скачать рефераты

МЕНЮ


Учебно-методическое пособие для преподавателя специальности Профессиональное обучение

психические свойства, что создает внутренние условия для перехода от

простых движений к предметным действиям, для формирования целей, мотивов и

способов деятельности ребенка, развития его самостоятельности. Деятельность

ребенка (игра, учение) осуществляется в единстве с развитием его психики,

сознания. Формирование ее проходит ряд возрастных этапов, каждый из которых

имеет свои характерные особенности.

Учение, соединяемое с трудом и игрой, представляет собой деятельность,

направленную на усвоение знаний, умений и навыков, выработанных

человечеством. Овладевая основами наук и трудовой культуры, учащиеся

готовятся к участию в создании материальных и духовных ценностей, к

предстоящей им деятельности на пользу общества. Содержание и формы

деятельности усложняются и разнообразятся в соответствии с ростом

возможностей учащихся. Возникают различные формы учебной, познавательной,

теоретической деятельности.

Учение - необходимое условие усвоения богатств, выработанных

человечеством. Успех усвоения зависит от того, что и как делают учащиеся с

материалом, подлежащим изучению.

К. Д. Ушинский писал, что хорошим является то учение, при котором

учащиеся по возможности учатся сами, а учитель дает материал и руководит

этим процессом. Отсюда вытекает важнейшее значение активизации процесса

обучения, всемерного развития инициативы и самостоятельности учащихся в

приобретении знаний. Учение осуществляется посредством не только

познавательных (умственных), но и практических действий.

В педагогическом руководстве всесторонним развитием подрастающего

поколения важное значение имеет правильное соединение учения, труда и

других видов деятельности, учет возрастных особенностей и закономерностей

развития, постепенный переход от более простых к более сложным видам

деятельности, от близких целей к более далеким, перспективным целям,

введение в жизнь детей и молодежи "перспективных линий", являющихся по

словам А. С. Макаренко, источником "завтрашних радостей".

Проектирование (- брошенный вперед) как процесс деятельности - процесс

создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного

объекта, состояния (Большой энциклопедический словарь. - М., 1997).

Различают этапы и стадии проектирования.

Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-

строительным, машиностроительным, технологическим и др.) начали

складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных

систем (решающих, познающих, эвристических, прогнозирующих, планирующих,

управляющих и т.д.), трудовых процессов, организаций; экологическое

социальное, инженерное, психологическое, генетическое проектирование.

Проектирование в строительстве, технике - разработка проектной,

конструкторской и другой технической документации, предназначенной для

осуществления капитального строительства, создания новых видов и образцов

продукции промышленности.

В процессе проектирования выполняются технические и экономические

расчеты, схемы, графики, чертежи, пояснительные записки, макеты,

составляются спецификации, сметы, калькуляции, описания (БСЭ. - М:

Издательство "Советская энциклопедия", 1975).

Проект - комплект указанной документации и материалов (определенного

состава).

Проекты подразделяют на индивидуальные и типовые. В индивидуальных

проектах широко используются типовые проектные решения.

Проектирование новых видов и образцов машин, оборудования, аппаратов,

приборов и другой продукции всех отраслей промышленности, или

конструирование, представляет собой разработку исходных данных (чертежей,

спецификаций, технических условий по монтажу, наладке, уходу и другой

конструкторской документации), необходимых для производства и последующей

эксплуатации продукции. При этом широко используются стандарты,

нормализованные детали, унифицированные узлы, агрегаты.

Задание на проектирование содержит наименование объекта, место

строительства, номенклатуру продукции, мощность производства и другие

данные и условия строительства и составляется заказчиком с участием

проектной организации.

Инженерные изыскания осуществляются для получения данных, необходимых

для технически правильного и экономически целесообразного решения основных

вопросов проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

Проект на строительство или реконструкцию объекта может иметь две

стадии: технический проект и рабочие чертежи; или выполняться в одну стадию

- технорабочий проект.

На стадии технического проекта разрабатываются основные вопросы

организации, технологии и экономики производства, принимаются

конструктивные решения, составляется смета, определяются технико-

экономические показатели.

В проектировании различают этап конструирования и его стадии:

проектное задание или эскизный проект, технический проект, рабочий проект.

Таким образом проект - важнейшее звено технического прогресса,

связывающее результаты науку с производством. В проектах реализуются

результаты научных исследований, используются достижения передового опыта.

Вопросы для самопроверки:

Определение деятельности.

Психолого-педагогическая категория деятельности.

Психолого-педагогические составляющие деятельности.

Мотивы деятельности.

Учебная проектная деятельность и ее модели.

Структура и состав творческого учебного проекта.

Роль деятельности в профессиональном обучении.

Техническое проектирование и технические проекты.

Инженерные изыскания.

Этапы и последовательность изготовления изделия.

