скачать рефераты

МЕНЮ


Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

Союзу фермеров не удалось прямо закрепить в законе постоянные гарантии цен и доходов. Однако в законе указывалось на то, что по отношению к сельскому хозяйству должны применятся защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного регулирования, таких как торговая, кредитная, ценовая политика и т. д. решено уравнять относительно неблагоприятное положение сельского хозяйства по отношению к остальным народнохозяйственным отраслям, чтобы создать условия для повышения уровня производства.

Таким образом, аграриям в законе удалось отразить необходимость постоянной защиты их интересов на самом высоком политическом уровне, однако эта защита не предполагала защиту и поддержку каждого предприятия в отдельности, что не соответствовало бы немецким представлениям о системе хозяйствования, защита предполагала поддержку и необходимость выживания всего сельского хозяйства в целом.

В параграфе 4 закона указывалось, что министр сельского хозяйства ежегодно обязан публиковать официальный отчет о положении в сельском хозяйстве за прошлый год. Закон служит основой для предоставления федеральных средств для осуществления целей, предусмотренных законом.

Интеграционные тенденции стран послевоенной Европы привели, как известно, к образованию в 1967 году Европейского Сообщества, что было предпосылкой и условием для осуществления единой экономической политики, в том числе и в сельском хозяйстве. Главным инструментом достижения поставленной цели должно было стать построение общего рынка.

Формирование общего рынка сельскохозяйственных продуктов было нелегким. Это объяснялось различиями между объединившимися странами в сложившихся производственных структурах, различной степенью и формами поддержки производителей.

Было предложено несколько альтернатив формирования единой аграрной политики. Под сильным давлением стран, ориентированных на экспорт сельскохозяйственной продукции (Франция, Нидерланды) предпочтение было отдано разработке системы единого рыночного порядка для различных видов сельскохозяйственных культур. Можно выделить три различных рыночных порядка. Рыночный порядок с гарантированными ценами и защиты от импорта предусматривал интервенции (административное вмешательство во внутренний рынок), дотации на экспорт продукции, таможенные пошлины и сборы на импортируемые товары. Зерно, говядина, животное масло, молочный порошок (обязательные интервенции), сахар (обязательные интервенции с одновременным квотированием), свинина, вино, рыба, определенные сорта фруктов и овощей (периодические вынужденные интервенции).

Рыночный порядок без установления гарантированных цен с защитой от импорта - таможенные пошлины. Рыночный порядок с прямыми дотациями- твердая пшеница, хмель, табак.

Для каждой зерновой культуры ежегодно назначаются ориентировочные цены. Они соответствуют определенной степени качества при оптовой торговле. Пороговая цена также определяется для всех видов зерновых Все указанные выше цены устанавливаются на продукцию определенного качества. При установлении интервенционной цены, как правило предусматриваются скидки для продукции низкого качества.

Сборы взимаются при завозе на территорию Союза зерна с мирового рынка. Они предусмотрены как для видов зерновых, так и для муки, круп. Величина сбора равна разницей между пороговой ценой и СИФ- ценами.

Программа сельскохозяйственного кредитования для всех земель Германии имеет цель поддержки инвестиционных мероприятий по рационализации и улучшению условий жизни. Получить кредит могут только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают установленных границ. Подлежат поддержке также внутрихозяйственные инвестиции, направленные на улучшение качества продукции.

На новых землях поощряются дополнительно инвестиции для сельскохозяйственного производства, приобретение с/ х техники не старше 5 лет и т.д. Производитель сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000 немецких марок на 1 работника и предприятие. В областях с неблагоприятны ми климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в традиционных областях -3%.

Рассчитанная общая сумма процентов по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается единовременно. Собственный вклад хозяйств в инвестиции должен составлять минимум 10%.

Содействие реорганизации и образованию новых предприятий получают все реорганизованные сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме кооперативов, обществ и товариществ, работающих в сфере садоводства, рыбо- и пчеловодства. На поддержку со стороны государства могут рассчитывать фермеры, которые более половины своего рабочего времени посвящают работе в сельском хозяйстве и у которых долее половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также те, доходы которых от сельского хозяйства составляют не менее 25% общих доходов.

