скачать рефераты

МЕНЮ


Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

- владеет основами разработки учебно-программной документации и умеет

использовать их для формирования содержания обучения;

- знает основы организации опытно-экспериментальной и

исследовательской работы в сфере образования;

- умеет организовать внеучебную деятельность учащихся;

- владеет системой знаний и методов технологической подготовки

учащихся и организации предпринимательской деятельности.

Требования по дисциплинам предметной подготовки. Специалист:

- знает основы естественно-научных и технических дисциплин;

- знает основы проектирования, конструирования; владеет графической

грамотностью;

- знает структуру и особенности функционирования современного

производства;

- умеет анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы

технических объектов;

- знает основы рыночной экономики и предпринимательства;

- знает закономерности природосообразности развития производственно-

технической сферы;

- знает технику и технологию обработки различных материалов;

- умеет организовать учебно-материальную базу по обработке материалов,

ее эксплуатацию и обслуживание;

- умеет выполнять проектные и конструкторские расчеты для объектов

учебного, бытового и производственного назначения;

(применительно к предпринимательской деятельности)

- знает нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую

деятельность;

- умеет выполнять необходимые экономические расчеты в своей

профессиональной деятельности;

- имеет представление об основах экономики и организации современного

производства предприятий с различной формой собственности;

- умеет организовать предпринимательскую деятельность на базе школьных

мастерских;

- знает основы метрологии и обладает навыками работы с различной

измерительной аппаратурой;

- знает основы инженерно-технического обеспечения безопасного труда

учащихся и безопасности своей профессиональной деятельности.

По дисциплинам общекультурной подготовки:

- знает историю мировых цивилизаций, менталитет человека, его

эволюцию, глобализацию цивилизационного процесса.

По концепциям современного естествознания

- знает естественнонаучную и гуманитарную культуру, историю

естествознания, порядок и беспорядок в природе. Биосферу, ноосферу.

По эстетике:

- знает эстетику, специфику творческого художественного процесса.

По экономике:

- знает спрос, потребительский выбор, структуру бизнеса, конкуренцию и

т.д.

По информатике:

- знает аппаратные и программные средства персональных ЭВМ,

предназначенные для обработки информации. Компьютерные технологии и

возможности новых электронных технологий в сфере культуры образования.

По экологии:

- знает экологические проблемы современности: изменение природных

процессов, уменьшение биологического разнообразия, загрязнение окружающей

среды, демографические проблемы. Экологические основы рационального

природопользования. Концептуальные основы и принципы экологического

образования.

По педагогической психологии - концепции педагогического процесса и их

психологические основания. Проблемы профессиональной подготовки и

личностного развития. Мотивы педагогической деятельности. Педагогические

способности. Стили педагогического руководства. Педагогическое общение.

Индивидуальные стили педагогической деятельности. Психология

педагогического коллектива. Структура педагогической деятельности.

Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления

учащимися на уроке. Основные понятия психологии воспитания. Психологические

механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных

технологий. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения.

Соотношение обучения и воспитания. Проблемы дифференциации и

индивидуализации обучения.

Требования по дисциплинам специализации устанавливаются учебным

заведением.

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной

программы по специальности.

Дисциплины:

Дисциплины предметной подготовки.

Естественно-математические дисциплины (математика, физика, химия).

Общетехнические дисциплины (теоретическая механика, ТММ, сопротивление

материалов, детали машин, гидравлика, теплотехника, ТКМ, ОВЗ, резание

материалов, основы производства, электротехника, радиоэлектроника, ТСО).

Технологические дисциплины:

ТКМ (Кристаллическое и аморфное состояние. Чугун, сталь, медь и

сплавы. Алюминий и его сплавы. Пластмассы. Древесина. Методы и виды

обработки материалов. Основы техники безопасности при обработке

материалов);

ОВЗ (Технологические способы соединений. Взаимозаменяемость и

стандартизация. Допуски и посадки. Шероховатость. Основы технических

измерений);

Резание материалов, станки и инструменты (Методы обработки резанием.

Общие сведения о станках, оснастке, инструментах).

Основы производства (Структура и тенденции развития современного

производства. Перспективные технологии. Производство и окружающая среда).

Графические дисциплины.

Творческо-конструкторские дисциплины.

В связи с этим инженер-педагог должен быть подготовлен к проведению

занятий с учащимися по ручной обработке древесины, металлов и пластмасс,

механической обработке материалов на станках и механизированным

инструментом, электротехническим работам и другим прогрессивным видам

труда.

