скачать рефераты

МЕНЮ


Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

Почти всех исследователей генплана 1935 года поражает настойчивость в его осуществлении:

1.                В июне 1931 года пленум ЦК ВКП(б) обязал московские организации приступить к разработке серьезного, научно обоснованного плана дальнейшего расширения и застройки города Москвы. Нельзя не заметить, что нацеленность партии на генплан очень совпадает по времени с укреплением позиций Сталина после 1930 года, когда им была разгромлена оппозиция. Постановлением этого же пленума была фактически завершена архитектурная дискуссия 1929–1931 годов между урбанистами и дезурбанистами. Партия осудила обе стороны и взяла на себя окончательное решение как градостроительных, так и стилевых проблем. Она внедряет понятие равномерного расселения человечества по стране (исходным для которого является положение о более или менее равномерном размещеннии крупного социалистического производства), и тем самым исключает всякие теоретические дискуссии о строительстве социалистических городов с массовым жильем для рабочих. «Фантазии» архитекторов поворачиваются властью в другом направлении.

2.                В 1929–1930 годах завершается строительство каменного Мавзолея. Последний приобретает характер симбиоза гробницы с трибуной и звание «величайшего памятника Ленину». В перспективе величайший памятник мыслится величайшей трибуной для наследника мертвого вождя Ленина – живого вождя Сталина. Для наглядного завершения аналогии и оппозиции требуется еще один памятник Ленину в виде Дворца Советов. В феврале 1931 года объявляется конкурс на создание величественного Дворца Советов. Формирование проекта каменного мавзолея летом 1930 года и программы будущего конкурса на Дворец Советов очень сопряжены по времени, и можно предположить, что и функционально. 5 мая 1931 года Политбюро утвердило местом постройки Дворца Советов площадку храма Христа Спасителя. Дворец Советов утверждается в качестве одной из доминант будущего социалистического города (по выражению А. В. Луначарского, «зримого архитектурного центра красного центра мира»). Близилось начало периода дворцово-храмового строительства в советской архитектуре. В 1931–1933 годах в процессе проведения самого конкурса на проект Дворца Советов Сталин «построил» архитекторов и указал на «границы их компетенции» в градостроительном пространстве.

3.                В июле 1932 года был официально создан Союз советских архитекторов. Главный критерии членства в Союзе, как и в других художественных союзах – это лояльность к власти. Процесс «перевоспитания» советских архитекторов вступил в заключительную фазу. Были выхолощены подлинно творческие архитектурные дискуссии. Складывался сталинский стиль руководства архитектурой, когда, исходя из собственных предпочтений, Сталин отбирал тот или иной проект, возлагая его обоснование (и дальнейшее строительство) на профессиональных архитекторов. Архитекторы разрабатывали задания и, будучи «свободными» от исходной концепции, были столь же свободны при ее изменении в процессе осуществления проекта.

4.                В сентябре 1933 года АПУ Моссовета было реорганизовано в отдел планировки города, при котором создаются десять проектных и десять планировочных мастерских по основным магистралям и набережным города.

5.                В июле 1934 года на заседании в Кремле, посвященном планировке Москвы, именно Сталин давал довольно прозрачные указания архитекторам. Архитектор В. Веснин в журнале «Архитектура СССР», №12 за 1939 год вспоминает: «Иосиф Виссарионович дал нам не только указания о том, как реконструировать столицу, но и о том, как вообще работать – планировать, проектировать, строить»).

6.                На таком же, но уже заключительном заседании весной 1935 года, Сталин детально анализирует проект генплана, касаясь всех его «мелочей». На страницах уже упомянутого 12-го номера за 1939 год журнала «Архтектура СССР» академик А. Щусев пишет: «Он… проанализировал вопросы планировки отдельных магистралей, вопросы ширины той или иной улицы или площади… Исключительно важными были замечания товарища Сталина об общем благоустройстве города, о высоте домов на тех или иных улицах и площадях, о мостовых, о парковых зеленых насаждениях».

7.                В 1943 году, несмотря на тяжелое положение на фронте, возобновляется строительство метрополитена.

8.                В 1945 году генплан 1935 года был откорректирован. Корректировки 40-х годов – это прежде всего отказ от некоторых «архитектурных миражей» (утопических проектов наподобие Дворца Советов).

9.                В 1947 году в генплан вносятся последние крупные поправки: было принято решение о возведении в Москве восьми высотных зданий (высоток). Булгаковское восклицание «Москва! Я вижу тебя в небоскребах!» (Булгаков Михаил. Антология сатиры и юмора России ХХ века. Т.10., Москва, 2000, стр.182) обретало плоть. Со строительством высоток грандиозная реконструкция Москвы, намеченная генпланом 1935 года, к 1953 году была в целом завершена.

