скачать рефераты

МЕНЮ


Инновационная привлекательность сельскохозяйственного производства Калужской области

Сокращение производства продукции животноводства привело к низкой загрузке номинальной мощности перерабатывающих предприятий по производству мясной и молочной продукции.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация в животноводстве, и особенно в свиноводстве и в производстве мяса КРС, имеет несколько основных причин.

Дальнейшее развитие отрасли сдерживается, прежде всего, низкой производительностью труда и постоянным ростом издержек производства, что обусловлено неудовлетворительным состоянием основных производственных фондов (зданий и сооружений, техники, механизмов, оборудования и т.п.), износ которых достиг 70-80 %. Обновление их происходит медленно. Из-за недостатка финансовых средств, необходимых для восстановления основных фондов и пополнения оборотных средств в отраслях животноводства, невозможно вести даже простое воспроизводство, что приводит к постоянному сокращению поголовья скота всех видов.

В то же время положительные тенденции в экономике области привели к росту реальных доходов и, соответственно, к повышению покупательской способности населения. Поэтому нам необходимо вовремя отреагировать на сигналы рынка и сориентировать бизнес относительно перспектив развития данного сектора.

Вследствие этого первое мероприятие данного направления приоритетного национального проекта определяет меры по расширению доступности кредитных ресурсов для ускоренного развития животноводства. Это решается созданием условий для привлечения долгосрочных кредитов на льготных условиях. Суть мероприятия заключается в том, что процентная ставка по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов, будет на две трети субсидироваться из Федерального бюджета. На столь длительный срок это будет сделано впервые.

В нашей области механизм государственной поддержки в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым на более короткие сроки, в течение последних лет продемонстрировал высокую эффективность.

Второе мероприятие также направлено на обновление основных фондов в животноводстве. Основная его задача - это повышение генетического потенциала животных разводимых в России пород и улучшение условий их содержания.

Решение этой проблемы предусматривается осуществлять через закупку племенного скота и современного технологического оборудования по положительно зарекомендовавшей себя системе государственного лизинга.

Хозяйствами области в ходе реализации проекта уже за IV квартал 2005 года куплено 665 голов высокопродуктивного племенного скота. Так, ОАО «Мосмедыньагропром» купило 250 нетелей в Ленинградской области, ООО «Калуга Агро» Дзержинского района 144 головы из СПК «Октябрьский» и ООО «ПЗ Заря» Жуковского района, СПК «Адуево» Медынского района - 73 головы, Сухиничский рыбхоз приобрел 30 голов в СПК «Нива» Ферзиковского района. КФХ Неуступкиных приобрели 79 голов племенных свиней в ЗАО «ПЗ им. В.Н. Цветкова» Малоярославецкого района.

В январе текущего года хозяйствами области в ОАО «Росагролизинг» поданы заявки на покупку 1710 голов племенного скота в этом году: ООО «Монастырское подворье» - 1000 голов, ООО «Леспуар» - 350 гол., АО «Кривское», ООО «СП Калужское», ООО «Барс» - по 100 гол.

Кроме этого, наряду с мероприятиями, предусмотренными в рамках реализации приоритетного национального проекта, в целях стимулирования повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных в перечень мер поддержки включено субсидирование затрат на приобретение племскота.

Параллельно с льготным кредитованием и лизингом будет продолжена практика субсидирования 20% затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Это позволит стимулировать технологическую модернизацию отрасли, увеличить производительность труда, повысить эффективность и конкурентоспособность производства.

На федеральном уровне планируется принятие решения правительства РФ об отмене ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов, а также постановление правительства РФ по объемам квот и таможенных пошлин на мясо.

Следует отметить, что на территории области уже в течение трех лет ведется планомерная работа по реконструкции и техническому переоснащению ферм. В области действует 11 доильных залов, 4 из них оснащены компьютерной системой управления стадом, используется беспривязное содержание коров. В 19 хозяйствах смонтированы и действуют 38 современных доильных установок с доением коров в молокопровод, в 37 хозяйствах работает более 43 миксеров по приготовлению и раздаче кормосмесей, установлено около 60-ти единиц современного оборудования для охлаждения молока. Основная часть работающего доильного оборудования и холодильников снабжена автоматической системой промывки, что в значительной степени повысило качество молока.

