скачать рефераты

МЕНЮ


Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

Профессионально важными качествами общетехнической подготовки личности

будущего преподавателя могут быть: моральные и общечеловеческие ценности,

технологическое мировоззрение, проектное конструкторско-технологическое

мышление, этика, эстетика, конструкторско-технологические умения, знания и

навыки, организаторские способности, педагогическое самообразование,

компетентность, профессиональное мастерство, творчество, мобильность,

психолого-педагогическая способность и такт, умение выявления и развития

потенциальных возможностей учащихся, научное владение оценкой результатов

учения.

В свою очередь, технология реализации разработанной дидактической

системы также есть комплексная, интегративная система, включающая

упорядоченное множество операций и действий, обеспечивающих педагогическое

целеопределение, содержательные информационно-предметные и процессуальные

аспекты, направленные на освоение ЗУН и формирование личностных качеств

обучаемых (Д. В. Чернилевский). Технологии обучения - это технологии

передачи содержания образования, то есть методы и способы обучения,

организации учебного процесса. При этом дидактический процесс определяется

как совокупность действий преподавателя и познавательной деятельности

студентов.

Педагогические технологии обусловлены целью и результатом

функционирования дидактической системы. Цель - это планируемый результат.

Достижение цели осуществляется через деятельность посредством решения

задач. Целью инженерной подготовки студентов запрограммировано

формирование у них инженерных умений и освоение технологий формирования

этих умений у учащихся. Умения рассматриваются как способность осуществлять

инженерную деятельность. А знания выступают вторичными, как понятия и

системы понятий реального мира. Таким образом, знания служат умениям.

Задать цель общетехнической подготовки - значит выявить и

сформулировать систему инженерных умений, которыми должны овладеть

студенты. Лишь затем отбираются знания, необходимые для формирования

умений. Это, например, знания объектов конструирования и процессов

обработки. К ним обязательно добавляются знания о самой инженерной и

трудовой деятельности, о методах и приемах решения инженерных задач. Эти

два вида знаний и составляют научное содержание инженгерной подготовки.

Инженерной деятельности характерны этапы: мотивационный,

ориентировочный, материальный, внешнеречевой (устная и письменная речь),

беззвучной устной речи, умственного или внутриречевого действия. Уровни

этой деятельности: знакомство, воспроизведение, умения и навыки,

творчество. Уровни овладения инженерной подготовкой определяются как умения

выполнять действия: с опорой на описание, с вспоминанием, умственно.

Проведем краткий обзор и анализ обобщенных педагогических технологий с

характерными признаками, приемлемых для формирования общетехнической

подготовки студентов:

- проблемное обучение - развитие познавательной активности, творческой

самостоятельности;

- концентрированное обучение - блочно-модульная система, создание

структуры учебного процесса по психологическим особенностям;

- модульное обучение - учет и реализация индивидуальных потребностей

личности по индивидуальным программам;

- развивающее обучение - развитие личности по способностям в различных

видах деятельности;

- дифференцированное обучение - создание оптимальных условий для

выявления задатков личности, развития интересов и способностей согласно

минимуму знаний (образовательный стандарт);

- активное (контекстное) обучение - организация активности по

содержанию будущей профессиональной деятельности;

- игровое обучение - личностно-деятельностный характер приобретения

ЗУН.

Технологии активного обучения (ТАО) реализуются через информацию и

через деятельность (А. А. Вербицкий). Учебная деятельность академического

типа - квазиопрофессиональная деятельность, то есть учебно-профессиональная

деятельность. Информация выступает средством для освоения действий и

операций профессиональной деятельности. Контекстное обучение студентов

представляет интеграцию различных видов деятельности: учебной, научной,

практической. В ТАО преподаватель и учитель становятся менеджерами

образования.

ТАО подразделяют (Н. В. Борисова) на не иммитационные и иммитационные

(контекстные). Все они приемлемы к инженерным дисциплинам.

Иммитационные - стажировка без должности, курсовые работы, дискуссии,

программированное обучение, проблемная лекция и другие.

Иммитационные - игровые и неигровые (конкретные ситуации - исследование

реальной обстановки). Метод анализа конкретных ситуаций по результатам

проведенных нами АРИЗ развивает аналитическое и конструкторско-

технологическое мышление студентов, образует системный подход к проблеме,

выделяет правильные и неправильные решения, позволяет выбрать критерии

оптимального решения ситуации (проблема, оценка, иллюстрация, упражнение),

устраняет когнитивные барьеры.

В центр ТАО ставится деловая игра как наиболее сложная технология

активного обучения контекстного типа, как универсальное и наиболее

эффективное средство обучения. Игровое проектирование (курсовое, дипломное)

зачастую перерастает в реальные проекты. Деловая игра разработки проекта с

педагогикой сотрудничества побуждает познавательную активность и учебную

деятельность студентов, содействует самостоятельности мышления и овладению

ЗУН.

