скачать рефераты

МЕНЮ


Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

Очень важную транспортную загрузку примут на себя три магистрали-диаметра: «проспект Дворца Советов – Кировский проспект»; «Северный порт – завод им. Сталина»; «Север – Юг». Протяженность каждой магистрали составит не менее 10 км. Первый диаметр протянется от западной границы стадиона имени Сталина в Измайлово до Ленинских гор («Северо-Восток – Юго-Запад»). Его трасса пройдет по Щелковскому шоссе, через Преображенское и Сокольники, Каланчевку и Мясницкую улицу. Далее, по исторически сложившемуся полукольцу центральных площадей (площадь Ногина, площадь Дзержинского, площадь Свердлова) магистраль-диаметр выйдет на Волхонку, где образуется новая площадь – Дворца Советов. От этой площади тремя лучами проспекта Дворца Советов магистраль пойдет на Ленинские горы. Проектируемый проспект Дворца Советов проходит по левому берегу реки Москва, почти по оси Лужниковской речной излучины. Второй диаметр протянется от Северного речного вокзала до Южного речного порта. Его трасса пройдет по Ленинградскому проспекту, через Сокол, Аэропорт, Тверскую заставу, по Тверской-Ямской и Тверской улицам. Далее магистраль-диаметр делает поворот по Кремлевскому полукольцу и выходит к Солянке. Прямо по Солянке, в районе Яузской площади, трасса диаметра «перебрасывается» по Высокояузскому мосту, поднимается вверх по Гончарной улице и пересекает Садовое кольцо. За Садовым кольцом, через Большие Каменщики, магистраль-диаметр направляется почти прямым лучом к автозаводу им. Сталина и далее в Южную гавань (на Сукином болоте реки Москвы). Третий диаметр протянется от Останкина на севере столицы до Серпуховского шоссе на юге. Его трасса в центре города (от площади Коммуны) пройдет по Цветному бульвару и Рождественке, тоннелем через Китай-город. Потом она по новому Москворецкому мосту, через Большую Ордынку, Люсиновскую, Большую Тульскую выйдет к Сепуховскому шоссе. От первых двух магистралей магистраль «Север – Юг» отличается тем, что ее трасса проходит почти по идеально прямой линии. Задача проектировщиков заключается в уменьшении числа пересечений с другими проездами. Часть пересечений организуется в разных уровнях (например, с Бульварным кольцом), поэтому не будут затруднять транспорт. Немаловажное значение имеет архитектурное оформление магистралей. Все ветхие одноэтажные и двухэтажные здания будут постепенно заменяться новыми крупными зданиями (по большей части семиэтажными). Будут равномерно поставлены скульптурные группы. Улицы – отрезки магистралей, будут расширены минимум до 60 м (например, Балчуг – до 60 м, Большая Ордынка – до 65 м, Люсиновская улица – до 65 м и т.д.). Следует отметить, что число переулков, которые выходили на главные улицы и магистрали-диаметры, резко сокращалось. Большинство из них превращалось во внутриквартальные проезды, а некоторые перехватывались арками.


3. Набережные и мосты


Проект обводнения Москвы, по которому в июне 1931 года было принято постановление пленума ЦК ВКП(б): «коренным образом разрешить задачу обводнения Москва-реки путем соединения ее с верховьем р. Волги», содержал идею строительства канала Москва-Волга. Только канал мог ликвидировать водяной голод столицы и превратить ее в значительный порт. Когда канал будет построен, Москва станет судоходной. Ее речной порт будет состоять из пяти гаваней: северной – в Химках, западной – в Шелепихе и Филях, пассажирской – в Нижних Котлах, южной – на Сукином болоте. Пассажирское движение по реке разделяется на городское и дальнее. Русло Москва-реки реконструируется. Исходя из этого, все набережные Москва-реки, Яузы и Водоотводного канала разделяются на три вида: набережные для застройки и проезда вдоль реки, парковые набережные, набережные для хозяйственных и транспортных устройств. Осуществление проекта по сооружению канала Москва-Волга требовало огромных сил и средств от страны. Когда мы читаем панегирики воле большевиков и лично Сталина («Волею великого Сталина, волею большевиков Волга явилась в столицу»), мы не должны забывать о тысячах человек, «уложенных» на дно этого канала железной пятой тоталитаризма.

