скачать рефераты

МЕНЮ


Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу

в специфических социальных ситуациях.

В.В. Давыдов трактует тревожность как индивидуальную психологическую

особенность, состоящую в повышенной склонности испытывать беспокойство в

самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких общественных

характеристиках, которые к этому не предполагают.

Из определения понятий следует, что тревожность можно рассматривать

как:

-психологическое явление;

-индивидуальную психологическую особенность личности;

-склонность человека к переживанию тревоги;

-состояние повышенного беспокойства.

В состав тревожности входят понятия: «тревога», «страх»,

«беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.

Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании

человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.

Тревога – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога

в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так

как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства

Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот, неподвижности.

Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсем замолкает.

Наряду с определением исследователи выделяют различные виды и уровни

тревожности.

Ч. Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная

(реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных

обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на

какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.

А.И. Захаров обращает внимание на то, что в старшем дошкольном возрасте

тревожность ещё не является устойчивой чертой характера, имеет ситуационные

проявления, так как у ребёнка именно в период дошкольного детства

происходит становление личности.

А.М. Прихожан выделяет виды тревожности на основе ситуаций, связанных:

-с процессом обучения – учебная тревожность;

-с представлениями о себе – самооценочная тревожность;

-с общением – межличностная тревожность.

Помимо разновидностей тревожности, рассматривается и её уровневое

строение.

И.В. Имедадзе выделяет два уровня тревожности: низкий и высокий. Низкий

необходим для нормального приспособления к среде, а высокий вызывает

дискомфорт человека в окружающем его социуме.

Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют три уровня тревоги, связанной с

деятельностью: деструктивный, недостаточный и конструктивный.

Тревожность как психологическая особенность может иметь разнообразные

формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожности понимается особое

сочетание характера переживания, осознание вербального и невербального

выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Ею были

выделены открытые и закрытые формы тревожности.

Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемая и

компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.

Закрытые (замаскированные) формы тревожности названы ею «масками». В

качестве таких масок выступают: агрессивность; чрезмерная зависимость;

апатия; лживость; лень; чрезмерная мечтательность.

Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребёнка: аффективно-

эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-

тивную.

Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с

повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному

поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Так, какой он, тревожный ребёнок?

Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную,

завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в

общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического

характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбе снижен. Ему

свойственна неуверенность, боязливость, наличие псевдокомпенсирующих

механизмов, минимальная самореализация.

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как

указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие, являются родительские

отношения.

Приведём подборку исследований зарубежных и отечественных авторов по

данной проблеме.

К. Монпард считает, что жестокое воспитание приводит к характерологичес-

кому развитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным

избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня

запретим, завтра разрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей,

неврастении; опекающее воспитание приводит к чувству зависимости и созданию

низкого волевого потенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в

социальной адаптации.

С. Блюменфельд, И. Александренко, Г. Героргиц считают, что родительская

гиперпротекция или радикальное пренебрежение приводит к неустойчивости и

агрессивности детей.

П.А. Лесгафт говорил о том, что недостаточное и жестокое отношение к

ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей, с погруженностью в себя, с

неустойчивостью поведения и нарушениями в коммуникативной сфере; избыточно-

заласкивающее – «мягко-забитый» тип с зависимым поведением, холодностью и

равнодушием; воспитание по типу «кумир семьи» – честолюбие,

сверхстарательность, стремление быть первым и распоряжаться другими.

И.М. Балинский считал, что строгое несправедливое отношение к детям в

семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния;

чрезмерно-снисходительное отношение – причиной, переходящей через край

эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность – причиной душевной

слабости ребёнка.

В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о

том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и

запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза,

навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания

и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – к развитию

истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и

отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – как

этиологический фактор неврастении.

Е.Г. Сухарева делает следующие выводы: противоречивое и унижающее

воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной

возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание – к пассивно

защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и

зависимостью; сверхопека, предохранение – к инфантилизированному типу

поведения с яркими аффективными реакциями.

Отечественные и зарубежные авторы обращают внимание на то, что родители

порой строят свои отношения с ребёнком не осознавая, что они просто

копируют модель воспитания их собственных родителей (29).

Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной, М.С. Лисиной и других

указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к

ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач,

содержания, форм, методов воспитания ребёнка.

С точки зрения обучения и развития, основными особенностями ребёнка

шестилетнего возраста является то, что:

а) ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также

процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями (А.В.

Запорожец).

б) в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации,

осознать временную перспективу, одновременно удержать в сознании цепочку

взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.

Поддъяков).

в) ведущее значение приобретает развитие воображения (Л.С. Выготский).

Таким образом, исследуемый материал позволил нам определиться в

сущности понятия тревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка.

Одним из факторов, влияющих на её разрастание, являются особенности

родительского отношения к ребёнку: строгого, жестокого отношения, стили

воспитания, позиция родителей по отношению к ребёнку, отсутствие

эмоционального контакта с ребёнком, ограниченность в общении с ним,

незнание возрастных и индивидуальных особенностей малыша.

Для того, чтобы строить позитивные отношения с ребёнком, важно знать,

как это делать. Рассмотрим исследования авторов по данной проблеме.

1.3.Подходы к коррекции тревожности у детей

в системе детско-родительских отношений

По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И.

Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С.

Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна

коррекция различных нарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в

развитии личности.

Коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление

недостатков психологического развития или поведения человека с помощью

специальных средств психологического воздействия.

Психологическая коррекция – это такая деятельность, которая направлена

на повышение возможности участия клиента в самых различных сферах (в

обучении, поведении, в отношениях с другими людьми), на раскрытие

потенциальных творческих резервов человека.

Психологическая коррекция различается по видам и формам.

