скачать рефераты

МЕНЮ


Содержание экологического образования и его основные компоненты

Содержание экологического образования и его основные компоненты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Оршанский государственный педагогический колледж»

Содержание экологического образования

и его основные компоненты

Курсовая работа

по курсу «Методика преподавания

основ начального миропознания»

Сморжевская Е.В.

учащейся 179 группы

отделение учителей

начальных классов

Научный руководитель

преподаватель

Данилевич Т.А.

Орша 2003

План

|Введение |с. |

| | |

|Глава I. Содержание экологического | |

|образования |с. |

|1.1.Формирование ответственного отношения к природе |с. |

|1.2.Формирование экологической ответственности |с. |

|1.3.Формирование экологической культуры |с. |

|1.4.Современные подходы к содержанию экологического | |

|образования в начальной школе |с. |

|1.5.Принцип системной дифференциации в | |

|экологическом образовании |с. |

|1.6.Междисциплинарный подход в экологическом | |

|образовании школьников |с. |

|1.7.Логико-психологические принципы конструирования | |

|содержания экологического образования |с. |

| | |

|Глава II. Компоненты экологического | |

|образования |с. |

|2.1.Компоненты формирования ответственного | |

|отношения к окружающей среде |с. |

|2.2.Компоненты экологической ответственности |с. |

|2.3.Компоненты экологической культуры |с. |

| | |

| Заключение |с. |

| | |

|ЛИТЕРАТУРА |с. |

| | |

|ПриложениЯ |с. |

ВВЕДЕНИЕ

В третьем тысячелетии человечество столкнулось с целым рядом глобальных

экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья

людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Необходимо научить людей жить и работать в согласии с окружающей средой.

Этого можно достичь посредством качественного преобразования сложившейся в

республике практики экологического образования и воспитания.

Целью моего исследования является: исследовать содержание современного

экологического образования и его основных компонентов.

Задачами исследования являются:

1.Исследовать содержание экологического образования в Республике Беларусь

и выявить его значение;

2.Рассмотреть основные компоненты экологического образования и выделить

их значение;

3.Исследовать технологии использования различных компонентов

экологического образования в начальной школе.

4.Исследовать педагогические технологии в экологическом образовании

младших школьников.

Мною был изучен ряд научной и методической литературы по теме «Содержание

экологического образования и его основные компоненты».

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в

начальной школе» рассказывает, как необходимо внедрять экологическое

образование в обучение современной начальной школы, как объяснить детям

само понятие «окружающий мир», характеризуя его разумные части (природу,

человека, общество) и показывать их во взаимодействии и взаимосвязи.

Автор дает характеристику младшему школьнику и его взаимодействию с

окружающей средой. Показаны методы, формы, средства формирования

экологического образования в начальной школе: «Процесс ознакомления

младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных

формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др.»

[1.64].

Карона Г.Н. в книге «Теоретические основы экологического образования

школьников» дал четкое определение экологическому образованию:

«Экологическим образованием – называют непрерывный процесс обучения,

воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы

научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и

деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей

среде» [3.12].

В книге четко выделены принципы и цели, задачи экологического

образования. Разработан междисциплинарный подход в экологическом

образовании школьников: «Междисциплинарность имеет место обычно там, где

налицо многокачественные, системные, многоотраслевые проблемы, которые не

могут быть решены одной отдельно взятой наукой…» [3.124].

Определены суть и значение экологического образования, даны советы

учителям и воспитателям по внедрению экологического образования в начальное

обучение.

Ленинградские экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин написали книгу

«Экологическая педагогика и психология» в которой составлен целостный курс

экологического образования. Авторы составили исторический аспект

экологического образования, стратегии экологического образования в мире:

«Специалисты считают необходимым разрабатывать отдельный предмет

«экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно

биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи.» [2.136].

В книге раскрыты темы «Содержание педагогического процесса в

экологическом образовании» и «Формирование экологического Образования».

Большое внимание экологи уделили вопросу внеурочных и внешкольных

мероприятий.

В пособии для учителей И.В.Михальчука и Т.А.Ковальчука «Основы

экологического образования младших школьников» показано о необходимости

экологического образования младших школьников: «Не смотря на большое

внимание, которое уделяется в педагогической литературе проблемам

экологического образования и воспитания младших школьников, необходимо

больше уделять внимания формированию основ экологической культуры с помощью

различных форм и методов [6.13].

В пособии четко выделены задачи экологического образования:

«Эффективность реализации задач экологического образования – использование

как главных, так и второстепенных примеров взаимодействия общества,

человека и природы» [6.16].

Экологи впервые ввели в систему экологических знаний общественный

компонент – охрана окружающей среды человека и формирование здорового

образа жизни. Были выделены компоненты экологического образования.

Вопросы экологического образования и воспитания, их характеристика,

формы проведения поднимаются в статьях педагогических журналах, таких как

«Народная асвета», «Адукацыя», «Пачатковая школа», «Родная прырода».

В журнале «Народная асвета» 1999г. №7 учитель средней школы №216 г.Минска

Минаев В.М. в статье «Содержание экологического образования и его основные

компоненты» показал необходимость прививать ученикам младших классов любовь

и уважение к природе, сформировать положительное отношение к природе:

«Младшие школьники должны понимать и усваивать простые закономерности

природы и жизни людей… А учителя должны учить основным экологическим

принципам» [5.42].

В статье дается четкое определение экологическому образованию, выделены

методы, формы, компоненты.