В начале тридцатых годов силы в направлении речного строительства в Москве были брошены, в первую очередь, на строительство плотины на реке Истра для питания московского водопровода. Когда к ноябрю 1934 года сооружение плотины было закончено, это очень воодушевило авторов и сторонников проекта канала. Для обводнения города генпланом было предложено «максимально использовать волжскую воду, поступающую в результате сооружения канала Волга-Москва, для чего создать два водных кольца: одно от Клязьминского водохранилища по восточному каналу через Измайловский парк, Текстильщики, Южный порт у Кожухова, по Москва-реке к Химкинскому водохранилищу, другое – внутригородское, получаемое в результате сооружения северного внутригородского канала, соединяющее Химкинское водохранилище с рекой Яузой до Москва-реки». Сам канал Москва-Волга присоединяется к Москве-реке выше Тушина. Ниже канала (участок Тушино-Кожухово) петлистое течение Москва-реки спрямляется. Будут построены Дорогомиловский, Андреевский, Лужниковский каналы, которые сократят путь по реке и дадут возможность организовать транзитное судоходство без захода грузовых судов и барж в центр города, поэтому Дорогомиловская и Москворецкая петли в центре Москвы будут использованы только для пассажирского судоходства. На их берегах будет осуществлена красивая застройка. В пункте 5 постановления от 10 июля 1935 года «О генеральном плане реконструкции г. Москвы» говорится уже не только о работах по строительству канала Москва-Волга, но и о превращении набережных Москва-реки «в основную магистраль города». Генпланом предложено: «Развернуть застройку в ближайшие 3 года домами и архитектурно оформить Краснопресненскую, Смоленскую, Дорогомиловскую, Бережковскую, Причальную, Котельническую, Новоспасскую и Ростовскую набережные и в течение последующих лет десятилетия – все остальные набережные Москва-реки, Водоотводного канала и часть набережных реки Яузы от ее устья до Садового кольца». К началу 1935 года Москва-река была одета в гранит на протяжении 12 км, а общая сумма всех километров набережных в пределах гороской застройки составляла около ста километров. Должны быть заново перестроены и покрыты серым гранитом набережные в районе Кремля. В 1936 году будут оформлены гранитными стенками и гранитными сходами набережные, расположенные в районе фабрик: Дербеневская, Павелецкая, Тульская, Крутицкая, Симоновская, набережные Ленинской слободы и завода имени Сталина. Серый гранит новых набережных будет чередоваться с розовым, а широкие гранитные лестницы будут полого спускаться к воде.

Одной из самых интересных застроек будет застройка берегов Москва-реки от Кожухова до Большого Устьинского моста. Здесь река образует несколько крупных и ряд небольших плавных поворотов и имеет разнообразный рельеф берегов, что в целом поставило проблему масштабного сочетания застройки с рекой. Поэтому высокие здания будут стоять поодаль от берегов, а вдоль набережной расположатся менее высокие здания с частыми разрывами, открывающими береговые склоны. Москва начинается застройкой высокой Кожуховской набережной. Кожуховские здания будут встречать суда, поднимающиеся к городу. Далее крутая петля реки омывает завод им. Сталина. Здесь будет впадать в Москва-реку проектируемый Андреевский канал, образующий красивую стрелку с высоким мысом. На этой стрелке возводится общественное здание, архитектурно замыкающее участок реки от Кожухова до Алексеевского моста. Берега следующих прямолинейных участков реки заняты промышленными предприятиями. Так, на левом берегу находится завод имени Сталина (ЗИС), занимающий огромную территорию. Там, где заводская магистраль сопрягается с набережными, проектируются две площади. Главное значение имеет площадь на Симоновской набережной, расположенная на высоком речном берегу. Она сменит старые архитектурные доминанты (Данилов и Симонов монастырь) и станет архитектурным центром района. Выше площади ЗИС река делает несколько петель с низменными берегами, на которых будут разбиты парки, а на высоком холме к востоку от одного из них (Крутицкого) будет построен дворец культуры ЗИС. Далее вверх река будет пересечена проектируемым мостом из Замоскворечья в Пролетарский район. За мостом, по левой стороне встанут большие жилые кварталы. Самая большая речная излучина – Москворецкая – начинается выше Новоспасского моста. На ее отрезке от Новоспасского моста до Большого Устьинского оба берега будут заняты ансамблевой застройкой. Самым громадным комплексом здесь будет здание Института литературы на Швивой горке.