Активными методами общетехнической подготовки являются соответствующие

научные дискуссии, деловые игры, моделирование производственных и

педагогических ситуаций. Они отражают суть будущей профессии, формируют

профессиональные качества личности будущего специалиста, являются полигоном

отработки профессиональных умений и навыков, содействуют анализу ошибок и

их сведению к минимуму в реальной действительности, устранению когнитивных

барьеров (педпрактика), трудностей вербального (словесного) и невербального

(жесты) общения.

Сущность проекта как деловой игры заключается в актуализации,

накоплении и трансформации знаний в умения и навыки, накоплении

профессионального опыта личности преподавателя и ее развитии. Студенты

становятся творцами не только профессиональных ситуаций, но и собственной

личности.

Таким образом, творческий учебный проект студента представляет

идеальную модель деловой игры. В процессе проектирования и конструирования

используется модульный принцип, состоящий из последовательных блоков

действий (алгоритмов) и входящих в них операций. Блок действий в общем

случае включает обоснование актуальности проекта; выбор материалов;

разработку конструкции изделия, чертежей и технологии изготовления изделия;

непосредственно сам процесс изготовления; испытание и доработку;

безопасность, экономичность и экологичность изделия; защиту и оценку

проекта.

Контроль процесса конструкторско-технологической учебной деятельности

(подготовленности) студента представляет собой проверку хода и результата

усвоения материала, умений, знаний, навыков (УЗН) согласно цели по уровням

освоения: представление, воспроизведение, умения и навыки, творчество.

Причем, творчество проявляется в продуктивной активности человеческого

сознания в виде рационализаторства и изобретательства, на уровнях

субъективной и объективной новизны.

Наиболее эффективно зарекомендовало мотивационное учение посредством

умения выполнения творческих заданий с приобретением знаний и отработкой

навыков (ТММ, ОВЗ, Резание материалов, станки и инструменты). Учебная

инженерная деятельность (УД) представляет последовательность и сумму

ориентировочной основы действия (ООД), исполнительных действий (ИД) и

контрольных действий (КД). Результатом является инженерная подготовленность

как способность оперировать необходимыми и достаточными ЗУН для решения

инженерных задач и воспитанность как показатель отношения студента к

окружающему миру.

Свойства всесторонности оценки инженерной подготовленности студента:

объективность, качество и количество, точность, надежность, современность,

результативность.

Оценка в общем виде состоит из педагогического метода оценки и объекта

проверки и оценки.

Педагогический метод оценки предусматривает критерии оценки и включает

цель, содержание и формы задания - способ получения исходных данных.

Объект проверки и оценки или предмет оценивания включает результаты

деятельности: обученность, воспитанность, развитость способностей -

исходные данные.

Все это подлежит обработке с получением результатов по качеству и

показателей по эффективности и итогового результата (отметки).

Возможен рейтинговый контроль ЗУН: входной, текущий, рубежный,

итоговый, промежуточный (тестами), отсроченный (остаточные ЗУН).

Тест - инструмент и метод для измерения свойств человека. Это система

заданий, включающая не вопросы и задачи, а утверждения. Тесты

подразделяются на педагогические, психологические, социологические,

социально-психологические, культурологические и другие. Педагогический тест

представляет собой систему заданий возрастающей трудности специфической

формы.

Нормативно-ориентированный подход к тестированию позволяет сравнивать

учебные достижения студентов друг с другом. Критериально-ориентированный

подход позволяет выяснить, в какой степени студенты овладели необходимым

учебным материалом (в % высший и низший баллы). Тестирование популяций

осуществляется на всех студентах и таким образом выявляется сложность

теста.

Проводится выборка стандартизации - группа, которая адекватно отражает

состав популяции (репрезентативность выборки), для чего пропорционально

представлялись все возрастные (1 - 5 курсы) группы популяции. Результаты

проведения теста на этой выборке явились тестовыми нормами.

Сопоставлением индивидуального балла с нормами получается объективная

оценка каждого испытуемого по сравнению с уровнем подготовки других

студентов не зависимо от принадлежности к сильной или слабой группе.

Существует два вида критериально ориентированных тестов:

- оценка доли полного объема материала, которую усвоил испытуемый

(общая сумма ЗУН принимается за 100%). Уровень учебных достижений

определяется в %;

- перевод тестовых баллов в традиционную систему оценок в зависимости

от содержания и планируемой трудности теста, например: 100 - 90 % - 5

баллов, 90 - 80 % - 4 балла, 80 - 60 % - 3 балла, менее 60 % - 2 балла.

Содержание теста отражает цель, ЗУН, спецификацию как набор

описательных схем, репрезентативность заданий содержанию, системность

подхода к изучению и отражению учебного материала (деление на блоки).

Вопросы для самопроверки:

Роль общетехнических знаний и умений в современных технологиях

промышленных производств.