Чтобы оценить масштаб реконструкции Москвы, обратимся к основным положениям генплана 1935 года и рассмотрим их по следующим разделам:

1.                улицы и магистрали

2.                набережные и мосты

3.                сады и парки

4.                дворец советов

5.                высотные дома

6.                метрополитен.


2. Улицы и магистрали


При каких же условиях сохранялась для нормального функционирования радиально-кольцевая планировка столицы? В чем выражалась, как писали авторы генплана, «не ломка, а реконструкция, не создание совершенно новой системы, а решительное улучшение существующей сети»?

Во-первых, коренным образом реконструируется центр, где расширяются площади и проезды. Красная площадь будет расширена вдвое, до 9 га, за счет сноса здания Верхних торговых рядов (ГУМ). Параллельно Кремлевской стене, по линии нынешнего Ветошного переулка, будут выстроены новые главные трибуны. За новыми трибунами создается разгрузочная площадь в 1,5 га. Красная площадь будет соединена с новой площадью 45-метровым проходом, «разорванным» посредине линии новых трибун. Этот проход явится началом улицы-аллеи, пробиваемой через весь Китай-город к площади Дзержинского и продолжаемой далее, сквозь улицу Кирова, как Новокировский проспект. Цель прокладки данной магистрали – создание широкого прохода трудящихся масс на Красную площадь во время демонстраций 1 мая и 7 ноября. В процессе осуществления этого проекта предполагается разрушить старинные кварталы, прилегающие к улице 25 Октября и Кировской улицам. В начале улицы Кирова намечено поставить памятник, обращенный в сторону Кремля. Этот памятник, выход улицы-аллеи на Красную площадь, Мавзолей и стометровая фигура Ленина, венчающая величественное здание Дворца Советов, который будет построен на месте храма Христа Cпасителя, должны представлять одну прямую линию.

Улица 25 Октября и улица Разина расширяются до 30 м, причем одна сторона улицы Разина сносится полностью. Также целиком сносится ветхая застройка Зарядья. В Китай-городе останутся только крупные здания, жилых домов не будет, за исключением гостиниц. Весь Китай-город превратится в специальный район для размещения правительственных учреждений со стоянками для автомашин.

Площади Ногина, Ильинских ворот и Дзержинского будут расширены за счет сноса частей прилегающих кварталов, при этом площадь Дзержинского увеличится вдвое. Отходящий от нее Театральный проезд станет началом монументального проспекта Дворца Советов. Здание Политехнического музея будет реконструировано, как не соответствующее парадному характеру площади Дзержинского. Здание Лубянского пассажа напротив музея сносится для постройки высокого здания общественного назначения. Выход Пушечной улицы на площадь планируется перекрыть аркой для придания площади законченного характера. В центре площади будет поставлен памятник Дзержинскому.

Площади Свердлова и Революции остаются в прежних размерах, но подвергнутся реконструкции. Фасады театров будут оформлены в едином стиле, а напротив Большого театра, между Музеем Ленина и задним фасадом гостиницы «Метрополь», планируется соорудить парадно украшенную лестницу, ведущую к расширенной Красной площади. На Манежной площади (перед главным входом в гостиницу «Москва») будет поставлен памятник А. М. Горькому, а у входа в Александровский сад – пионеру Павлику Морозову. Все это в перспективе сохраняющегося здания Манежа. Все постройки за Манежем, между Моховой и Манежной улицей, должны быть снесены. Будут пробиты два разгрузочных проезда к площади Свердлова: один – параллельно Петровке, у бокового фасада Большого театра, соединит площадь с Кузнецким мостом; другой – сзади гостиницы «Метрополь», сольется за Третьяковским проездом с улицей 25 Октября, соединив площадь с площадью Дзержинского.

Таким образом, транспортное значение площадей и проездов центра Москвы сохраняется, увеличивая свою пропускную возможность. Этому же способствует и снятие здесь трамвайных путей.

Во-вторых, генплан предусматривает создание «системы новых улиц, разгружающих центр от движения и позволяющих установить прямую транспортную связь районов города между собой без обязательного проезда через центр города». Имеется в виду сеть улиц из существующих кольцевых магистралей – Бульварного и Садового колец, а также новых колец и прямых обходных магистралей, соединяющих между собой крупнейшие вокзалы Москвы. По трем направлениям намечается создание «сквозных, пересекающих весь город широких улиц», так называемых магистралей-диаметров: с северо-востока на юго-запад (Кировский проспект, продолжающийся величественным проспектом Дворца Советов); с северо-запада на юго-восток (магистраль, соединяющая Северный порт канала Москва-Волга с заводом им. Сталина); с севера на юг (магистраль «Север – Юг» от Останкинского парка к Серпуховскому шоссе).

