скачать рефераты

МЕНЮ


Развитие страхового рынка Украины и Крыма

Город

Кол-во страховщиков

Доля в Украине

Центральный регион

296

67,43%

Киев

291

66,29%

Чернигов

2

0,46%

Черкассы

2

0,46%

Житомир

1

0,23%

Восточный регион

76

17,31%

Харьков

23

5,24%

Донецк

23

5,24%

Днепропетровск

21

4,78%

Луганск

4

0,91%

Полтава

4

0,91%

Южный регион

45

10,25%

Одесса

20

4,56%

Запорожье

17

3,87%

Николаев

3

0,68%

АР Крым

5

1,14%

Западный регион

9

2,05%

Львов

6

1,37%

Тернополь

1

0,23%

Ивано-Франковск

1

0,23%

Ровно

3

0,68%

Всего по Украине

439

 


Источник: рассчитано автором по данным   Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины


Страховой рынок как совокупность страховых организаций представляет собой сложную многофакторную динамическую систему - группу регулярно взаимодействующих и взаимозависимых отдельных составных частей, образующих единое целое. Страховая система взаимодействует с окружающей ее средой посредством внешних связей, которые характеризуют как влияние окружения на систему, так и воздействие системы на среду. Таким образом, страховой рынок представляет диалектическое единство двух систем - внутренней системы и внешнего окружения.

К внутренней  системе  относятся  следующие  основные управляемые переменные:

·                   страховые продукты (условия договоров страхования данного вида);

·                   система организации продаж страховых полисов и формирования спроса;

·                   гибкая система тарифов;

·                   собственная инфраструктура страховщика.

К внутренней системе относятся также управляемые страховщиком переменные ресурсы:

·                   материальные;

·                   финансовые;

·                   трудовые ресурсы страховой компании, которые определяют положение данного страховщика на рынке.

Главными задачами внутренней системы являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полюсов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры.

Организация и проведение гибкой тарифной политики является одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие цены на страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным покупателям.

Внешнее окружение рынка - это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты). Страховщик планирует и проводит свою рыночную коммерческую работу в условиях внешнего окружения; последнее в свою очередь состоит из управляемых переменных, на которые страховщик может  оказывать  определенное  воздействие,  и  неуправляемых составляющих, неподвластных влиянию страховщика.

К основным элементам внешнего окружения, на которые страховая компания может оказывать частично управляющее воздействие, относятся:

·                   рыночный спрос;

·                   конкуренция;

·                   ноу-хау страховых услуг;

·                   инфраструктура страховщика.

Важной составляющей внешнего окружения, на которую направлено управляющее воздействие страховой компании, является конкуренция: между страховыми компаниями, между страховыми компаниями и другими финансово-кредитными учреждениями, между страховыми компаниями и нефинансовыми институтами.

При этом страховая компания может влиять на конкуренцию посредством факторов:

·                   технического обслуживания: уровня обслуживания страхователей и договоров страхования;

·                   уровня культуры, качества работы с клиентами страховой компании.

К неуправляемым со стороны страховой компании составляющим внешней среды относятся:

·                   научно-технический прогресс,

·                   государственно-политическое окружение (стабильность государственной и социальной политики, направленной на поддержку страхового дела),

·                   состояние экономики (численность населения, денежная система, валютное положение, уровень жизни населения и т.п.),

·                   социально-этическое окружение страхового рынка (уровень страховой культуры, национальные традиции, этнический состав и т.д.),

·                   конъюнктура мирового страхового рынка.

По отраслевому признаку выделяют рынок страхования:

·         личного;

·         имущественного;

·         ответственности.

По характеру выполняемых страховых операций различают специали­зированные и универсальные страховые организации. Специализированные страховые компании проводят отдельные виды страхования, например страхование жизни, огневое страхование, ядерное страхование и др. К специализированным страховщикам относятся и перестраховочные компании, которые принимают от страховщиков за определенную плату часть застрахованного риска. Цель перестрахования — создание сбаланси­рованного портфеля договоров страхования, обеспечение финансовой ус­тойчивости и рентабельности страховых операций. Универсальные страховые организации предлагают большой пе­речень страховых услуг.

В свою очередь каждый из рынков можно разделить на обособленные сегменты, например, рынок страхования от несчастных случаев, рынок страхования домашнего имущества и т.д.

Товаром страхового рынка является страховой продукт. Страховой продукт — центральное понятие страхового рынка. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страховое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

С точки зрения субъектов страхового рынка можно представить следующую схему их взаимосвязей. (рис. 1.2).


Продавцы


Посредники


Покупатели





Страховые компании


Страховые агенты


Юридические лица





Цессионарии


Страховые брокеры


Физические лица





Общества взаимного страхования





Рис. 1.2 Схема взаимосвязей субъектов страхового рынка

Источник: [22]

Страховая организация или страховая компания — это конкретная форма организации страхового фонда страховщика. Страховая компания осуществляет заключение договоров страхования и их обслуживание.