9. Методология, методы, критерии и показатели оценки профессиональной

подготовки;

сущность, задачи и требования к контролю

В решении задач педагогической науки значительная роль принадлежит

методам исследования. Эти методы позволяют определять способы и средства

достижения как научных, так и дидактических целей при подготовке

специалистов высокой квалификации. Методам науки принадлежит стратегическая

роль в научном поиске и прогнозировании. Они позволяют исследовать,

подтверждать или опровергать гипотезы.

Метод в широком понимании включает и эмпирические методы (эксперимент,

наблюдение), и точные доказательные методы. Но характерным для

педагогического исследования становится метод его экспериментального

изучения с доказательной проверкой математическими методами.

Под методами исследования в педагогике понимают способы решения научно-

исследовательских задач. Это разнообразные инструменты проникновения

исследователя в глубину исследуемых объектов.

Методы исследования (анкетирование, беседы, наблюдения, контрольные

работы, педагогический эксперимент, комплексный и другие) используются для

установления зависимости между определенным педагогическим воздействием и

достигаемыми при этом результатами в обучении, воспитании, развитии.

Методы позволяют:

- выявить зависимости между определенным условием (системой условий)

и достигаемыми педагогическими результатами;

- определить зависимости между системой педагогических мер или

условий и затратами времени, усилий;

- сравнить эффективности нескольких вариантов;

- доказать рациональность определенной системы мер по ряду критериев

одновременно при соответствующих условиях;

- обнаружить причинные связи.

Принцип совокупности методов исследования означает, что для решения

любой научной проблемы используются не один, а несколько методов. В научных

исследованиях должен реализовываться и принцип адекватности метода существу

изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть

получен (П. И. Пидкасистый).

Методология трактуется как учение о научном методе познания.

Методология - это и совокупность методов, применяемых в науке. В

энциклопедическом словаре (1984 г.) дается определение методологии как

учении о структуре, логической организации, методах и средствах

деятельности. В науке методология рассматривается как учение о принципах

построения, формах и методах научного познания. В педагогике наиболее

адекватным является определение методологии как учения о принципах,

методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической

действительности.

Методология как совокупность методов и способов решения научно-

исследовательских задач, как учение о структуре, логической организации,

методах и средствах деятельности, в частности методология науки и практики

рассматривается как неотъемлемая часть теоретических и прикладных процессов

управления их функционированием и развитием.

Разработка методологии предусматривает решение следующих задач:

- предпроектное исследование сторон педагогического процесса;

- проектирование жизненного цикла (внедрение, место, режимы, условия

обеспечения непрерывной деятельности, развитие);

- разработка лингвистического обеспечения системы (запись и адаптация

системы, программирование, натурный эксперимент);

- экономическое обоснование;

- подготовка документов сопровождения (инструкций, методических

указаний, рекомендаций пользователям).

Различные преобразования педагогических систем, связанные с

инновационными процессами, совершенствованием устаревших систем обучения и

воспитания, реформой образования и т. п. подчиняются многоаспектному

сочетанию методологических предписаний. Среди них в исследованиях

выделяется разработка критериального аппарата. Сущность его заключается в

предварительной разработке инструментария, с помощью которого можно

установить степень эффективности или неэффективности педагогической

структуры, чтобы убедиться в необходимости нововведений.

Эксперимент организуется методологическими предписаниями - поиском

экспериментальной базы по правилам репрезентативной выборки и

предэкспериментальной разработкой показателей и критериев оценки

эффективности.

Научное экспериментирование разбивается на ряд этапов:

- определение задачи;

- формулировка гипотезы;

- построение схемы и условий проведения эксперимента;

- проведение эксперимента - оценка гипотезы - принятие или отклонение

гипотезы;

- внесение корректив, составление выводов и заключений.

Исходные суждения в формировании понятий и научном исследовании по тем

или иным принципиальным положениям, принимаемым без доказательства,

рассматриваются как постулат.

Гипотетический метод (гипотеза) рассматривается как вероятное

предположение развития каких-либо явлений, достоверность которых еще не

подтверждена.

Требования к гипотезе предъявляются следующие:

- наличие новизны в открытии, в объяснении явления;

- указание средств и методов подтверждения гипотезы;

- распространение гипотезы на широкий класс явлений;

- четкость и определенность формирующих ее доводов;

- преемственность гипотезы с предшествующим развитием данной научной

области.

Только проверенная и доказанная научная гипотеза переходит в научную

теорию, которая становится объективным содержанием данной области знания и

открывает возможности практического применения.