В Германии льготный государственный кредит предоставляется под 1% кредита в течение 28 лет. Кроме того для молодых фермеров предусматриваются особо льготные условия для получения кредита.(Достижение науки и техники 1996-№6)

ПОЛЬША.

В связи с предстоящим вступлением Польши в Европейский союз расширились исследования, освещающие государственную политику по отношению к аграрному сектору, степень ее соответствия совместной аграрной политики ЕС. Если пользоваться методикой Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР), то уровень субвенций в Польше в 1995 г. составил 21%, а в ЕС -15%-49%.

С 1989г., когда началась либерализация экономической жизни, в Польше были вообще сменены ориентиры проводимой ранее аграрной и продовольственной политики. Было прекращено субсидирование импорта и продуктов питания, что сразу же привело к резкому росту цен на продовольствие, способствовало инфляции. В свою очередь это принудило польское правительство принять меры стабилизированного характера для улучшения рыночного равновесия и удержания резкого цен на продовольствие, что и привело к использованию определенных методов государственного регулирования.

В системе инструментов государственного регулирования аграрного рынка особое место отводится гарантированным ценам и экспортно -импортному механизму для основных агропродуктов - зерна, молочных продуктов, свинины и говядины. Эти меры более или менее отвечают предусмотренным совместной аграрной политикой ЕС. Аграрное рыночное агенство ( АРА), которое подчинено министерству сельского хозяйства и пищевой промышленности, осуществляет все необходимые интервенционные меры: покупает и продает агропродукты, расходует и пополняет государственные резервы продовольствия, предоставляет гарантии по сельскохозяйственным кредитам и субсидии при строительстве оптовых продовольственных рынков.

Правительство Польши устанавливает минимальные цены на продовольственную пошлину и рожь, которые являются и интервенционными. Если рыночные цены снижаются ниже минимальных, то АРА проводит интервенционные закупки. Кроме того, агенство закупает зерно в государственные резервы. Продажа из интервенционных запасов может осуществляться как на внутреннем рынке, так и на экспорт в соответствии с действующими правилами мировой торговли. С 1994 года в Польше действует специальная организация по рынку сахара. Интервенционные меры применяются по молочным продуктам. АРА может влиять на рынок молокопродуктов тем, что закупает у молокозавода сливочное масло по интервенционным ценам, а те в свою очередь платят продуцентам молока за него минимальную цену.

Интервенция на рынке свинины, которая в Польше является приоритетной в производстве и потреблении мяса, направлена на стабилизацию цены, а по говядине ограничивается закупками в государственный резерв. По всем другим агропродуктам роль государства сводится к экспортно - импортному регулированию.

Рыночные и поддерживающие цены в Польше, кроме цен на пшеницу и свинину, значительно ниже, чем в Евросоюзе. В 1995/96 г. Интервенционные цены на пшеницу в Польше составляли 79%, к интервенционным ценам ЕС, а на свинину в 1993 - 1995 г.г.- 83% к ценам Евросоюза. В то же время цены на говядину в 1995 г. В Польше были на уровне 46% к ценам ЕС, на молоко жирностью 3,7% составляли 47% к ценам ЕС.

На нужды аграрного сектора в 1994 г. из государственного бюджета было выделено 2,3 млрд. ЭКЮ - 9% всей расходной части. Из этой суммы 72% были направлены на социальные нужды села, 8,1% - на снижение затрат по приобретению производственных ресурсов и только 4% - на поддержку цен на агропродукцию и доходов фермеров.

Проводится целый ряд мероприятий по развитию сельской местности, охране окружающей среды, поддержке структурных сдвигов в аграрном секторе. Среди них: приватизация земли и изменение отношений собственности в сельском хозяйстве, интегрированное развитие села и технической инфраструктуры, модернизация сельскохозяйственных предприятий и т. д.

