скачать рефераты

МЕНЮ


Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности у детей старшего дошкольного возраста

необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность

прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность

изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение

деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к

другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого

ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:

1.Наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых.

2.Эмоциональное напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.

На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных

отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где

ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в

центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и

родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах

взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из

членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от

родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку

деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из

родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное

выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через

использование в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через

прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы,

оскаленный рот и т.д.

Анализ рисунков показал, что из 30 семей к высокому уровню детско-

родительских отношений можно отнести только 9 семей (30 %).

В качестве примера разберём несколько рисунков. Настя С. помещает себя

в центр в окружении папы и мамы. Изображает себя и родителей весёлыми,

счастливыми, все линии чётко прорисовывает, на рисунке много цветов. Всё

это свидетельствует о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и

ребёнка – улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка

прослеживается спокойствие. По рисунку видно, что девочке в этой семье

комфортно и уютно.

К среднему уровню детско-родительских отношений можно отнести 15 семей

(50 %). В качестве примера рассмотрим рисунок Артёма С. Ребёнок нарисовал

всю семью, все члены семьи улыбаются, кроме самого Артёма (у него вообще

отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что

ребёнку не очень комфортно в этой семье.

К низкому уровню детско-родительских отношений мы отнесли 6 семей

(20 %). Рассмотрим в качестве примера рисунок Игоря Р. Мальчик изобразил

только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит о

чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную

позицию: пуки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на

рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок

не удовлетворён своим положением в семье и отношением к нему родителей.

После того, как дети нарисовали семью, мы предложили ряд вопросов,

ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие у детей

тревожность в системе детско-родительских отношений:

-физическое наказание;

-отсутствие общения с родителями;

-неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);

-общение с ребёнком на повышенных тонах.

Результаты теста представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Условные обозначения:

- высокий уровень детско-родительских отношений (9 детей)

- средний уровень детско-родительских отношений (15 детей)

- низкий уровень детско-родительских отношений ( 6 детей)

По результатам этого теста мы можем судить, что далеко не во всех

семьях царит атмосфера положительных детско-родительских отношений. В

основном они носят переменный характер.

Итак, нами было выявлено 6 детей, не удовлетворены своим положением в

семье. 15 детей часто испытывают дискомфорт, хотя и удовлетворены.

В результате предшествующей диагностики мы предположили, что этих детей

не устраивают взаимоотношения с родителями.

Методика «Неоконченные предложения».

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и

детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность у детей.

Методика проведения:

Детям предлагается закончить ряд предложений без предварительного

обдумывания. Опрос ведётся в быстром темпе, чтобы ребёнок отвечал бы

первое, что придёт в голову (Приложение 1).

Результаты этого обследования помогли нам выявить отношения детей к

родителям. Позитивные отношения наблюдаются у 9 детей (30 %).

Так, Света В. ответила: «Мой папа очень весёлый», «Моя мама и я любим

стряпать»; Серёжа А.: «Моя мама добрая», «Мой папа и я играем в

конструктор»; Стас В.: «Моя мама целует меня».

Негативные отношения испытывают 6 детей (20 %).

Так, Вадим К. ответил: «Думаю, что моя мама редко обнимает меня; Игорь

Р.:

«Моя мама ругается»; Артём А.: «Я чувствую себя счастливым, когда мой

папа уезжает».

В 50 % случаях дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт в семье.

Так, Аня С. пояснила: «Мой папа и я никогда не играем», «Мы с мамой любим

гулять».

Хорошие взаимоотношения сложились в 9 семьях (30 %): Настя С., Денис

П., Алёша К., Полина К., Света В., Серёжа А., Стас В., Катя П., Наташа Б.

Так, Денис П. сказал: «Когда уходят из дома мама и папа, я скучаю»;

Катя П.: «Я играю дома с мамой и папой. Они меня любят».

В 21 семье (70 %) детей не устраивают отношения с обоими родителями или

с одним из них. Руслан М.: «Когда я шумно играю, папа кричит на меня»; Аня

К.: «Меня мама часто наказывает за то, что я не играю с братиком»; Игорь

Р.: «Когда уходят из дома мама и папа, я боюсь оставаться один».