Всего за 2006-2007 года планируется осуществить строительство животноводческих комплексов на 5 430 скотомест, из них 2 430 в текущем году, реконструкцию и модернизацию коровников на 45 480 скотомест, из них 20 480 - в этом году, свинарников - на 9 500 скотомест, в текущем году - на 4 тыс. Будет закуплено 4 500 голов племенного скота КРС, 1200 голов племенных свиней, в этом году - 2 тыс. и 500 голов соответственно.

Будет продолжена работа по укреплению кормовой базы, поскольку без полноценных кормов невозможно достичь запланированных объемов производства животноводческой продукции. Меры господдержки данного направления включают субсидирование затрат на приобретение:

- семян травосмесей для создания долголетних культурных пастбищ;

- удобрений и средств защиты растений;

- элитных семян.

С этой же целью инициировано создание кормоцентров, которые будут обеспечивать качественными сбалансированными кормами не только крупные коллективные предприятия, но и малый сельский бизнес.

Комфортно будет в новых животноводческих комплексах не только животным, но и людям. Предусмотрены душевые, раздевалка, туалет, вытяжка, полы с подогревом, новые окна компьютерное управление стадом, другие технологии, облегчающие труд животноводов.

Администрация Калужской области, ОАО «Росагролизинг» и руководство французского региона Лимузен подписали соглашение о развитии в области племенного животноводства. Целью соглашения объявлено создание благоприятных условий для выращивания и селекции лимузинской породы КРС на территории Калужской области, размещения, финансирования и оснащения оборудованием племенных репродукторов, закупке и поставке племенного скота из Франции в Калужскую область в рамках реализации ПНП «Развитие АПК».

3.1 Развитие инвестиционной деятельности в АПК

Технический прогресс в производственных условиях обеспечивается инновационной деятельностью и инвестиционными вложениями средств для его реализации.

Для активизации инвестиционной деятельности в сельскохозяйственном производстве предусмотрено оказание государственной поддержки через субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам.

Проводимая в области работа по привлечению инвестиций строится на достаточно высоком инвестиционном потенциале Калужской области, базирующемся на инфраструктурной обеспеченности, значительных инновационных возможностях, наличии высококвалифицированных научных и производственных кадров.

Формы, порядок и условия государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности в области определены базовым законом «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Калужской области», принятом в 1998 году. В связи с изменением налогового законодательства Российской Федерации закон действует в новой редакции от 26.06.2003г. №223-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области».

В целях активизации инвестиционной деятельности приняты и действуют ряд нормативных актов, обеспечивающих льготный режим налогообложения участникам инвестиционной деятельности.

Ежегодно при принятии областного бюджета принимаются законы Калужской области о льготах по налогам, зачисляемым в областной бюджет. Для организаций, которые осуществляют инвестиционную деятельность, предусмотрены льготы по налогу на прибыль, на имущество и земельному налогу.

Государственная поддержка хозяйствующим субъектам может осуществляться также в следующих формах: выделение бюджетных средств на возвратной основе в виде бюджетных кредитов; предоставление инвестиционных налоговых кредитов; предоставление государственных гарантий (объемы ежегодно предусматриваются в областном бюджете).

Для координации государственной инвестиционной политики в области функционирует инвестиционный совет при Губернаторе области.

Наряду с совершенствованием нормативно-правовой базы активно развиваются устойчивые четкие и доверительные отношения между инвесторами и властными структурами области. Со стороны Правительства области инвесторам оказывается всесторонняя помощь в реализации проектов. Осуществляется подбор необходимых площадей для размещения новых производств, организация переговоров с руководителями предприятий, содействие в оформлении разрешительных документов и помощь в развитии необходимой инфраструктуры.