В аграрной политики Польши значительное место отводится модернизации и рационализации аграрной структуры, закреплению молодых и начинающих фермеров, помощи сельскому хозяйству в районах с неблагоприятными для ведения агропроизводства условиями. Структурные изменения в Польше обеспечиваются поддержкой сокращения расходов на производственные ресурсы, предоставлением производственных кредитов на льготных условиях, увеличением количества применяемых удобрений и средств защиты в растениеводстве, качественным улучшением поголовья скота и льготным налогообложением.

С 1990 г. Польша ликвидировала государственную монополию внешней торговли, а также нетарифные меры регулирования экспорта - импорта. В силу этого уже в начале 90 -х годов польская таможенная система стала одной из наиболее либеральной в Европе. В последние годы введена новая система таможенных сборов за агропродукцию, отвечающей в полной мере законодательным актом.(Экономика с/х России 1998-№4)

США.

Министерство сельского хозяйства США собирает данные для аналитических целей по ценам, которые американские фермеры получают и платят. Но в Америке ценовой паритет ( соотношение двух индексов : цен на сельскохозяйственную продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства ) начиная со второй мировой войны непрерывно падает, с небольшими подъемами.

Тенденция падения ценового паритета в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего дохода тратит на продукты питания . В Америке расходы на питание ( включая питание в ресторане ) сегодня только 12% против 22% в 1948 г. Возросшая продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли.

Правительство США не контролирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы. Также оно не контролирует процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту.

Отсутствие контроля за ценами означает, что цены являются равновесными. Эти цены являются ключевой характеристикой американской аграрной экономики: это означает, что нет тенденций к появлению дефицита, избытка топлива, сельхозтехники и т. д. Поэтому нет оснований для государственного распределения ресурсов для фермеров.

Хотя в сельском хозяйстве нет регулированных цен и дотаций на средства производства, американское правительство помогает фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и иногда производству средств производства, а также применяет другие меры поддержания конкуренции в «1-й сфере американского АПК». Это также включает в себя проведение либеральной политики в международной торговле средствами сельскохозяйственного производства. С 1933 г. Министерство сельского хозяйства США проводит программы минимальных цен для фермеров в определенных условиях по ряду продуктов ( в основном по зерну и хлопку ). Эти программы лишь дополняют рыночную экономику, действующую в американском сельском хозяйстве. Закупки Министерства сельского хозяйства США были покупками «покупателя в последней инстанции», закупками избытка продукции для последующего хранения и реализации непосредственно через конкурентные коммерческие рыночные каналы.

Бюджетные расходы на американские программы ценовой поддержки и стабилизации различаются очень сильно по годам, повышаясь в годы большого урожая и низких рыночных цен. Прямые правительственные выплаты фермерам обычно составляют 5% всех поступлений от реализации сельскохозяйственной продукции ( это включает выплаты за консервацию плодородных земель ).Рекордным урожаем был отмечен в 1987 г., когда прямые правительственные выплаты достигли 16,7 млрд. Долларов, или 12% всех поступлений от продажи фермерской продукции. Это также составило одну треть процента ВВП США в этот год.

Министерство сельского хозяйства США также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн. человек из 130 млн. человек трудовых ресурсов США. Фермер в этой стране менее защищен государство, чем в странах Европейского Союза, так как рыночный механизм США основан на ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное вмешательства в ценообразование минимальное. Какую бы программу финансирования мы ни рассмотрели, она направлена прежде всего на защиту потребителя и природной среды. Фермерам приходится действовать в жестоких условиях жесткой конкуренции.

В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС,

В странах ЕС приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики. На начальном этапе в странах ЕС государственная финансовая помощь сельскому хозяйству в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам. В США же она была направлена преимущественно на увеличение сельскохозяйственного экспорта, защиту природной среды.