Материал в программах специальных предметов нередко располагается

концентрически и изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства,

а затем более систематически и углубленно. Например, в специальной

технологии для станочников вначале изучаются общие сведения о токарном

деле и о технологических процессах механической обработки резанием

материалов, устройстве станков, технике безопасности и т.д. как

первоначальные знания, позволяющие выполнять практические работы. А далее

изучаются более основательно углубленные сведения о станках, инструментах,

оснастке и т.д.

Специальная общетехническая подготовка преподавателя, подготовка к

учебной проектной деятельности с учащимися и конструкторско-технологическая

подготовка охватывают одни и те же блоки и модули дисциплин предметной

подготовки (рис. 2).

Рис. 2

Вопросы для самопроверки:

Что называется профессией?

Специальности профессии преподавателя.

Специальная подготовка преподавателя.

Методическая подготовка преподавателя.

Общие требования государственного образовательного стандарта к подготовке

рабочих в отрасли.

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки.

Требования по психолого-педагогической подготовке.

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

Блоки и модули общетехнических дисциплин в цикле предметной подготовки

образовательного стандарта.

Концентричность содержания учебного материала.

3. Сущность, задачи и характеристика общего

политехнического и специального образования;

общетехническая, общетехнологическая и

специальная подготовка как элементы содержания профессионального

образования; факторы,

определяющие содержание специальной подготовки

Академик С. Я. Батышев в системе профессионального образования

выделяет как эффективный блочно-модульный принцип обучения. Блочно-

модульный подход позволяет выделить конкретный "носитель" содержания

обучения, с помощью которого обеспечивается гибкость системы

профессионального образования, настраиваемость ее на адаптивность к

изменяющимся социально-экономическим условиям. Блоки и модули реализуют

одну или несколько целей обучения. Формирование блоков содержания обучения

по профессии широкого профиля при отраслевой и межотраслевой интеграции

профессий может быть следующим:

1. Общеобразовательная подготовка: гуманитарный блок,

естественнонаучный блок.

2. Профессиональная подготовка: общетехнический, общепрофессиональный,

профессиональный блоки (профессия, специальности).

3. Специальные блоки подготовки (1, 2, 3-й). В общем виде содержание

профессионального образования включает общеобразовательную и

профессиональную подготовку.

Содержание блоков профессиональной подготовки: общетехнический блок,

отраслевой блок, общепрофессиональный блок (для группы родственных

профессий), профессиональный блок (учебный материал освоения

соответствующих видов профессиональной деятельности на требуемом уровне).

Специальный блок содержит теоретический и практический учебный

материал, необходимый для освоения специальности, относящейся к профессии,

с выходом на требуемый заказчиком уровень квалификации в соответствии с

типовыми квалификационными характеристиками Минтруда РФ.

Разновидностью специального блока является общепрофессиональный блок.

Этот блок выделяется в том случае, если профессия (учитель) включает

разветвленную сеть специальностей (технология и предпринимательство),

охватывающих широкое технико-технологическое поле, и значительно

различающихся по содержанию труда (технология обработки конструкционных

материалов и техническое творчество, технология обработки тканей,

технология обработки пищевых продуктов, технология сельскохозяйственного

производства). Но для нескольких специальностей профессии можно выделить

общее содержание обучения, которое оформляется в виде общеспециального

блока.

Кроме того выделяются блоки перепрофилирования, которые позволяют на

основе имеющейся профессии (специальности) получить новую, часто - с

переходом в другую сферу экономики:

- блок повышенного профессионального образования;

- бизнес-блок для вхождения в рынок (работа по найму и организация

самостоятельного дела - экономическая, правовая, финансовая,

управленческая, психологическая и маркетинговая подготовка).

- блок опережающей профессиональной подготовки - включает сведения о

новейших достижениях современной техники и технологии в рамках данной

профессии, подготовку специалистов, способных освоить работу в новейшей

технико-технологической среде.

Для нового содержания функциональной грамотности населения и бизнес-

подготовки вводятся бизнес-блоки:

- основы компьютерной грамотности, основы рыночной экономики и

предпринимательства, основы финансовой грамотности, основы правовой

грамотности;

- блок основы санитарно-медицинской грамотности и основы экологической

грамотности (жилища, питания, поездок, общения, рабочего места и т.д.).

Специальная подготовка учителя труда слагалась из общенаучной,

общетехнической, теоретической и практической подготовки по специальности,

связанной с тем разделом труда, по которому учитель обучал школьников.

По В. С. Ледневу процесс обучения непосредственно направлен на

усвоение учащимися опыта. Воспитание и развитие осуществляются

опосредованно. Усвоение опыта, воспитание и развитие в реальном процессе

образования выступают в единстве как “сквозные” линии, не проявляясь в

качестве целостных обособленных единиц, подобных, например, отдельным

курсам или дисциплинам. В качестве основных “сквозных” отраслей образования

выступают общее и специальное образование, а также область их пересечения -

политехническое образование.

