Источник:
рассчитано автором по данным Государственной комиссии по регулированию рынков
финансовых услуг Украины
Размер активов
страховых компаний Крыма на 01.01.2006 г. составляет 40232,1
тыс. грн, что на 4,4% больше, чем в предшествующий период.
Наибольшими
активами обладает Крымский страховой Альянс - 16989,3тыс. грн, Крымская
страховая компания - 11825,7 тыс. и Юпитер-М - 11417,1 тыс. грн (рис.2.15).
Рис. 2.16 Структура
активов крымских страховых компаний на 01.01.2006 г., тыс.грн.
Источник:
составлено автором по статистическим данным forinsure.com
1.3. Активы
страховщиков и размещение страховых резервов, определенные статьей 31 Закона
Украины «О страховании» (Табл.2.7).:
Табл. 2.7
размещение активов (по соответствующим категориям) по состоянию на 30.09.2006
г.
Категория активов, определенная ст. 31 ЗУ «О страховании» для
представленных страховых резервов (тыс. грн.)
Всего по рынку
В том числе те, которые представлены
для покрытия
Технических резервов
Резервов по обязательному
страхованию гражданской ответственности за ядерную опасность
Резервов по страхованию жизни
Всего:
16402619,24
4799290,94
126192,50
534966,16
1) денежные ресурсы на текущих счетах
1041394,7
643847,2
2193,0
29901,2
в том числе 1.1) в иностранной валюте
68804,6
24836,5
660,5
1725,2
2) банковские вклады (депозиты)
5271893,6
2165350,4
95025,6
254180,9
в том числе 2.1) в иностранной валюте
295154,2
178380,9
36961,2
25067,4
3) банковские металлы
48035,0
37595,2
0,0
3660,9
4) недвижимое имущество
659471,1
291034,5
0,0
38701,2
5) акции
6882516,1
558256,7
0,0
38394,7
6) облигации
333930,1
157895,3
0,0
61061,6
7) ипотечные сертификаты
43895,7
0,0
0,0
0,0
8) ценные бумаги, которые эмитируются гос-вом
133003,3
29848,4
0,0
46844,7
9) права требований к перестраховщикам
1936197,3
904500,5
9195,7
60119,2
9.1) в том числе перестраховщикам-нерезидентам
293342,4
130073,7
2264,5
59667,3
10) инвестиции в экономику Украины по направлениям, определенным
Кабинетом Министров Украины*
36418,6
5002,8
0,0
1144,5
11) кредиты страхователям-гражданам, которые выдаются в порядке,
определенном Уполномоченным органом и согласованным с НБУ
2112,7
0,0
0,0
712,7
12) наличность в кассе
13551,1
5959,9
68,2
244,7
* Постановление Кабинета Министров Украины от
17.08.2002 г. №1211 «Про утверждение направлений инвестирования отраслей
экономики за счет средств страховых резервов»
Источник:
рассчитано автором по статистическим данным forinsure.com
в условиях нормального функционирования финансовой системы. В условиях
стабилизации экономики, смены форм собственности и механизма управления в
государственном секторе экономики потребность субъектов хозяйствования в защите
своих имущественных интересов и интересов работников от разнообразных рисков
растет. Государство также заинтересовано в страховой защите государственного
имущества и увеличению социально-экономической защищенности граждан Украины.
Решение этих вопросов путем введения в Украине проверенных мировой практикой
форм и видов страхования и осуществления мер, предусмотренных Концепцией
развития страхового рынка Украины до 2010 года.
Развитие страхового дела в Украине
сопровождалось переходом от государственной страховой монополии к страховому
рынку, затем последующей национализацией и восстановлением государственной
страховой монополии в советский период истории. Крупные геополитические
изменения, последовавшие в связи с распадом бывшего СССР, вызвали объективную
необходимость возрождения национального страхового рынка в Украине.
В начале 90-х годов в Украине
началось возрождение национального страхового рынка, который продолжается в
настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального
страхового рынка заложил Закон Украины «О страховании».
Подытоживая краткий анализ
современного состояния украинского страхового рынка можно сделать следующие
выводы:
1.
В
настоящее время отечественные страховые компании обладают недостаточной для
страхования крупных промышленных рисков величиной собственного капитала.
