скачать рефераты

МЕНЮ


Содержание экологического образования и его основные компоненты

в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они

всегда раскрываются с учетом их места и функций внутри некоторой

целевой структуры [4.146].

В научной позиции современный подход выполняет функции средства

объективизации целостных явлений и системных комплексов; раскрытие общих

механизмов интеграции и показа, представления качественной многомерности

явлений:

1)принцип гуманизации;

2)принцип единства;

3)принцип междисциплинарности;

4)принцип интеграции;

5)принцип комплиментарности;

6)принцип природоспособности;

7)принцип прогностичности.

Принцип гуманизации исходит из права каждого гражданина, жителя планеты

Земля, прежде всего ребенка, на благоприятную окружающую среду (Конвенция о

правах ребенка, принятая в 1990 году), из особенностей психического

развития младшего школьника. Социальное назначение детства – адаптация

ребенка к природе и обществу, способность брать ответственность за свое

поведение, поступки, оценивать их с точки зрения добра и зла. А для этого

он сам должен быть добрым ко всему живому. Только при этом условии он

становится воспитуемым. Именно по этому начальная школа должна стать школой

радости, доброты, формирования гуманных ценностей и отношений.

Школа должна работать на перспективу, на будущее и создавать самые

благоприятные условия для формирования гуманного человека – гражданина

нового типа, подлинного хозяина своего общего дома – планеты Земля.

Принцип единства (взаимосвязи) познания, переживания и действия позволяет

обеспечить становление многогранных отношений младшего школьника к

окружающей среде и к своему здоровью.

Принцип междисциплинаности предполагает согласование различных аспектов

взаимоотношений с окружающей средой, причем надо помнить не как

механическое включение разносторонних знаний и отношений в содержании

школьных предметов, а как логическое подчинение этого содержания основной

цели экологического образования.

Принцип интеграции естественнонаучных, нравственно-эстетических,

социально-экономических, правовых аспектов экологических взаимодействий

обеспечивает взаимосвязь всех сфер теоретического и практического сознания

и различных видов деятельности младших школьников. Иными словами,

интеграция как процесс и результат объединения знаний, способов познания и

деятельности содействует целостному восприятию окружающего мира, сознанию

роли и места человека в системе мировоззрения и характера его деятельности

в социоприродной среде. А конкретнее можно сказать, что вышеназванный

принцип содействует формированию научно-познавательных отношений,

установлению целостно-нормативных ориентаций к окружающей среде, развитию

практических умений по защите и улучшению природной среды, созданию правил

поведения в ней, а также способствует здоровому образу жизни. Естественно,

что станет возможным при умелой интеграции различных компонентов

содержания, призванного обеспечить становление экологически грамотной

позиции младшего школьника.

Педагогическая эффективность данных подходов к содержанию экологического

образования будет успешной только при строгом соответствии экологического

образования психическому процессу, законам развития организма человека,

т.е. при опоре на принцип природоспособности. Он предполагает воспитание

ребенка в единстве и согласии с природой и заботу об экологически

благоприятной для него среде жизни.

Принцип прогностичности ставит перед теоретической и практической

парактикой задачу раскрытия в содержании школьного экологического

образования двух взаимосвязанных тенденций – природопользование и

природовосстановление, представляющих собой две стороны единого процесса

взаимодействия человека и общества с природной средой.

Принцип прогностичности ориентирует педагога на ознакомление учащихся с

возможными видами будущего состояния природной среды, с экологически

целесообразными нормами отношения человека и общества к природе, со

взглядами и мнениями людей, которые своей практической деятельностью

изменяют окружающую природную среду. Для того чтобы усилить доказанность

экологических прогнозов или возможности тех или иных изменений в окружающей

природной среде, необходимо не только теоретически знакомить учащихся с

конечными выводами науки, но и целенаправленно вовлекать их в доступные для

них способы научного исследования.

Принцип комплементарности позволяет точно охарактеризовать становление и

развитие у школьников ответственного отношения к природе в условиях

предметной структуры современного школьного обучения.

В современной системе школьного образования, как известно, каждый учебный

предмет выполняет свою специфическую функцию в раскрытии идеальных аспектов

сложного и неоднозначного взаимодействия в системе «человек-общество-

природа».

В ходе экологического образования чрезвычайно важно подвести учащихся к

выводу о том, что возникновение тех или иных экологических проблем зависит

от поведения и деятельности практически каждого человека в том конкретном

месте, где он живет и действует. Знание сущности экологических проблем,

осознание необходимости их недопущения и важности незамедлительного решения

уже возникших проблем являются определенными стимулами-мативами для

соблюдения целесообразных ограничений в личном поведении и деятельности,

выработки грамотных способов поведения и деятельности в природной среде

[10.84].

I.5.Принцип системной дифференциации является одним из «новых»

общепедагогических принципов экологического образования, вытекающих из

современного нейрофизиологического и психолого-педагогического знания.