Планировка и застройка берегов Москва-реки от Большого Устьинского моста до Краснолужского моста имеет очень важное значение, так как здесь Москворецкая излучина дополнена Водоотводным каналом, проведенным по старице Москва-реки параллельно ее излучине. Канал образует две архитектурно выгодные точки – две стрелки: Берсеневскую и Краснохолмскую. К ним можно добавить мыс, образуемый Яузой при впадении в Москва-реку у Швивой горки. На плоских мысах этих стрелок будут поставлены общественные здания или памятники.

Для центра плавно извивающаяся набережная реки Москва является важным транспортным сообщением. Для транзитного транспорта особенно важное значение будет имет проезд набережной левого берега, который тянется непрерывной лентой от Кожухова до Лужников. Проезд правого берега прерывается каналами. Ширина проездов вдоль набережных Москва-реки установлена генпланом в 40–50 м, а ширина проездов вдоль Водоотводного канала и Яузы – в 25–30 м.

Чтобы связать архитектуру реки и канала, на Острове создаются площади, вытянутые от Москва-реки до канала. На левом берегу располагаются монументальные здания и комплексы (Воспитательный дом на Васильевском лугу, застройки Зарядья и Китай-города, Кремль, Дворец Советов и т.д.), которым починяются планировка и застройка правого Замоскворецкого берега. У реки образуется новая площадь – Дворца Советов, на которой сооружается объем Дворца Советов. Именно Дворец Советов станет новой архитектурной доминантой Москвы.

Выше по реке правый берег будет занят зеленым массивом Центрального парка культуры и отдыха. Следующим парковым интервалом между застроенными речными петлями будут Ленинские горы и Лужники.

Согласно генплану, отрезок реки от Большого Устьинского моста до Крымского должен быть занят только под застройку из общественных монументальных зданий. Жилая, но пафосная застройка будет доминировать от Краснолужского моста до Шелепихи. Небольшие жилые районы запроектированы на берегах Москва-реки от Шелепихи до Тушина. В некоторых местах новая застройка набережных неизбежно будет сопровождаться значительным сносом старых молоэтажных построек, а также монастырских зданий.

Вторым по значению элементов в архитектуре реки после зданий является мост. Генпланом было намечено «для улучшения связи между районами, расположенным по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста (до 8,6 м над уровнем воды при отметке 120) и 3 моста реконструировать путем подъема на тот же уровень. Из указанных мостов построить к началу 1938 г. взамен ныне существующих четыре новых моста через Москву-реку: 1) Большой Каменный, 2) Крымский, 3) Москворецкий, 4) Краснохолмский и три моста через Водоотводный канал: 1) М. Каменный, 2) Чугунный, 3) М. Краснохолмский мосты. К этому же сроку поднять существующие на Москва-реке мосты: 1) Устьинский, 2) Новопасский, 3) мост М.Б.Б.ж.д.».