По видам: симптоматическая, каузальная; познавательной сферы;

личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.

По формам: индивидуальная; групповая; смешанная; программированная;

директивная; не директивная; сверхкороткая; длительная; общая; частная;

специальная.

Несмотря на различия в теориях, целях, процедурах и формах

коррекционной работы, психологическое воздействие в целом сводится к тому,

что один человек пытается помочь другому.

Р.В. Овчарова, основываясь на причинах неэффективности родительских

отношений, таких как: педагогическая и психологическая неграмотность

родителей; ригидные стереотипы воспитания; личностные проблемы и

особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком; влияние особенностей

общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др., предлагает в

качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческий тренинг.

Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр и

программы видеотренинга.

Обоснование метода: семья – целостная система. И именно поэтому

проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут быть решены только благодаря

психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельная работа позволяет

увеличить эффективность занятий.

А.А. Осипова выделяет как средство коррекции детско-родительских

отношений – социально-психологический тренинг.

Под социально-психологическим тренингом понимается практика

психологического воздействия, основанная на активных методах групповой

работы. При этом подразумевается использование своеобразных форм обучения

знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.

Социально-психологический тренинг – один из методов активного обучения

и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного

группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в

сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемого дополняется

принципом рефлексии над собственным поведением других участников группы

В процессе социально-психологического тренинга применяются различные

методические приёмы: групповая дискуссия (базовый методический приём),

ролевая игра, невербальные упражнения и так далее.

Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей, обратила внимание, что на

рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияние эмоциональных

детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится под давлением

родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагала воздействие

на его самосознание через уровень его развития.

Методы коррекции органического уровня: фито- и витаминотерапия,

упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратить внимание на режим дня,

питание, прогулки, достаточный сон.

Методы коррекции индивидуального уровня самосознания направлены на

стабилизацию эмоционального состояния, на развитие эмпатии и адекватных

защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия, деятельная терапия и

т.д.).

Методы коррекции личностного уровня: упражнение типа «Вживание в

образ», терапевтическое общение, а также эффективные проективные методики:

рисование страхов, составление рассказов по специальным картинкам и так

далее.

По мнению А.Г. Харчева, семья для дошкольника – «социальный микроскоп»,

в котором он постепенно приобщается к социальной жизни. Нередко в

воспитании детей допускаются ошибки, которые связаны с неправильным

представлением родителей о воспитании ребёнка, незнания его

психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит к

нарушениям в системе детско-родительских отношений.

Для того, чтобы складывался позитивный тип детско-родительских

отношений, как считают Т.А. Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-

ко и другие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На

современном этапе сложилась система работы с родителями или формы

сотрудничества, которые способствуют повышению педагогической культуры

родителей. В работе с родителями используется как коллективная, так и

индивидуальная форма работы. К коллективным формам работы относятся:

собрание для родителей, практикумы, семинары. К индивидуальным:

консультации, папки-передвижки, беседы, посещение на дому.

В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению дошкольников

широкое распространение получили такие формы как: семейные клубы, конкурсы

семейных газет, создание домашней видиотеки, участие родителей в

спортивных детских мероприятиях, культпоходы (в театр, музей, кино, на

выставки), посещение природы и т. д.

Анализируя подходы авторов коррекции детско-родительских отношений,

наиболее значимым, на наш взгляд, являются формы работы по обогащению

знаний родителей (собрания, индивидуальные консультации, разнообразные

клубы, изучение родителями психолого-педагогической литературы по

воспитанию детей).

Исследователи обращают внимание, что для коррекции детско-родительских

отношений можно использовать тренинг (когнитивно-поведенческий, социально-

психологический).

Проблема детско-родительских отношений, как видно из многочисленных

исследований психологов и педагогов, действительно актуальна.

Влиянию родительского отношения на ребёнка посвящено много исследований

зарубежных и отечественных психологов и педагогов (А.В.Петровский,

А.И.Захаров, А.Я.Варга, В.В.Столин, С.Соловейчик, П.Ф.Лесгафт и другие).

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,

поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей

восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Исследователи выделяют типы родительских отношений (диктат, опека,

невмешательство, паритет, сотрудничество). Использование неэффективного

типа родительского отношения ведет к возникновению тревожности у ребенка.

Тревожность ребёнка на начальной стадии проявляется ситуативно, но

впоследствии может перерасти в личностную. Чтобы тревожность не приобрела

личностный характер, необходимо насыщать родителей знаниями о

психологических особенностях возраста их ребенка, о задачах, формах,

методах воспитания.

Для того, чтобы выявить влияние родительских отношений на ребёнка, нами

проведен констатирующий этап исследования.

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

Цель: изучить особенности развития детско-родительских отношений в

семье

Задачи:

1.Определить уровень знаний и представлений у родителей о задачах,

содержании и методах воспитания детей.

2.Определить удовлетворённость своим положением в семье самого ребёнка.

3.Выяснить родительское отношение к ребёнку.

Методику исследования составили две группы методов. Первая группа

методов направлена на изучение положения ребёнка в семье.

При работе с детьми мы использовали следующие методы:

- рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс и С. Коуфман);

- методика «Неоконченные предложения».

Вторая группа методов направлена на выявление знаний родителей о

ребёнке и изучение родительских отношений с детьми.

При работе с родителями нами были использованы следующие методы:

-анкетирование;

-тестирование: «Родительское отношение к детям» (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Исследование проводилось на базе МДОУ № 43 г. Усолье-Сибирское. Нами

было обследовано 30 детей старшего дошкольного возраста и их семьи.

Свою работу мы начали с обследования детей. Для этого использовали тест

Р. Бернса и С. Коуфмана «Кинетический рисунок семьи».

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами

ребёнка);

-выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие:

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.