По результатам нашего исследования нами были выявлены причины,

вызывающие тревожность у ребёнка:

-боязнь физического наказания;

-страх остаться дома одному;

-отсутствие родительской ласки;

-крики родителей за проступки.

Данные проявления наблюдались в ответах у 21 ребёнка (70 %). Из них у

15 (50 %) – наблюдалось наличие некоторых причин, вызывающих тревожность. У

6 детей (20 %) были отмечены все эти причины и лишь в 9 (30 %) случаях

тревожность не наблюдалась.

По результатам данной методики можно сделать вывод, что во многих

семьях дети испытывают тревожность в отношениях с родителями, между ними

нет взаимопонимания.

Для обследования родителей была разработана анкета из 10 вопросов

(Приложение № 2).

Цель: выявить уровень знаний и представлений у родителей о воспитании

ребёнка шестилетнего возраста.

Методика проведения:

Родителям было предложено ответить на вопросы, которые позволили нам

выявить уровень их знаний. Обработка результатов показала, что из 30

родителей только четверо (13 %) имеют достаточно полные знания о воспитании

детей шестого года жизни. Например, мама Гали К. знает, как надо правильно

воспитывать ребёнка, что для этого нужно сделать, как строить отношения с

ребёнком, регулировать своё эмоциональное отношение и поведение.

Двадцать человек (67 %) имеют недостаточно знаний о ребёнке, выделяют

ту или иную сторону в его воспитании.

У троих родителей (10 %) частичные, отрывистые знания о ребёнке и его

воспитании. А трое родителей (10 %) совсем отказались от ответов, что

говорит о их неосведомлённости по данному вопросу.

Таким образом, мы констатируем, что большинство родителей не обладают

достаточным уровнем знаний об особенностях возраста своего ребёнка, о

формах, способах, методах воспитания.

Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-

опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина.

Цель: изучить выявление родительского отношения к детям.

Методика проведения:

Родителям были предложены бланки с вопросами (61 вопрос). На каждый

вопрос предполагался либо положительный, либо отрицательный ответ.

Основанием для оценки служил ключ к опроснику, который позволил выявить

уровень родительских отношений.

На наш взгляд, наиболее оптимальным является такой уровень родительских

отношений, как кооперация – это социально желаемый образ родительского

поведения. Родитель высоко оценивает способности своего ребёнка, испытывает

чувство гордости за него, поощряет инициативу и самостоятель- ность,

старается быть с ним на равных.

К нейтральному уровню можно отнести отношения по типу «симбиоз» и

«маленький неудачник». Родитель видит своего ребёнка младше по сравнению с

реальным возрастом, стремится удовлетворить его потребности, оградить от

трудностей и неприятностей жизни, не предоставляет ему самостоятельности.

К отрицательному уровню родительских отношений мы отнесли такой тип

родительских отношений, как отвержение и «авторитарная гиперсоциализа-ция».

Родитель воспринимает своего ребёнка плохим, неприспособленным. Требует от

него безоговорочного послушания и дисциплины. По большей части испытывает к

ребёнку злость, раздражение, досаду.

Проанализировав ответы родителей, мы получили следующую картину

родительского отношения к детям:

Оптимальные родительские отношения к ребёнку наблюдаются в 10 семьях

(33 %).

К нейтральному уровню можно отнести 14 семей (47 %).

Родительские отношения, которые носят отрицательный характер,

проявляются в шести семьях (20 %).

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют

неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности

у детей.

Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на

обследование детей, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях

к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние, в частности, на

проявление тревожности.

Таким образом, в результате проведенного исследования, суммируя

полученные результаты, мы выделили уровни детско-родительских отношений в

семье. Критериями определения уровней детско-родительских отношений для нас

явились:

- детские отношения к родителям;

- знания родителей о воспитании ребенка;

- родительские отношения к детям.