2.
Страховые
компании обладают достаточным резервом платежеспособности.
3.
Украинский
страховой рынок далек от насыщения, то есть существует значительный потенциал
роста объема страховых услуг без ущерба для надежности и платежеспособности
компаний.
4.
Проводимая
инвестиционная политика страховых компаний является весьма рискованной.
Как следует из данного обзора, проблема
недостаточности капитала отечественных страховщиков не может быть решена в
ближайшее время собственными средствами. Недавний кризис на финансовых рынках
мира и Украины, в частности, не позволяет крупным коммерческим и банковским
структурам активно включится в процесс укрупнения страхового капитала.
Выход может быть найден в более
широком привлечении иностранного капитала для обслуживания потребностей укрианской
экономики в страховых услугах. Присутствие иностранных страховщиков на украинском
рынке может выражаться в нескольких формах:
1.
Участие в
уставном капитале украинских страховых компаний.
2.
Сострахование
и перестрахование рисков у иностранных страховщиков.
3.
Прямое
осуществление страхования иностранными компаниями на территории Украины.
Основными
задачами по развитию страхового дела являются:
1)
формирование законодательной базы рынка страховых
услуг;
2)
развитие обязательного и добровольного видов
страхования;
3)
создание эффективного механизма государственного
регулирования и надзора за страховой деятельностью;
4)
стимулирование перевода сбережений населения в
долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования
жизни;
5)
поэтапная интеграция национальной системы
страхования с международным страховым рынком.
6)
Политическая
стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения.
7)
Наличие
платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги.
8)
Формирование
благоприятствующего развитию страхования налогового режима и инвестиционного
климата.
9)
Совершенствование нормативной базы страхового дела.
10)
Формирование
страховой культуры населения и понимания экономической целесообразности
страхования.
11)
Долгосрочное и перспективное планирование развития
страхового
бизнеса.
12)
Привлечение стратегических (включая зарубежных)
инвесторов в сферу
страхования.
13)
Обеспечение
большей прозрачности страхового бизнеса, в том числе и через оценку его на
фондовом рынке.
14)
Самоорганизация страхового бизнеса, развитие начал
самоуправления на основе профессиональных интересов страхового
сообщества.
15)
Эффективная деятельность профессиональных ассоциаций страховщиков, страховых
посредников и обществ по защите прав страхователей.
У страхового
рынка Украины есть достаточный потенциал для выхода из замедленного развития,
при достаточно хорошем управлении он должен реализовать накопленный потенциал.
5.
Залетов О.А. Страхование в Украине (под ред. Слюсаренко
О.А.), – К.: МА «BeeZone», 2002 – 452 с.
6.
Страховой бизнес Украины - С.Подий, - Видавництво “Логос”,
2001.
7.
Акименко А.В. Развитие отечественного страхового рынка - шаг
к укреплению национальной безопасности Украины // Финансовые услуги. - 1998. -
№ 5-6. - С. 58-60.
8.
Архипов А.П. Структура региональных страховых рынков //
Финансы. - 1997. - № 3. - С. 44-48.
9.
Базилевич В.Д. Страховой рынок Украины. - К.: «Знание», КОО.
- 1998. - 374 с.
10.
Белоусов С. Страховой рынок нуждается в поддержке // Финансы.
- 1997. - № 3. - С. 54.
11.
Гвозденко
А.А. Основы страхования. – М.: Финансы и статистика, 1998 г.
12.
Журавлев
Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. - М.:
Издательский центр "Анкил", 1994.
13.
Залетов О. Проблемы интеграции на страховом рынке Украины.
// Финансовые услуги №1-2, 1999, 10-13 с.
21.
Изменяя структуру управления, совершенствуя методы работы,
«Оранта» становится компанией европейского уровня // Финансовые услуги. -
1998. - № 3-4. - С. 8-10.
22.
Шахов
В.В. Введение в страхование: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Финансы и статистика, 2002.
23.
Шахов
В.В. Страхование: Учебник для вузов. - М.: Страховой полис, ЮНИТИ, 1997.
24.
Украинский сервер страхования «Insurance Online» www.uainsur.com