Стальные конструкции - столетие каркасного строительства из стали
Среди наиболее значительных немецких
решетчатых сооружений 50-х годов имеется несколько, в которых успешно был применен
стальной каркас. Строительство зданий акционерного общества «Континенталь
Гуммиверк» в Ганновере архитектора Цинсера в 1952 г. привлекло международное
внимание. Архитектор сумел избежать монотонности, присущей решетчатой схеме,
дифференцированным формированием верхних завершающих частей зданий. По
внешнему виду зданий нельзя уверенно определить, какой каркас в них применен —
стальной или железобетонный.
Уже в середине 50-х годов стало
весьма заметным все возрастающее пресыщение решетчатой схемой. Поиски
архитекторов шли в двух направлениях: подчеркнуто структурной пластичной
проработки фасада или моделирования всего строительного объема, например в
административном здании главной фабрики красок с буме-рангообразным планом Г.
Вебера. Этот способ планировки — веретенообразной, обтекаемой формы,
шестиугольной в плане и т. д. — получил тогда распространение во многих
странах: неосуществленный проект «Бэкбей-центр» в Бостоне архитектора
Гропиуса, высотный дом Пирелли в Милане,
конкурс на проект высотного дома в Дюссельдорфе. Другим решением было
возвращение к плоскостной сплошной облицовке фасадов, выполненной в большинстве
случаев в кирпичной или керамической кладке, как, например, в здании калийной
фабрики со стальным каркасом в Ганновере, выстроенном в 1951 г. Ровная
кирпичная облицовка позволяет видеть каркасную структуру лишь в стройности
оконных стоек, обеспечивающей более сильное воздействие по сравнению с беспокойной
сеткой решетчатого фасада. Однако эти усилия не имели продолжительного успеха.
В конце 50-х годов проявилось тяготение к стилю «стена-экран» или навесной стены из стекла и металла, которая к тому
времени завоевала признание в США и начала проникать во все страны. Этот стиль
нельзя безоговорочно считать импортируемым из США, он имеет и европейскую линию
развития, в которой постепенно осуществлялся переход от обычного заполнения
несущего сетчатого каркаса к фасаду-экрану. Решетка фасада была взломана и
расширена, вертикальное членение несущих колонн ограничено. Расширяющиеся
простенки, подоконные участки стен и окна заполнялись материалами,
применяемыми в наружных стенах многоэтажных зданий, — металлом и стеклом, деревом
и стеклом или другими комбинациями, как, например, уже в 1931 г. в «Мезон
Кларте». Ле Корбюзье в 1932 г. зданием «Сите де Рефюж» в Париже предвосхитил
будущее направление; вертикальные элементы отступили за фасад, от несущего каркаса
остались видными лишь полосы перекрытий; фасадные элементы превращены в
горизонтальные полосы. Все это было преддверием нового стиля с применением
навесных стен, при котором несущий каркас полностью скрыт навесным фасадом. Применение
навесных стен означало новый период в развитии каркасного строительства.
Однако навесная стена — не единственная возможность развития, она представляет
собой только дальнейший шаг в расширении конструктивных и творческих возможностей
архитектуры.
Применение навесных стен в первое
время означало только новшество, тогда как стальной каркас получил международное
признание. Первые полностью изготовленные из металла фасады для многоэтажного
здания с железобетонным каркасом были применены в Париже уже в 1949 г.
председателем строительной федерации Жаном Пруве, гениальным конструктором,
которому строительство с применением стальных конструкций обязано многими
важными предложениями и новшествами.
Международная архитектура стальных конструкций. Навесные стены
(1945—1960 гг.)
Начало международной архитектуре
зданий со стальными конструкциями было положено Людвигом Мис ван дер Роэ в
Чикаго. Став в 1938 г. руководителем архитектурного факультета Иллинойского
технологического института, он разработал за время своей 20-летней
преподавательской деятельности план застройки территории института и
осуществил наиболее важные части этого плана. Основу плана зданий составляла
квадратная модульная сетка; ее организующее начало и основной шаг 7,2 м были
закреплены в конструкции стального каркаса, которая своей темной окраской резко
выделялась на фоне остекления и светлой кирпичной кладки глухих стеновых
поверхностей.