Ширина мостов определена в 40 метров (только Крымский мост составляет исключение: его ширина – 38,5 м). Самым большим из этих мостов будет Большой Краснохолмский. Его общая длина – более 700 м. На архитектуру моста большое влияние окажут высокие береговые устои и косой (35 градусов) угол пересечения Москва-реки в выбранном для строительства месте. Архитектурное оформление Москворецкого моста будет близко и где-то даже подчинено оформлению Большого Каменного моста в силу их ансамблевой близости. Подходы к Большому Каменному мосту будут облицованы темносерым гранитом, а Москворецкий мост – розовым гранитом под цвет стен Кремля. В отличие от Москворецкого, Большой Каменный имеет на углах моста десятиметровые пьедесталы для установки скульптурных групп. Одним из красивейших сооружений столицы должен стать Крымский мост, запроектированный как цепной висячий мост. Через четыре 25-метровых пилона будут перекинуты гигантские цепи общим весом около трех тысяч тонн. Все мосты будут иметь предмостные площади, а под арками боковых пролетов мостов расположатся гаражи.

Через реку Яузу будут перекинуты семь мостов, из которых один (Лефортовский) – существующий и запланированный к реконструкции, четыре новых (проездных) и два новых (пешеходных).

Что касается мостов через Водоотводной канал, их длина не превысит установленной ширины в 40 метров. Мосты будут построены в одном уровне с набережными.

И, наконец, последний важный элемент триады архитектуры реки – набережные. Первой по значению в архитектурном оформлении речной набережной является стенка. На Москва-реке будут выстроены стенки нового архитектурного профиля, с переменным уклоном граней. Согласно генплану, основным типом набережной, принятой для Москва-реки, является наклонная стенка переменной крутизны (откосная и подпорная). Эта стенка будет облицована гранитными плитами серого и розового цвета. Она будет накрыта карнизной плитой, а ограждена либо сплошным парапетом (в центре), либо тумбами и решетками (на периферии). Сколь бы не подробно и «научно» архитекторы и строители не анализировали профили стенок для основания выбранного профиля московских набережных (см., например, «Набережные Москвы. Архитектура и конструкции». М., 1940), ясно, что это решение принадлежит не им, а лично Сталину. Еще в 1932 году, отдыхая в Сочи, Сталин пишет Кагановичу: «Согласен с Вами, что берега Москвы-реки лучше построить наклонно». Так был выбран будущий профиль. За архитекторами осталось только обоснование этого выбора, что мы и наблюдаем в литературе. Справедливости ради следует отметить, что на некоторых отрезках реки были применены и другие типы стенок (на парковой Пушкинской набережной, в нижнем течении Яузы, у Дворца Советов и других местах). Среди всех типов набережных Москвы заметной должна стать парковая Пушкинская набережная. Она будет двухярусной, с парадными лестницами, соединяющими оба яруса. Вдоль нижнего яруса будет устроена прогулочная аллея, а вдоль верхнего – внутрипарковый проезд. Нижняя подпорная стенка будет облицована горизонтально ориентированными плитами, расположенными заподлицо с гранитным валом, накрывающим стенку. Поэтому она зрительно не будет «отрезать» парк от реки. Верхняя же стенка, у откоса проезжей дороги, будет облицована вертикально ориентированными плитами и расчленена нишами-скамейками. Подобное архитектурное оформление совпадает с ритмом набегающих речных волн. Самой парадной проектируется также двухярусная набережная Дворца Советов. Первый ярус – это существующий проезд вдоль набережной. Второй ярус будет устроен на мощных столбах, с отметкой 135 м. Его проезд сединит непосредственно Большой Каменный мост и мост у Берсеневской стрелки.

Трудной задачей для проектировщиков стало размещение сходов на Москва-реку, так как каждый участок реки должен был решаться в виде особого звена в цепи ансамблей, осью которых является Москва-река. Сход выбирается в зависимости от назначения набережной (в Москве они были трех видов: городские, портовые, парковые), планировки берега и требованиями удобства судоходного транспорта. В зависимости от этих условий выделено пять групп сходов на Москва-реку. Число сходов увеличивается по мере приближения к центру: от расстояния между сходами в 1500 м для далеких участков реки до 500 м для центральных. Сходы Водоотводного канала относятся к сходам центральной части реки, однако не будут столь частыми. Из двух основных типов сходов: с лестницей, перпендикулярной к реке и сход с лестницей, параллельной реке, довлеющим для Москва-реки выбран первый. Среди сходов первого типа выбран самый эффектный – сход «открытая лестница» (Софийская набережная, Дербеневская, Крутицкая, Павелецкая, Бережковская набережные). Комплекс схода набережной Дворца Советов будет состоять из трех сходов с первого яруса к воде, среди которых выделяется парадная архитектура средней открытой лестницы, и двух лестниц, ведущих со второго яруса набережной на первый. Причальная площадка среднего схода будет достаточно высокой (121,6 м), поэтому к ней будут приставать теплоходы. От проезжей части набережной верхнюю площадку средней лестницы схода будут отделять шесть пар мощных столбов. Эти столбы, в свою очередь, образуют пять порталов, к которым ведет главная лестница схода. На набережных, имеющих невысокие отметки, запланированы полукруглые в плане сходы. Намечено дальнейшее разитие парковых сходов, прежде всего, на Пушкинской набережной (вдоль ЦПКиО им. Горького).