Т.Р.Коленникова, учитель Несвежской средней школы №2, В статье

«Экологическое образование младших школьников» опубликованной в журнале

«Пачатковая школа», предлагает ознакомиться с общими основами

экологического образования школьников. Выделяет основные задачи

экологического образования:

1)Освоение основных идей и экологических понятий;

2)Понимание места человека в природе и обществе;

3)Понимание ценностей природы;

4)Развитие у детей положительного отношения к природе. [4.27].

В статье показаны методы экологического образования, их использование на

практике.

Гродненский эколог Тарасова Т.И. в статье «Экологическое образование

младших школьников на межпредметной основе» («Адукацыя i выхаванне» 2000г.

№10), большое внимание уделила внедрению в экологическое образование

межпредметных связей. Автор, опираясь на опыт ученых-педагогов И.Д.Замкова,

А.И.Захлебного, И.Г.Савегиной, показала значение экологического образования

на межпредметной основе и установила его необходимость: «Междисциплинарный

подход в области экологического образования предполагает взаимное

согласование содержания и методов раскрытия способов, принципов, законов

оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях

экологических знаний…» [7.12].

А.Е.Чижевский В журнале «Пачатковая школа» 1999 г. №8 в статье «Экология

в школе и дома» показывает эффективность проведения практических работ по

экологии в начальной школе, так как это способствует развитию экологической

культуры младших школьников: «Внедрение практикума позволяет формировать у

учащихся положительную мотивацию на решение экопроблем, находить способы

уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека,

задействовать воспитательный потенциал семьи в решении экологических

проблем» [8.24].

Статья освещает вопросы воспитания в условиях экологического кризиса.

Автор дает рекомендации учителям и родителям о необходимости формирования

экологической культуры у детей.

Таким образом, анализ научной и педагогической литературы, публикаций

учителей доказывает ведущую роль экологического образования в начальной

школе.

Поэтому я выбрала эту тему курсовой работы для того, чтобы глубже изучить

сущность экологического образования и его основные компоненты, и успешно

использовать в своей будущей самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский

центр «Академия», 1999, c.27-124.

2.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –

Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.12-86.

3.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.

– Мн.: НМО, 1999, с.70-99.

4.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:

Пачатковая школа. – 1998. - №4, с.10-18.

5.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7, с.31-

38.

6.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования

младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996, с.4-17.

7.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10, с.15-18.

8.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. - №8,

с.42-44.

I.1.Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых,

педагогов, методистов, практиков. Чему учить детей, чтобы сформировать у

них на доступном уровне современную научную картину мира, представление о

месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы – это

цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как

экологическая ответственность, ответственное отношение к окружающей среде,

экологическая культура, говорит о том, что экологическое образование по

своей сути имеет сложный, комплексный характер, а его содержание поаспектно

раскрывается системой учебных предметов начальной школы [6.18].

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей

и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов, содержание экологического

образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических

идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий,

представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков,

социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению

учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и

определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими

факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

-заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды

существования;

-потребность общества в экологически грамотных гражданах;

-состояние и достижения экологической науки ;

-психологические закономерности умственной деятельности школьников;

-психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

-общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и

общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное,

постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное

совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей

социально-педагогической значимости [5.45].

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического

образования школьников [9.81]:

1)повышение роли экологического образования в решении современных

экологических проблем, а также в целостном процессе формирования

личности третьего тысячелетия;

2)активизация международного сотрудничества в сфере экологического

воспитания молодежи и образования в области окружающей природной

среды;

3)обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной

работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и

охране окружающей природной среды;

4)перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных

мероприятий на учебный процесс;

5)использование в процессе экологического образования элементов

системного подхода, методов моделирования и историзмов;

6)усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

7)экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и

естественнонаучного циклов;

8)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

экологического содержания;

9)дифференциация и индивидуализация эколого-воспитательных воздействий на

личность;

10)учет в процессе формирования у школьников ответственного отношения к

природе, психолого-возрастных и индивидуальных особенностей личности,

а также специфики ее реального отношения к природе;

11)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм

экологического образования учащихся (межпредметные уроки, ролевые и

сюжетные игры, приемы имитации и игрового моделирования, ученические

конференции, походы-экспедиции по исследованию и охране природы

родного края, ролевые практикумы).

Прогрессивный и долговременный характер вышеуказанных тенденций,

являющихся, несомненно, появлением определенных закономерностей, необходимо

учитывать при конструировании системы психолого-педагогических путей,

средств и условий совершенствования экологического образования учащихся

начальной школы [1.34].

Содержанию экологического образования принадлежит центральная роль в

процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей

среде.

Остановимся более подробно на раскрытии современными педагогами-экологами

и психологами понятия «ответственное отношение к окружающей среде». Данное

понятие обстоятельно раскрыто в трудах И.Д.Зверева, А.Н.Захлебного,

И.Т.Суравегиной, А.П.Сидельского, И.Т.Барановой [1.21].

«Ответственное отношение к окружающей среде», - пишет И.Т.Суравегина, -

есть способность и возможность школьника сознательно, а значит, намеренно,

добровольно выполнять требования морального дома и решать задачи морального

выбора, достигая определенного экологического результата [10.107].

Согласно Суравегиной, ответственное отношение личности к природе

характеризуется следующими основными признаками:

а)устойчивость ценностных ориентаций экологического характера;

б)овладение знаниями о взаимодействии общества и природы;

в)желание участвовать в труде по изучению и охране природы и реальное

участие в нем [10.2].

Придерживаясь несколько другой точки зрения, А.Н.Захлебный утверждает,

что ответственное отношение к окружающей среде наиболее универсально

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.