Страховая организация — экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Экономические отношения между страховыми организациями осуществляются на основе сострахования и перестрахования.

Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выполняемых страховых операций, зоне обслуживания. По принадлежности страховые организации различают на акционерные, частные, и общества взаимного страхования.

Организационная структура страхового рынка может быть представлена таким образом:

1)      Страховщики, которые непосредственно реализуют страховые услуги путем заключения договора страхования.

2)      Так называемые «страховщики для страховщиков» - перестраховщики, которые берут на себя часть больших рисков за соответствующие вознаграждение. Такие организации могут как заниматься исключительно перестрахованием, так и соединять страховую и перестраховую деятельность.

3)      Страховые агенты и страховые брокеры.

4)      Разнообразные объединения страховщиков.

5)      Министерство финансов Украины.

1.  На начало 2007 года на страховом рынке Украины действовало 439 страховщиков. Распределение по форме собственности очень неравномерно.

Как видно из таблицы 1.2 для украинского рынка страхования наиболее приемлемой организационно-правовой формой является акционерная форма. Так на начало 2005 года таких страховщиков было 392, а в 2004 году было зарегистрировано – 360, т.е. в 2005 году был рост на 8,8%.


Таблица 1.2 Распределение страховщиков по форме собственности

Форма собственности

Non-life

%

Life

%

Акционерные общества

323

89,00

19

100,00

Общества с доп. ответственностью

66

10,03

0

0,00

Общества с полной  ответственностью

23

0,32

0

0,00

Коммандитные общества

8

0,65

0

0,00

Всего

420

100,00

19

100,00


Источник: рассчитано автором по статистическим данным forinsure.com

Акционерное страховое общество – это тип компании, которая создается и действует с уставным капиталом, разделенным на определенное количество частей – акций. Оплаченная акция дает право ее владельцу на участие в управлении обществом и получении прибыли в форме дивидендов.

В самой основе акционерного общества заложены преимущества этого вида компании. Акционерная форма накопления уставного капитала дает возможность привлекать к страховой индустрии многих юридических и физических лиц, заинтересованных выгодно разместить свои инвестиции. Страховая индустрия при обоснованном государственном регулирование имеет все возможности для получения прибыли на уровне, которые превосходит средний по всем отраслям бизнеса. В случае неблагоприятных последствий деятельности конкретного страховщика потеря относительно небольших взносов в компанию не потянет за собой банкротство акционеров.

Акционерные общества бывают закрытого и открытого типа. В Украине в страховой индустрии преобладают акционерные общества закрытого типа. Это поясняется несколькими требованиями к размеру уставного фонда страховщика и отсутствием развитого рынка ценных бумаг.

Во-вторых, как уже говорилось, украинское законодательство не предусматривает возможности страховой компании в форме ООО.

Закрытое общество только формально отличается от ООО. Кстати, в законодательствах ряда стран компании, созданные на акционерных началах, рассматриваются как вид страховщиков с ограниченной ответственностью. По своим обязательствам ООО отвечает имуществом, в состав которого входят взносы членов. Ответственность каждого акционера также ограничивается только стоимостью акций.

В-третьих, статус закрытого акционерного общества дает возможность контролировать распространение акций среди определенной категории участников страховой компании, что может соответствовать интересам основателей.

В-четвертых, процедура создания акционерного общества упрощена, что позволяет экономить время и деньги.

2. Перестрахование – это страхование особого вида. Суть его лежит в передачи части рисков в ответственность другого специализированного страховщика, т.е. перестраховщика. Страховщика, которые непосредственно работает со страхователями по взятию на себя из рисков, называют «прямым страховщиком», или страховщиком, который передает риски. Процесс передачи части взятых на себя рисков другим страховщикам с целью создания такого страхового портфеля, который мог бы обеспечить стабильность и рентабельность страховой операции, называют перестрахование. При наступление страхового случая перестраховщик несет ответственность согласно взятым на себя обязательствам по перестрахованию. Отношения страховщика с перестраховщиком регулируются договорами, которые заключаются между ними.

3. Как в страховых, так и в перестраховых операциях иногда нужны посредники. Страховые агенты и страховые брокеры – страховые посредники, - через которых страховщики осуществляют страховую деятельность. Закон Украины «О страховании» (ст.14) определяет их функции таким образом:

Страховые агенты – граждане или юридические лица, которые действуют от имени и по поручению страховщика и выполняют часть его страховой деятельности (заключение договоров страхования, получение страховых платежей, выполнение работ, связанных с выплатами страховых сумм и страховое возмещение). Страховые агенты являются представителями страховщика и действуют в его интересах за комиссионное вознаграждение на основании договора со страховщиком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.