Показатели и критерии умений выполнения элементов профессиональной

подготовки.

Формирование конструкторско-технологического мировоззрения и умений в

процессе учебной проектной деятельности.

Системность в формировании инженерных умений.

Основные принципы инженерной проектной деятельности.

Методология обучения инженерным дисциплинам в преобразующей материальный

мир деятельности.

Мотивация, методы и формы инженерной преподавательской деятельности.

Обобщенные педагогические технологии преподавания общетехнических

дисциплин (проблемное, концентрированное, модульное и др. обучение).

Реализация технологий активного обучения (ТАО) через творческую проектную

деятельность как деловую игру.

Тестирование и его технологии в профессиональном обучении.

8. Целевая ориентация, стимулирование

и мотивация учения, формирование новых знаний, умений, навыков;

оптимизация форм,

методов и средств в ходе реализации

педагогических проектов

В образовательной области "Технология" основной дидактической единицей

предусматривается проектная деятельность учащихся. В связи с этим

заслуживает интерес рассмотрения генезиса понятия проектной деятельности.

Деятельность - важнейшая форма проявления активного отношения человека

к окружающей действительности (Педагогическая энциклопедия. - М.:

Издательство "Советская энциклопедия", 1964).

Деятельность - специфичная форма общественно-исторического бытия

людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной

действительности (Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное

издательство "Большая Российская энциклопедия", 1993).

Любая деятельность, осуществленная ее субъектом, включает в себя цель,

средство, сам процесс преобразования и его результат.

Цель деятельности возникает у человека как образ предвидимого

результата созидания.

Действие как составляющая деятельности рассматривалось Дж. Дьюи в

русле философии прагматизма. Действия он рассматривал в качестве

инструменталистского содержания понятий.

Подлинная деятельность всегда связана с преобразованием

действительности.

В психологии принято рассмотрение структуры деятельности, включающей

следующие ее составляющие: потребность, мотив, задача, средства (решения

задачи), действия, операции [6] .

Деятельность подразделяется на индивидуальную и коллективную.

Использование понятия деятельности в психологии позволяет изучать

сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся

действительностью. От уровня ее развития и конкретных особенностей ее

предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и

способностей человека (его восприятия и т.д.), характер межличностных

отношений, черты и качества личности.

В качестве мотивов деятельности выступают различные потребности,

интересы, склонности, чувства, сознание долга, ответственности. Наличие

мотивов придает деятельности определенный смысл, определяет ее значимость

для человека.

Деятельность всегда имеет определенную направленность. В итоге ее

всегда должно быть что-то достигнуто. Действуя, человек мысленно предвидит

результат своих действий.

Особую важность для современного человека имеют отдаленные,

перспективные цели, связанные с жизнью коллектива, с целями общества.

Деятельность человека характеризуется также и определенными

средствами, с помощью которых она осуществляется. К ним относятся

материальные орудия, способы их употребления, языковые средства,

зафиксированные в них знания, приемы умственной работы и т.д. Успешное

выполнение всякой деятельности требует овладения необходимыми для нее

средствами и предполагает формирование у человека умений и навыков

пользоваться этими средствами.

Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе

деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее

условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть

своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять

процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. Владея

средствами, техникой и технологией деятельности, человек становится

мастером своего дела, получает возможность творческого его выполнения.

Важнейшее условие успешной деятельности - осуществление ее со знанием

дела. Познавательная основа деятельности имеет определяющее значение в

формировании таких ее качеств, как перспективная направленность,

сознательная мотивация, планомерный характер. Требуя различных

познавательных процессов, деятельность в свою очередь создает условия для

их успешного протекания и развития. Как показали исследования психологов

(А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) именно в деятельности развиваются

ощущения, восприятия, процессы памяти, мышления, воображения, формируются

знания, приобретается жизненный опыт, возникают новые потребности и

интересы, эмоциональные и волевые, умственные и нравственные свойства

человека. Развиваются его общие и специальные способности. Тем самым

создаются внутренние условия для развития самой деятельности, обогащения ее

содержания , возникновения новых ее видов и форм (Леонтьев А. Н. Проблемы

развития психики. - М., 1959).

В процессе развития человечества единая трудовая деятельность

дифференцировалась с выделением физического и умственного труда. Если

физический производительный труд направлен на направлен на создание

материальных благ, то умственный труд направлен на познание

действительности, образование новых научных понятий, теорий и т. д. и

осуществляется посредством не только умственных, но и практических

действий.

Индивидуальное развитие деятельности определяется внутренними и

внешними условиями в их единстве. От рождения ребенок наделен естественными

возможностями развития деятельности, которые реализуются в ходе созревания

его организма, взаимодействия с окружающей естественной и общественной

средой, общения ребенка с другими людьми, усвоения им общественно

выработанных действий.

В этом процессе ребенком приобретаются жизненный опыт, развиваются

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.