Анализ производства и реализации молока
- продукция, проданная на биржах и аукционах;
- продукция, реализованная населению через систему общественного питания, а также проданная в счет оплаты труда.
Условиями эффективной реализации являются:
- высокое качество и хорошее физическое состояние сельскохозяйственных продуктов и сырья;
- конкурентоспособность реализуемой продукции по издержкам трудоёмкости, экологичности;
- знание рынка, его конъюнктуры и условий реализации.
Условия реализации наряду с конъюнктурой включают условия доставки товаров на рынок, состояние материально- технической базы реализации, различные формы регулирования оптовой и розничной торговли, организационные и правовые факторы.
Большое значение при реализации экологически чистой продукции имеет предпочтение потребителей. Для производства такой продукции требуются значительные дополнительные затраты материально-денежных средств, а цены реализации экологически чистой продукции существенно возрастают. Следовательно, потребителями такой продукции являются покупателями с высокими доходами.
Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственной организации является сокращение затрат труда на единицу продукции под воздействием внедрения достижений научно-технического прогресса. Высвобождаемая из основного производства рабочая сила может быть использована на других работах несельскохозяйственного направления: на организации переработки продукции, реализации продуктов и услуг, строительств и др. Это в свою очередь будет способствовать получению дополнительных доходов сельскохозяйственного предприятия от эффективного использования трудовых ресурсов. (13,с.24)
Размещение производства сельскохозяйственной продукции вблизи крупных городов и промышленных центров позволяет организовать прямой сбыт основных видов продукции и тем самым сократить затраты по ее реализации. Прямой сбыт продукции представляет собой альтернативу для получения дополнительного дохода товаропроизводителей.
В рыночных условиях торговля и перерабатывающие предприятия выигрывают конкурентную борьбу с сельскохозяйственными производителями в качестве прямого поставщика готовой продукции. Затраты на переработку сельскохозяйственного сырья в пищевой промышленности, как правило, значительно ниже, чем в сельскохозяйственных предприятиях, имеющих собственные цеха по переработке продукции. (6,с.17)
Прохождение отдельных аграрных продуктов через стадию оптовой торговли в определенной мере зависит от территориального разделения мест производства, розничной торговли и от дифференциации продуктов. Так, если раньше молочные заводы поставляли свою готовую продукцию непосредственно в розничную торговлю, то в настоящее время они используют и такое промежуточное звено, как оптовая торговля.
Система оптовых продовольственных рынков призвана решать следующие задачи:
- бесперебойно и круглосуточно снабжать населению высококачественными продуктами питания;
- обеспечивать устойчивый выход сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребителей их продукции на конкурентоспособный рынок;
- повышать эффективность распределения продовольствия в крупных городах и промышленных центрах;
- способствовать ускорению процесса движения товаров к конечному потребителю;
- упрощать взаиморасчеты и платежи между покупателями и продавцами.
Все это необходимо учитывать при создании конкурентоспособного рынка сельскохозяйственной продукции.
Производители сельскохозяйственной продукции реализуют её по разным каналам. Под каналами реализации продукции подразумевают совокупность организаций и лиц, которые выступают как посредники или участники сбыта, принимают на себя или поручают передать другому лицу право собственности на тот или иной товар. Это система экономических, организационных, социальных и других процессов, взаимодействующих с целью доведения продукции от производителей до потребителей.
Одним из каналов реализации сельскохозяйственной продукции, который широко распространился за годы экономических реформ и аграрных преобразований, является посредник, или посреднический канал. Посредник освобождает производителей от работ по сбыту, хотя скупают продукцию по относительно низким ценам и делают большие наценки на товар, повышая оптовые и розничные цены. Закупив продукцию у производителя, посредники выполняют далее функции по транспортировке, хранению, отчистки, подработке, упаковке. Канал реализации продукции через посредников является косвенным.
Реализация сельскохозяйственной продукции может осуществляться по прямым связям на локальный рынок, в магазины, перерабатывающим предприятиям, по социальным каналам, работникам предприятия. При этом потребитель сам собирает выращенную продукцию. Такие каналы реализации называются прямыми. Преимущества здесь заключаются в сокращении потерь, в большей гарантии сбыта и снижении напряженности в использовании труда.