Конструктивная система не была
жестко регламентированной, в большинстве случаев несущие каркасы зданий
соответствовали функциональным требованиям и изменяющемуся характеру строений:
двух- и трехэтажных зданий, комбинированных учебных и зальных помещений,
образующих большие объемы. Каждая структурная деталь (решения углов, окон,
узловых соединений) скрупулезно проработана и оформлена. Если бы Мис ван дер
Роэ не выстроил ничего другого, кроме комплекса технологического института,
то уже этим он вложил бы краеугольный камень в архитектуру и строительство
городских сооружений нашего столетия, в историю стальных каркасных зданий.
Влияние Мис ван дер Роэ на международную
архитектуру значительно возросло после того, как им была развита новая
структурная концепция для высотных домов. Архитектура небоскребов из металла
была значительно сложнее, чем архитектура низких институтских зданий, так как
задача огнезащитной облицовки не была решена. Может быть, это и послужило
причиной того, что Мис ван дер Роэ в первом высотном жилом доме «Промон-тори» в
Чикаго (1948 г.) решился на железобетонный вариант. Видимые железобетонные
элементы здесь сокращены до тонких выступающих колонн в сочетании с широкими
втопленными линиями подоконных элементов стен; уменьшение колонн коробчатого
сечения ступенями по высоте соответствует снижению нагрузки.
Гораздо более сильное впечатление
производил проект двух высотных жилых домов Мис ван дер Роэ на Лейк-Шор-Драйв в
Чикаго (1949—1950 гг.). В плане оба здания имеют классические пропорции (3:5),
несущие колонны стального каркаса установлены по квадратной сетке с шагом 6,4
м. Стальной каркас выявлен искусным приемом: колонны из широкополочных
двутавров обетонированы до квадратного сечения, которое в свою очередь охвачено
оцинкованными и сварЕННыми между собой стальными листами. Они не только
образуют металлическую облицовку, но и дополнительно повышают жесткость стального
каркаса и уменьшают колебания здания при ветровой нагрузке. Торцы перекрытий
также обшиты стальными листами. Основная структура фасадной плоскости закрыта
выступающей вперед системой вертикального членения с второстепенными колоннами,
проходящими через все верхние этажи. Четыре второстепенные колонны приходятся
на одну основную колонну; их интервал 1,6 м является модулем, определяющим
ширину окон и ритм простенков. Второстепенные колонны оставлены без
огнезащитной оболочки, так как они не несут нагрузки и стоят за пределами фасада;
они воспринимают только ветровое давление и служат для укрепления алюминиевых
профилей, которые окаймляют глухое остекление.
Структурная логика системы легко
воспринимается. В цокольном этаже остекление вестибюля несколько отступает
назад, колонны, облицованные листовой сталью, выдаются вперед и вся несущая
структура представляется объемной. В нижней части фасада также отчетливо
читается двутавровый профиль второстепенных колонн. Перспективная композиция
придает зданию еще более величественное впечатление, хотя оно не имеет ни обычного деления на
несколько зон, ни завершающего парапета. Корпус здания строго соответствует
его функциональному назначению. Размер окон и шаг второстепенных колонн
соответствуют масштабам человека. Соотношение длины, ширины и высоты, как
всегда у Мис ван дер Роэ, тщательно уравновешено так же, как и расположение
корпусов под прямым углом друг к другу. Эта деталь дает богатый эффект: с
какого бы места не рассматривалась группа зданий, всегда одна боковая плоскость
выглядит укороченной, так что выступающие двутавровые профили окон скрываются
и сливаются в одну плоскость. При всей прозрачности решений каркасного
строительства сохраняется и телесность строительного объема.
Какое умственное напряжение, какая
многолетняя интенсивная работа были необходимы для возникновения новой архитектуры
каркасных зданий в подлинном смысле этого слова!