Государственное регулирование сельского хозяйства в США активно стимулировало его модернизацию и обеспечило благоприятный для отрасли общий режим доходов, налогообложения, накопления капитала. Важная составная часть государственного регулирования -финансово- кредитная поддержка аграрного сектора экономики. Финансирование осуществляется путем выделения из государственного бюджета ассигнований, которые направляются строго на целевые программы. На федеральном уровне превалирует две крупные программы: «Стабилизация доходов» и «Научное обеспечение».

К числу главных относится программа «Стабилизация доходов фермеров», на реализацию которой в настоящее время направляются крупные средства: от 30 до 50% всех бюджетных ассигнований в сельское хозяйство. В состав этой программы входят: программы «Страхования урожая» и «Сельскохозяйственный кредит». По программе « Страхование урожая» средства выделяет федеральная корпорация страхования урожая Министерства сельского хозяйства США, которая осуществляет страхование урожая фермеров от стихийных бедствий.

На федеральном уровне действуют более 10 межотраслевых целевых программ: консервация и изъятие земель, продовольственная помощь малоимущим слоям населения, маркетинг и инспекция и др. 80% бюджетных средств, распределяемых на эти программы, контролирует Министерство сельского хозяйства через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), Администрацию по делам фермеров (АДФ) и другие финансово-кредитные органы, оставшиеся (20%) средств расходуются через органы управления штатов и местные органы управления.

В последние годы самой приоритетной стала «Государственная программа поддержки цен». В настоящее время бюджетным финансированием по данной программе охвачена 1/3 американских ферм, причем 70% этих средств получают фермеры, обеспечивающие годовой объем товарной продукции в стоимостном выражении 100 тыс. долларов.

Еще одна группа субсидий в системе прямого субсидирования фермерских доходов - платежи, возмещающие ущерб от стихийных бедствий. Их получают фермеры, производящие зерно и хлопок-сырец, при условии участия в программах сокращения площади посевов. С этой группой субсидий связана программа «Страхование урожая».

Значительные средства выделяются из госбюджета США на финансирование программы «Продовольственная помощь», цель которой, во-первых, проложить пути реализации товарных «неликвидов» продовольствия, во-вторых, расширить внутренний рынок сбыта продовольствия, не снижая рыночных цен, и, в-третьих, повысить уровень продовольственного обеспечения низкооплачиваемых слоев населения при существующих рыночных ценах. Эта программа служит средством расширения спроса. В состав программы входят: программа продовольственных талонов, нескольких программ детского питания и

т.д.

Современный этап развития сельскохозяйственного производства США обусловливает возрастающую необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Государственное регулирование сельскохозяйственного кредита выражается в следующих формах: создание особых государственных кредитных институтов, организующих деятельность сети кооперативных банков сельскохозяйственного кредита; наделение кредитных организаций правом выпуска ценных бумаг; облегчение фермерам доступа к кредиту с помощью низких кредитных ставок; бюджетное финансирование организаций сельскохозяйственного кредита для покрытия убытков, вызванных снижением кредитных ставок и неуплатой кредитов.

Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово- кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров.

Таким образом, в США финансово-кредитная поддержка фермеров и сельских жителей - важная составная часть процессов воспроизводства в сельском хозяйстве. ( АПК 1994-№8)

ВЕНГРИЯ.

Институт регулирования сельского хозяйства, вступивший в действие с 1 марта 1990г., сделал предсказуемыми шансы сельхозпроизводителей в рыночной экономике, а в дальнейшем был дополнен необходимыми юридическими органами. Основная цель нормотворчества- создать юридические нормы, ввод которых позволит Венгрии присоединиться к Европейской унии.

Можно выделить три уровня регулирования аграрного производства.

Первый из них, его вершина- Министерство земледелия. Оно принимает необходимые решения единолично или в случае необходимости с Министерство финансов и Министерством торговли.

Второй уровень- Межведомственный комитет, в работе которого участвуют представители трех вышеназванных министерств, а также тех органов, которые прежде всего заинтересованы в регулировании аграрного сектора.

Третий уровень - советы по продукции.

В конечном счете решение за Министром земледелия. Межправительственный комитет- это орган, который лишь готовит решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.