Реализация продукции по различным каналам для конкретного сельскохозяйственного предприятия является сложной проблемой как в организационном, так и в экономическом аспектах. Конечные результаты деятельности предприятия в определенной мере зависят от соответствующего развития служб и производств по заготовке, кратковременному хранению и транспортировке продукции.
Основным каналом реализации сельскохозяйственной продукции является продажа её государству в федеральный и региональный фонды. Проявляется тенденция снижения объемов реализации в эти фонды, несмотря на повышение закупочных цен со стороны федеральных и региональных организаций, предварительное авансирование предстоящих закупок, доплаты за качество, возмещение затрат на транспортировку продукции и другие приемлемые для производителей договорные условия, в частности, взятие в залог. (18,с.25)
Выбор пути реализации сельскохозяйственной продукции связан с определенными затратами, которые получили название трансакционных затрат в сфере сбыта. Трансакционные затраты представляют собой расходы по поиску информации о ценах, подбору партнеров, заключению контрактов, а также защите прав собственности. Уровень трансакционных затрат не всегда может быть определен заранее. Он зависит от особенностей продукта, технологии его производства, рыночной конъюнктуры, поведения партнеров по обмену и др.
На снижение трансакционных затрат существенное влияние оказывают:
- наличие системы информационных рынков. Быстрое получение необходимой информации о рынках сбыта является основанием для успешной адаптации производства данного вида продукции в рыночную систему;
- обеспеченность товаропроизводителей законодательными актами и другой юридической и нормативной документацией. При любом развитии правовой системы повышается риск активности обмена, а следовательно, возрастают затраты, связанные с реализацией продукции;
- возможность перемещения продукции в экономическом пространстве. В процессе торговли между странами и регионами трансакционные затраты зависят от длительности поездок для заключения договоров по реализации продукции и налаживания контактов с партнерами.
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика СПК «Верхтаркский»
2.1. Характеристика местоположения, природно-экономических условий, размера и специализации предприятия
Сельскохозяйственный производственный кооператив «Верхтаркский» в настоящих границах существует с 1959 г. Его землепользование состоит из основного участка, расположенного в восточной части Кыштовского района и участка долгосрочного пользования площадью 591 га, расположенного в Северном районе.
Административно-хозяйственный центр размещен в селе Верх-Тарка, в 67 км от районного центра, в 237 км от ближайшей железнодорожной станции Чаны и в 642 км от областного центра г. Новосибирска.
Пунктами сдачи сельскохозяйственной продукции для данного хозяйства является: зерна - с. Кыштовка (67 км), мяса - с. Кыштовка, ст. Чаны (237 км). Пунктами снабжения являются: минеральными удобрениями - ст. Чаны, стройматериалами - ст. Чаны.
Связь с вышеуказанными пунктами осуществляется по дорогам общего пользования. Они представлены: дорогой Кыштовка - Чаны, дорогой районного значения Верх-Тарка - Кыштовка. Общая протяженность дорог общего пользования по территории хозяйства 17,5 км, с твердым покрытием дорого нет. Центральная усадьба и усадьбы других производственных подразделений обеспечены подъездами на дороги общего пользования. Главные внутрихозяйственные дороги, соединяющие усадьбы производственных подразделений с центральной, в основном подняты, но без твердого покрытия и не обеспечивают нормального движения транспорта в периоды повышенного увлажнения грунтов. Планируется улучшение дорог общего пользования.
По почвенно-климатическому районированию Новосибирской области хозяйство находится в зоне подтайги низменности. По данным ближайшей метеостанции с. Кыштовка в Кыштовском районе сумма температур воздуха выше 10° равна 1940, среднегодовая температура воздуха - 0,8°, среднегодовое количество осадков - 409 мм, гидротермический коэффициент 1,4.
Рельеф территории хозяйства равнинный с крайне слабой дренированностью и сильной заболоченностью в понижениях. Гривы на территории хозяйства занимают незначительную площадь.
Равнинность территории, слабый сток и незначительная дренированность способствуют излишнему увлажнению почв. В зависимости от рельефа находится почвенный покров. Все повышенные элементы рельефа с пахотнопригодными почвами в хозяйстве в основном распаханы. Пониженные - используются как кормовые угодья. По выходу кормовых единиц сельскохозяйственные угодья характеризуются следующим образом (в баллах): 10,5 против 11,3 по району. Балл по свойствам и признакам почв соответственно 68,6, 78,5. Эти показатели объясняются наличием следующих основных типов и подтипов почв в хозяйстве:
- серые 6553 га (20,7%)
- черноземы 209 га (0,6%)
- лугово-черноземные 2245 га (7,1%)
- дерново-подзолистые 6393 га (20,2%)
- луговые 4894 га (15,4%)
- болотные 6407 га (20,2%).