В рамках работы по привлечению инвестиций большое внимание уделяется проведению презентаций экономического потенциала области в посольствах и представительствах иностранных государств, информационных агентствах, а также освещению инвестиционных возможностей предприятий региона в средствах массовой информации.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА», созданное в 1997 году деловым журналом «Эксперт», ежегодно проводит рейтинговые исследования инвестиционной привлекательности российских регионов. Результаты этих исследований в последние годы являются необходимым инструментом в работе российских банков, производственных, финансовых и торговых компаний, федеральных и региональных органов управления.

Агентством «Эксперт РА» Калужская область включена в территории Российской Федерации, где последовательно повышается инвестиционная привлекательность. Укреплению позиции области в рейтинге регионов России способствовала проводимая политика по улучшению инвестиционного климата нашего региона. Отмечается улучшение производственного, финансового, инновационного, потребительского потенциалов.

По результатам последнего рейтингового исследования агентства «Эксперт РА» в 2004 году Калужская область имеет позитивный рост инвестиционного потенциала - 40 место в рейтинге 89 субъектов России и 10 место в ЦФО. За последние 5 лет наш регион в рейтинге инвестиционного потенциала России улучшил свою позицию на 10 пунктов (с 50 места в 2000 году до 40 места в 2004 году), в ЦФО - на 2 пункта (с 12 до 10 места).

Отмечается устойчивая тенденция снижения инвестиционного риска. Калужская область с 2002 года входит в двадцатку регионов России с минимальным инвестиционным риском. В текущем году по сравнению с 2003 годом инвестиционный риск снизился на 1 пункт, что позволило области среди 89 субъектов Российской Федерации занять в рейтинге 18 место.

В совокупной градации по инвестиционному климату среди 18 регионов Центрального федерального округа Калужская область по последним рейтинговым исследованиям занимает седьмое место.

Калужская область вошла в десятку регионов России, у которых уровень объема прямых иностранных инвестиций на одного чиновника выше среднероссийского. В этой десятке преимущественно представлены регионы, чье руководство лучше умеет работать с зарубежным инвестором.

Динамика и величина инвестиционного риска в решающей степени определяют политические перспективы глав регионов России. Одним из важных индикаторов успешного руководства территорией является повышение ее инвестиционной привлекательности и создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, притягивающего финансы.

В начале проекта общий объем полученных хозяйствами инвестиционных кредитов оценивается в 420 млн. руб. Более 50 инвестиционных проектов находилось в стадии разработки. Стратегия находит поддержку у банковских организаций. В рядах наших союзников - Россельхозбанк и Калужское отделение Сбербанка, которые стали полноправными участниками приоритетного национального проекта.

На реализацию мероприятия из федерального бюджета будет выделено 6 млрд. 630 млн. рублей, в том числе 3 млрд. 450 млн. в 2006 г., что позволит привлечь на техническое перевооружение около 40 млрд. рублей коммерческих кредитов.

В рамках направления по ускоренному развитию животноводства инвестиционным советом при министерстве Калужской области рассмотрено 60 инвестиционных проектов. Кредитные договоры на срок 8 лет заключили 24 сельскохозяйственные организации области. Общая сумма кредитования составила 897,2 млн руб. Семь из них с объемом кредитования 176,1 млн руб. предварительно были отобраны Министерством сельского хозяйства России (Минсельхоз), а 17 объектов с объемом кредитования 721,1 млн руб. были предложены к льготному кредитованию областью в пределах выделенного Минсельхозом РФ лимита. Кредиты направляются на реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) в объеме 775,8 млн руб., а также на реконструкцию и модернизацию свиноводческих комплексов в объеме 121,4 млн. руб.

Министерство сельского хозяйства области обратилось в Минсельхоз РФ о включении в состав участников национального проекта в Калужской области еще девяти объектов со сроком кредитования до 8 лет и общим объемом кредита 341 млн. руб.

В области более 1/3 хозяйств работают с участием инвесторов. В 2006-2007 году планируется привлечь 1120 млн. руб. частных инвестиций и 2050 млн. руб. коммерческих кредитов.

Меры, предусмотренные приоритетным национальным проектом, служат дополнительным стимулом для инвесторов. По прогнозам, общий объем инвестиций за предстоящие 2 года превысит 1 млрд. 400 млн. рублей.