Под общим понимается образование, результат которого - способность

человека к выполнению его общекультурных, общечеловеческих функций и видов

деятельности.

В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как

профессиональное образование (среднее, высшее). Специальные технические

предметы, в отличие от общетехнических дисциплин, (общие основы техники,

технологии, экономики и организации производства) содержат сведения об

устройстве и применении различного оборудования, станков, транспортных и

др. рабочих машин, механизмов, приспособлений, инструментов, и др.

характерных для определенных разновидностей производства и выполняемых

работ для более углубленной трудовой подготовки. Базируется специальная

подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической

подготовки работников по определенной специальности или профессии. Материал

в программах специальных предметов нередко располагается концентрически и

изучается сначала элементарно, в форме общего знакомства, а затем более

систематически и углубленно. Например, в специальной технологии для

станочников вначале изучаются общие сведения о токарном деле и о

технологических процессах механической обработки резанием материалов,

устройстве станков, технике безопасности и т.д. как первоначальные знания,

позволяющие выполнять практические работы. А далее изучаются более

основательно углубленные сведения о станках, инструментах, оснастке и т.д.

Специальная подготовка учителя исследовалась В. А. Сластениным и

изложена в его книге[1].

Объем и состав специальной подготовки включают:

- знание объекта, предмета, места и связи "своей" науки, с наукой в

целом;

- владение категориальным строем научных знаний;

- знание методологии и логики научного исследования;

- понимание теоретико-познавательного и практического значения науки;

- знание закономерностей, истории, современного состояния и основных

направлений дальнейшего развития науки;

- понимание пропедевтического характера школьного курса основ науки;

- углубленное знание одной из областей науки, первоначальные навыки

самостоятельного научного исследования;

- умение пользоваться библиографическими справочниками указателями,

проспектами, тематическими каталогами для самостоятельного пополнения

знаний.

В пределах каждой специальности общенаучная подготовка студентов

получает дальнейшую конкретизацию и детализацию.

Содержание методической подготовки студентов модифицируется в

зависимости от конкретной специальности. Она может включать в себя

владение методикой и техникой общетехнической подготовки всех видов, умение

решать теоретические и практические задачи обучения любой трудности, умение

оборудовать на современном уровне учебно-производственные мастерские,

умение выполнить любую технологическую операцию и изготовить изделие,

знание правил безопасности и умение применять и выполнять их в мастерских.

Продвигаясь от основной стадии обучения к специальной, обучающиеся

постепенно обогащают свою память новыми знаниями, у них возникает

потребность в пополнении своих знаний, а это облегчает им решение конечной

цели - овладение профессией.

Проводя аналогию специальной профессиональной производственной

подготовки, для специальной подготовки учителя технологии и

предпринимательства можно утверждать следующее. На специальной стадии

обучения осуществляется дифференцированная специализация студентов с

учетом избранной профессии. При этом студенты вооружаются такими знаниями,

которые отвечают требованиям развития техники и технологии данной отрасли

производства. Однако, разрабатываемые в централизованном порядке учебные

программы не могут в одинаковой степени удовлетворять все требования даже

одной отрасли. Подготовка студентов по одним и тем же профессиям по

различным отраслям промышленности имеет свои особенности.

На специальной стадии технологической подготовки студентов они

опираются на те знания, которые они приобрели на основной стадии обучения.

Функции преподавателя - помочь студентам усвоить теоретические знания и

научить применять эти знания на практике.

Среди существующих систем обучения наиболее актуальны инвариантно-

модульная и проблемно-аналитическая системы С. Я. Батышева. Основой

первой является стадийная теория профессионального обучения. В ней учебный

процесс делится на две стадии: основную (стабильную) и специальную

(динамичную). Во второй системе весь учебный материал делится на отдельные

учебные проблемы, имеющие самостоятельное значение: определяются элементы,

из которых складываются в процессе труда по данной проблеме, и функции

умственной деятельности обучающихся, необходимые для выполнения работ по

регулированию технологических процессов и оборудования. Цели образования в

педагогическом процессе воплощены в содержание образования, которое

определяет формы, методы и средства обучения.

Основными принципами разработки содержания обучения являются:

- отражение в программах современных достижений науки, техники и

передовой технологии;

- отражение политехнического принципа;

- отражение взаимосвязи общего и профессионального технологического

образования;

- определение основных идей учебных предметов применительно к учебной

деятельности (специфические для каждого предмета, сопоставив с другими

предметами);

- отражение опыта новаторов;

- ориентация на дальнейший рост квалификации; - отражение развития

технического мышления;

- отражение в программах Федерального компонента (основного и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.