Что касается архитектуры реки Яузы, то ее планировка является второй по значению, поэтому и архитектурное оформление подчинено архитектуре Москва-реки. В генплане предложено осуществить следующие работы: «1) построить к 1939 г. в северной части города канал для соединения Химкинского водохранилища с рекой Яузой, который вместе с Яузой создаст внутригородское водное кольцо; 2) расширить русло реки Яузы до 20–25 м; 3) очистить, привести в порядок и обводнить все имеющиеся на территории города пруды». Яуза обводняется водами канала Москва-Волга через канал, проведенный из Химкинского водохранилища. Также из канала Москва-Волга будут обводнены левые притоки Яузы. На отдельных участках Яузы (Сокольники, Останкино) будут созданы большие озера. Обводненная и озелененная долина Яузы станет местом для жилого строительства. Высокий холм Андроньева монастыря предназначается для крупного общественного строительства. Мелкие промышленные предприятия из этого района выводятся, и остаются только крупные. Сток промышленных вод в реку прекращается, и Яуза становится судоходной рекой. Будут устроены проезды вдоль реки шириной 25 м, а набережные, которыми будет обрамлена Яуза, будут шире самой реки (ширина Яузы в среднем 25 м). В районах с крупной застройкой будут возводиться набережные с отвесным профилем, а в парковых районах – двухъярусные набережные с пешеходной дорожкой вдоль низкой подпорной стенки и проездом на втором ярусе. Дальше к периферии будут устроены откосные набережные. Из-за узости реки сходы к Яузе архитектурно привязаны к набережной и речным застройкам. Поэтому будут созданы однолестничные (с лестницей вдоль набережной) сходы с пилонами, что «совпадает» с профилем проектируемых набережных. Размещение сходов будет равномерным и частым (через каждый километр).

Осуществление указанных выше проектов превратит, в соответствии с требованиями генплана «набережные Москва-реки в основную магистраль города с облицовкой берегов гранитом и устройством вдоль набережных широких проездов-улиц со сквозным на всем их протяжении движением». К проездным набережным реки Москвы и Водоотводного канала добавляются набережные со сквозным проездом реки Яузы. В целях этого набережные последней будут проходить в одном или двух уровнях (например, Андроньевская и Красноказарменная набережные), а под мостами будут созданы предмостные площади. Так речные берега столицы станут одними из основных и красивых магистралей Москвы.


4. Сады и парки


Именно обводнение Москвы является базой для зеленого строительства города по генплану 1935 года. Согласно последнему, за пределами городской территории будет создан защитный лесо-парковый пояс (зеленое кольцо) в радиусе до 10 км. Он будет состоять из равномерно расположенных лесных массивов, начало которых – в загородных лесах. От этого пояса протянутся в Москву три клина зеленых насаждений. Два из них: 1) от Сокольнического и Измайловского лесных массивов вдоль берегов Яузы и 2) от Ленинских гор и ЦПКиО им. Горького вдоль берегов Москва-реки сольются в единый зеленый диаметр, проходящий через центр города. Третий – от Останкинского зеленого массива вдоль Самотеки и Неглинной также придет в центр и присоединится к диаметру зеленой полосой Александровского сквера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.