скачать рефераты

МЕНЮ


Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние родительских отношений на развитие и преодоление

тревожности у детей старшего дошкольного возраста».

Выполнила студентка 6 курса

факультета дошкольной педагогики

и психологии

Черненко Ю.В.

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии,

Серёдкина Н.Д.

Сдана на рецензию

…………………….

Допущена к защите

…………………….

Защищена

…………………….

Иркутск 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

– 3-5

Глава 1. Теоретические основы развития и преодоления тревожности

у детей в системе родительских отношений.

1.1.Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

– 6-11

1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

у детей старшего дошкольного возраста.

– 11-16

1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-

родительских отношений.

– 16 -20

Глава 2. Изучение особенностей развития детско-родительских отношений

в семье (на материалах констатирующего этапа исследования).

– 21 -30

Глава 3. Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических

условий для преодоления тревожности у детей шестого года

жизни

в системе детско-родительских отношений.

– 31-39

Заключение.

– 40

Библиография.

– 41-42

Приложение.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое здоровье детей зависит от социально-экономических,

экологических, культурных, психологических и многих других факторов.

По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина

и других) ребёнок как самая чувствительная часть социума подвержен

разнообразным отрицательным воздействиям.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные

исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и

страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва

и другие).

Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как

указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И. Коган и другие,

является психологический микроклимат семьи.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,

действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться,

сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения

с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и

негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,

открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других, родительские отношения –

это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны

обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и

взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Поэтому актуальность проблемы детско-родительских отношений остается

неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и

практики. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей

работе.

Цель исследования – апробировать систему работы по преодолению

тревожности у детей.

Объект исследования – детская тревожность и причины ее возникновения.

Предмет исследования – процесс совершенствования детско-родительских

отношений с целью преодоления тревожности у детей.

Гипотеза: мы предполагаем, что для устранения тревожности у детей

старшего дошкольного возраста необходимо усовершенствовать детско-

родительские отношения, а это возможно при условии:

а) создания обстановки эмоционального комфорта и психологического

благополучия ребенка в семье;

б) изучения особенностей стилей детско-родительских отношений;

в) комплексного использования средств и методов психолого-педагогической

коррекции в системе детско-родительских отношений.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены

следующие задачи:

1.Выявить теоретические основы проблемы влияния родительских отношений

на развитие и устранение тревожности у детей.

2.Отобрать диагностические методики, направленные на выявление

тревожности у детей в системе родительских отношений.

3.Апробировать коррекционную программу по развитию положительных детско-

родительских отношений, выявить ее развивающий эффект.

Методологическая основа:

Методологической основой являются теоретические концепции ведущих

отечественных психологов: В.С.Мухиной, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о

закономерностях развития детской психики, понимание дошкольного детства как

особого периода в становлении личности. А также исследование ряда работ

авторов, которые изучали семью и семейные отношения: Л.Д.Столяренко,

С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров, И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и

другие.

Методы исследования:

1.Анализ справочной психолого-педагогической литературы.

2.Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

3.Количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость работы состоит в разработке коррекционной

программы по преодолению тревожности у детей в системе детско-родительских

отношений.

Организация работы:

Экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское.

В исследовании принимало участие 30 детей и 30 родителей.

Структура и объем работы:

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения,

библиографии и приложения. Основное содержание изложено на

страницах.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Понятие «родительские отношения», виды, критерии.

Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка,

рассмотрим её значение в его жизни.

Семья как определённая социальная общность волновала умы философов,

историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но на

сегодняшний день в современной науке так и нет единого определения понятия

«семья», хотя попытки сделать это предпринимались великими мыслителями

много веков назад (Аристотель, Гегель, Кант, Платон и другие).

В психологическом словаре для родителей находим следующее определение

семьи:

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены

которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и

взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловлены различием полов и

половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических

отношений» (40).

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семья – это социально-

педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального

удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и

самоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).

В социологии семья рассматривается как:

-первичная социальная группа, в которой начинается и протекает социальная

жизнь человека;

-основной фактор в социализации;

-социальный институт, регулирующий различные стороны жизни на основе

принципов и правил, принятых в обществе;

-социальная система, все члены которой имеют определённые статус и роли;

-общность, для которой характерна особая система межличностных отношений.

По мнению исследователей, занимающихся проблемами

семьи

(И.М. Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может

выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в воспитании

ребёнка.

Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто,

кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше,

не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой

другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в

воспитании детей, сколько может сделать семья.

По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, «семейное воспитание» – это

система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной

семьи и силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. Оно должно основываться на

определённых принципах и иметь определённое содержание, которое направлено

на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должно основываться на

определённых принципах:

-гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание посильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.