Указанные объекты уличной сети дополняются набережными Москва-реки, Яузы и Водоотводного канала и вместе принимают на себя основную транспортную загрузку реконструированного города.

В каком направлении пойдет работа по реконструкции и созданию кольцевых и обходных магистралей? Существующие кольцевые магистрали в центре Москвы будут дополнены строительством Центрального полукольца. Центральное полукольцо – это преобразованная цепь улиц и переулков между Бульварным кольцом и центром города. Речь идет о следующих объектах: Спасоглинищевский, Большой Комсомольский и Фуркасовский переулки, Кузнецкий мост, проезд Художественного театра, улица Огарева, Большой Кисловский, Крестовоздвиженский и Большой Знаменский переулки. Для того, чтобы быть пригодными для регулярного проезда, все эти объекты будут частично спрямлены и расширены (Спасоглинищевский переулок, например, до 35 м) за счет сноса зданий и передвижки отдельных строений. Так на Кузнецком мосту на участке от Рождественки до Петровки будет снесена нечетная сторона, а от Петровки до Пушкинской – четная. Взамен будут возведены шестиэтажные здания. В пересечениях переулков и улиц с Маросейкой, у улицы Дзержинского, у Пушкинской улицы, у улицы Горького будут сооружены пассажи, то есть уличные пересечения в двух уровнях, состоящие из тоннеля и двух подъездных открытых выемок. Поток транспорта, следующий из Спасоглинищевского в Большой Комсомольский переулок и в обратном направлении, будет проходить под Маросейкой, избавляясь от светофора. Далее также удобно по Фуркасовскому, Кузнецкому мосту и проезду Художественного театра (проезжая под улицами Дзержинского и Пушкина) и, наконец, под улицей Горького к улице Огарева, а оттуда – через Большой Кисловский – к Крестовоздвиженскому и Большому Знаменскому переулкам.

Центральное полукольцо, протяженностью три с лишним километра, должно взять на себя значительную долю движущихся через центр транспортных потоков, особенно в дни празднеств, всенародных демонстраций и торжественных встреч.

Реконструкция же существующего Бульварного кольца потребует более значительных средств, прежде всего, из-за необходимости исправления трех коренных недостатков. Это обрыв кольца у Устьинского моста, малая ширина проезжей части и крутизна уклона на отдельных участках кольца. Как же будет закольцовано Бульварное кольцо, которое начинается у Кропоткинской площади? Кольцо пересечет Москва-реку по Устьинскому мосту, продолжится по Толкучему проезду, пересечет Водоотводной канал, а далее продолжится по направлению к Климентовскому переулку и Новокузнецкой улице по пробиваемой заново трассе (шириной 60 м) через кварталы, застроенные ветхими домами. Далее кольцо пересекает Пятницкую, Большую и Малую Ордынки и Большую Полянку. Хотя для трассы используются существующие проезды, кое-где здесь придется снова пробиваться через застройку. Для дальнейшего прохода кольца будет построен мост над Водоотводным каналом; отсюда кольцо пойдет по «стрелке» (мыс у слияния Москва-реки и Водоотводного канала), снова над Москва-рекой по проектируемому Соймоновскому мосту и придет на Малую площадь Дворца Советов. Оттуда Бульварное кольцо продолжается по своему старому направлению. Для увеличения проходимости кольцо будет капитально реконструировано: частично спрямляется рельеф (особенно в районе Трубной площади), ширина кольца доводится по минимуму до 60 м, растительность с бульвара убирается и снимаются трамвайные пути (им на смену придут автобусы и троллейбусы). Здания, замыкающие выходы с бульваров на площади, будут снесены. Самое большое значение имеет застройка Гоголевского, Никитского и Тверского бульваров. Гоголевский бульвар примыкает западным концом к парадной площади Дворца Советов, поэтому ансамбль его зданий должен быть подчинен архитектуре Дворца. На Никитском бульваре должны быть снесены все здания, мешающие выходу бульвара на Арбатскую площадь и к Никитским воротам, а также ветхие дома по внешней стороне бульвара. По этой же стороне Тверского бульвара (на отрезке от Сытинского переулка до улицы Горького) сносятся двухэтажные дома, и за счет их сноса и сноса зеленых насаждений ширина Тверского бульвара в приближении к Пушкинской площади достигнет 85 м. Снос двухэтажных и одноэтажных зданий по внутренней стороне Тверского бульвара будет произведен после окончания постройки оперного театра им. Немировича-Данченко на 1500 мест. Главный фасад здания театра с шестнадцатью парными мраморными колоннами будет выходить прямо на бульвар.