Коротко рассмотрим, как Мис ван дер
Роэ искал решение фасадов в своих более поздних высотных домах на озере
Мичиган.
Уже опыт возведения первых зданий
показал, что недостаточная точность установки второстепенных колонн на высоту
более 20 этажей легко заметна на глаз и нарушает стройность фасада. Можно было
бы устранить этот недостаток путем устройства стыков во второстепенных
колоннах в уровне перекрытий, выделяя эти стыки листовыми прокладками в каждом
этаже и прерывая таким образом сплошную линию колонн. Смещения колонн при таком
решении были бы едва заметны. Кроме того, на фасадах получалась переменная
ширина окон, так как каждая четвертая или пятая колонна фасада совпадала с
основной, более широкой стальной колонной; поэтому простенок с обеих сторон
несущей колонны должен быть уже чем простенки между средними окнами фасада. В
жилых комплексах «Комонуэлс променад апартментс» и «Эспланад апартментс»
постройки 1953 — 1956 гг. Мис ван дер Роэ сохранил строгую рядность двутавровых
фасадных стоек, но сделал все окна одинаково широкими, установив несущие
конструкции на расстоянии примерно 30 см позади фасада и проведя в
образовавшемся промежутке обогревающие трубопроводы. Усовершенствованная Мис
ван дер Роэ система стального фасада скрывала и железобетонные несущие
конструкции.
Навесная стена представляет собой
легкую стеновую конструкцию, укрепленную перед несущим каркасом и состоящую из
заранее заготовленных, унифицированных элементов высотой в один этаж или
более, которые выполняют все функции наружного ограждения. Преимущества этой
системы очевидны: выигрыш в объеме помещения, уменьшение веса здания, ускорение
и рационализация строительного процесса
и не в последнюю очередь парадность и блеск, который исходит от стекла и
металла, создавая впечатление современного решения фасадов. Закономерность и
высокая архитектоничность металлических фасадов Мис ван дер Роэ служат если не
образцом, то мерилом для лучших решений высотных зданий.
Однако жилые дома на Лейк-Шор-Драйв
и комплекса «Комонуэлс» представляют с конструктивной точки зрения лишь
небольшой шаг в развитии идеи навесных стен. В США, так же как и в Европе, применение
навесных стен имело свои этапы развития. Можно было бы назвать различные
переходные стадии, например плоский фасад из алюминия и стекла с хорошими
пропорциями «Эквитейбл-билдинг» в Портленде (штат Орегон) (архит. П. Бел-луши,
1948 г.).
Американскими высотными домами, с
которых началась эра применения навесных стен, были «Алкоа-билдинг» в
Пит-тсбурге архитекторов Гаррисона и Абрамо-вица и «Левер-хауз» в Нью-Йорке
архитекторов Скидмора, Оуингса и Мерилла. Оба здания выстроены примерно
одновременно вскоре после зданий на Лейк-Шор-Драйв. В конструкции стального
каркаса высотного дома «Алкоа» впервые применены металлические крупные панели
перекрытий и, таким образом, создана чисто металлическая конструкция здания.
фасад здания «Алкоа» представляет собой прототип
панельного способа строительства: в нем применены панели высотой в один этаж
из алюминиевого листа, имеющего для жесткости по краям профилированную
окантовку, которая одновременно служит для соединения элементов друг с другом и
для прикрепления их к металлическому каркасу. Плоскость панели разделена на
два поля, каждому из которых придана дополнительная жесткость выштампов-кой
плоской пирамиды, сопоставимой с историческим «алмазным рустом» облицовок из
натурального камня с той лишь разницей, что грани здесь значительно больше и
имеют вогнутую форму вместо выпуклой. В верхней половине фасадного элемента
проходит тисненая грань над поворотными окнами в профилированном обрамлении,
причем окна открываются пневматически только для очистки. Идея навесных стен
здесь еще не завершена; во-первых, не все поле несущего каркаса заполнено
унифицированными элементами, перед колоннами вставлены дополнительные элементы
в виде отдельных узких полос; во-вторых, за лицевыми
панелями устроены дополнительные огнезащитные стены путем нанесения
торкретированием на металлическую сетку легкого бетона. Но все-таки в здании
«Алкоа» впервые применены навесные стены.