Залесенность и закустаренность территории хозяйства составляет 49%. Лесом и кустарником занято 15693 га.
Интенсификация земледелия в данном хозяйстве требует самого широкого внедрения зональной технологии возделывания сельскохозяйственных культур с учетом местных почвенно-климатических и материально-технических ресурсов.
Размер и структура сельскохозяйственной продукции характеризует специализацию и размер выручки. Специализация любого хозяйства рассчитывается через коэффициент товарного сосредоточения, который находится по формуле:
где Yt - удельный вес товарной продукции в %;
n - порядковый номер при ранжировании удельного веса.
Выводы о специализации данного хозяйства можно сделать поданным таблицы 1.
Таблица 1
Расчет коэффициента товарного сосредоточения
Вид продукции
|
Выручка от реализации, тыс. руб.
|
Уд. вес, % (Yt)
|
n
|
Yt(2n-1)
|
|
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
в среднем
|
|
|
|
|
Пшеница
|
394
|
854
|
659
|
635,7
|
56,4
|
1
|
56,4
|
|
Прочая продукция
|
87
|
69
|
73
|
76,3
|
6,8
|
4
|
47,6
|
|
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде
|
24
|
19
|
14
|
19
|
1,7
|
5
|
15,3
|
|
Итого по растениеводству
|
505
|
942
|
746
|
731
|
64,8
|
х
|
х
|
|
Мясо КРС
|
114
|
97
|
107
|
106
|
9,4
|
3
|
47
|
|
Молоко
|
392
|
380
|
378
|
383
|
34,0
|
2
|
120,3
|
|
Прочая продукция
|
16
|
12
|
13
|
13,7
|
1,2
|
6
|
13,2
|
|
Итого по животноводству
|
427
|
389
|
498
(исправл. ошибка)
|
498
|
44,1
|
х
|
x
|
|
Всего по хозяйству
|
932
|
1331
|
1121
|
1128
|
100
|
х
|
299,8
|
|
|
Из таблицы 1 видно, что хозяйство имеет ярко выраженную специализацию по производству продукции растениеводства (64,8%), причем основная доля по объемам производства приходится на производство зерна (56,4%).
Об удельном весе продукции животноводства можно сделать следующие выводы. Основная часть производства продукции этой отрасли производства данного хозяйства приходится на производство молока (40,1%).
После предварительных расчетов находим коэффициент специализации по вышеуказанной формуле и получаем результат 0,3. Учитывая, что значение коэффициента специализации может колебаться от 0 до 1, можно сделать вывод о том, что хозяйство имеет средний уровень специализации.
Таблица 2
Размер сельскохозяйственного производства предприятия
Показатели
|
годы
|
2007г. в % к
|
|
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
1. Стоимость валовой продукции, тыс.руб.
|
236
|
214
|
178
|
75,4
|
83,2
|
|
2. Произведено, ц.
|
|
|
|
|
|
|
- молоко
|
973
|
952
|
897
|
92,2
|
94,2
|
|
- мясо
|
525
|
437
|
230
|
43,8
|
52,6
|
|
- зерно
|
1803
|
1756
|
1698
|
94,2
|
96,7
|
|
3. Среднегодовая стоимость ОПФ с/х назначения , тыс.руб.
|
35660
|
36308
|
40813
|
114,5
|
112,4
|
|
4. Среднегодовая численность работников с/х производства, чел.
|
49
|
44
|
41
|
83,7
|
93,2
|
|
5. Площадь с/х угодий - всего, га.
|
2679
|
2679
|
2679
|
100
|
100,0
|
|
в т.ч. пашни
|
1524
|
1524
|
1524
|
100
|
100,0
|
|
6. Среднегодовое поголовье животных
|
|
|
|
|
|
|
- КРС - всего
|
762
|
467
|
317
|
41,6
|
67,9
|
|
- в т.ч. коров
|
183
|
127
|
103
|
81,1
|
89,6
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|