Традиционно педагогический эксперимент (П. И. Пидкасистый) приводится

(и осуществляется нами) по следующей инвариантной схеме:

- разрабатывается некоторая новая педагогическая конструкция (метод,

средство, система, комплекс, модель);

- составляется программа ее опытной проверки на эффективность;

- подбираются надежные критерии оценки по достаточно диагностичным

единичным или комплексным показателям;

- отрабатывается регламент процедур проверки, подготавливается

экспериментальная база и условия реализации опытной педагогической

конструкции;

- проводится эксперимент и подводятся итоги по реальным показателям с

помощью выбранных критериев оценки.

Научное прогнозирование общетехнической подготовки может быть

осуществлено с использованием следующих экспериментальных методов:

- морфологический анализ связей и отношений компонентов системы,

прогноз возможных изменений изучаемого объекта на основе тенденций развития

(построение дидактической структуры);

- экспертный анализ (Дельфи) сводится к сбору мнений специалистов

данной области по прогнозируемому вопросу (в частности, оценка результата);

- дерево целей, последовательное построение целей прогнозирования

высшего уровня, исходя из состояния и путей развития объекта и его

составляющих на более низких уровнях (модель и система подготовки учителя);

- программное прогнозирование, определяет и формирует в программу

гипотетические концепции, пути достижения целей;

- исследовательское прогнозирование, анализирует и оценивает систему

прогноза, исходя из закономерностей развития системы, опыта и наблюдаемых

тенденций.

Показатели эффективности могут обеспечивать оценку состояния учебного

процесса по параметрам: затраты времени и труда, объем и качество

полученных знаний; возможности применяемых средств, форм и методов

обучения; приспособляемость системы к изменяющимся условиям обучения,

соответствие проведенной учебной работы целям и задачам обучения;

оптимальности регулирования и управления учебным процессом

(С. И. Архангельский).

По мнению некоторых дидактиков применение широко распространенного в

дидактике качественного метода оценки может направлять исследователя в

необъективную сторону изучения системы учебного процесса. Возникшая

проблема соединения количественных и качественных явлений в теории обучения

высшей школы сложна. Поэтому нами проведен поиск таких теоретических

положений, которые бы позволяли в оценке структуры системы обучения, ее

состояния, связей и отношений ее компонентов находить пути однозначного

разложения признаков на элементарные составляющие (единичные оценки) и их

последующего объединения (интеграции), например, в комплексный

количественно-качественный критерий.

В обучающей системе деятельность педагога регламентируется

дидактическим треугольником, связывающим передачу знаний, усвоение знаний и

формирование системы знаний в соответствии с целями и задачами обучения.

Преподаватель определяет пути, формы, средства и методы передачи, усвоения

и формирования знаний, осуществляет контроль над состоянием этих знаний,

оценивает результаты обучения того или иного учебного процесса.

В многофакторных (многокомпонентных) педагогических экспериментах

возможно одновременное исследование каждого и многих компонентов

(элементов) дидактической системы, входящих в состав одного или нескольких

детерминант обучения: содержание, методы, средства и организационные

формы. Исследуемые компоненты системы в многофакторных экспериментах

предусматриваются независимыми и являются входными параметрами.

Многофакторный эксперимент требует также постоянства других, не

исследуемых факторов как условий протекания педагогического процесса.

Однако, практически как исследуемые компоненты системы не могут быть

абсолютно независимыми (изолированными), так и условия опытов не могут быть

постоянными. Процесс обучения изменяется во времени и в качественных

состояниях (контингент и уровень подготовки студентов, мастерство

преподавателя, социально-экономические условия, требования образовательных

стандартов и др.). Это, как показали результаты наших исследований,

вызывает определенные трудности в планировании, постановке и проведении

педагогических экспериментов, вносит погрешности в достоверность и

точность результатов исследования. Здесь весьма важно не только грамотное

планирование и постановка многофакторного эксперимента, но и его

проведение.

Характерными особенностями экспериментального метода исследования

являются:

- возможность изучения специально организуемых воссоздаваемых явлений

действительности, с точным определением детерминирующих воздействий;

- проведение исследования в удобное и специально организованное время;

- создание специальных условий, обеспечивающих независимость

эксперимента от внешних влияний;

- дополнение содержания явления новыми компонентами, изменяющими

развитие (учебными пособиями, методическими разработками, проектами и

т.д.);

- выявление данных, оцениваемых с помощью специальных приборов и

расчетов (цифр, формул, графиков, полученных на ПЭВМ);

- использование статистических методов обработки экспериментальных

данных (проверка адекватности модели, значимости коэффициентов регрессии,

однородности дисперсий, конкордации экспертов и т.д.).

Эксперимент может быть лабораторным и естественным (констатирующим и

формирующим). Характерным для естественного эксперимента является активное

вмешательство исследователя в изучение отдельных компонентов объекта

изучения, но проводимое в естественных неизменяемых условиях.

Констатирующий эксперимент - это наблюдение за работой учащихся во

всех видах учебной деятельности: анкетирование, интервьюирование, рейтинг,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.