Реализация этих принципов будет зависеть и от типа воспитания:

Автократический – когда все решения, касающиеся детей, принимают

исключительно родители.

Авторитетный, но демократический – в этом случае решения принимаются

родителями совместно с детьми.

Либеральный – когда при принятии решения последнее слово остаётся за

ребёнком.

Хаотический – управление осуществляется непоследовательно: иногда

авторитарно, иногда демократически, иногда либерально.

Основой семейного микроклимата, по мнению исследователей А.С.

Макаренко, А.В. Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других,

являются межличностные отношения, которые и определяют его климат.

Именно по отношению родителей к своему ребёнку, как считает Е.М

Волкова, можно предположить, каким он станет в будущем.

По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина, «родительские отношения» – это

система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов,

практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера

и личности ребёнка, его поступков.

Проблемой влияния родительского отношения к ребёнку занимались такие

исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М. Балинский, В.Н.

Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.

С. Соловейчик считает, что отношения родителей к ребёнку отличаются

высокой психологической напряжённостью и многообразны в своих проявлениях.

Наиболее частыми, по его мнению, типами отношений являются: внимательное,

боязливое, тщеславное, сердитое, раздражительное, приспособляющееся,

общительное, сенсационное, настойчивое, постоянное, уверенное,

обнадёживающее.

П.Ф. Лесгафт выделил шесть позиций родителей по отношению к детям,

оказывающих влияние на поведение ребёнка:

1.Родители не обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких

семьях дети часто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается

невысокий интеллект или задержка умственного развития.

2.Родители постоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом

совершенства. Дети чаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными,

самоуверенными.

3.Гармоничные отношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются

добросердечием и глубиной мышления, стремлением к знаниям.

4.Родители постоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его.

Ребёнок растёт раздражительным, эмоционально неустойчивым.

5.Родители чрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми,

социально незрелыми.

6.Родители, на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их

дети растут с пессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не

влияют, то дети спокойны, скромны.

А.С. Макаренко обращает внимание на такие отношения в семье как

сосуществование, конфронтация, содружество.

В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяет следующие типы семейных

отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование, паритет, сотрудничество.

Е.М. Волкова рассматривает лишь типы благополучных семей.

А.В. Петровский выделяет диктат, опеку, паритет и сотрудничество.

Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В. Петровским, Е.М. Волковой типы

семейных отношений, мы определили следующие:

Диктат – систематическое подавление инициативы другого.

Опека – отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом

удовлетворение всех потребностей ребёнка.

Невмешательство – предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и

«детей».

Сотрудничество – предполагает опосредованность межличностных отноше-ний

общим целям и задачам совместной деятельности.

Паритет – ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной

выгоде всех членов союза.

А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье, определённые для него

родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька», «болезненный

ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).

В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие

критерии родительских отношений:

1.«Принятие – отвержение».

Принятие: родителю ребёнок нравится таким, какой он есть. Он уважает

индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.

Отвержение: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособ-

ленным, неудачливым, по большей части испытывает к ребенку злость, досаду,

раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.

2.«Кооперация» – родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается

во всем помочь ему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие

способности, испытывает чувство гордости за него.

3.«Симбиоз» – родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему

маленьким и беззащитным. Родитель не предоставляет ребенку

самостоятельности.

4.«Авторитарная гиперсоциализация» – родитель требует от ребенка

безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ему

свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель

пристально следит за социальным поведением ребенка и требует социального

успеха.

5.«Маленький неудачник» – в родительском отношении имеется стремление

инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную

несостоятельность. Ребёнок представляется неприспособленным, неуспешным,

открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребёнка от

трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ литературы показывает, что, несмотря на разнообразие понятий,

описывающих родительские отношения, практически во всех подходах можно

заметить, что родительское отношение по своей природе противоречиво.

Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента в

родительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как

принятие, любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка,

контроль, направленность на воспитание определённых качеств).

Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что

взаимоотношения в семье могут носить разноплановый характер. На детско-

родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают

взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье.

Под влиянием типа родительских отношений формируется его личность.

Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина и других показали,

что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и

особенностями сотрудничества с родителями.

Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии родительских

отношений на эмоциональное развитие ребенка.

1.2. Влияние родительских отношений на проявление тревожности

у детей старшего дошкольного возраста.

Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских

отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность.

В психологической науке имеется значительное количество исследований,

посвященных анализу различных аспектов проблемы тревожности.

Понятие «тревожность» многоаспектно. В словарях оно отмечается с 1771 г.

Существует много версий, объясняющих происхождение этого термина.

Большинство исследователей сходятся во мнении о том, что рассматривать это

понятие надо дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную

характеристику.

В психологическом словаре «тревожность» рассматривается как склонность

индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом

возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальных

различий.

По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется как свойство человека

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.