С технической стороны способ строительства
из алюминиевых панелей является вполне удачным способом: он сравнительно прост
и экономичен, лишен сложной проблемы заделки швов, упругая окантовка из
листового металла выравнивает температурные колебания и неточности размеров.
В последующих строениях в США скоро
выяснилось, что удобный способ придавать нужную форму листам алюминия привел к
формалистическому приему, который низводил фасады небоскребов до незначительности
парфюмерной упаковки. С «Алкоа-билдинг» уже началась оппозиция против строгих
форм — та декоративно-фольклорная модная волна, которую последователи Мис ван
дер Роз назвали «развлекательной архитектурой».
В «Левер-билдинг» в Нью-Йорке
появился впервые другой тип навесной стены — «реечный способ строительства».
Фасадные металлические детали уменьшены до изящной сетки из реек; в остальном
же весь фасад состоит из стекла. Такая элегантная конструкция стала возможной
потому, что в этом решении кладка из шлаковых камней и стеклянных блоков
выполняла одновременно теплозащитные и огнезащитные функции. Колонны несущего
каркаса поставлены так далеко позади стекла, что днем они едва видны. Ночью,
когда мелко расчлененный, стремящийся ввысь корпус из стекла как по мановению
волшебной палочки превращается в сочетание световых полос — несущая структура
становится прозрачной. В конструктивной проработке, в структурной четкости
«Левер-билдинг» несколько уступает жилым домам Мис ван дер Роэ в Чикаго, что же
касается архитектонического качества, то сам Мис ван дер Роэ предложил для
сравнения построенный им в 1955— 1957 гг. «Сигрэм-билдинг» в Нью-Йорке.
Этот небоскреб очень ценится как
знаменитейшее сооружение Мис ван дер Роэ, более совершенное, чем здания на
Лейк-Шор-Драйв. Высота здания почти удвоена, вертикальность усилена с помощью
узких рядов двутавровых второстепенных стоек. Особый оттенок благородства
сооружение получает благодаря тому, что в трех верхних этажах отсутствует
остекление, и второстепенные стойки выступают перед сплошной металлической
поверхностью, которая производит впечатление венчающей диадемы. Отличие здания
«Сигрэм» становится особенно заметным благодаря осесимметричному приземистому
зданию, расположенному перед высотной частью, — неслыханное расточительство
площади для Нью-Йорка — и, конечно, благодаря знаменитому бронзированному
фасаду.
В здании «Левер-билдинг» фасад тоже
выполнен из благородного материала — все реечное покрытие из нержавеющей стали.
В основании его также расположено большое приземистое здание, но оно не выдвинуто
вперед к улице, а находится под высотной частью, которая как бы оторвана от
него и стоит на открытых колоннах. Приземистый корпус вдвинут под высокостоящий
высотный корпус, который кажется парящим в воздухе. «Левер-билдинг» имеет
скромный вид, который вполне отвечает назначению здания, рассчитанного на 25
лет эксплуатации.
«Левер-билдинг» и «Сигрэм-билдинг»
обязаны в значительной мере своим сверкающим первоначальным впечатлением контрасту
с низкой окружающей застройкой того времени. Уже через пять лет оба этих здания
терялись среди ряда новых, выросших вдоль Пятой авеню, зданий из металла и
стекла. Устройство навесных стен было все еще трудоемким методом строительства,
который требовал высокой степени совершенства в пропорциях, рельефе и
материале и предоставлял относительно ограниченные выразительные возможности.
Американские архитекторы успешно
комбинировали и совершенствовали элементы каркасного и панельного способов
строительства, а также реечную систему Мис ван дер Роэ. Так, например, в
«Левер-билдинг» применение каркасного заполнения стен привело к
невыразительному однообразному рисунку вертикальных и горизонтальных элементов.
