скачать рефераты

МЕНЮ


Содержание экологического образования и его основные компоненты

экологического понимания.

Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-

педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и

формировать экологическую культуру.

Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно

воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе

которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:

1)научно-познавательный;

2)ценностный;

3)нормативный аспект;

4)практический-деятельный аспект;

5)экологизация [2.18].

Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к

проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств

предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших

школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом,

который способствует формированию отношений детей к природно-социальному

окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание

природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого

целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями

природной среды.

Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость

изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего

времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала

практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде,

осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия,

сочувствия, сопереживания.

Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а

экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей

планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По

этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности,

формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей:

-жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

-человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;

-универсальные ценности природы;

-ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение

экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и

органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды.

Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности

человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам

морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между

людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему

именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту

содержания образования.

Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом

образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это

результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и

чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с

окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не

смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в

малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность,

объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве

окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного

возраста надо учить, что и как делать.

Магистральным направлением совершенствования содержания экологического

образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время

понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и

процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко

познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути

рационального природопользования с целью формирования качественно нового

типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща

практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно-

научного цикла.

Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития

экологизации являются:

а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования;

б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала;

в)экологизация учебного материала;

г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

экологического содержания;

д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического

образования учащихся.

Рассмотренные компоненты экологического образования являются

эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59].

Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования

отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей

среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая

открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир

окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно

или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать.

Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют

развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее

многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в

природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые

минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе

общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни,

источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе,

собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего

дома – планеты Земля [5.61].

Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно

усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно-

ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.

| |КОМПОНЕНТЫ | |

| |ответственного отношения | |

| |к окружающей среде | |

| |

|Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа|

|чный | |вательный | |тивный |

Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками

сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того,

для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в

общей структуре экологического знания, какова социальная и научная

значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий,

отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения.

Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять

окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты

окружающей среды.

Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками

правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и

последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и

практическими умениями и навыками.

Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во

владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд

следовательно-достигаемых частных задач.

Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа

школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение,

демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же

необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации,

дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных

примеров.

Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с

предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и

абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в

абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного

экологического образования преобладают именно такие общественно-

теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться

приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения

к природе.

Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в

процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к

окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают

важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют

тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила

поведения в природе [1.14].

II.2.Экологическая ответственность – это интегративная нравственно-

экологическое качество, проявляющаяся прежде всего в адекватном, то есть

ответственном отношении личности к природе и «вбирающие» в себя все

основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость,

рачительность, рациональность, но в тоже время существенно отличающиеся от

названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми

содержательными и правовыми аспектами. В целостной структуре личности

данное качество выполняет ту важную функцию, которая связана с

регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его

соцеально-природной средой.

Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное

качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем

основополагающим критерием определения выступает степень соответствия

реального уровня сформированности у человека экологической ответственности

тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на

достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом

следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в

ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные

признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость,

гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных

качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том

числе правовых аспектов [3.26].

Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо

выделить две группы критериев: системные и функциональные.

К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого-

либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным

критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого

качества [4.184].

К группе системных критериев экологической ответственности относятся:

-нравственно-экологическая направленность;

-проявление личностью ответственного отношения к природе;

-нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность

и способность действовать в защиту окружающей среды;

-инициативность и активность в процессе природоохранительной

деятельности;

-воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств.

К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные

компоненты экологической ответственности, относятся:

-проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным

экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для

человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы,

позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность –

матевационно-ценностный компонент;

-глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических

знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение

правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в

процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный

компонент;

-оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с

природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок

нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической

направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно-

результативный компонент [2.18].

Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что

структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием

мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-

результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-

ценностный [1.93].

| |КОМПОНЕНТЫ | |

| |экологической ответственности | |

| |

|Мотивационно-цен| |Содержательно-оп| |Оценочно-результа|

|ностный | |ерационный | |тивный |

Мотивационно-ценностный компонент определяется наличием социально-

значимых мотивов отношения личности к окружающей среде, проявлением

интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим

проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную

деятельность.

Ребенок глубоко убежден в универсальной ценности природы, в социальной и

личной необходимости охраны окружающей среды. Видит в природоохранительной

работе личностный смысл и рассматривает ее как свой гражданский долг. У

ребенка появляется устойчивый интерес к проблеме окружающей среды.

Испытывает потребность в общении с природой. Имеет сформировавшиеся

ценностные ориентации. В иерархии мотивов охраны окружающей среды ведущая

роль принадлежит мотивам духовно-нравственного содержания.

Содержательно-операционнй компонент характеризуется глубиной и

системностью экологических и нравственно-экологических знаний,

сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил

поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности

в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и

саморегуляции поведения и деятельности в природной среде.

Ребенок проявляет высокий уровень экологических, нравственно-

экологических оценочных и нормативных знаний, приобретает их

самостоятельно. Использует экологические знания для анализа конкретных

экологических проблем и ситуаций. Активно выступает против фактов

безнравственного отношения к окружающей среде. Знает и добровольно

выполняет правила поведения и деятельности в природной среде.

Оценочно-результативный компонент определяется оценочными суждениями

личности о фактах взаимодействия человека и общества с природой,

соответствием оценок нормам морали и права, появлением нравственно-

экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в

природной среде.

У ребенка ярко проявляется нравственно-правовая направленность в оценке

результатов деятельности в природе. Оценивает данные результаты с точки

зрения нравственно-правовых норм. Систематически высказывает оценочные

суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой.

Самостоятельно контролирует и оценивает свои действия и поступки в природе.

Систематически подвергает свою деятельность экологической оценке. Оценка

результатов взаимодействия человека и общества с природой вызывает

соответствующие переживания, что является дополнительным стимулом к работе

по охране природы родного края. [3.76].

Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного

качества или свойства предполагает обеспечение воздействия на личность,

адекватной структуре данного качества, следует признать, что педагогическая

технология формирования у школьников экологической ответственности включает

в себя следующие основные звенья:

1)формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и

современным экологическим проблемам;

2)развитие социальных мотивов отношения личности к природе;

3)раскрытие универсальной ценности природы;

4)формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических

знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков,

обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;

5)включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного

края;

6)побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и

общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных

результатов природоохранительной деятельности.

Указанная технология может быть реализована в полной мере лишь с активным

участием речи и межличностного общения и только в целостном педагогическом

процессе, включающим в себя, как известно, обучение, внеклассную работу и

общественно полезную деятельность школьников, в том числе работу по

исследованию и охране природы родного края [5.53].

II.3.В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди

постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Поэтому изучение

экологической культуры стремительной силой внедряется в начальное

образование. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.