В районе Пушкинской площади движение по Бульварному кольцу будет пропущено через пассаж, параллельно которому будут проложены особые подземные переходы для пешеходов. На Страстном бульваре будет построено большое общественное здание, которое должно украсить Пушкинскую площадь. Следующий за ним Нарышкинский бульвар сохранит свои зеленые насаждения и будет благоустроен, поэтому два проезда будут, как и прежде, огибать полосу зеленых насаждений, однако невысокие дома по обеим сторонам бульвара будут заменены высокими зданиями. Зато Петровский бульвар лишится зеленых насаждений и будет расширен также за счет сноса одноэтажных и двухэтажных домов по внутренней стороне. Следует отметить, что все такие дома Бульварного кольца на его внутреннем проезде будут сноситься, как и дома на перекрестках Бульварного кольца, закрывающие выходы бульваров. На всех последующих участках кольца (вплоть до Чистых прудов) также снимаются зеленые насаждения. При этом на участке Рождественского бульвара полоса, занятая прежде деревьями, предназначается для транзитного движения, а внутренний и внешний проезды – для местного. Рождественский бульвар будет трехполосным со смягченным уклоном внутреннего проезда. Дома, стоящие на пути транзитного проезда, будут снесены.

Неузнаваемо преобразится и Садовое кольцо. На всем его протяжении будут снесены все палисадники и частоколы заборов, а также ветхие строения и строения поперек улиц (например, у Земляного вала), за счет чего увеличится ширина кольца (прежде всего, на Садово-Каретной и Народной улицах, а также на Садовой-Земляной) и его пропускная способность. Новая кольцевая магистраль столицы покроется асфальтовой гладью, а название «Садовая» будет звучать явным анахронизмом. Дома, построенные на Садовом кольце, должны быть не менее чем в 7, 10 или 14 этажей с выразительным и парадным оформлением. Реконструированная Садовая улица как нельзя лучше подходит к проведению по всей своей протяженности кольцевого троллейбусного маршрута.

Кольцевая магистраль по Садовым улицам будет дополнена двумя кольцами: Новобульварным и Парковым, а также обходной (вокзальной) магистралью.

Новобульварное кольцо будет проведено в районе Яузы по улице Баумана, Салтыкову мосту, по пробиваемой магистрали и Золоторожскому валу. От площади Ильича кольцо пойдет по линии Камер-Коллежских валов. Система Камер-Коллежских валов будет капитально реконструирована, так как в некоторых местах улицы перерезаны путями железных дорог. Планируется прокладка движения на разных уровнях и устранение отдаленности линии валов от центра в районе Сокольников, Богородского и Черкизова.

Парковое кольцо также пройдет в районе Яузы по направлению Измайловского, Преображенского, Черкизовского, Богородского «валов». Пересечение Яузы планируется в районе Сокольничьей рощи.

Прямая обходная (вокзальная) магистраль (вернее – система обходных магистралей) соединит между собой центральные вокзалы столицы. Первая магистраль (протяженность около 5 км) соединит Киевский вокзал с Белорусским и Савеловским вокзалами. Она пройдет от Бородинского моста по Смоленской набережной, далее по прямой линии будет пробита через дворы и существующие застройки к Белорусскому вокзалу. От Белорусского вокзала магистраль пробивается также прямой линией по направлению Бутырского вала к Савеловскому вокзалу. Вторая обходная магистраль (протяженность около 4 км) соединит Белорусский вокзал с тремя вокзалами (Казанским, Ярославским и Октябрьским) на Комсомольской площади. В месте пересечения магистралью магистрали «Север – Юг» будет сооружена эстакада для разноуровневого движения. И, наконец, третья обходная (вокзальная) магистраль (протяженность более 4 км) соединит соединит вокзалы на Комсомольской площади с Курским вокзалом и Абельмановской заставой. В ряде мест обходная магистраль будет «спускаться» к набережным. Так Новый Арбат пересечет вокзальную магистраль в районе проектируемого моста через Москва-реку. Здесь путь по обходной магистрали направо ведет к Белорусскому вокзалу, налево – к Киевскому. Центральная площадь этой магистрали – площадь Курского вокзала. Магистраль пройдет на уровне первого этажа вокзального здания (сам вокзал будет надстроен), у самого фасада вокзала, между ним и площадкой для автомашин. Подъезды к вокзалу с Садового кольца, постепенно поднимаясь, будут подводить пешеходов и транспорт непосредственно ко второму этажу вокзала, отделяя движение к нему с Садовой от движения по вокзальной магистрали.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.