Опытный архитектор должен был уже при одной мысли о стекающей воде
почувствовать несовершенство выступающих горизонтальных уступов. В очень
элегантной навесной стене здания главного управления компании «Пепси Кола» в
Нью-Йорке представлена удачная комбинация сетчатого фасада Мис ван дер Роэ с
гладкими подоконными плитами из алюминия. Привлекателен также изысканный фасад
Федерального банка в Сан-Франциско с подчеркнутыми вертикалями из нержавеющей
стали, ритмическим рядом оконных импостов, имеющих повторяющийся через этаж
рисунок, что создает тонкую диагональную структуру.
Когда навесная стена около 1955 г.
проникла в Европу и быстро распространилась в ней, она уже не имела прежних
технических недостатков и была конструктивно улучшена и обогащена различными
комбинациями материалов и профилей. Вот только некоторые, произвольно
отобранные примеры: отличный панельный способ строительства, предложенный Жаном
Пруве совместно с фирмой «Штудал и Ц.И.Т.М.» в Париже, со стеновыми элементами
высотой в один этаж, встроенным глухим остеклением и вертикально или
горизонтально раздвижными створками. Внутренний и наружный слои панелей из
алюминиевых листов с деревянным обрамлением; жесткость стеновых панелей
обеспечена с помощью расположенных между листами рам из стального профиля,
которые одновременно служат для соединения панелей; пространство между связями
заполнено пенистым теплоизоляционным материалом. Система членений фасада
здания главного управления фирмы «Пепси Кола» — вертикальные стержни с гладкими
подоконными вставками — была соединена с помощью горизонтальных стержней с
каменной кладкой. В торговом доме Хортена в Дюссельдорфе эта система проявилась уже как настоящая навесная стена; то же мы видим в
конторских зданиях фирмы «Декель и Осрам» в Мюнхене .
Развитие навесных стен не способствовало
распространению в Европе металлических конструкций. Навесные стены сочетались
и с железобетонным каркасом, который в Европе преобладал. Этому содействовала
сложившаяся практика ставить несущие колонны позади фасада, чтобы сделать его
прозрачным и полностью независимым от каркаса. Так, например, в здании ратуши
А. Якобсена висячая стена подвешена к консольным плитам железобетонных
перекрытий. Так же устроен несущий каркас коммерческого банка в Дюссельдорфе с
той лишь разницей, что железобетонные консоли выступают наружу в открытый
цокольный этаж. В обоих зданиях ветровые усилия передаются на массивные ядра
жесткости лестничных клеток.
Желание совместить прозрачность и
точность навесных фасадов из стекла и металла с каркасными конструкциями было
осложнено необходимостью выбора материала для каркаса. Поучительно сравнение
двух огромных сооружений, в которых была сделана попытка освободить продольный
фасад от присоединения к каркасу, что делалось также с целью свободной
планировки помещений и выявления несущих конструкций.
В высотном доме Пирелли в Милане,
построенном в 1955—1957 гг, Гио Понти при участии П. Л. Нерви, перекрытия в
средней части веретенообразного, заостренного по концам плана имели необычный
пролет 20 м; для обеспечения жесткости были использованы предварительно-напряженные железобетонные
рамные конструкции. Массивные поперечные стеновые диски сильно сужены вверху и
разделены внизу на две несущие опоры, вырисовываясь на фасаде, и даже
специалисты не сразу различают • этом облике несущую систему.
Административное здание «Кэсс
Сант-рал д'Алокасьон Фамильял» в Париже, построенное в 1955—1958 гг. архитекторами
Лопецом и Реби и инженером Паско, имеет стальной каркас в виде многоэтажных
рам, у которых мощные ригели пролетом 9 м имеют на концах консоли по 5,5 м;
крайние ригели вынесены на торцовые фасады. Навесная стена продольной стороны
подвешена к верхнему ряду консолей и последовательно проходит мимо всех
перекрытий . Чередование высоких подоконных полос с заполнением из полистирола
и узких оконных лент, которые, обегая здание кругом, объединяют его в одно
целое, и синкопически смещенные стержневые элементы придают фасаду особую
ритмическую привлекательность и контрастный эффект как днем, так и ночью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|