Объективность и научная состоятельность принципа системной дифференциации

обосновывается в трудах нейрофизиологов И.М.Сеченова и Н.И.Чуприковой,

психологов Ж.Плаже и Л.С.Выготского.

Установлено, что развитие когнитивных структур в онтогенезе идет по линии

их прогрессивного усиления и всецело подчиняется принципу (закону)

системной дифференциации. Этот закон состоит в том, что более развитые,

сложные, высоко расчлененные и иерархически упорядоченные когнитивные

структуры, допускающие широкий, глубокий, многоаспектный и гибкий анализ и

синтез окружающей действительности, развивается из более простых,

диффузных, глобальных или плохо расчлененных структур путем их постепенной

дифференциации [5.81].

Таким образом, именно системное дифференцирование разных свойств, сторон

и отношений объектов и процессов является ведущим нейрофизиологическим

механизмом и необходимым условием интеллектуального и общего развития

индивида.

Реализация принципа системной дифференциации представляет соответствующие

требования к отбору содержания, форм и методов экологического образования,

к построению логики и технологии осуществления педагогически грамотного и

научно обоснованного процесса формирования у школьников ответственного

отношения к окружающей среде. Важнейшими из этих требований являются:

1)Обучение охране окружающей среды должно начинаться с усвоения

школьниками знаний, имеющих обобщенный, принципиально теоретический

характер.

Более частные и конкретные знания, в том числе различного рода

эмпирические сведения должны выводиться из общественно-теоретического

знания как из своей единой генетической основы. Соответственно принципу

системной дифференциации, совершенно необходимо уже на самых начальных

этапах обучения экологии и целенаправленного формирования ответственного

отношения к природе раскрыть учащимся систему ведущих межпредметно-

экологисеских идей и в этой связи «ввести» в сознание и мышление учащихся

основные научные экологические и нравственно-экологические понятия. Однако

педагогическая ценность такого подхода обуславливается тем, что при этом у

ребенка возникает целостное и принципиально правильное представление об

изучаемом предмете, о его реальном состоянии и его проблемах, закладывается

прочная ориентировочно-мотивационная основа всех последующих этапов

формирования ответственного отношения личности к природе.

Благодаря такому подходу, в сознании школьников образуется как бы

некоторый «образ», который в дальнейшем будет целенаправленно и поэтапно

дифференцироваться и на котором в последующем будет «нанизываться» более

частные теоретические и эмпирические знания, а также конкретные примеры, их

подтверждающие.

2)Обучение экологии следует ориентировать на выявление и первоочередное

раскрытие совокупности немногих базовых, генетически исходных и всеобщих

отношений, определяющих содержание и структуры современного экологического

образования.

Примерами базовых отношений являются следующие: «экологическая система»,

«экологическое образование», «экологическое взаимодействие». Указанные

отношения имеют принципиально абстрактный характер и, конечно, представляют

собой определенную трудность для понимания и усвоения школьниками. Именно

по этому эти абстракции должны воспроизводиться самими школьниками в особо

знаково-символических, предметных или географических изображениях-моделях,

позволяющих изучать и анализировать существенные свойства данного объекта в

«чистом» виде.

3)Обучение экологии должно обеспечивать не только усвоение школьниками

основных теоретических положений экологической науки, но и умение

конкретизировать эти положения множеством частных эмпирических знаний и

умений.

Все это предполагает развитую способность «совершать» мысленные переходы

от всеобщего к частному и от частного к всеобщему. Выявленное всеобщее

отношение должно быть тщательно подтверждено и конкретизировано самими

школьниками совокупностью факторов, примеров и способов деятельности.

Более эффективному формированию у школьников экологически грамотных людей

поведения и деятельности в природе может способствовать специально

разработанная и поэтапно реализуемая на практике система учебных знаний,

упражнений, самостоятельных и практических работ, совокупность видов и форм

практической деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей

среды родного края [8.68].

Обучение экологии, реализирующее принцип системной дифференциации,

всегда протекает как процесс решения непрерывно усложняющихся задач и

включает в себя следующие основные этапы: водно-ориентировочный,

операционно-познавательный и оценочно-результативный.

Принцип системной дифференциации открывает новые пути и подходы в решении

чрезвычайно актуальной проблемы экологического образования школьников

[5.68].

I.6.Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

представляет собой вариант педагогической модификации и практической

реализации идей системного подхода. В научном понимании междисциплинарность

– это взаимодействие наук, которое предполагает использование для решения

какой-либо приоритетной задачи всего интеллектуального потенциала научного

знания. Междисциплинарность может быть также определена и как применение в

рамках одного какого-либо конкретного исследования нескольких научных

методов.

