - это игра

“Ринго –надежда”. Аргун Л.Е. , один из авторов методики ,

предложил использование распространенной игры “ Ринго ” для

людей с ограниченными возможностями . Для каждой катего-

рии инвалидов разработана своя методика проведения . Игра

эффективно влияет на физическое развитие и

психоэмоциональное состояние [ 3 , 43 ].

Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд

медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков

движения через обучения” ( РОНДО ) . Учебный план РОНДО

ориентирован на активную деятельность и предназначен для

обучения основным двигательным навыкам , необходимым в

дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в

обществе . Курс обучения учитывает естественную механику

тела , рассматриваемую совместно с учебным процессом .Эта

программа является результатом пятилетней совместной

деятельности учителей и врачей графства Керн ( Англия ) .

Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же

поставкой специального оборудования для механотерапии и

психотерапии [ 27 , 55 ] .

Эрик Шоплер , Маргарет Ландзинд , Лезли Ватерс предла-гают

программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в раз-витии

детей. Эта программа включает:

1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие,

охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных

сферах развития .

2. Индивидуальная программа развития с тренировочными

зада-ниями, специально приспособленные к каждому ребенку , является

основной линией работы с ним . В рамках данной программы

родители рассматриваются как сотерапевты , а не как причина

такого состояния ребенка [ 6 ] .

Сотрудниками Университета Маккуэри ( Сидней ) была

разработана программа ранней педагогической помощи детям

с отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [ 22 ] .

В России была разработана комплексная инновационная

модель “Центр независимой жизни для детей с

ограниченными возможностями” . Это система социальных служб,

которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной

государственной архитектурной среды и консервативного в

отношении инвалидов общественного сознания , создает режим

равных возможностей для детей с особыми проблемами .

Основная задача модели - обучение детей и родителей

умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются

следующие формы оказания помощи: беседы , семенары ,

творческие кружки , исследования, проведение различных меро-

приятий , создание служб ( например “От родителя к родителю”) ,

обучение родителей , представительство интересов, оказание помощи

на дому и т.п. [ 24 ] .

Участие социального работника в реабилитации инвалидов

носит многоаспектный характер , который предполагает не

только разностороннее образование, но и наличие соответствующих

личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним

с доверием .

Учитывая, что деятельность социальных служб основывается

на заканодательстве , регулируется им , мы считаем необходимым

обратиться к этому вопросу .

1.3. Законодательство в области социальной работы с

детьми- инвалидами .

Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы,

нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство , в

котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки

всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма

непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов

: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов,

психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность

всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее

незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети –

инвалиды .

В основу законодательства Республики Белорусь в сфере

работы с детьми с ограниченными возможностями положены

международные документы ООН ,гарантирующие всем категориям

населения равные права. Однако, для детей-инвалидов , как и для

некоторых других малозащищенных слоев населения,предусматри-

вается ряд специфических прав и льгот,учитывающих их особые

нужды и положение .

В числе основных международных документов,защищающих и

гарантирующих права этой категории детей,можно назвать

следующие: “Всеобщая Декларация прав человека”, “Декларация о

правах инвалидов”, “Декларация о правах умственно отсталых

лиц”, “Конвенция о правах ребенка”,“Стандартные правила

обеспечения равных возможностей для инвалидов” .

Для детей–инвалидов, согласно “Конвенции о правах ребенка”,

предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей

такого ребенка в области образования, профессиональной

подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья,

подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается

соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

На удовлетворение тех же нужд направлен закон “О

правах ребенка” (1993 г.).Он определяет правовой статус этой

категории детей,как самостоятельных субъектов,и направлен на

обеспечение его физического и нравственного здоровья,

формирование национального самосознания на основе

общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.