Высокий уровень – характеризуется достаточным объемом знаний и

представлений родителя о воспитании ребенка. Ребенок в семье чувствует себя

комфортно и уютно. Родители уважают своего ребенка, одобряют его интересы

и планы, стараются во всем помочь ему, поощряют его инициативу и

самостоятельность.

Средний уровень - характеризуется недостаточным объемом знаний и

представлений родителя о воспитании ребенка. Родители нарушают

взаимоотношения с детьми, ребенок чувствует себя одиноким, они не

предоставляют ему самостоятельности.

Низкий уровень – характеризуется незнанием родителей о воспитании детей.

Ребенок не удовлетворен своим семейным положением, испытывает повышенную

тревожность. Родители воспринимают своего ребенка плохим,

неприспособленным, неудачливым, испытывают по отношению к ребенку

раздражительность и обиду.

Результаты обследований представлены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Условные обозначения:

- высокий уровень (9 детей)

- средний уровень (15 детей)

- низкий уровень (6 детей)

Результаты проведенного нами исследования показали, что средний и

низкий уровни в развитии детско-родительских отношений вызывают особое

внимание, так как в отношениях родителей с детьми прослеживаются некие

нарушения, которые сказываются на появлении у детей тревожности.

На наш взгляд, причинами, повлекшими за собой возрастание тревожности у

детей, является то, что:

- у родителей не сформировано полное представление о воспитании ребенка;

- ребенок не ощущает себя уютно и комфортно в семье (он не удовлетворен

своим положением в семье);

- дети растут в условиях дефицита добра, ласки, любви; боятся наказания;

- в семье – неблагоприятная обстановка; чрезмерная опека.

Для преодоления тревожности у детей, вызванной нарушениями в детско-

родительских отношениях, нами была составлена программа, направленная на

их коррекцию.

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО СОЗДАНИЮ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ

ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

Цель коррекционной программы:

- создание психолого-педагогических условий для преодоления тревожности у

детей через коррекцию детско-родительских отношений;

- апробирование эффективных форм работы с родителями, направленных на

повышение педагогической грамотности.

Задачи:

1. Формирование знаний о психолого-педагогических особенностях ребенка

шестого года жизни.

2. Формирование позитивных взаимоотношений между родителями и детьми.

3. Коррекция тревожности у детей в системе детско-родительских отношений.

Коррекционная программа была направлена на работу с родителями и

детьми. Содержание работы реализовывалось через ряд этапов:

- пропедевтический;

- вводный;

- развивающий;

- контрольно-оценочный.

На формирующем этапе в исследовании приняло участие 20 родителей и

20 детей (содержание коррекционной работы указано в таблице 1).

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

| | |

| |ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ |

|ЭТАПЫ | |

| | | |

| |РОДИТЕЛИ |ДЕТИ |

| | |

|1.Пропедевтический этап. |Совместные детско-родительские занятия |

|Цель: | |

|- снятие тревожности и напряженности в|Знакомство с родителями и детьми в круге: |

|отношениях между родителями и детьми; |Все участники встают в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает каждому |

|повышение уверенности в собственных |назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём |

|силах; |другие (кем работает, чем любит заниматься и т.д.). |

|устранение отрицательных эмоций. |Психологические игры и упражнения, направленные на релаксацию. |

|(одно занятие). |(«Комплименты», «Волшебный клубок»). |

| | |

| | |

|Вводный этап. | |

|Цель: повысить психолого-педагоги- |1.Изучение психолого-педагогической 1.Проведение этических бесед на темы:|

|ческую грамотность родителей; | |

|развивать умения, направленные на |литературы: (Мухина «Шестилетний «Семейные праздники», «Как быть |

|общение детей с родителями. |ребёнок»). |

|(три занятия). |вежливым». |

| |2.Просмотр видеофильма: «Шестилет- 2.Рисунки детей, отражающие семью |

| |ка, каков ты?» и каждого |

| |родителя в отдельности. |

| |3.Родительское собрание на тему: 3.Составление рассказов о |

| |семье. |

| |«Мы и наши родители. Семейные |

| |линии». |

| | |

| | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.