Междисциплинарность имеет место обычно там, где налицо многокачественные,

системные, многоотраслевые проблемы, которые не могут быть решены одной

отдельно взятой наукой. В научных исследованиях междисциплинарность

проявляется двояко, во-первых, многосторонне изучается единый

многокачественный объект, т.е. исследуется совокупность разнородных, но

взаимосвязанных вопросов, качеств, признаков и т.д.; во-вторых, один объект

или даже одно какое-либо его свойство изучается с помощью методов,

традиционно относящихся к различным наукам [5.108].

Целесообразность и необходимость применения в экологическом образовании

междисциплинарного подхода обуславливается не только объективным единством

мира природы и человека, но и тем отмечаемым педагогами обстоятельством,

что каждый учебный предмет может обеспечивать раскрытие не всех, а лишь

одной-двух ведущих эколого-мировозренческих идей, установления

содержательных, логических, функциональных и других связей между этими

идеями.

Междисциплинарный подход в экологическом образовании школьников

предполагает:

-систематизацию учебного содержания на основе ведущих экологических идей;

-конкретизацию основных экологических идей и научных экологических

понятий системой фактов глобального, регионального и локального

уровней;

-системный анализ международных и национальных документов об охране

окружающей среды;

-использование в учебно-воспитательном процессе методов и методических

приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-

эстетического и практического отношения к природе;

-широкое применение в учебно-воспитательном процессе межпредметных форм

экологического образования (межпредметные уроки, полевые практикумы,

ролево-сюжетные игры, походы-экспедиции) [8.113].

Важнейшим условием эффективной реализации межпредметного подхода является

нахождение и целенаправленная реализация межпредметных связей того или

иного школьного предмета с другими учебными дисциплинами и поэтапное

использование этих связей в различных формах.

Межпредметные связи экологического характера в процессе обучения могут

устанавливаться с помощью следующих методических приемов:

а)изучение биологических, физиологических и других явлений для раскрытия

важнейших эколого-географических закономерностей;

б)постановка вопросов комплексного характера для систематизации знаний из

других учебных предметов;

в)выполнение специальных заданий и упражнений, решение задач на

межпредметной основе;

г)работа с таблицами и иллюстрациями;

д)составление комплексных характеристик различных объектов природы,

требующих привлечения знаний из курсов биологии, физики, химии, истории

и др.;

е)побуждение школьников к участию в опросе своих товарищей, к диалогу,

направленному на воспроизведение знаний из курсов других школьных

предметов [2.46].

Межпредметные связи, равно как и межпредметный подход в целом, могут

применяться не только в обучении, но и во внеклассной работе по всем

предметам естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического

циклов. Все это позволяет, во-первых, всесторонне, то есть с позиции

различных предметов раскрывать содержание важнейших межпредметно-

экологических идей и сущность современных экологических проблем; во-вторых,

обеспечить преемственность и взаимосвязь обучения, внеклассной

воспитательной работы и общественно-полезной деятельности школьников по

исследованию и охране окружающей среды родного края, что является

принципиально важным условием эффективного экологического образования

школьников [6.84].

I.7.При конструировании содержания экологического образования важно

учитывать следующее:

1)Усвоению знаний, носящих общий и абстрактный характер, должно

предшествовать знакомство учащихся с более частными и конкретными знаниями;

2)Знания, конструирующие учебный предмет (или его отдельные разделы),

должно предлагаться учащимся в процессе анализа объективных условий их

прохождения, благодаря которым они становятся социально и личностно

необходимыми;

3)Учащиеся должны уметь, прежде всего: обнаруживать в учебном материале

генетически сходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее

содержание и структуру объекта новых знаний;

4)Выявленное всеобщее отношение учащиеся затем должны уметь воспроизвести

(запечатлеть) в особых предметах, графических или буквенных моделях,

позволяющих изучать свойства исследуемого объекта как бы в чистом виде;

5)Учащимся необходимо уметь конкретизировать генетически исходное,

всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем,

удерживаемых в единстве, которая обеспечивает мысленные переходы от

всеобщего к частному и от частного к всеобщему;

6)Учащиеся должны уметь «переходить» от выполнения действий в умственном

плане к выполнению их во внешнем плане и обратно [6.74].

ЛИТЕРАТУРА

1.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.

наук. Л., 1994, с.12-17.

2.Деребко С.В., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-

на-Дону: Издательство «Феникс», 1996, с.38-126.

3.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981, с.21-31.

4.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993, с.84-92.

5.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и

воспитания школьников. Мн., 1998, с.33-38.

6.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования. Мн.: НИО,

1999, с.3-15.

7.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:

Просвещение, 1986, с.11-18.

8.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975, с.41-46.

9.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное

пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000,

с.38-86.

10.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного

отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986, с.31-49.

II.1.Организм ребенка младшего школьного возраста представляет собой

наиболее благоприятную почву для становления и формирования у него

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.