Предлагаемые меры государственной поддержки позволят нарастить к 2007 году производство молока - до 106% к уровню 2005 года; мяса - до 109%. В том числе в 2006 году производство молока и мяса возрастет на 3 и 5% соответственно.

С каждым годом сумма инвестиционных вложений в АПК Калужской области растет, и. следовательно, сельскохозяйственное производство начинает восстанавливаться и переходить на совершенно новые технологии и машиы.

3.2 Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК

Вторым направлением реализации проекта «Развитие АПК» является стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.

Анализ структуры производства сельскохозяйственной продукции показывает, что на долю личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, которые относятся к малым формам хозяйствования, в последние годы приходятся значительные объемы производства. Ими производится 90% картофеля, 88% овощей, 33% молока и 45 % мяса. Велика и социальная значимость данного сектора - личные подсобные хозяйства ведут 192,4 тыс. семей, 3,5 тыс. человек заняты в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Однако в связи с отсутствием у крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств необходимой инфраструктуры, товарного и кредитного обеспечения, их доступ на рынки переработки и потребления ограничен. Это направление реализуется через два основные мероприятия.

Первое мероприятие направлено на расширение доступности кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Впервые предполагается осуществить стопроцентное субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитам: 95 % ставки субсидируется из федерального бюджета и 5 % - из областного бюджета.

Размер кредита для личных подсобных хозяйств предлагается установить в размере до 300 тыс. рублей, для крестьянских (фермерских) хозяйств - до 3 млн. рублей, для создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов - до 10 млн. рублей.

Реализация этого мероприятия позволит уже в 2006 году воспользоваться этой беспроцентной льготной формой кредитования владельцам 500 личных подсобных хозяйств и не менее 30 крестьянским (фермерским) хозяйствам. Предполагается привлечь до 50 млн. руб. кредитов для развития сельскохозяйственного товарного производства.

По состоянию на 25 января сорока владельцам личных подсобных хозяйств через «Росcельхозбанк» предоставлено кредитов более чем на 8 млн. руб.

В 2005 году кредиты получили 6 крестьянских (фермерских) хозяйств, а личным подсобным хозяйствам кредиты выдавались на потребительские нужды.

В настоящее время министерством сельского хозяйства в муниципальных районах проводится работа по разъяснению порядка и условий кредитования, подбору потенциальных кредитополучателей.

Реализация второго мероприятия будет направлена на стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развития кредитной кооперации, а также производств по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Основным исполнителем данного мероприятия является Россельхозбанк, в том числе Калужское отделение ОАО «Россельхозбанк» г.Калуги с его филиалами в городах Жуков, Киров, Таруса, Кондрово, Балабаново.

В целях развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств предусматривается выдача Россельхозбанком льготных кредитов.

Условия кредитования будут определены в Концепции развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Ее разработка поручена Министерству сельского хозяйства России и Россельхозбанку с привлечением Центросоюза, Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов России, Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В 2006 году в области создано 19 кредитных и 9 заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов. В течение текущего года запланировано создание около трехсот сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

В бюджете области запланированы ассигнования в сумме 5 млн. руб. на поддержку сельскохозяйственных потребительских заготовительных снабженческо-сбытовых кооперативов, занимающихся, в первую очередь, закупками молока с личных подворий граждан. На эти средства будет приобретен специализированный автотранспорт и холодильное оборудование. В 2006-2007 годах будет создано не менее 16 снабженческо- сбытовых структур.

Действенным механизмом поддержки малого производителя является сельская кредитная кооперация. На 1 января 2006 года в области насчитывалось 4 кредитных кооператива.

На развитие и финансовую поддержку системы сети сельской кредитной кооперации будут направлены финансовые средства для формирования складочных капиталов кредитных кооперативов.

В данной схеме Россельхозбанк предусматривает рефинансирование ресурсной базы сельских кредитных кооперативов путем предоставления им краткосрочных кредитов и может выступить ассоциированным членом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.